ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. Практическое занятие № 1




ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Практическое занятие № 1

Тема: Повесть Ю. Трифонова «Обмен»

Вопросы и задания:

1. Подготовить сообщение «жизненный и творческий путь Ю.В. Трифонова».

2. Феномен «городской прозы».

3. Место повести «Обмен» в прозе 70-х годов и в цикле «московских повестей» писателя.

4. Смысл названия, конфликт и проблематика.

5. Система персонажей. «Кланы» Дмитриевых и Лукьяновых: вопросы допустимости интерпретации данных образов как олицетворения «интеллигентности» и «мещанства».

6. Проблема терпимости, отношение автора к главному герою.

Литература:

Основная

1. История русской литературы XX века: В 2 т.: Учебник для бакалавров / под общ.ред. В.В. Агеносова. – М.: Изд-во «Юрайт», 2012.

2. История русской литературы ХХ – начала XXI века: Учебник для вузов в 3-х частях с электронным приложением / сост. и науч. ред. проф. В.И. Коровин. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.

Дополнительная

1. Иванова Н.Б. Проза Юрия Трифонова. – М., 1984.

2. Дедков И. Вертикали Ю. Трифонова // Новый мир. 1985. № 8.

3. Лейдерман Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: В 2 т.: учебное пособие / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. – М., 2003. Т. 2. С. 218-259.

4. Оклянский Ю.М. Юрий Трифонов. – М., 1987.

Практическое занятие № 2

Тема: Повесть Г. Владимова «Верный Руслан»

Вопросы и задания:

1. История создания повести. Место «Верного Руслана» в ряду других произведений «лагерной прозы» (подготовить сообщение).

2. Определить смысл заглавия и эпиграфа.

3. Особенности проблематики. Проблема взаимоотношений Личности и Системы. Трагедия «верности» (образ Руслана).

4. Тема русского «долготерпенья». Образ деревенской дворняжки Трезорки.

5. Проблема «интеллигенции» в повести. Роль образа Ингуса в идейной концепции произведения.

6. Образы людей (тетя Стюра, Потертый, Инструктор и др.) и их место в образной системе повести.

7. Особенности поэтики (принцип «остранения», роль символики и художественной детали, особенности психологизма и т. д.).

8. Пространственно-временная организация. Выделить и охарактеризовать основные хронотопы.

9. Особенности повествовательной структуры.

Литература:

Основная

1. История русской литературы XX века: В 2 т.: Учебник для бакалавров / под общ.ред. В.В. Агеносова. – М.: Изд-во «Юрайт», 2012.

2. История русской литературы ХХ – начала XXI века: Учебник для вузов в 3-х частях с электронным приложением / сост. и науч. ред. проф. В.И. Коровин. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.

Дополнительная

1. Аннинский, Л. Собачье сердце? // Литературное обозрение. 1989. № 8. С. 20-25.

2. Владимов Г. – Аннинскому Л. О «Верном Руслане» // Литературное обозрение. 1990. № 3. С. 84-85.

3. Зайцев, В.А., Герасименко, А.П. История русской литературы второй половины XX века: учебное пособие / В.А. Зайцев, А.П. Герасименко. – М., 2006.

4. Зубарева, Е.Ю. Повесть Г.Н. Владимова «Верный Руслан» и русская литературная традиция / Е.Ю. Зубарева // Русская словесность. 2003. № 8. С. 8-14.

5. Терц, А. Люди и звери / А. Терц // Вопросы литературы. 1990. № 1. С. 61-86.

 

Практическое занятие № 3

Тема: Роман Ю. Бондарева «Берег»

Вопросы и задания:

1. Своеобразие жанра философского романа.

·.Многозначность названия произведения, его философский смысл.

· «Вечные» вопросы, поставленные в романе: жизнь и смерть, добро и зло, любовь и ненависть, Эрос и Танатос, смысл жизни и поиск истины, человеческая жизнь и вечность.

· Синтез философских и нравственных проблем.

2. Диалектическая связь времен как характерная особенность композиции.

· Два временных плана в романе: война и современность. Докажите, что обращение к военному времени помогает лучше понять современность, а изображение 1970-х годов – глубже осмыслить войну.

· Сопоставьте композицию «Берега» с другими книгами, где дается подобный синтез времен: «Выбор» и «Игра» Ю. Бондарева, «Обелиск», «Волчья стая» и «Карьер» В. Быкова.

3. Система образов в романе.

· Прием контраста: Никитин – Дицман, Никитин – Самсонов, Никитин – Меженин, Княжко – Гранатуров и т.д.

· Почему все в романе так или иначе дано через Никитина? Его близость с автором романа и наличие дистанции между ними.

4. «Берег» как роман-диспут, роман-спор.

· Дискуссия советского писателя Никитина с западногерманским критиком и публицистом Дицманом как идейный центр произведения.

· Диспут по острейшим политическим, философским, нравственным, эстетическим вопросам.

· Спор о человеке. Тема бездуховности.

5. Жанровая и композиционная многомерность и многоаспектность «Берега» как отражение противоречий современного автору мира.

Литература:

Основная

1. История русской литературы XX века: В 2 т.: Учебник для бакалавров / под общ.ред. В.В. Агеносова. – М.: Изд-во «Юрайт», 2012.

2. История русской литературы ХХ – начала XXI века: Учебник для вузов в 3-х частях с электронным приложением / сост. и науч. ред. проф. В.И. Коровин. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.

Дополнительная

1. Идашкин, Ю. Грани таланта: О творчестве Юрия Бондарева. – М.: Художественная литература, 1983.

2. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: В 2 т.: учебное пособие / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. – М., 2003. Т. 1. С. 162-181.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: