Крестовые походы в Святую Землю




 

В XI в. Визнтийская империя столкнулась с новым грозным врагом. Багдадский халифат сделался достоянием так называемых сельджукских турок, захвативших его в свои руки (под начальством Тогрул-бека). Сельджукские турки овладели также (в XI в.) Сирией и Палестиной, а в Малой Азии основали Румский (Римский) султанат, сделав столицею его город Никею. Для Византийской империи наступили после этого снова очень тяжелые времена.

 

Завоевание Палестины турками имело важные политические последствия. Пока Иерусалимом владели арабы, христианские паломники (пилигримы) имели свободный доступ к его святыням, потому что арабы вообще не притесняли христиан и даже сами относились с уважением к их святыням. Турки стали их притеснять и вымучивать у них деньги. Известия об этом, конечно, приходили в Европу, и в ней возникла мысль ополчиться для освобождения гроба Господня из рук неверных.

Рыцари отправляются в крестовый поход

Феодальное рыцарство было настроено воинственно, любило жизнь, наполненную подвигами и приключениями, искало завоеваний. Среди закрепощенного крестьянства тоже было много людей, которые, будучи недовольны своею тяжкою участью, готовы были идти в новые земли искать лучшей доли. Этим общественным настроением искусно пользовалось папство, взявшее под свое покровительство идею крестовых походов и по своим чисто политическим соображениям.

 

Когда на византийский престол вступил умный и энергичный Алексей Комнин (1081–1118), на папском престоле сидел Урбан II, которого Алексей просил помочь ему против неверных. Таким образом и Византия участвовала в деле возбуждения крестовых походов. Рыцарским ополчениям приходилось проходить через византийские владения, что оказалось для империи весьма небезопасным.

 

Еще Григорий VI указывал на освобождение гроба Господня из рук неверных, как на дело, достойное христианского воинства. Эту же самую мысль проводил в сознание общества и Урбан II. В 1095 г. он созвал собор в Клермоне (в южной Франции), на который собралось множество духовных, рыцарей и простолюдинов. Ответом на призыв папы был восторженный крик, вылетевший из целых тысяч грудей: «Deus vult! (так хочет Бог!)» Отправлявшимся в поход папою были обещаны отпущение грехов и попечение церкви об оставленных семьях и имуществах. Внешним признаком участия в походе был нашитый на платье крест, откуда и произошло название крестоносцев, равно как и самих походов.

 

Всех крестовых походов было несколько. Обыкновенно их насчитывают семь главных, не включая в это число менее важные предприятия того же рода. Целью крестоносцев было не только освобождение гроба Господня, но и завоевание новых земель. В это время европейцам, действительно, удавалось покорять целые страны, в которых они и устраивали свои государства феодального характера.

Первые крестовые походы

 

Первый крестовый поход начался вскоре после клермонского собора. Ополчениям рыцарей предшествовал народный поход под предводительством Петра Пустынника и бедного рыцаря Вальтера Голяка. На пути их встречали недружелюбно, но они все‑таки прошли долиной Дуная через Венгрию и Болгарию, грабя население и пробивая себе дорогу силою, и дошли до Константинополя, где тоже принялись грабить. Чтобы отделаться от таких опасных гостей, византийское правительство переправило их в Малую Азию, но при Никее их встретило турецкое войско, и почти все они были перебиты. В 1096 г. выступило в поход и рыцарство. Во главе рыцарей северной Франции и Германии стоял герцог Нижней Лотарингии Готфрид Бульонский с братом своим Балдуином, и их отряды пошли сухим путем вдоль Дуная.

Первый крестовый поход

 

В Малой Азии крестоносцы помогли грекам взять Никею, а затем начались и самостоятельные сражения крестоносцев с мусульманами. Успешно сражаясь с мусульманами, крестоносцы в 1099 г. дошли до Иерусалима. Поход продолжался таким образом три года. Из 400 тысяч, выступивших в поход, было убито в сражениях, умерло от болезней и лишений трудного пути и осталось в завоеванных по дороге городах так много, что у стен Иерусалима собралось едва лишь двадцать пять тысяч крестоносцев. Энтузиазм ополчения, когда оно увидело священный город, был безграничный. Крестоносцы не пошли ни на какие мирные условия. Город был взят приступом, и в нем произошли резня и грабеж.

 

Осада Антиохии, 1097-1098 гг.

 

Завоевав Иерусалим, крестоносцы избрали Готфрида Бульонского в короли, но он не пожелал носить короны в городе, где надевали на Христа терновый венец, и ограничился скромным титулом защитника гроба Господня. (После него царствовал Балдуин уже с титулом короля). В Палестину постоянно являлись новые и новые отряды крестоносцев, при помощи которых Иерусалимское королевство потом только и держалось против мусульман. Завоеванные крестоносцами области (Сирия и Палестина) получили феодальное устройство. Король иерусалимский считался сюзереном целого ряда других владельцев, хотя их зависимость была только номинальная.

Рыцари тамплиеры

 

Весьма большую поддержку находило христианское владычество в Сирии и Палестине – в так называемых духовно‑рыцарских орденах, образовавшихся здесь в эпоху первого крестового похода. С обетами монашества (безбрачие, бедность и послушание) они соединяли обет борьбы с неверными и защиты паломников. Ранее других образовался – преимущественно из итальянцев и отчасти французов – орден госпитальеров (т. е. больничников) или иоаннитов, названный так по имени своего патрона св. Иоанна Иерусалимского. Отличительным их знаком был черный плащ с белым крестом, надевавшийся на рыцарские доспехи. Вторым был чисто французский орден тамплиеров, т. е. храмовников, получивший свое название от Соломонова храма, место которого было им подарено Балдуином. Уже гораздо позднее (в эпоху третьего похода) возник немецкий орден тевтонов, члены которого носили белый плащ с черным крестом.

Государства крестоносцев в Палестине и Сирии

 

Когда турки отвоевали у христиан Эдессу (1146), папа поручил знаменитому в то время своим аскетизмом и красноречием аббату Бернарду Клервоскому проповедовать новый поход. На этот раз во главе крестоносного предприятия стали французский король Людовик VII, желавший замолить свои грехи, и немецкий император Конрад III. Предприятие кончилось, однако, полною неудачею, и оба государя с жалкими остатками своих ополчений возвратились домой (1147 – 1149).

 

Между тем вскоре после этого произошло соединение азиатского и египетского халифатов под властью предприимчивого курда Саладина (прославившегося между прочим и своим великодушием). В 1187 г. он разбил войско иерусалимского короля Гвидо Лузиньяна (недалеко от Тивериадского озера), а затем взял и Иерусалим. Своей победе Саладин придал религиозный характер.

Салах ад-Дин (Саладин),1138-1193

 

Завоевание Иерусалима Саладином вызвало третий крестовый поход (1189 – 1192). В нем участвовали три государя: немецкий император Фридрих Барбаросса и короли Франции и Англии Филипп II Август и Ричард Львиное Сердце. Фридрих II достиг Азии сухим путем через Константинополь, но по дороге в Сирию утонул в одной реке, которую вздумал переплыть, и тогда значительная часть его войска возвратилась в Германию. Другая часть немецких крестоносцев пошла на помощь к Гвидо, осаждавшему Акру (Аккон), которая также было захвачена Саладином. Сюда же морем явились с своими рыцарями и оба западные короля – Филипп‑Август и Ричард.

 

Французы и англичане не ладили между собою еще по дороге. Осада Акры затянулась на два года, но наконец город был взят. Во время этой войны Ричард прославился своей необузданностью и жестокостью. После сдачи Акры он сорвал с её стен знамя немецкого отряда и затоптал его в грязь; в другой раз он велел перебить более двух тысяч пленных сарацинов лишь за то, что вовремя не был доставлен обещанный за них выкуп. Недовольный своим союзником, французский король Филипп-Август возвратился в Европу, куда вскоре за ним уехал и Ричард, узнавший, что против него в Англии стал действовать родной его брат (Иоанн Безземельный). Немцы, мстя ему за оскорбление их знамени, задержали его, когда он через Германию ехал домой, и он долгое время оставался у них в плену. Отпустили его на свободу лишь за большой выкуп. Так печально окончился третий поход, хотя, несмотря на это, за христианами по договору Ричарда с Саладином осталась узкая береговая полоса между Яффой и Тиром,и было утверждено право свободного посещения святых мест.

Папа Иннокентий III

 

Таким исходом третьего похода, конечно, на Западе не могли быть довольны, и несколько лет спустя был устроен четвертый поход, неожиданно окончившийся завоеванием крестоносцами Византии и превращением ее в Латинскую империю. Этот поход был возбужден папою Иннокентием III. В 1203 г. крестоносцы собрались в Венеции, с которою ими был заключен предварительно особый договор. Венецианцы обязывались перевезти ополчение на своих кораблях, крестоносцы обещали за это помогать им в их распрях с соседями.

 

В это время к ним явился за помощью еще и византийский царевич Алексей, сын императора Исаака Ангела, сверженного с престола, ослепленного и посаженного в тюрьму родным братом. В награду за помощь крестоносцам были обещаны Алексеем большие деньги, содействие в войне за Иерусалим и подчинение папству восточной церкви. Со своей стороны, и венецианцы тоже поддерживали просьбу царевича, и соединенные силы союзников под предводительством престарелого дожа Дандоло овладели Константинополем, после чего возвратили власть прежнему императору. Когда, однако, греки воспротивились исполнению данных крестоносцам и венецианцам обещаний и восстали против своего правительства, крестоносцы вторично взяли Константинополь и подвергли его настоящему разгрому (1204).

Штурм Константинополя в 1204 г.

 

Овладев таким образом столицею Византийской империи, союзники разделили между собою её владения, образовав из них Латинскую империю [6] с перенесением и сюда форм западного феодализма. Что касается до венецианцев, то они взяли себе приморские области Балканского полуострова и даже часть самого Константинополя; впоследствии они завладели и Критом. С этого времени и начинается морское могущество Венеции, а сама Латинская империя оказалась созданием весьма непрочным.

Государства бывшей Византийской империи после 1204 г.

 

Греческое население относилось к своим новым господам с крайнею ненавистью, тем более, что крестоносцы подчинили патриарха папе и ввели латинское богослужение. Большая часть тогдашних малоазиатских владений Византии превратилась в Никейскую империю; кроме того, на южном берегу Черного моря образовалась империя Трапензундская и, наконец, Эпир составил отдельное греческое владение. В 1261 г. никейский император Михаил Палеолог отнял Константинополь у латинян и восстановил греческую империю. Но для последней завоевание её крестоносцами не прошло даром: оно лишило её некоторых владений и внутренне ослабило.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: