Родителям, как правило, бывает сложно обнаружить ранний опыт употребления наркотиков ребенком, пока употребление еще не переросло в необратимую стадию – болезнь, не сформировалась зависимость.
В связи с этим очень важно найти средства реагирования на ранние сигналы в поведении и социальном окружении подростка, выстроить адекватную профилактическую деятельность.
Социально-психологическое тестирование проводится в Вологодской области в соответствии Приказом Министерства образования и науки РФ от 16 июня 2014 г. № 658 и приказом Департамента образования Вологодской области от 26.01.2016 г. № 144 «О проведении социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях в 2016 г.
В тестировании участвуют обучающиеся 8-х, 9-х, 10-х классов, а также обучающиеся 1-2 курсов организаций профессионального образования. Социально-психологическое тестирование проводится с использованием электронного ресурса на сайте АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» (https://viro.edu.ru) в период с 25 февраля по 25 марта 2016 г.
Тестирование направлено на выявление склонности подростков к вовлечению в употребление психоактивных веществ. Данный вид тестирования не выявляет учащихся, употребляющих наркотики.
Социально-психологическое тестирование (СПТ) носит, прежде всего, профилактический характер, призвано удержать молодежь от первых "экспериментов" с наркотиками, своевременно принять необходимы профилактические меры.
Задача тестирования – выявить у детей личностные (поведенческие, психологические) особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать (или уже стали) значимыми факторами риска употребления ПАВ.
|
Полученные результаты носят прогностический, вероятностный характер. В обобщенном виде они будут использованы при планировании профилактической работы как в образовательной организации, где учится ребенок, так и в области в целом.
После проведения тестирования у обучающихся может быть выявлено, на каком уровне находится развитие того или иного его качества, например: отношение к своему здоровью, способность к уверенному поведению, склонность к необдуманному риску, ответственность и т.д. Такое тестирование является средством развития и воспитания, а не средством контроля и угрозы.
Обеспечение соблюдения безопасных условий тестирования.
Социально-психологическое тестирование является добровольным и анонимным:
ü в СПТ принимают участие только те дети в возрасте 15 лет и старше, которые дали письменное информированное согласие. Если ребенку нет 15 лет, он участвует в тестировании исключительно при наличии письменного информированного согласия одного из родителей (законных представителей) (Форма Информированного согласия родителей (законных представителей) обучающихся, не достигших 15 лет, в Приложении). Родители (законные представители) обучающихся допускаются в аудитории во время тестирования в качестве наблюдателей;
ü личные данные ребенка кодируются. Данные о персональных кодах участников тестирования хранятся в образовательной организации в условиях, обеспечивающих конфиденциальность информации.
Конфиденциальность при проведении СПТ и хранении информированных согласий обеспечивает директор образовательной организации; за соблюдение конфиденциальности при хранении и использовании результатов тестирования отвечают органы исполнительной власти.
|
Каждый родитель имеет право на получение информации о результатах тестирования своего ребенка, не достигшего 15 лет. Для этого родители могут сделать запрос в областную комиссию по социально-психологическому тестированию обучающихся.
Дети старше 15 лет могут обратиться самостоятельно. Свои результаты (конфиденциально) подросток 15 лет и старше или родитель ребенка до 15 лет может обсудить вместе со школьным психологом или психологом Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи, чтобы разработать индивидуальный профилактический маршрут.
2. Обсуждение отношения к тестированию родителей. Ответы на возникающие вопросы.
Перед предложением заполнения информированного согласия, следует предложить родителям включиться в обсуждение значимости тестирования.
Возможные вопросы для обсуждения:
Как бы Вы определили свое отношение к возможностям социально-психологического тестирования?
Какие позитивные возможности в тестировании для себя и своего ребенка нашли?
Что настораживает Вас в проведении тестирования?
В чем Вы видите возможности социально-психологического тестирования в организации профилактической работы?
Ведущему надо быть готовым к тому, что родителей может беспокоить психологическая безопасность процедуры. Еще раз следует повторить, что результаты детей кодируются, и обработка проходит без персональных данных (без Ф.И.О.).
Памятка для родителей