Тема 2. Отрасли психологии




План:

1. Подходы к классификации отраслей психологии;

2. Классификация фундаментальных отраслей психологии

3. Классификация прикладных отраслей психологии

 

Научные работники-психологи и преподаватели психологии ориентируются на классификацию психологических специальностей ВАК РФ. Она претерпела ряд изменений за последние годы и включает в себя только те психологические отрасли, которые представлены соответствующим числом специалистов высшей квалификации и получили развитие в нашей стране.

Министерством общего и профессионального образования РФ принят перечень специализаций по специальности 020400 «Психология», в которую входят 14 отраслей:

1. Общая психология

2. Психология личности

3. Социальная психология

4. Политическая психология

5. Психология менеджмента

6. Организационная психология

7. Юридическая психология

8. Психология труда и инженерная психология

9. Клиническая (медицинская) психология

10. Психофизиология

11. Специальная психология

12. Психология развития и возрастная психология

13. Педагогическая психология

14. Психологическое консультирование

Психология — молодая наука, которая находится в постоянном развитии. Процессы дифференциации и интеграции психологического знания приводят к возникновению новых отраслей, направлений, проблемных областей. Современное состояние психологической науки иллюстрирует классификация психологических отраслей, принятая организаторами XXVI Международного психологического конгресса, состоявшегося 16— 21 августа 1996 г. в Монреале (Канада).

Список включал следующие категории: 1.0 История и теория; 2.0 Методы исследования и статистика; 3.0 Поведение животных; 4.0 Сенсорные и моторные процессы; 5.0 Внимание и восприятие; 6.0 Нейронауки; 7.0 Нейропсихология; 8.0 Эмоции и мотивация; 9.0 Обусловливание и научение;

10.0 Память и познание; 11.0 Язык, речь и общение; 12.0 Когнитивная наука и интеллектуальные системы; 13.0 Человеческий фактор и эргономика; 14.0

Стадии развития; 15.0 Процессы развития; 16.0 Психология образования; 17.0 Личностные процессы и надындивидуальные различия; 18.0 Социальная

психология; 19.0 Социальные проблемы; 20.0 Половые различия; 21.0 Психология и право; 22.0 Кросскультурная психология; 23.0 Политическая

психология; 24.0 Клиническая и консультационная психология; 25.0 Психология здоровья; 26.0 Индустриальная и организационная психология;

27.0 Психология среды; 28.0 Психология как научная дисциплина. Внутри каждой категории существует группа от 3 до 10 более мелких отраслей (но не менее важных). Например, категория 28.0 включает: преподавание психологии, этику психологии, организационные проблемы, отношение психологии к другим наукам, развитие психологии в разных странах.

Современная психология является чрезвычайно дифференцированной наукой. Различные авторы насчитывают от 50 до 100 относительно самостоятельных ее отраслей, претендующих на статус «полноценных» научных дисциплин.

Отрасли психологии выделяются по множеству оснований, например, по цели деятельности (получение или применение нового знания):

фундаментальные и прикладные науки; по предмету исследования: психология развития, творчества, личности и т. д. На основе связей психологии с другими науками можно выделить психофизиологию, нейропсихологию, математическую психологию. Развитие сложных отношений психологии с различными сферами практики наблюдается в организационной, инженерной психологии, психологии спорта, педагогической психологии и т. д.

Рассмотрим общепринятую классификацию фундаментальных отраслей психологии.

К числу отраслей фундаментальной психологии относятся общая психология, дифференциальная психология, психология личности, психофизиология, социальная психология, психология развития, специальная психология (или психология аномального развития), сравнительная и зоопсихология.

Общая психология изучает общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека. Самые глобальные из ее вопросов касаются понимания самой психологии, ее структуры и функций, законов ее развития. Общая психология занимается проблемами сознания и бессознательного, личности, деятельности, изучает различные психические состояния и свойства человека, процессы произвольной регуляции деятельности. В рамках общей психологии также изучаются познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение.

Дифференциальная психология (или психология индивидуальных различий) изучает индивидуально-психологические особенности людей: их темперамент, характер, способности, личностные свойства, их индивидуальный стиль, психологические особенности, определяемые возрастом, полом, социальным положением, местом жительства и т.п.

Нередко в качестве отдельной отрасли фундаментальной психологии выделяют психологию личности, которая занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей самосознания, мотивации, характера.

Психофизиология изучает взаимосвязь психических явлений с работой организма, деятельностью нервной системы. Особый научный интерес в этой отрасли представляет исследование физиологических механизмов деятельности мозга, в результате которых возникают психические процессы, состояния, свойства человека.

Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций, нейронных процессов в головном мозге человека, лежащих в основе восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций.

Социальная психология изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, межличностные отношения. Социальная психология, в свою очередь, также подразделяется на несколько отраслей. В структуру социальной психологии в настоящее время входят следующие три круга проблем.

- Социально - психологические явления в больших группах ( в макросреде ). Сюда относятся проблемы массовой коммуникации (радио, телевидение, пресса и т.д.), механизмы и эффективность воздействия средств массовой коммуникации на различные общности людей, закономерности распространения моды, слухов, общепринятых вкусов, обрядов, предубеждений, общественных настроений, проблемы психологии классов, наций, психология религии.

- Социально - психологические явления в малых группах ( в микросреде ). Сюда относятся проблемы психологической совместимости в замкнутых группах, межличностных отношений в группах, групповой атмосферы, положения лидера и ведомых в группе, типов группы (ассоциации, корпорации, коллективы), соотношения формальных и неформальных групп, количественных пределов малых групп, степени и причин сплоченности группы, восприятия человека человеком в группе, ценностных ориентаций группы и многие другие. Если иметь в виду, например, семью как малую группу, то к числу важных проблем может быть отнесена динамика отношений между родителями и детьми, проблема сохранения авторитета старших и др.

- Социально - психологические проявления личности человека ( социальная психология личности ). Личность человека является объектом социальной психологии. При этом рассматривают, насколько личность соответствует социальным ожиданиям в больших и малых группах, как она принимает воздействия этих групп, каким образом она усваивает ценностные ориентации групп, какова зависимость самооценки личности от оценки ею группы, в которую входит личность и др. К проблемам социальной психологии личности относятся проблемы, связанные с изучением направленности личности, ее самооценки, самочувствия и самоуважения, устойчивости личности к внушаемости, коллективизма и индивидуализма, вопросы, связанные с изучением установок личности, их динамики, перспектив личности.

Указанные три круга проблем социальной психологии не могут, разумеется, быть противопоставлены или рядоположены друг другу. Они предстают перед нами в единстве, обусловленном единством личности и общества, совокупностью отношений, в котором определяется сущность личности.

Психология развития и возрастная психология изучает онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека. Данная отрасль психологии, в свою очередь, разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию. Возрастная психология исследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и т.д.

Одна из центральных проблем возрастной психологии – проблема обучения и умственного развития и их взаимосвязанность – широко обсуждается психологами, которые заняты отыскиванием надежных критериев умственного развития и определением условий, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения.

Сравнительная психология – отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии осуществляется сопоставление психики животных и человека, устанавливается характер и причины существующих свойств и различий в их

поведении.

Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащих к различным систематическим группам (видам, родам, семействам), важнейшие формы и механизмы поведения. К классическим объектам сравнительной психологии (паукам, муравьям, пчелам, птицам, собакам, лошадям, обезьянам) в настоящее время присоединены китообразные (дельфины). Врожденные механизмы поведения животных составляют объект специального изучения в сравнительно новой отрасли биологии и психологии – этологии.

Прикладные отрасли психологии, в числе прочего, принято классифицировать относительно различных видов деятельности.

Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда

(НОТ). В задачу психологии труда входит исследование профессиональных

особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияния на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов и станков, средств сигнализации и т.д. Психология труда имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными, хотя и тесно связанными друг с другом отраслями психологической науки. Таковы:

- инженерная психология, изучающая главным образом деятельность оператора в автоматизированных системах управления, решающая проблемураспределения и согласования функций между человеком и машиной;

- авиационная психология, исследующая психологические закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов; - космическая психология, исследующая психологические особенности деятельности человека в условиях невесомости и пространственной дезориентации, при возникновении особых состояний, связанных с нервнопсихическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма.

- педагогическая психология имеет своим предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Она исследует формирование у учащихся мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, взаимоотношения между педагогом и учениками и отношения в ученическом коллективе, индивидуально-психологические различия учащихся, психологические особенности учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в психическом развитии, психологическую специфику работы со взрослыми в процессе их обучения и т.д. К разделам или узким областям педагогической психологии относятся:

- психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик, программированного обучения, формирования умственных действий и т.д.);

- психология воспитания (психология ученического коллектива, психологические основы исправительно-трудовой педагогики);

- психология учителя;

- психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

- медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она подразделяется на:

- нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами;

- психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека;

- психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного;

- психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.

Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права.

Она подразделяется на:

- судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологические требования к допросу и т.п.);

- криминальную психологию, занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления и т.д.;

- пенитенциарную, или исправительно-трудовую психологию, изучающую психологию заключенного в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения и т.п.

Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой и т.д.

Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные с организацией и проведением соревнований.

Психология торговли, широко развитая, главным образом, в капиталистических странах, выясняет психологические условия воздействия

рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды и т.п.

В последнее время началась разработка проблем психологии научного творчества (особенности творческой личности, факторы, стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществления научного открытия и т.д.). Своеобразный раздел психологии научного творчества составляет эвристика, к задачам которой относится не только исследование закономерностей творческой (эвристической) деятельности, но и разработка методов управления эвристическими процессами.

Наконец, следует назвать психологию художественного творчества (в области литературы и искусства) и эстетического восприятия – область, значение которой не вызывает сомнения, но пока еще весьма слабо изученную.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: