РАЗДЕЛ 3. МАРКСИСТСКАЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СЕГОДНЯ




С крушением мировой социалистической системы, в особенности СССР, марксистское мировоззрение на современном этапе претерпевает значительные трансформации. Так как современные общественно-экономические отношения в целом подчинены рыночной экономике, то и взгляды Маркса на капитализм подвергаются пересмотру.

Рыночные отношения подтачивают отношения господства-подчинения и патриархальный уклад общественной жизни. Исходя из этого Маркс решающим считал политэкономию товара и будущее общества полагал в изменении собственности на средства производства – технику и сырье. Рабочая сила также являлась товаром.

Современное общество уже взяло на себя и образование, и подготовку специалиста для собственного производства. И подготовка эта является уже не столько товаром, сколько услугой, и товар становится не столько вещью, сколько опредмеченной формой услуги. Здесь решающим становится не затраченное время, а качество оказанной услуги. Тем самым пересмотру подвергается сам принцип господства рыночных отношений – обмен осуществляется прежде всего по качеству услуги и во вторую очередь – по затрате рабочего времени, от которого услуга зависит достаточно мало, поскольку труд практически не опредмечивается или опредмечивается в формах непосредственного удовлетворения нужд, потребностей и прихотей человека, принимающего услугу. Таким образом, через доминирование оказания услуг капитализм стал опираться на собственный человеческий и интеллектуальный материал, на собственный антропологический фактор и принял полную ответственность за общество на всех этажах общественной жизни, породил или преобразовал в собственных интересах слой мелкой буржуазии и интеллектуалов – средний класс, своего подлинного могильщика вместе со слоями пролетариата, ставшего рабочим классом и интегрированного в средний класс. Последний состоит из самостоятельных агентов общественной жизни, способных предоставлять услугу всем другим членам общества на основе высококвалифицированного профессионального и интеллектоемкого труда. Основная тенденция перемен в этой области ведет к все более усиливающимся позициям менеджеров, по-настоящему руководящих предприятием. Верхи рабочих и “низы” капиталистов все более становятся членами среднего класса, и такое общество можно назвать “разночинным”. Разночинное общество – система обмена деятельностью и прежде всего услугами. Чиновничество – альтернатива разночинному обществу, основанному на “сочинении” услуг – может интегрироваться в такое общество постольку, поскольку их деятельность зависит по преимуществу не от властных отношений, а от интеллектуальной составляющей их работы [36].

Хоть капитализм и был смертельным врагом социализма, все же некоторые уроки из борьбы с противоположной ему идеологией он усвоил. Сегодня достаточно очевидно, что современное общество во многом строится на учете уроков социализма, на учете опасности сохранения бедности, ведущей к революционным потрясениям и изменению режима собственности и государственной власти. Нищета в современном обществе на Западе в целом преодолена, и это – существенное влияние соревнования с социалистическим лагерем. Богатые слои предпочли поделиться достатком, а не лишаться всего. Обещание “общества массового благосостояния” в значительной мере стало реальностью. Однако осуществилось это за счет экспорта нищеты в страны “третьего мира”. Как и для зон этого мира, так и для зон индустриального общества внутри общества постиндустриального, марксизм актуален даже в своей классической форме. Зона постиндустриального общества – зона действия марксизма современного.

Решающей стороной современного марксизма является переход от анализа общества потребления и производства товаров и отношений – к производству и самопроизводству духовно богатого, всесторонне развитого человека и доминированию духовного над вещным и материальным. Это означает формирование в рамках общества и за его рамками собственной жизненной философии, личностной идеологии каждого человека [36].

Как бы ни утверждали обратное идеологические противники марксизма, какие бы доводы ни приводили, с какой бы яростью ни критиковали его, значимость и актуальность марксистско-ленинской теории на сегодняшнем этапе развития общества, на наш взгляд, бесспорна. Даже не погружаясь вглубь марксовой философии можно повсеместно наблюдать, что плоды его творческой мысли, его наследие, которое он нам подарил, пользуются огромной популярностью среди всех слоев населения, независимо от их политических взглядов. Приведем некоторые примеры, наглядно иллюстрирующие популярность марксизма.

Основные работы Маркса, такие как “Капитал”, “Манифест Коммунистической партии”, “К критике политической экономии”, не говоря уже о собрании сочинений Маркса и Энгельса, постоянно пользуются большим спросом. Они регулярно переиздаются и из года в год увеличивают свой тираж.

Несколько лет назад клиенты одного из банков в Германии выбрали Карла Маркса в качестве оформления к банковской карте MasterCard.

В 2012 году в Лондоне прошел фестиваль “Марксизм-2012”. Организатор фестиваля Джозеф Чунару, член Социалистической рабочей партии, отмечает, что среди участников фестиваля становится все больше и больше молодежи [37]. На наш взгляд, это говорит о многом. Уж по крайней мере о том, что марксизм сегодня никак нельзя сбрасывать со счетов. Наоборот, его следует больше изучать, так как сегодня наблюдается его реставрация.

Появляется философская, научная, историческая, научно-популярная литература, посвященная марксистской идеологии. Многие книги посвящены биографиям социалистических лидеров.

Конечно, среди литераторов есть и антимарксисты. Например, американский политолог и философ японского происхождения Фрэнсис Фукуяма. В своей работе “Конец истории и последний человек” (The End of History and The Last Man) Фукуяма заявляет, что капитализм – явление непреодолимое и что он будет всегда. Он, в противоположность Марксу, утверждает нерушимость капитализма, заявляет, что его крах невозможен. Он также провозглашает торжество либеральной идеологии. Например, он говорит: “…Более того, логика современной науки, по-видимому, диктует универсальную эволюцию в сторону капитализма. Опыт Советского Союза, Китая и других социалистических стран указывает, что хотя весьма централизованная экономика была достаточна для достижения уровня индустриализации, существовавшего в Европе пятидесятых годов, она разительно неадекватна для создания того, что называется сложной “постиндустриальной” экономикой, в которой куда большую роль играют информация и технические новшества.” [38, с. 13]. То есть, за капитализмом и либерально-демократической идеологией он видит будущее.

Сегодня пролетариат уже не воспринимается как самая главная сила в развитии общества. С развитием научно-технического прогресса на первый план выходит новая прослойка – служащие или “белые воротнички”. Поэтому положение Маркса о лидирующей роли пролетариата сегодня подвергается сомнению.

Как итог можно отметить, что в борьбе сегодняшних идеологий бытуют противоречивые мнения. Одни (как Фрэнсис Фукуяма) предрекают закат марксизма и расцвет либерально-демократических идей. Другие же утверждают по-марксистски: у капитализма и буржуазной идеологии нет будущего. Так утверждал основатель и президент Всемирного экономического форума в Давосе (1971 г.) Клаус Мартин Шваб: “Капиталистическая система изжила себя и абсолютно не вписывается в модель современного мира” [39].

Мы же можем констатировать, что, хотя и произошел распад социалистического лагеря и его идеологии, марксизм сегодня не забыт и снова поднимает голову.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идеология марксизма появилась как ответ на противоречия в социальной, экономической и философской сферах общественных отношений на стыке отмирающего феодализма и стремительно растущего капитализма. Отличительной особенностью марксистской идеологии является то, что она не предполагает каких-либо конечных рамок своего развития. Всю свою жизнь Маркс и Энгельс развивали и дополняли свое учение.

Изучая труды Маркса и Энгельса можно отметить, что выстроенная ими теория отличается строгой логичностью. Основные ее положения построены четко и достаточно убедительно. Ярко выражен основной лейтмотив марксизма: историческое развитие общества предопределено и переход к коммунизму неизбежен и закономерен.

Существование множества социалистических идейных течений в период XIX-начала ХХ века можно объяснить, на наш взгляд, несовершенством и бессистемностью попыток найти выход из сложившихся противоречий между капиталом и пролетариатом. Одни хотели революционных преобразований, другие предпочитали действовать террористическими методами, третьи настаивали на мирном реформистском пути и т. д. Играла роль и конкретная ситуация, сложившаяся в отдельной стране.

Марксизм же в этом отношении отличается наибольшей организованностью и системностью своей доктрины. Это и послужило причиной роста его дальнейшей популярности.

Изучая работы идеологов ортодоксального марксизма Плеханова, Каутского можно четко проследить отход от некоторых положений классического марксизма. По многим вопросам Плеханов и Каутский стояли в оппозиции к ленинской теории марксизма. Они указывали на ошибочные, с их точки зрения, действия большевиков, предсказывали, к чему может привести проводимая ими политика (особенно в деревне). В целом, они были сторонниками социал-демократии и более либерально настроенными теоретиками социализма, чем большевики.

Реформисты были в наибольшей степени либерально настроены, чем представители других течений в марксизме. Они проповедовали проведение общественных преобразований мирным путем.

Идейные расхождения между собой в стане радикальных марксистов были особенно остры. Не ставя под сомнение основы учения Маркса, они направляли его теории в ту или иную, выгодную для них сторону.

Из всей когорты последователей Маркса самой, на наш взгляд, научно обоснованной, являлась марксистско-ленинская идеология – течение, теоретиком и практиком которого был В. И. Ленин.

Начиная с 1980-х годов нарастает кризис марксистской идеологии, основные ее положения подвергаются переоценке, многие откровенно ставятся под сомнение. Страны социалистического лагеря начинают постепенно отходить от учения Маркса. Инициатива истолкования и теоретического развития марксизма все больше переходит к западным коммунистам, иногда отрицая все то, на чем Маркс строил свое учение.

Сегодня нет однозначной точки зрения на будущее марксизма. В борьбе сегодняшних идеологий бытуют противоречивые мнения. Одни (как Фрэнсис Фукуяма) предрекают закат марксизма и расцвет либерально-демократических идей. Другие же утверждают по-марксистски: у капитализма и буржуазной идеологии нет будущего. Так утверждал основатель и президент Всемирного экономического форума в Давосе (1971 г.) Клаус Мартин Шваб.

Мы же можем констатировать, что, хотя и произошел распад социалистического лагеря и его идеологии, марксизм сегодня не забыт и снова поднимает голову.

Если внимательно проследить все трансформации марксистской идеологии на протяжении ХХ века, то невольно приходишь к осознанию того, что идеология не может меняться просто сама по себе. Конкретный временной отрезок хотя и играет важную роль в этом процессе, но он отнюдь не единственный фактор, способствующий идеологической трансформации. На изменение догм господствующей идеологии влияют такие факторы как личность лидера государства или партии, социокультурные традиции, уровень развития экономики и науки, географическое положение страны, международные отношения. Некоторым образом сказывается и влияние религии.

Влияние этих факторов отчетливо прослеживается в марксистской идеологии.

Необходимо тщательно изучать опыт марксизма, так как это одна из немногих идеологий (если не единственная), которой в полной мере нашлось практическое применение. Большинство концепций Маркса и его последователей были отражены не только на бумаге, но и опробованы в жизни.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ленин, В. И. Четыре работы о марксизме / В. И. Ленин. – Москва: Политиздат, 1989. – 37 с.

2. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – Москва: Государственное издательство политической литературы, 1955. – Т. 4: Манифест коммунистической партии. – 615 с.

3. Философия Новейшего времени // Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Andr/13.php. – Дата доступа: 19.12.2015.

4. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – Москва: Издательство политической литературы, 1964. – Т. 36.– 805 с.

5. Диалектическая философия и диалектические науки // Академия диалектики и диалектической философии [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://dialectics.ru/217.html. – Дата доступа: 21.12.2015.

6. Куусинен, О. В. Основы марксизма-ленинизма / О. В. Куусинен, Ю. А. Арбатов, А. С. Беляков; под ред. Ф. Вейнберга и Г. Курбатова. – Москва: Госполитиздат, 1960. – 774 с.

7. Илюшечкин, В. П. Теория стадийного развития общества / В. П. Илюшечкин. – Москва: Издательская фирма “Восточная литература”, 1996. – 406 с.

8. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик 1936 года. – Москва: Издание ЦИК СССР на языках союзных республик, 1937. – 320 с.

9. Программа Коммунистической партии Советского Союза. – Москва: Госполитиздат, 1961. – 144 с.

10. Бухарин, Н. Азбука коммунизма / Н. Бухарин, Е. Преображенский. – Петербург: Государственное издательство, 1920. – 310 с.

11. Анархо-коммунизм // Анархопедия [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: https://rus.anarchopedia.org/Анархо-коммунизм. – Дата доступа: 24.12.2015

12. Кропоткин, П. А. Хлеб и воля / П. А. Кропоткин. – Петербург – Москва: Книгоиздательство “Голос труда”, 1919. – 289 с.

13. Анархо-синдикализм // Академик [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/54938/АНАРХО. – Дата доступа: 24.12.2014.

14. Бакунизм // Экспериментальная научная энциклопедия [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://wiki.laser.ru/index.php/Бакунизм. – Дата доступа: 24.12.2015

15. Террор и террористы // Академик [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: https://terror.academic.ru/13/бланкизм. – Дата доступа: 24.12.2015.

16. Что такое ортодоксальный марксизм? // uhlib.ru [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://www.uhlib.ru/. – Дата доступа: 26.12.2015.

17. Брайович, С. М. Карл Каутский – эволюция его мировоззрений / С. М. Брайович. – Москва: Издательство “Наука”, 1982. – 230 с.

18. Плеханов, Г. В. Социализм и политическая борьба / Г. В. Плеханов. – Москва: Государственное издательство политической литературы, 1959. – 128 с.

19. Каутский, К. Большевизм в тупике / К. Каутский – Москва: Антидор, 2002. – 314 с.

20. Радикальное и реформистское течения в марксизме в XIX – XX в. // Социология управления [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://socupr.blogspot.com.by/2009/11/xix-xx.html. – Дата доступа: 26.12.2015.

21. Власов, К. А. Выдающийся документ научного коммунизма / К. А. Власов // Вестник Академии наук СССР. – 1961. – №1. – С. 3 – 9.

22. From Bernstein to Blair: one hundred years of revisionism // International socialism journal [Electronic resource]. – 1995. – Mode of access: https://pubs.socialistreviewindex.org.uk/isj67/harman.htm. – Date of access: 26.12.2015.

23. Бухарин, Н. И. Теория пролетарской диктатуры. / Бухарин Н. И. // Избранные произведения / Н. И. Бухарин. – М., 1988. – С. 2 – 66.

24. История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс / Москва: издательство ЦК ВКП(б) “Правда”, 1938. – 341 с.

25. Васильев, М. Антология позднего Троцкого / Васильев М., Будрайтскис И. – М.: Алгоритм, 2007. – 608 с.

26. Stalinism // New World Encyclopedia [Electronic resource]. – 2014. – Mode of access: https://www.newworldencyclopedia.org/entry/Stalinism. – Date of access: 26.12.2015.

27. Сущность сталинизма // Исторический портал [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://www.historicalweb.ru/toris-952-1.html. – Дата доступа: 26.12.2015.

28. Сталин. К шестидесятилетию со дня рождения / Сборник статей “Правды”. – Москва: Типография газеты “Правда” имени Сталина, 1940. – 391 с.

29. Большая советская энциклопедия // Академик [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/106559/Маоизм. – Дата доступа: 26.12.2015.

30. Цзэдун, Мао. Маленькая красная книжица / Мао Цзэдун. – Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 1967. – 80 с.

31. Новая философская энциклопедия // Институт Философии Российской Академии Наук [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: https://iph.ras.ru/elib/2047.html. – Дата доступа: 28.12.2015.

32. Марксизм и неомарксизм // Персональный сайт Николая Баранова [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://nicbar.ru/ideologii_06.htm. – Дата доступа: 28.12.2015.

33. Еврокоммунизм // Красное движение [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://ir.spb.ru/krasnoe-dvizhenie/ideologii/evrokommunizm.html. – Дата доступа: 28.12.2015.

34. Барбарук, Ю. В. Постмарксизм / Ю. В. Барбарук // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – №4. – С. 278 – 279.

35. Марксистская критика постмарксистов // Джеймс Петрас [Электронный ресурс]. – 1998. – Режим доступа: https://left.ru/2004/15/petras114.html.– Дата доступа: 28.12.2015.

36. Актуален ли марксизм сегодня? // Newsland [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://newsland.com/news/detail/id/862536/. – Дата доступа: 28.12.2015.

37. Почему марксизм снова на подъеме // Россия сегодня [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: https://inosmi.ru/europe/20120706/194575698.html. – Дата доступа: 28.12.2015.

38. Фукуяма, Фрэнсис. Конец истории и последний человек / Фрэнсис Фукуяма. – Москва: ООО “Издательство АСТ”, ЗАО НПП “Ермак”, 2004. – 588 с.

39. Актуально ли сегодня учение Карла Маркса? // Проза.ру [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: https://www.proza.ru/2012/02/15/380. – Дата доступа: 28.12.2015.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: