Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 127 имени академика Е.Н. Аврорина»
Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности
Социальной направленности
«Азбука общения»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука общения» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования России (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г. );
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2016 г. );
- Письма Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального направления «Азбука общения» (далее – рабочая программа) является структурной частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия № 127» (далее - гимназия).
Поведение детей - эго именно то, на что чаще всего жалуются родители, учителя при обращении к психологу.
Действительно, нарушения поведения - причина многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение им навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье. Жизнь такого ребенка протекает в обстановке сплошных конфликтов, многочисленных упреков, порицаний. Он слышит бесконечные требования вести себя «хорошо», «правильно», «как полагается». Нередко к нему применяются моральные и физические наказания. Все это не только не способствует исправлению поведения. но еще больше ухудшает его и в конечном счете может привести к искаженному (пaтoxapaктepологичecкoмy) развитию личности.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми, сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональных форм нарушения поведения очень актуальна и важна.
Цель рабочей программы: сформировать у детей способность к саморегуляции эмоционального состояния и поведения
Задачи:
1. Формировать у детей принадлежность к группе, помочь им почувствовать себя более защищёнными.
2. Формировать позитивное отношение к сверстникам.
3. Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
4. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выражение движений, интонации.
5. Нейтрализовать у детей страх угрожающих образов посредством актуализации светлого начала в персонажах.
6. Помочь детям преодолеть трудности личностного развития, снизить уровень тревожности и агрессии.
7. Обучать социально желаемым формам общения.
Содержание рабочей программы отвечает следующим принципам:
· возрастная адекватность — соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;
· научная обоснованность — содержание комплекта базируется на данных исследований в области общения детей;
· практическая целесообразность — содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с общением детей младшего школьного возраста;
· вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся;
· социально-экономическая адекватность — предлагаемые формы реализации программы не требуют использования каких-то материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны для реализации в семье учащихся.
I. Ожидаемые результаты освоения программы
1.Эмоциональное удовлетворение ребенка от занятий.
2.Осознание ребенком себя, как часть группы.
3.Позитивное отношение к своему «я» и сверстникам.
4.Снижение у детей агрессивности, страхов, тревожности.
5.Улучшение взаимоотношений с окружающими.
6.Снятие деструктивных элементов в поведении детей и использование ими конструктивных поведенческих реакций.
7.Принятие и осознание родителями проблем ребенка и понимание необходимости использования психологических рекомендаций во взаимодействии со своими детьми.
Коммуникативные УУД:
- использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
- построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
- владение диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
- формулирование собственного мнения;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих сего собственной;
-умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Способы проверки результатов освоения программы
Оценивание результатов проводится на основании диагностики в начале и в конце проводимой программы
II. Основное содержание курса внеурочной деятельности с указание формы организации и видов деятельности
Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома.
Содержание программы, а также используемые формы и методы ее реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.
В качестве организации занятий используются следующие формы:
1 часть. Вводная (5-10 минут).
Цель вводной части занятия - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные методы работы - приветствия, игры с именами.
2 часть. Основная (15-20 минут).
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.
3 часть. Завершающая (10 минут).
Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувств принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Подведение итогов. Что понравилось? Что не понравилось? Релаксация 5-7 минут направлена на обучение детей, напрягая, а затем, расслабляя мышцы лица, сравнивать свое состояние, достигая полного расслабления
Методы
Введение ограничений и запретов;
Установление правил и их соблюдение;
Установление традиций, ритуалов (приветствие, прощание);
Драматизация сказок и историй, придуманных детьми;
Поощрение даже самых незначительных успехов детей;
Игры на развитие навыков общения;
Подвижные игры;
Игры с правилами:
Игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
Музыкальные упражнения;
Элементы психодрамы;
Образец желаемого поведения;
Проигрывание условных реальных ситуаций;
Обучение детей приёмам релаксации.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тематический план занятий
1 этап Диагностический | Выявление эмоционального статуса, нежелательных черт характера и поведения | ||
2 этапИгровая коррекция ~ ориентировочный блок | 1 занятие | Раскрепощение участников Объединение их в группу Повышение самооценки детей, улучшение взаимоотношений между ними | Приветствие Игра «Клубочек» Введение правил работы в группе Игра Прикоснись к синему цвету» Игра «Передай настроение». Игра «Волшебный С1ул» Игра «Ветер дует» Релаксация «Водопад» Финальные упражнения в кругу |
занятие | Повышение у детей уверенности в себе Формирование позитивного отношения к сверстникам | Приветствие Игра «Я очень рада» Игра «Солнечный зайчик» Игра «Спаси птенца» Игра «Земля, небо, огонь, вода» Игра «Волшебный стул» Групповое рисование Релаксация «Танцующие руки» Прощание | |
3 занятие | Развитие чувства эмпатии, умения работать в группе Развитие способности оценивать свое состояние, анализировать свое поведение | Приветствие Игра «Ласковое имя» Игра «Мой хороший попугай» Игра «Цветик-семицветик» Терапевтическая сказка «История со счастливым концом» Игра «Волшебный стул» Игра «Добрый-злой, веселый-грустный» Релаксация «Дождь в лесу» Прощание | |
4 занятие | Развитие групповой сплоченности Повышение у детей уверенности в себе Отработка навыков контроля над состоянием тревоги, волнения и страхов | Приветствие Игра «Волшебный клубочек» Игра «Менялки» Работа с плакатом «Как я справлюсь со своей тревогой» Игра «Доброе животное» Игра «Твистер» Игра «Пирамида любви» Релаксация «Водопад» Прощание | |
занятие | Коррекция страхов Преодоление неуверенности в себе Закрепление умения справляться с чувством страха в рисунке | Приветствие Игра «Прохлопай свое имя» Игра «Менялки» Терапевтическая сказка «Широкое небо» Игра «Закончи предложение» Игра «Лабиринт страхов» Релаксация «Танцующие руки» Прощание | |
занятие | Развитие у детей рефлексии (способности анализировать причины и следствия) своего агрессивного поведения Ознакомление детей с конструктивными функциями взаимодействия в конфликтных ситуациях Расширение поведенческого репертуара в конфликтной ситуации | Приветствие Игра «Эхо» Игра «Менялки» Упражнение «Почему подрались мальчики», драматизация Работа с плакатом «Как я разрешаю конфликты» Игра «Твистер» Релаксация «Танцующие руки» Прощание | |
занятие | Формирование у детей способности использовать агрессивные действия в социально желаемых целях Развитие у детей самоконтроля в конфликтных ситуациях | Приветствие Игра «Волшебный клубочек» Игра «Менялки» Упражнение «Я могу защитить» Упражнение «Стоп, кулак!» Игра «Говори» Игра «Броуновское движение» Релаксация «Слепой танец» Прощание | |
Обобщающе- закрепляющий блок | 8 занятие | Закрепление способности к саморегуляции эмоционального состояния и поведения Использование положительной стороны страха во благо себе Использование агрессивных действий в социально желаемых целях Развитие самоконтроля в конфликтных ситуациях Закрепление навыков управления гневом | Приветствие Игра «Эхо» (имена) Игра «Цветик-семицветик» Подвижные игры по желанию детей Заключительная работа с плакатами «Как я справляюсь со своей тревогой» «Как я разрешаю конфликты» Совместное итоговое рисование «Ладонь, полная солнца» Прощание |
3 этап Вторичная диагностика | Отслеживание динамики | Используются выше перечисленные в 1 этапе тесты |