ВОПРОСЫУГОЛОВНОГО ПРАВА
© 2001 г. Н.П. Еремина
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫЛИЧНОСТИ
ПОДРОСТКА «ГРУППЫРИСКА»
Люди нередко испытывают чувство большой озабоченности и ответственности, когда читаем газетные статьи, сообщающие о случаях употребления наркотиков, преступности среди несовершеннолетних детей. Они хотят уберечь наших детей от этой опасности. Пока ребенок был маленьким, это получалось довольно-таки легко. Когда же он стал подростком, далеко не всегда нам удается бывать с ним вместе, следить за его поступками, оберегать его от постороннего влияния. Наступил возраст, когда ребенок как будто бы удаляется от родителей, обретает свои секреты.
По мнению специалистов, занимающимися проблемами подростков, примерно около 50% подростков имеют девиантное (отклоняющееся) поведение. Подростки чаще всего подвержены различным стрессам (школьный стресс, сексуальный стресс, семейные стрессы и т.д.), не имея достаточного опыта для адаптации, ищут выходы различными способами, в том числе деструктивными. Поэтому подростки чаще всего подвержены таким серьезным и опасным симптомам, как антисоциальное поведение, злоупотребление наркотиками, несчастные случаи, самоубийства. Чем больше семейных неурядиц, пренебрежения и отсутствия взаимопонимания, тем более вероятно, что подросток станет токсикоманом, наркоманом, алкоголиком преступником.
В домах, где взрослые члены семьи курят, выпивают или употребляют наркотики (даже в умеренных количествах) есть вероятность того, что подростки выберут семейный тип поведения.
И все-таки большинство подростков даже в глубоком стрессе не ищут пути выхода из проблем посредством наркотиков и алкоголя. Они обладают стойкими моральными принципами, несовместимыми с такими действиями. Но есть и такие подростки, которые не так устойчивы к действиям внешней социальной среды и очень подвержены ее не всегда благотворному влиянию. Именно такие подростки и составляют «группу риска».
|
Что же сегодня побуждает молодежь объединяться в группы? причин не мало.
Прежде всего, следует отметить, что молодежь всегда и везде стремится к общению со сверстниками, бежит от душевного одиночества, а его испытывают многие, проживая в одной квартире с не понимающими их, как они считают, родителями. Для многих противопоставление себя, своего "я" взрослым – нормальное явление. Подростки не хотят жить чужим опытом, учиться на чужих ошибках. Протест, который они выражают, может быть пассивным, через внешнее, скорее показное, демонстративное отрицание существующего порядка, отказ от соблюдения принятых в обществе правил. Есть и агрессивные формы протеста, выражающиеся в эпатаже, граничащем с хулиганством, а иногда и переходящем в него, проявлении насилия, жестокости. Появление таких группирований могут вызывать разные социальные причины. В частности, нездоровый психологический, нравственный климат в неблагополучных семьях с его душевным дискомфортом часто выталкивает юношу или девушку "на улицу" в поисках доброты, взаимопонимания и сочувствия и т.п. Нередко в городских семьях в силу занятости родителей на работе все общение, в котором так нуждаются подростки, сводится к запискам-приказам или телефонным «накачкам». Подлинные ценности при таких отношениях привить трудно.
|
Что же побуждает подростка к употреблению наркотика и наркомании? Наркоманией названа болезнь, вызванная систематическим употреблением веществ, включенных в список наркотиков, и проявляется зависимостью от этих веществ - в первую очередь психологической.
Изучение мотивации потребления наркотика подростками (150 чел.), производившееся нами по анонимным анкетам, показало, что чаще всего это было связано с любопытством и механизмом компенсации (36,8%). Значительное число опрошенных объяснило пробы наркотиков подражанием приятелям (22,4%), влияние «моды» на наркотики в кругу молодых (19,1%), стремление выразить свою независимость и склонность к риску (11,7%). Очевидно, мотивация тесно связана с личностно-психологическими особенностями подросткового возраста.
В основном речь идет о таких свойствах, как нервозность, повышенная тревожность, эмоциональная незрелость, отсутствие контроля за своим поведением, неумение удовлетворять свои потребности, ложная система ценностей и др.
Ярко выраженные указанные черты характера составляют тип акцентуации характера, имеющие не врожденные, а приобретенные качества. Личность, имеющая акцентуацию, психологи называют «акцентуированной». Акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим[1]. «Акцентуированные личности» занимают место между психопатией и нормой, в случае неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер. Лица, употреблявшие наркотик, по исследованиям психологов[2], чаще всего имеют акцентуации характера по типам: гипертимный, эпилептоидный, психоастенический, возбудимый, истероидный, как в чистом, так и смешанном виде.
|
Особенность «протекания» акцентуации в том, что именно подростковый возраст является критическим периодом для обострения черт типов акцентуации и психопатии. Стоит обратить особое внимание, на то, что поскольку у большинства подростков имеется одна и более акцентуация, то по одной только этой причине их можно и нужно отнести к «группе риска».
У подростка может наступить социальная дезадаптация, в силу только особенностей типа акцентуации характера, а не из-за недостатка способностей. Подросток не «уживается» в школе, колледже, в семье подросток так же склонен к конфликтам, разрыву отношений с родителями.
Молодые люди, у которых под влиянием семьи, школы или ровесников сформировался подобного рода тип личности, обычно выдвигают завышенные требования, ожидание немедленного их удовлетворения. Они стремятся к максимализации условий своей жизни и успехов, их отличает расхождение между целями, амбициями и желаниями, с одной стороны, и возможностями их достижения – с другой. Кроме того, этим молодым людям недостает умения сосуществовать с другими. Они болезненно впечатлительны, как правило, боязливы и уступчивы, их отличает неустойчивость психологических процессов.
Эти качества считают слабостью и стыдятся их, поэтому такие люди стараются казаться сильными, навязывая свою волю другим, сами же проявляют недостаточную стойкость перед различными неудачами, хотя тщательно скрывают их. Они не умеют смиряться с поражениями, легко раздражаются и в случае жизненных неудач быстро впадают в уныние.
Такие черты мешают молодым людям в осуществлении их стремлений. Подростки очень болезненно переживают постоянную неудовлетворенность своих потребностей и недостаток собственных достижений и успехов. Чтобы как-то заглушить эти неприятные ощущения, они занимают вызывающую, агрессивную, бунтарскую и строптивую позицию или же, вместо того, чтобы преодолеть трудности, отступают от них.
Особо благоприятствуют возникновению наркотического влечения развивающаяся у молодого человека привычка уклоняться от жизненных трудностей, уходя в свой внутренний мир, который легко может стать миром наркотических видений.
Откуда берутся упомянутые черты? Ведь ясно, что никто из родителей сознательно не станет развивать их в детях, они формируются родителями неосознанно. Взрослые часто не отдают себе отчета в том, что, например, чрезмерная заботливость матери о ребенке в раннем возрасте, предоставление ему безграничной свободы, отстранение от обязанностей и безоговорочные выполнения всех прихотей или, наоборот, слишком суровые отношения, нетерпимость, эмоциональная холодность родителей является одним из основных источников формирования таких черт личности, которые в последствии могут стать причиной наркотического пристрастия подростка,
При таком поведении взрослых (хотя их добрые намерения и побуждения искренни) у ребенка не вырабатывается стремление преодолевать трудности, так часто встречающиеся в их повседневной жизни. У подростка формируется недостаточно зрелая или же инертная, уступчивая психика, склонная к безразличию.
В первом случае закрепляются и переносятся на более поздний возраст сложившиеся в раннем детстве представления о собственном всесилии, что в столкновении с реальными жизненными обстоятельствами приносит сплошные разочарования. Подросток начинает избегать сложных ситуаций, опасаясь поражений и невыносимой правды разоблачения, понимая, что он – не такая уж исключительная личность, какой считают его родня. Поскольку в жизни невозможно постоянно уклоняться от трудностей, молодой человек старается убежать от них в беспроблемный, как ему кажется, а вместе с тем и неизвестный мир наркотического дурмана по совету так называемых «друзей»
Во втором случае ребенок жаждет ласки, любви, которых не получает от суровых, отталкивающих его родителей, И он восстает против их требований и возлагаемых на него обязанностей, против них самих и всего мира взрослых. С одной стороны, подросток ощущает дефицит материнской любви, с другой– злость. Он становится раздраженным, агрессивным по отношению к родителям из-за их эмоциональной черствости. Наркотик же, искажая действительность, создает ему иллюзию любви, которую в нормальных условиях дети получают от своих родителей.
Именно так образуется психическая склонность некоторых подростков к наркотическому пороку. Эта склонность не врожденная, хотя нередко ее корни обнаруживаются уже в раннем дошкольном возрасте. У преобладающего большинства молодых людей наркоманов ее истоки кроются в неправильном поведении родителей по отношению к ребенку, формировании незрелой, невротической личности; последствия же этого проявляются обычно несколько позже, к подростковому или юношескому возрасту. Если принять во внимание, что упомянутое отношение к ребенку родители не считали неправильным, а совсем, напротив, – оценивали его как наиболее верное, то неудивительно, что спустя десяток лет обращающиеся к наркотикам сын или дочь вызывают у них изумление, удивление и непонимание.
Склонность к наркотическому одурманиванию может быть также результатом различных психических травм, вызванных домашней обстановкой, неудачами в учебе, дискомфортом в школе или, например, физическими недостатками, порождающими комплекс неполноценности.
Поскольку в арсенале психолога имеются психодиагностические методики определения типа акцентуации, выявления высокой тревожности, тесты, определяющие отношение, степень лояльности к наркотикам, наркоманам и т.п., считаю возможным выявление «группы риска» подростков для дальнейшей работы по психокоррекции акцентуации с целью формирования позитивных жизненных ценностей, профилактики девиантного поведения и склонности к наркотизму.
ð ð ð ð ð
[1] Личко А. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999. С. 22-24.
[2] Шабанов П.Д. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация. СПб., 2000. С.107.