I. Ожидаемые результаты освоения программы




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 127 имени академика Е.Н. Аврорина»

 

Рабочая программа

Курса внеурочной деятельности

Социальной направленности

«Азбука общения»

 


Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука общения» составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования России (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г. );

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2016 г. );

- Письма Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального направления «Азбука общения» (далее – рабочая программа) является структурной частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия № 127» (далее - гимназия).

Поведение детей - эго именно то, на что чаще всего жалуются родители, учителя при обращении к психологу.

Действительно, нарушения поведения - причина многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение им навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье. Жизнь такого ребенка протекает в обстановке сплошных конфликтов, многочисленных упреков, порицаний. Он слышит бесконечные требования вести себя «хорошо», «правильно», «как полагается». Нередко к нему применяются моральные и физические наказания. Все это не только не способствует исправлению поведения. но еще больше ухудшает его и в конечном счете может привести к искаженному (пaтoxapaктepологичecкoмy) развитию личности.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми, сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональных форм нарушения поведения очень актуальна и важна.

Цель рабочей программы: сформировать у детей способность к саморегуляции эмоционального состояния и поведения

 

Задачи:

1. Формировать у детей принадлежность к группе, помочь им почувствовать себя более защищёнными.

2. Формировать позитивное отношение к сверстникам.

3. Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

4. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выражение движений, интонации.

5. Нейтрализовать у детей страх угрожающих образов посредством актуализации светлого начала в персонажах.

6. Помочь детям преодолеть трудности личностного развития, снизить уровень тревожности и агрессии.

7. Обучать социально желаемым формам общения.

Содержание рабочей программы отвечает следующим принципам:

· возрастная адекватность — соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;

· научная обоснованность — содержание комплекта базируется на данных исследований в области общения детей;

· практическая целесообразность — содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с общением детей младшего школьного возраста;

· вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся;

· социально-экономическая адекватность — предлагаемые формы реализации программы не требуют использования каких-то материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны для реализации в семье учащихся.

I. Ожидаемые результаты освоения программы

 

1.Эмоциональное удовлетворение ребенка от занятий.

2.Осознание ребенком себя, как часть группы.

3.Позитивное отношение к своему «я» и сверстникам.

4.Снижение у детей агрессивности, страхов, тревожности.

5.Улучшение взаимоотношений с окружающими.

6.Снятие деструктивных элементов в поведении детей и использование ими конструктивных поведенческих реакций.

7.Принятие и осознание родителями проблем ребенка и понимание необходимости использования психологических рекомендаций во взаимодействии со своими детьми.

Коммуникативные УУД:

- использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

- построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);

- владение диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

- формулирование собственного мнения;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих сего собственной;

-умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Способы проверки результатов освоения программы

Оценивание результатов проводится на основании диагностики в начале и в конце проводимой программы

II. Основное содержание курса внеурочной деятельности с указание формы организации и видов деятельности

Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома.

Содержание программы, а также используемые формы и методы ее реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.

В качестве организации занятий используются следующие формы:

1 часть. Вводная (5-10 минут).

Цель вводной части занятия - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные методы работы - приветствия, игры с именами.

2 часть. Основная (15-20 минут).

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

3 часть. Завершающая (10 минут).

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувств принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Подведение итогов. Что понравилось? Что не понравилось? Релаксация 5-7 минут направлена на обучение детей, напрягая, а затем, расслабляя мышцы лица, сравнивать свое состояние, достигая полного расслабления

Методы

Введение ограничений и запретов;

Установление правил и их соблюдение;

Установление традиций, ритуалов (приветствие, прощание);

Драматизация сказок и историй, придуманных детьми;

Поощрение даже самых незначительных успехов детей;

Игры на развитие навыков общения;

Подвижные игры;

Игры с правилами:

Игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;

Музыкальные упражнения;

Элементы психодрамы;

Образец желаемого поведения;

Проигрывание условных реальных ситуаций;

Обучение детей приёмам релаксации.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тематический план занятий

 

1 этап Диагностический   Выявление эмоционального статуса, нежелательных черт характера и поведения  
2 этапИгровая коррекция ~ ориентировочный блок 1 занятие Раскрепощение участников Объединение их в группу Повышение самооценки детей, улучшение взаимоотношений между ними Приветствие Игра «Клубочек» Введение правил работы в группе Игра Прикоснись к синему цвету» Игра «Передай настроение». Игра «Волшебный С1ул» Игра «Ветер дует» Релаксация «Водопад» Финальные упражнения в кругу
  занятие Повышение у детей уверенности в себе Формирование позитивного отношения к сверстникам Приветствие Игра «Я очень рада» Игра «Солнечный зайчик» Игра «Спаси птенца» Игра «Земля, небо, огонь, вода» Игра «Волшебный стул» Групповое рисование Релаксация «Танцующие руки» Прощание  
  3 занятие Развитие чувства эмпатии, умения работать в группе Развитие способности оценивать свое состояние, анализировать свое поведение Приветствие Игра «Ласковое имя» Игра «Мой хороший попугай» Игра «Цветик-семицветик» Терапевтическая сказка «История со счастливым концом» Игра «Волшебный стул» Игра «Добрый-злой, веселый-грустный» Релаксация «Дождь в лесу» Прощание
  4 занятие Развитие групповой сплоченности Повышение у детей уверенности в себе Отработка навыков контроля над состоянием тревоги, волнения и страхов Приветствие Игра «Волшебный клубочек» Игра «Менялки» Работа с плакатом «Как я справлюсь со своей тревогой» Игра «Доброе животное» Игра «Твистер» Игра «Пирамида любви» Релаксация «Водопад» Прощание
  занятие Коррекция страхов Преодоление неуверенности в себе Закрепление умения справляться с чувством страха в рисунке Приветствие Игра «Прохлопай свое имя» Игра «Менялки» Терапевтическая сказка «Широкое небо» Игра «Закончи предложение» Игра «Лабиринт страхов» Релаксация «Танцующие руки» Прощание
  занятие Развитие у детей рефлексии (способности анализировать причины и следствия) своего агрессивного поведения Ознакомление детей с конструктивными функциями взаимодействия в конфликтных ситуациях Расширение поведенческого репертуара в конфликтной ситуации Приветствие Игра «Эхо» Игра «Менялки» Упражнение «Почему подрались мальчики», драматизация Работа с плакатом «Как я разрешаю конфликты» Игра «Твистер» Релаксация «Танцующие руки» Прощание
  занятие Формирование у детей способности использовать агрессивные действия в социально желаемых целях Развитие у детей самоконтроля в конфликтных ситуациях Приветствие Игра «Волшебный клубочек» Игра «Менялки» Упражнение «Я могу защитить» Упражнение «Стоп, кулак!» Игра «Говори» Игра «Броуновское движение» Релаксация «Слепой танец» Прощание
Обобщающе- закрепляющий блок 8 занятие Закрепление способности к саморегуляции эмоционального состояния и поведения Использование положительной стороны страха во благо себе Использование агрессивных действий в социально желаемых целях Развитие самоконтроля в конфликтных ситуациях Закрепление навыков управления гневом Приветствие Игра «Эхо» (имена) Игра «Цветик-семицветик» Подвижные игры по желанию детей Заключительная работа с плакатами «Как я справляюсь со своей тревогой» «Как я разрешаю конфликты» Совместное итоговое рисование «Ладонь, полная солнца» Прощание
3 этап Вторичная диагностика   Отслеживание динамики Используются выше перечисленные в 1 этапе тесты

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: