П.Д.Успенский. В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения




Петр Успенский. В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

 

 

Перевод Н.В.фон Бока. (c) Издательство Чернышева. СПб., 1992.

 

Об авторе: Петр Демьянович Успенский (1878-1949) - ученик легендарного

Гурджиева. Его книга "В поисках чудесного", сыгравшая важную роль в

распространении идей Гурджиева на Западе, запускается в русскоязычную сеть к

50-летнему юбилею ее первого издания (Нью-Йорк, 1949).

 

* Origin: ExLibris #20 (2:463/192.21 - let@danch.kiev.ua)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ГЛАВА 1

 

Возвращение из Индии. - Война и "поиски чудесного". Старые мысли. -

Вопрос о школах. - Планы дальнейших путешествий. - Восток и Европа. -

Заметка в московской газете. - Лекции об Индии. - Встреча с Гурджиевым.

"Переодетый". - Первая беседа. - Мнение Гурджиева о школах. - Группа

Гурджиева. - "Проблески истины". Дальнейшие встречи и беседы. - Организация

московской группы Гурджиева. - Вопрос о плате и средствах для работы. -

Вопрос о тайне; обязательства, принимаемые учениками. - Беседа о Востоке. -

"Философия", "теория" и "практика". - Как была найдена эта система? - Идеи

Гурджиева. - "Человек - это машина", управляемая внешними влияниями. - "Все

случается". - Никто ничего не "делает". - Чтобы "делать", необходимо "быть".

- Человек отвечает за свои поступки, а машина - нет. - Нужна ли психология

для изучения машины? - Обещание "фактов". Можно ли прекратить войны? -

Беседа: планеты и Луна как живые существа. - "Разум" Солнца и Земли. -

"Субъективное" и "объективное" искусство.

 

ГЛАВА 2

 

Петербург в 1915 году. - Гурджиев в Петербурге. Беседа о группах. -

Упоминание об "эзотерической" работе. - "Тюрьма" и "побег из тюрьмы". - Что

нужно для побега? - Кто и как может помочь? - Начало встреч в Петербурге. -

Вопрос о перевоплощении и будущей жизни. Как можно достичь бессмертия? -

Борьба между "да" и "нет". - Кристаллизация на правильной и ложной основе.

Необходимость жертвы. - Беседы с Гурджиевым и наблюдения. - Продажа ковров и

рассказы о коврах. - Что Гурджиев рассказал о себе. - Вопрос о древнем

знании: почему оно скрыто? - Ответ Гурджиева. - Знание не скрыто. -

Материальность знания и отказ человека от знания, которое ему дается. -

Вопрос о бессмертии. - "Четыре тела" человека. - Пример реторты, наполненной

порошкообразными металлами. - Путь факира, путь монаха и путь йогина.

"Четвертый путь". - Существуют ли культура и цивилизация?

 

ГЛАВА 3

 

Фундаментальные идеи Гурджиева о человеке. - Отсутствие единства. -

Множественность "я". - Конструкция человеческой машины. - Психические

центры. - Метод Гурджиева для объяснения идей его системы. - Неизбежное

повторение. - Что значит эволюция? - Механический прогресс невозможен. -

Европейское понимание эволюции человека. - Всеобщая связь в природе. -

Человечество и Луна. - Преимущества индивида перед массами. - Необходимо

знать человеческую машину. - Отсутствие постоянного "я" у человека. - Роли

малых "я". - Человек лишен индивидуальности и воли. - Восточная аллегория:

дом и слуги. - "Заместитель управляющего". - Беседы о факире на гвоздях и о

буддийской магии.

 

ГЛАВА 4

 

Общее впечатление от системы Гурджиева. - Взгляд назад. - Одно из

фундаментальных положений. - Линия знания и линия бытия. - Бытие на разных

уровнях. Расхождение между линиями знания и бытия. - Что дает развитие

знания без соответствующего изменения бытия? Что дает изменение бытия без

увеличения знания? - Что значит "понимание"? - Понимание как

равнодействующая знания и бытия. - Различие между пониманием и знанием.

Понимание как функция трех центров. - Почему люди стараются назвать вещи,

которых не понимают? - Наш язык. Почему люди не понимают друг друга? - Слово

"человек" и его разнообразные значения. - Язык, принятый в системе. Семь

градаций понятия "человек". - Принцип относительности в системе. - Градации,

параллельные градациям человека. - Слово "мир". - Многообразие его значений.

Исследование слова "мир" с точки зрения законов принципа относительности. -

Фундаментальный закон вселенной. Закон трех принципов или трех сил. -

Необходимость трех сил для проявления какого-либо феномена. - Третья сила.

Почему мы не видим третью силу? - Три силы в древних учениях. - Создание

миров силой воли Абсолютного. Цепь миров, или "луч творения". - Число

законов в каждом мире.

 

ГЛАВА 5

 

Лекция о "механике вселенной". - Луч творения, его рост из Абсолютного.

- Противоречия в научных гипотезах. - Луна: конечный пункт луча творения. -

Воля Абсолютного. - Идея чуда. - Наше место в мире. - Луна питается

органической жизнью. - Влияние Луны и освобождение от Луны. - Различная

"материальность" разных миров. - Мир как мир "вибраций". - Вибрации

замедляются. пропорционально расстоянию от Абсолютного. - Семь родов

материи. - Четыре тела человека и их отношение к разным мирам. - Где

находится Земля? - Три силы и космические свойства материи. - Атомы сложных

веществ. - Определение материи в соответствии с проявляющимися через нее

силами. - "Углерод", "кислород", "азот" и "водород". - Три силы и четыре

вида материи. - Бессмертен человек или нет? - Что означает бессмертие? -

Человек с четвертым телом. - Рассказ о семинаристе и всемогуществе Божием.

Беседы о Луне. - Луна как часовая гиря. - Беседа об универсальном языке. -

Объяснение Тайной Вечери.

 

ГЛАВА 6

 

Беседа о целях. - Может ли учение преследовать определенную цель? -

Цель существования. - Личные цели - предвидение будущего, существование

после смерти, господство над самим собой, достижение уровня подлинного

христианина, помощь человечеству, прекращение войн. - Объяснения Гурджиева.

- Судьба, случай и воля. - "Безумные машины". Эзотерическое христианство. -

Что может быть целью человека? - Причины внутреннего рабства. - С чего

начинается путь к освобождению? - "Познай самого себя!". - Разное понимание

этой идеи. - Самоизучение. - Как изучать себя? - Самонаблюдение. -

Регистрация и анализ. - Фундаментальный принцип работы человеческой машины.

- Четыре центра: мыслительный, эмоциональный, двигательный, инстинктивный.

Различие работы разных центров. - Создание изменений в работе машины. -

Нарушение равновесия. - Как машина восстанавливает свое равновесие? -

Случайные перемены. - Неправильная работа центров. - Воображение. - Грезы. -

Привычки. - Противодействие привычкам в целях самонаблюдения. - Борьба

против выражения отрицательных эмоций. Регистрирование механистичности. -

Изменения как следствие правильного самонаблюдения. - Идея двигательного

центра. - Обычная классификация действий человека. - Классификация,

основанная на делении центров. - Автоматизм. Инстинктивные действия. -

Различие между инстинктивными и двигательными функциями. - Деление эмоций. -

Разные уровни центров.

 

ГЛАВА 7

 

Достижимо ли "космическое сознание"? - Что такое сознание? - Вопрос

Гурджиева о том, что мы замечаем при самонаблюдении. - Наши ответы. -

Замечание Гурджиева о том, что мы пропустили самое важное. - Почему мы не

замечаем, что помним себя? - Что-то "наблюдает", "думает", "говорит".

Попытки вспомнить себя. - Пояснения Гурджиева. - Значение новой проблемы. -

Наука и философия. - Наши переживания. - Попытки разделить внимание. -

Первые ощущения намеренного вспоминания себя. - Что мы помним из прошлого? -

Дальнейшие переживания. - Сон в бодрствующем состоянии. - Пробуждение. - Что

просмотрела европейская психология? - Различия в понимании идеи сознания. -

Изучение человека идет параллельно изучению мира. - За законом трех следует

закон семи, или закон октав. - Отсутствие непрерывности в вибрациях. -

Октавы. - Гамма семи тонов. - Закон "интервалов". - Необходимость

дополнительных толчков. - Что происходит при отсутствии дополнительных

толчков? - Чтобы делать, надо уметь контролировать "дополнительные толчки".

- Подчинение октавы. - Внутренние октавы. - Органическая жизнь в

"интервале". - Влияние планет. - Боковая октава "соль-до". - Значение нот

"ля", "соль", "фа". - Значение нот "до" и "си". - Значение нот "ми" и "ре".

- Роль органической жизни в изменении поверхности земли.

 

ГЛАВА 8

 

Разные состояния сознания. - Сон. - Состояние бодрствования. -

Самосознание. - Объективное сознание. - Отсутствие самосознания. - В чем

заключается первое условие для приобретения самосознания? - Высшие состояния

сознания и высшие центры. - "Бодрственное состояние" обыкновенного человека.

- Это не что иное, как сон. - Жизнь спящего человека. - Как можно

пробудиться? - Что такое человек, когда он родился? - Что делают

"воспитание" и пример окружающих? - Возможности человека. - Самоизучение. -

"Умственные фотографии". - Разные люди в одном человеке. - "Я" и Успенский.

- Кто активен и кто пассивен? - Человек и его маска. - Разделение самого

себя как первая стадия работы над собой. - Фундаментальное качество

человеческого бытия. Почему человек не помнит себя? - "Отождествление". -

"Мы считаемся с другими". - "Внимательность" и "мнительность". - Что такое

"мнительность"? - Машина "считается с другими". - "Несправедливость". -

Искренность и слабость. - "Буфера". - Совесть. - Мораль. - Существует ли

общая для всех идея морали? - Существует ли христианская мораль? -

Существуют ли общие для всех понятия добра и зла? - Никто не делает ничего

ради зла. - Разные понятия добра и зла и результаты этих разных понятий. -

На чем может быть основана постоянная идея добра и зла? - Идея истины и лжи.

- Борьба с "буферами" и ложью. - Методы работы школы. - Подчиненность. -

Понимание собственного ничтожества. - Личность и сущность. - Мертвые люди. -

Общие законы. - Вопрос о деньгах.

 

ГЛАВА 9

 

"Луч творения" в виде трех октав излучения. - Отношение форм материи и

силы разных планов мира к нашей жизни. - Интервалы в космических октавах и

заполняющие их толчки. -"Точка вселенной". - Плотность вибраций. - Три вида

сил, четыре вида материи. - "Углерод". - "Кислород". "Азот". - "Водород". -

Двенадцать триад. - "Таблица форм водорода". - Материя в свете ее

химических, физических, психических и космических свойств. - Разум материи.

"Атом". - Каждая функция, каждое состояние человека зависит от энергии. -

Субстанции, заключенные внутри человека. - Человек обладает достаточной

энергией для начала работы над собой, если он сберегает энергию. - Трата

энергии. "Учись отделять тонкое от грубого". - Производство тонких форм

водорода. - Изменение бытия. - Рост внутренних тел. Человеческий организм

как трехэтажная фабрика. - Три вида пищи. - Поступление в организм пищи,

воздуха и впечатлений. - Преобразование субстанций управляется законом

октав. - Октава пищи и октава воздуха. - Извлечение "высших форм водорода".

- Октава впечатлений не развивается. Возможность создания искусственного

толчка в момент получения впечатлений. - Сознательное усилие. - "Вспоминание

себя". - Развитие октав впечатлений и воздуха как результат первого толчка.

- Второй сознательный толчок. - Усилие, связанное с эмоциями. - Подготовка к

этому усилию. - Аналогия между человеческим организмом и вселенной. - Три

стадии в эволюции человеческой машины. - Трансмутация эмоций. Алхимия. -

Центры работают с разными формами водорода. Два высших центра. -

Неправильная работа низших центров.

 

ГЛАВА 10

 

С чего начинается путь? - Закон случая. - Виды влияний. - Влияния,

созданные в жизни. - Влияния, созданные вне жизни и сознательные лишь по

своему происхождению. Магнетический центр. - Поиски пути. - Встреча с

человеком, который знает. - Третий вид влияния: сознательное и

непосредственное. - Освобождение от закона случая. - "Ступень", "лестница" и

"путь". - Особые условия четвертого пути. Возможен ложный магнетический

центр. - Как распознать ложные пути? - Ученик и учитель. - Знание начинается

с учения о космосах. - Обычное понимание двух космосов: "макрокосмос" и

"микрокосмос". - Полное учение о семи космосах. Отношение между космосами

как отношение нуля к бесконечности. - Принцип относительности. - "Путь вверх

есть в то же время путь вниз". - Что такое чудо? - "Цикл измерений". - Обзор

системы космосов с точки зрения теории многих измерений. - Замечание

Гурджиева о том, что "время - это дыхание". - "Что такое микрокосмос -

человек или атом?".

 

ГЛАВА 11

 

"Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно". -

Книга афоризмов. - Пробудиться, умереть, родиться. - Что мешает человеку

вновь родиться? - Что мешает человеку "умереть"? - Что мешает человеку

пробудиться? - Отсутствие понимания собственного ничтожества. - Что значит

понять собственное ничтожество? - Что препятствует такому пониманию? -

Гипнотическое влияние жизни. - Сон, в котором живут люди, - это

гипнотический сон. - Волшебник и овцы. - "Кундалини". - Воображение. -

Будильники. Организованная работа. - Группы. - Можно ли работать в группах

без учителя? - Работа по самоизучению в группах. Зеркала. - Обмен

наблюдениями. - Общие и индивидуальные условия. - Правила. - "Главный

недостаток". - Понимание собственного ничтожества. - Опасность подражания в

работе. - "Преграды". - Истина и ложь. - Искренность с самим собой. -

Усилия. - Аккумуляторы. - Большой аккумулятор. - Интеллектуальная и

эмоциональная работа. - Необходимость чувства. - Чувством можно понять то,

чего нельзя понять умом. - Эмоциональный центр - более тонкий аппарат,

нежели интеллектуальный центр. - Объяснение зевания в связи с

аккумуляторами. - Роль и значение смеха в жизни. Отсутствие смеха, в высших

центрах.

 

ГЛАВА 12

 

Работа в группах становится более напряженной. - Ограниченный

"репертуар ролей". - Выбор между работой над собой и "спокойной жизнью". -

Трудности повиновения. - Место "задач". - Гурджиев дает определенную задачу.

- Реакция друзей на идеи. - Система выявляет лучшее или худшее в людях. -

Как люди могут подойти к работе? - Подготовка. Необходимо разочарование. -

Больной вопрос для человека. Переоценка друзей. - Беседа о типах. - Гурджиев

дает дальнейшую задачу. - Попытки рассказать историю своей жизни. -

Интонации. - "Сущность" и "личность". - Искренность. - Гурджиев обещает

ответить на любой вопрос. "Вечное возвращение". - Опыт по отделению личности

от сущности. - Беседа о поле. - Пол как главная движущая сила всей

механичности. - Пол как главная возможность освобождения. - Новое рождение.

- Трансмутация половой энергии. - Злоупотребление полом. - Полезно ли

воздержание? Правильная работа центров. - Постоянный центр тяжести.

 

ГЛАВА 13

 

Напряженность внутренней работы. - Подготовка к "фактам". - Посещения

Финляндии. - "Чудо" начинается. "Мысленные разговоры" с Гурджиевым. - "Вы не

спите". Вид "спящих людей". - Невозможность исследовать высшие явления

обычными методами. - Изменившийся взгляд на "методы действия". - "Главная

черта". - Гурджиев определяет главные черты людей. - Реорганизация группы. -

Те, кто оставляет работу. - Между двумя стульями. - Трудность возвращения

назад. - Квартира Гурджиева. - Реакция на молчание. - "Видна ложь". -

Демонстрация. - Как пробудиться? - Как создать необходимое эмоциональное

состояние? - Три пути. - Необходима жертва. - "Пожертвовать своим

страданием". - Расширенная "таблица видов водорода". - "Движущаяся

диаграмма". - "У нас очень мало времени".

 

ГЛАВА 14

 

Трудность передачи "объективных истин" обычным языком. - Объективное и

субъективное знание. - Единство в многообразии. - Передача объективного

знания. - Высшие центры. - Мифы и символы. - Словесные формулы. - "Как

вверху, так и внизу". - "Познай самого себя!" - Двойственность. -

Преобразование двойственности. - Линия воли. - Четверица. - Пятерица. -

Конструкция пентаграммы. - Пять центров. - Печать Соломона. - Символика

чисел, геометрических фигур, букв и слов. - Дальнейшие образцы символики. -

Правильное и неправильное понимание символов. - Уровень развития. - Союз

знания и бытия: Великое Делание. - "Никто не может дать человеку того, чем

он не обладал раньше". - Достижение только благодаря собственным усилиям. -

Различные известные "линии", пользующиеся символогией. - Данная система и ее

место. - Один из главных символов учения. - Энеаграмма. - Закон семи в его

единстве с законом трех. - Рассмотрение энеаграммы. - "Того, что человек не

может вложить в энеаграмму, он не понимает". Символ в движении. -

Переживание энеаграммы в движении. - Упражнения. - Универсальный язык. -

Объективное и субъективное искусство. - Музыка. - Объективная музыка

основана на внутренних октавах. - Механическое человечество может иметь

только субъективное искусство. - Различные уровни человеческого бытия.

 

ГЛАВА 15

 

Религия есть относительное понятие. - Религии соответствуют уровню

бытия человека. - "Может ли помочь молитва?" - Учиться молитве. - Общее

невежество относительно христианства. - Христианская церковь как школа.

Египетские "школы повторения". - Важность обрядов. "Техника религии". - Где

в человеке звучит слово "я"? - Две части подлинной религии; чему учит каждая

из них, - Кант и идея масштаба. - Органическая жизнь на Земле. - Рост луча

творения. - Луна. - Человечество есть эволюционирующая часть органической

жизни. - Застой человечества. Изменения возможны только на "перекрестках". -

Процесс эволюции всегда начинается с образования сознательного ядра. -

Существует ли сознательная сила, которая борется против эволюции? -

Эволюционирует ли человечество? "Двести сознательных людей могли бы изменить

всю жизнь на Земле". - Три "внутренних круга" человечества. - "Внешний

круг". - Четыре "пути" как четыре входа в "экзотерический круг". - Школы

четвертого пути. - Псевдо-эзотерические системы и школы. - "Истина в форме

лжи". - Эзотерические школы на Востоке. - Посвящение и мистерии. Возможно

только самопосвящение.

 

ГЛАВА 16

 

Исторические события зимы 1916-1917 гг. - Система Гурджиева как

руководство в лабиринте противоречий, или "Ноев ковчег". - Сознательность

материи. - Степени ее разумности. - Машины из трех, двух и одной частей.

Человек состоит из человека, овцы и червя. - Классификация всех живых

существ по трем признакам: что они едят, чем дышат, в какой среде живут. -

Возможность изменения пищи человека. - "Диаграмма всего живого". - Гурджиев

последний раз покидает Петербург. - Интересное событие: "преображение" или

"пластика"? - Впечатления журналиста о Гурджиеве. - Падение Николая II. -

"Конец русской истории". - Планы выезда из России. - Весть от Гурджиева. -

Продолжение работы в Москве. - Дальнейшее изучение диаграмм и идеи космосов.

- Развитие идеи о том, что "время - это дыхание". - Ее отношение к человеку,

Земле, Солнцу, крупным и мелким клеткам. - Построение "таблицы времени" в

разных космосах. - Три космоса, взятые вместе, включают в себя все законы

вселенной. - Применение идеи космосов к внутренним процессам в человеческом

организме. - Жизнь молекул и электронов. - Меры времени в различных

космосах. - Применение формулы Минковского. - Отношение разных видов

"времени" к центрам человеческого тела. - Отношение к высшим центрам.

"Космические отношения времени" в гностической и индийской литературе. -

"Если хотите отдохнуть, приезжайте ко мне". Поездка к Гурджиеву в

Александрополь. - Как укрепить чувство "я"? - Кратковременное возвращение в

Москву и Петербург. - Послание тамошним группам. - Возвращение в Пятигорск.

- Группа из двенадцати человек собралась в Ессентуках.

 

ГЛАВА 17

 

Август 1917 года. - Шесть недель в Ессентуках. - Гурджиев раскрывает

план работы в целом. - "Школы настоятельно необходимы". - "Сверхусилие". -

Согласованность центров. - Главная трудность работы над собой. - Человек -

раб своего тела. - Трата энергии вследствие ненужного напряжения мускулов. -

Гурджиев показывает упражнения для управления мускулами и для их

расслабления. - Упражнение "стой". - Требования к упражнению "стой". -

Гурджиев рассказывает об одном случае с упражнением "стой" в Средней Азии. -

Влияние упражнения "стой" в Ессентуках. - Привычка к разговорам. - Опыт

поста. - Что такое грех? - Гурджиев показывает упражнения на внимание.

Эксперимент с дыханием. - Понимание трудностей пути. Необходимость больших

знаний, усилий и помощи. - Нет ли какого-нибудь пути за пределами "путей"? -

"Пути" как помощь, которая дается людям в соответствии с типом.

"Субъективные" и "объективные" пути. - Обыватель. Что значит "быть

серьезным"? - Только одна вещь является серьезной. - Как достичь подлинной

свободы. - Трудный вопрос о рабстве и повиновении. - Чем готов пожертвовать

человек? - Сказка о волке и овцах. - Астрология и типы. Демонстрация. -

Гурджиев объявляет о роспуске группы. Последняя поездка в Петербург.

 

ГЛАВА 18

 

Петербург в октябре 1917 года. - Большевистская революция. -

Возвращение к Гурджиеву на Кавказ. - Отношение Гурджиева к одному из

учеников. - Небольшая группа с Гурджиевым в Ессентуках. - Прибывают люди. -

Возобновление работы. - Упражнения, еще более трудные и разнообразные, чем

раньше. - Умственные и физические упражнения, пляски дервишей, изучение

психических "фокусов". - Продажа шелка. - Внутренняя борьба и решение. -

Выбор гуру. - Решение отделиться. - Гурджиев едет в Сочи. - Трудное время:

война и эпидемии. - Дальнейшее изучение энеаграммы. "События" и

необходимость покинуть Россию. - Конечная цель - Лондон. - Практические

результаты работы над собой: чувство нового "я", "странная уверенность". - В

Ростове собирается группа, излагается система Гурджиева. Гурджиев открывает

свой институт в Тифлисе. - Отъезд в Константинополь. - Собираются люди. -

Приезжает Гурджиев. - Гурджиеву представлена новая группа. - Перевод песни

дервишей. - Гурджиев как художник и поэт. - Институт начинает работу в

Константинополе. - Гурджиев разрешает написать и опубликовать книгу. -

Гурджиев едет в Германию. - Решение продолжать константинопольскую работу в

Лондоне. - Гурджиев организует свой институт в Фонтенбло. - Работа в замке

"Аббатства". - Беседа с Кэтрин Мэнсфилд. - Гурджиев говорит о разных типах

дыхания. "Дыхание при помощи движений". - Демонстрация в парижском театре на

Елисейских Полях. - Отъезд Гурджиева в Америку. - Решение продолжать

самостоятельную работу в Лондоне.

 

Приложение

 

ВЗГЛЯДЫИЗ РЕАЛЬНОГО МИРА. Записи бесед и лекций Гурджиева (отрывки)

 

 

П.Д.Успенский. В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

 

Перевод Н.В.фон Бока. (c) Издательство Чернышева. СПб., 1992.

 

Об авторе: Петр Демьянович Успенский (1878-1949) - ученик легендарного

Гурджиева. Его книга "В поисках чудесного", сыгравшая важную роль в

распространении идей Гурджиева на Западе, запускается в русскоязычную сеть к

50-летнему юбилею ее первого издания (Нью-Йорк, 1949).

 

 

ГЛАВА 1

 

 

Возвращение из Индии. - Война и "поиски чудесного". Старые мысли. -

Вопрос о школах. - Планы дальнейших путешествий. - Восток и Европа. -

Заметка в московской газете. - Лекции об Индии. - Встреча с Гурджиевым.

"Переодетый". - Первая беседа. - Мнение Гурджиева о школах. - Группа

Гурджиева. - "Проблески истины". Дальнейшие встречи и беседы. - Организация

московской группы Гурджиева. - Вопрос о плате и средствах для работы. -

Вопрос о тайне; обязательства, принимаемые учениками. - Беседа о Востоке. -

"Философия", "теория" и "практика". - Как была найдена эта система? - Идеи

Гурджиева. - "Человек - это машина", управляемая внешними влияниями. - "Все

случается". - Никто ничего не "делает". - Чтобы "делать", необходимо "быть".

- Человек отвечает за свои поступки, а машина - нет. - Нужна ли психология

для изучения машины? - Обещание "фактов". Можно ли прекратить войны? -

Беседа: планеты и Луна как живые существа. - "Разум" Солнца и Земли. -

"Субъективное" и "объективное" искусство.

 

 

Я возвратился в Россию после довольно длительного путешествия по

Египту, Цейлону и Индии. Это произошло в ноябре 1914 года, т.е. в начале

первой мировой войны, которая застала меня в Коломбо. Я вернулся оттуда

через Англию.

 

Покидая Петербург в начале путешествия, я сказал, что отправляюсь

"искать чудесное". Очень трудно установить, что такое "чудесное", но для

меня это слово имело вполне определенный смысл. Уже давно я пришел к

заключению, что из того лабиринта противоречий, в котором мы живем, нет

иного выхода, кроме совершенно нового пути, не похожего ни на один из тех,

которые были нам известны и которыми мы пользовались. Но где начинался этот

новый или забытый путь - этого я не мог сказать. Тогда мне уже был известен

тот несомненный факт, что за тонкой оболочкой ложной реальности существует

иная реальность, от которой в силу каких-то причин нас нечто отделяет.

"Чудесное" и есть проникновение в эту неведомую реальность. Мне казалось,

что путь к неизведанному можно найти на Востоке. Почему именно на Востоке?

На это трудно ответить. Пожалуй, в этой идее было что-то от романтики; а

возможно, тут имело место убеждение, что в Европе, во всяком случае, найти

что-либо невозможно.

 

На обратном пути, в течение тех нескольких недель, что я провел в

Лондоне, все мои мысли о результатах исканий пришли в полный беспорядок под

воздействием безумной нелепости войны и связанных с нею эмоций, которые

наполняли атмосферу, разговоры и газеты и, против моей воли, часто

захватывали и меня.

 

Но когда я вернулся в Россию и вновь пережил те мысли, с которыми ее

покидал, я почувствовал, что мои искания и все, что с ними связано, более

важны, чем любые вещи, которые происходят и могут произойти в мире

"очевидных нелепостей". Я сказал себе, что на войну следует смотреть как на

одно из тех катастрофических условий жизни, среди которых приходится жить,

трудиться и искать ответа на свои вопросы и сомнения. Эта война, великая

европейская война, в возможность которой я не хотел верить и реальности

которой долго не желал допускать, стала фактом. Мы оказались погруженными в

войну, и я видел, что ее необходимо считать великим memento mori,

показывающим, что надо торопиться, что нельзя верить в "жизнь", ведущую в

ничто.

 

Кстати, о выражении "очевидные нелепости". Оно относится к книжке,

которая была у меня в детстве. Книжка так и называлась - "Очевидные

нелепости", принадлежала к ступинской "библиотечке" и состояла из таких,

например, картинок, как изображения человека с домом на спине, кареты с

квадратными колесами и тому подобное. В то время книжка произвела на меня

очень сильное впечатление - в ней оказалось много картинок, о которых я так

и не мог понять, что в них нелепого. Они выглядели в точности так, как и

обычные вещи. И позднее я стал думать, что книга на самом деле давала

картинки из подлинной жизни, потому что по мере взросления я все больше

убеждался, что вся жизнь стоит из "очевидных нелепостей", а последующие мои

переживания только укрепили это убеждение.

 

Война не могла затронуть меня лично, по крайней мере, до окончательной

катастрофы, которая, как мне казалось, неизбежно разразится в России, а

может быть, и во всей Европе; но ближайшее будущее ее пока не сулило. Хотя,

разумеется, в то время эта приближающаяся катастрофа выглядела лишь

временной, и никто не мог представить всего того внутреннего и внешнего

разложения и разрушения, которое нам придется пережить.

 

Подводя итоги всем своим впечатлениям о Востоке и в особенности об

Индии, мне пришлось признать, что по возвращении моя проблема оказалась еще

более трудной и сложной, чем к моменту отъезда. Индия и Восток не только не

потеряли для меня своего очарования как страны "чудесного", но, наоборот,

это очарование приобрело новые оттенки, которые раньше не были заметны. Я

ясно видел, что там можно обрести нечто, давно исчезнувшее в Европе, и

считал, что принятое мною направление было правильным. Но в то же время я

убедился, что тайна сокрыта лучше и глубже, нежели я мог до тех пор

предположить.

 

Отправляясь в путь, я знал, что еду искать школу или школы. Уже давно

пришел я к убеждению о необходимости школы. Я понял, что личные,

индивидуальные усилия недостаточны, что необходимо войти в соприкосновение с

реальной и живой мыслью, которая должна где-то существовать, но с которой мы

утратили связь.

 

Это я понимал; но сама идея школ за время моих путешествий сильно

изменилась и в одном отношении стала проще и конкретнее, а в другом -

холоднее и отдаленнее. Я хочу сказать, что для меня школы во многом утратили

свой чудесный характер.

 

К моменту отъезда я все еще допускал по отношению к школам многие

фантастические возможности. "Допускал" сказано, пожалуй, слишком сильно.

Лучше сказать, что я мечтал о возможности сверхфизической связи со школами,

так сказать, на "другом плане". Я не мог выразить этого ясно, но мне

казалось, что даже первое соприкосновение со школой могло бы иметь чудесную

природу. Например, я воображал, что можно установить контакт со школами

далекого прошлого, со школами Пифагора, Египта, строителей Нотр-Дама и так

далее. Мне казалось, что при таком соприкосновении преграды времени и

пространства должны исчезнуть. Сама по себе идея школ была фантастической, и

ничто, относящееся к ней, не представлялось мне чересчур фантастичным. Я не

видел противоречия между этими идеями и моими попытками найти школы в Индии.

Мне казалось, что как раз в Индии можно установить некий контакт, который

впоследствии сделается постоянным и независимым от внешних препятствий.

 

Во время обратного путешествия, после целой серии встреч и впечатлений,

идея школы стала для меня более ощутимой и реальной, утратив свой

фантастический характер. Вероятно, это произошло потому, что, как я понял,

"школа" требует не только поиска, но и "отбора" или выбора - я имею в виду

выбор с нашей стороны.

 

Я не сомневался в том, что школы существуют, но в то же время пришел к

убеждению, что школы, о которых я слышал и с которыми сумел войти в

соприкосновение, были не для меня. Эти школы откровенно религиозного или

полурелигиозного характера являлись определенно конфессиональными по своему

тону. Меня эти школы не привлекали главным образом из-за того, что если бы я

искал религиозный путь, я мог бы найти его в России. Другие школы были

слегка сентиментального морально-религиозного типа с налетом аскетизма, как,

например, школы учеников или последователей Рамакришны. С этими школами были

связаны прекрасные люди; но я чувствовал, что они не обладают истинным

знанием. Так называемые "школы йоги" основывались на обретении состояния

транса; на мой взгляд, они приближались по своей природе к "спиритизму", и я

не мог им доверять: все их достижения были или самообманом, или тем, что

православные мистики (я имею в виду русскую монашескую литературу) называют

"прелестью" или "искушением".

 

Существовал еще один тип школ, с которыми я не смог установить контакт,

но о которых слышал. Эти школы обещали очень многое, однако и очень многого

требовали. Они требовали всего сразу. Мне пришлось бы остаться в Индии и

отбросить мысли о возвращении в Европу, отказаться от собственных идей и

планов, идти по дороге, о которой я не мог ничего узнать заранее. Эти школы

меня весьма интересовали, а люди, которые соприкасались с ними и

рассказывали мне о них, явно отличались от людей обычного типа. Но все-таки

мне казалось, что должны существовать школы более рационального вида, что

человек имеет право - хотя бы до определенного пункта - знать, куда он идет.

 

Одновременно с этим я пришел к заключению, что какое бы название ни

носила школа - оккультная, эзотерическая или школа йоги, - она должна

находиться на обычном физическом плане, как и всякая иная школа, будь то

школа живописи, танцев или медицины. Я понял, что мысль о школах на "ином

плане" есть просто признак слабости, свидетельство того, что место подлинных

исканий заняли мечты. И я понял тогда, что такие мечты - одно из главных

препятствий на нашем пути к чудесному.

 

По дороге в Индию я строил планы дальнейших путешествий. На сей раз я

хотел начать с мусульманского Востока, главным образом, с русской Средней

Азии и Персии. Но ничему этому не суждено было свершиться.

 

Из Лондона через Норвегию, Швецию и Финляндию я прибыл в Петербург, уже

переименованный в Петроград и полный спекуляции и патриотизма. Вскоре я

уехал в Москву и начал редакторскую работу в газете, для которой писал

статьи из Индии. Я пробыл там около полутора месяцев, и к этому времени

относится небольшой эпизод, связанный со многим, что произошло впоследствии.

 

Однажды, подготавливая в редакции очередной номер, я обнаружил заметку

(кажется, в "Голосе Москвы"), где упоминалось о сценарии балета "Борьба

магов", который, как утверждала газета, принадлежал некоему "индийцу".

Действие балета должно происходить в Индии и дать полную картину восточной

магии, включая чудеса факиров, священные пляски и тому подобное. Мне не

понравился излишне самоуверенный тон заметки, но, поскольку индийские авторы

б<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: