Пожалуйста, выполните контрольные задания по теме «Христианская церковь в Средние века».
Выполненные задания сфотографировать и выслать на timgusel@gmail.com до 30.04.2020 с указанием в теме письма свою фамилию и номер группы
Материалы для подготовки:
Конспект лекции (Приложение)
Контрольные вопросы:
1. В каком году произошел окончательный раскол Западной и Восточной церкви?
2. В чем причины раскола церкви?
3. Чем был знаменит монастырь Клюни в XI веке?
4. С какими личностями связана реформа папства?
5. Что такое инвеститура?
6. Каким образом разрешился спор папы Григория VII и императора Генриха IV?
7. Что такое крестовый поход?
8. Какое событие послужило началом Первого крестового похода?
9. Какие духовно-рыцарские ордены вам известны?
10. Сделайте таблицу «Первые крестовые походы»:
Годы | Руководители | Военные действия | Результат | |
Первый | ||||
Второй | ||||
Третий | ||||
Четвертый |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Христианская церковь в Средние века
Раскол Западной и Восточной церкви
В первые восемь веков церковь оставалась единою, а одним из внешних выражений этого единства были вселенские соборы, собиравшиеся в IV в. два раза, в V в. тоже два раза и по одному разу в VI, VII и VIII вв. Тем не менее, уже в это время замечается некоторое различие между греческим и римским христианством. На Востоке, среди греков и эллинизированных народностей этой половины империи осталась прежняя склонность к философствованию. На Востоке возникли и распространились главные ереси, и здесь же собирались вселенские соборы, в которых участвовало преимущественно восточное же духовенство. Запад, наоборот, интересовался больше практическою стороною церковной жизни, и недаром именно на Западе явилось первое цельное учение об отношениях между церковью и государством. Было различие и между более созерцательным духом восточного монашества и более деятельным направлением монашества западного. Но особенно сильное влияние на образование различия между восточною и западною половинами вселенской церкви оказано было разделением империи и возникновением варварских государств в западной её половине.
Западная и Восточная христианская церковь в Европе
В середине IX в. одновременно окончательно утвердилось главенство папы в западной церкви и началось разделение церквей – восточной (православной) и западной (католической). Причины этого разделения коренились глубоко в культурном различии эллинизированного Востока и романизированного Запада. На Востоке и Западе выработались неодинаковые воззрения на церковь и на её отношения к государству. На Западе сложилось учение о главенстве церкви над государством, на Востоке главенствовало государство, хотя церковь и умела давать отпор государям, впадавшим в ересь. Такой же отпор оказала восточная церковь и стремлению пап подчинить ее своему главенству. Западная церковь видимо делалась духовной монархией, но на Востоке первенство римского патриарха понималось лишь в нравственном смысле. Заслуги пап пред православием вообще высоко ценились греческим духовенством, и оно давало папам самые почетные и лестные титулы, но в Риме отсюда делали тот вывод, что на Востоке признают и первенство римской кафедры в чисто юридическом смысле. Но этот вывод оказался ошибочным.
Центральный портал церкви Сен-Фуа, Конк, Франция
Окончательный разрыв между церквами совершился при папе Льве IX и патриархе Михаиле Керуларии в 1054 г., когда папские легаты, явившиеся в Константинополь, положили на престол храма св. Софии папскую грамоту, налагавшую проклятие на всех, кто не соглашается с римскою церковью. На это патриарх ответил созванием собора, предавшего легатов папы проклятию, и особым окружным посланием, в котором предостерегал весь Восток от церковного общения с Римом. В эпоху разделения церквей происходило обращение в христианство новых народов, преимущественно славян, и одни из них с самого начала примкнули к Римской церкви (скандинавы, из славян моравы, чехи, поляки и хорваты, позднее и венгры), другие – к греческой (болгары, сербы, русские). Одною из особенностей римского католицизма сделалось недопущение народных языков в богослужение: оно во всех церквах Запада должно было происходить по-латыни.