Контроль и учет успеваемости.




Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях и т.д.

Экзамены проводятся в выпускных классах. На Выпускные экзамены четыре произведения различные по жанру и форме. В течении учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях, обыгрывая (без оценки) произведения выпускной программы. В остальных классах учащиеся, как правило, выступают на академических концертах. За учебный год педагог должен подготовить с учеником 3-4 произведения, различных по жанру и форме (в т.ч. возможны ансамблевые) для показа на академических концертах.

Академические концерты рекомендуется проводить систематически (2 раза в учебном году: по 1 в каждом полугодии).

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т.д. приравнивается к выступлению на академическом концерте.

Оценка на академических концертах выставляется за каждое выступление ученика. При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

Оценка годовой работы ученика;

Оценка ученика за выступление на академическом концерте или экзамене, а также другие выступления ученика в течение учебного года.

Годовые требования.

1 год обучения.

В течение 1-го года обучения ученик получает элементарные, основные знания по истории возникновения балалайки, как сольного и оркестрового инструмента, развитии исполнительского мастерства, знакомится с устройством и техническими возможностями инструмента.

Ученик осваивает приемы исполнения: щипок большим пальцем правой руки, арпеджио, удары указательным пальцем по 3-м струнам, как одного из элементов «бряцания». Закрепляется посадка и постановка рук. Левая рука задействована преимущественно в 1-ой позиции.

За год учащийся должен пройти:

Гаммы: Ми-мажор, Фа-мажор (в одну октаву);

Этюды: 4-5 этюдов с простым ритмическим рисунком.

Пьесы: 8-10 пьес разного характера (в том числе ансамбли)

Произведения для чтения с листа.

2 год обучения.

В течение года ведется работа над укреплением посадки и исполнительским аппаратом (мышечной свободой рук). Осваивается прием исполнения: двойной щипок «pizz2», а так же «бряцание». Подготавливается база для освоения «тремоло».

Игра 3-х звучными аккордами с использованием одной открытой струны. Штрихи: легато, стаккато.

За год учащийся должен пройти:

Гаммы: Соль-мажор, Ля мажор, Си-мажор, До-мажор, Ре-мажор;

Этюды: 4-5 этюдов

Пьесы: 8-9 пьес различного характера (в том числе и ансамбля);

Произведения для чтения с листа.

3 год обучения.

В течение учебного года осваиваются приемы: «тремоло» по 3-м струнам, а также тремоло на одной струне, подцеп указательным пальцем, сдергивание, дробь. Начинается освоение «vibrato», ведется работа над техническим развитием учащегося.

За год учащийся должен пройти:

Гаммы: Си-мажор, Ми -мажор, Фа # -минор (натуральный);

Этюды: 4-5 этюдов;

Пьесы: 8-10 пьес различного характера (в том числе пьесы для ансамбля);

Произведения для чтения с листа.

4 год обучения.

В течение года продолжается работа по техническому развитию учащегося. Закрепляется ряд изучаемых приемов исполнения на произведениях больших по объему с аккордовой фактурой с использованием мелкой техники, усложненный ритм. Осваиваются новые приемы исполнения: глиссандо, флажолет, гитарный прием.

За год учащийся должен пройти:

Гаммы: Фа- # мажор, ре –мажор (натуральные, гармонические и мелодические);

Этюды: 4-5 этюдов;

Пьесы: 8-9 пьесы различного характера (в том числе ансамбли);

Произведения для чтения с листа.

5 год обучения.

В течение года продолжается работа над техническим развитием учащегося, более глубоком осмыслением и восприятием исполняемых произведений. Больше внимания уделяется самостоятельности в трактовке произведений, выборе выразительных средств исполнения (приемов, штрихов, аппликатуры, динамики и др.), а также подборе репертуара.

За год учащийся должен пройти:

Гаммы: Ми-минор 2-х октавная 3 вида, Ми-мажор 2-х октавная, арпеджио, хроматическая гамма, упражнения (Дорожкин, Шрадик, «Самоучитель», «Упражнения для скрипки»);

Этюды: 3-4 этюда на различные виды техники;

Пьесы: 6-7 пьес различного характера (в том числе ансамбли);

Произведения для чтения с листа.

6 год обучения.

Шестой год обучения предполагает продолжение работы по совершенствованию исполнительского мастерства учащегося, выработка своего «почерка», своей манеры игры. Усиливается самоконтроль в работе над деталями, ответственность за выполнение художественных задач.

За год учащийся должен пройти:

Гаммы: Хроматические гаммы в разных тональностях;

Упражнения для пальцевой беглости;

Этюды: 3-4 этюда на различные виды техники;

Пьесы: 6-7 разнохарактерных пьес (в том числе ансамбли);

Произведения для чтения с листа.

Примерный перечень музыкальных произведений,

рекомендованных для показа

в течение учебного года

на академических концертах.

1-й год обучения:

Тамарин И. Этюд

Авксентьев Е. (обр.) «Как со горки» (1)[4]

Марченко И. «Марш» (3)

Глейхман В. Этюд

Белорусец И. (обр.) «Галя по садочку ходила» (3)

Пирогов О. Частушка (4)

Куликов П. Этюд

Черемухин М. (обр.) «Долия-раздолия» (5)

Иванов Аз. Полька (4)

2-й год обучения:

Рябинин А. Этюд

Авксентьев Е. (обр.) «Светит месяц» (6)

Польшина А. «Осень» (4)

Муха Н. Этюд

Камалдинов Г. (обр.) «Скоморошья небылица» (4)

Будашкин Н. Вальс (4)

Иванов В. Этюд

Илюхин А. (обр.) «Вы послушайте, ребята» (6)

Виноградов Ю. «Танец медвежат» (7)

3-й год обучения:

Гедике А. Этюд

Шутенко Т. (обр.) «Шла крольчиха за травкой» (8)

Зверев А. «Ку-ку»

Прошко Н. Этюд

Попонов В. (обр.) «Я с комариком плясала» (4)

Чайкин Н. Скерцино (3)

Марутаев М. Этюд

Глейхман В. (обр.) «Коробейники» (7)

Петров А. «Эксцентрический танец» (7)

4-й год обучения:

Черемухин Н. Этюд

Авксентьев Е. (обр.) «Что-то звон» (9)

Дварионас Б. Прелюдия (10)

Блинов Ю. Этюд

Илюхин А. (обр.) «Ехал казак на Дунай) (11)

Широков А. «Зеленый хоровод» (12)

Поздняков А. Этюд

Вязьмин Н. (обр.) «Посею лебеду на берегу» (13)

5-й год обучения:

Рябинин А. Этюд

Куликов А. (обр.) «То не ветер ветку клонит» (14)

Корелли А. «Гавот» (9,15)

Птичкин А. Этюд

Балмашов И. (обр.) «Перепелочка» (16,17)

Барчунов П. «Пляска» (18)

Кабалевский Д. Этюд

Андреев В. (обр.) «Как под яблонькой» (19)

Хватов В. Наигрыш (20)

6-й год обучения:

Чайкин н. Этюд

Шалов А. (обр.) «Волга-реченька глубока» (21)

Андреев В. «Румынская песня и чардаш» (22)

Феоктистов Б. Этюд

Трояновский Б. (обр.) «Уральская плясовая» (23)

Зверев А. Вальс (24)

Блинов Ю. Этюд

Осипов Н. (обр.) «Камаринская» (25)

Фибих З. Поэма (26)

Рекомендуемые сборники.

Балалайка 1 кл. ДМШ сост. П. Манич Киев.,1980

Альбом ученика – балалаечника. Вып. 1 сост. П Манич.Киев,1972

Легкие пьесы. Вып.1/Сост. А. Дорожкин.М.,1959

Хрестоматия балалаечника 1-2 кл. ДМШ Вып.1 Сост. В. Глейхман.М.,1976

Пьесы/Сост. А. Шалов.М.-Л.,1966

Хрестоматия для балалайки 1-2 кл. ДМШ/Сост. В. Авксентьев, Б. Авксентьев, Е. Авксентьев.М.,1963

Педагогический репертуар 1-2 кл. ДМШ.Вып.3/Сост. В. Глейхман.М.,1979

Балалайка.3 кл.ДМШ/Сост.П. Манич.Киев,1982

Хрестоматия для балалайки. 3-4 кл.ДМШ/Сост. В. Авксентьев, Б Авксентьев, Е. Авксентьев.М.,1965

10.Легкие пьесы. Вып.5 М.,1964

11. Балалайка.4 кл. ДМШ./Сост. П. Манич.Киев,1983

12. Альбом начинающего балалаечника. Вып.7.М.,1978

13. Репертуар балалаечника. Вып.12/Сост. Н. Вязьмин.М.,1978

14. Дорожкин А. Самоучитель игры.М.,1982

15. Балалаечнику – любителю. Вып.2.М.,1979

16. Педагогический репертуар.3-5 кл. ДМШ. Вып5/Сост. В. Глейхман,1982

17. Репертуар балалаечника. Вып.18.М.,1983

18. Хрестоматия для балалайки. 5 кл. ДМШ/Сост. В. Авксентьев, Б. Авксентьев, Е. Авксентьев.М.,1965

19. Андреев. Избранные произведения. М.,1983

20. Легкие пьесы. Вып. 2/Сост. А. Дорожкин. М.,1983

21. Репертуар балалаечника. Вып. 3/Сост. В. Ильяневич.Киев,1984

22. Педагогический репертуар. Вып.2.М.,1966

23. Репертуар балалаечника. Вып. 2.М.,1966

24. Юный балалаечник. Л.,1982

25. Пьесы, народные песни и танцы. Вып. 2/Сост. В. Мурзин.М.,1963

26. Репертуар балалаечника. Вып.18.М.,1983

27. Зверев А. Детский альбом. Изд.2-е.М.,1980

28. Зверев А. Букварь балалаечника.1-2 кл. ДМШ.М.,1988

29. Трояновский Б. Русские народные песни/ред. А. Илюхина. М.,1962

30. Хрестоматия балалаечника.. Младшие классы ДМШ/Сост. В. Щербак М.,1996

31. Пьесы для балалайки.1-3 кл. ДМШ /Сост. В. Глейхман.М.,1999

32. Дуэты балалаек. Хрестоматия для 1-2 кл. ДМШ/Сост. М. Грелавин.М.,1991

Тематическое планирование.

Примерное распределение учебных часов по годам обучения:

 

№ п/п Содержание работ 1год 2год 3год 4год 5год 6год
1. Посадка, постановка рук       - - -
2. Теоретические сведения            
3. Гаммы, упражнения            
4. Чтение нот с листа, подбор по слуху            
5. Этюды            
6. Произведения русских и зарубежных композиторов            
7. Обработка народных песен и танцев            
8. Повторение концертного репертуара -          
9. Ансамбль     - - - -
10. Социальная практика            
  ИТОГО: Часов в год            

 

Список литературы

Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке.Л.,1983

Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. Изд. 2-е.М.,1991

Александров П. Способы извлечения звука, приемы игры и штрихи на домре.М.,1975

Методика обучения игре на народных инструментах.Л.,1975

Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре.Л.,1984

Шалов А. Основы игры на балалайке.Л.,1970

Соколов Ф. Русская народная балалайка.М.,1962

Васильев Ю., Широков А. рассказы о русских народных инструментах. М.,1979

Список использованной литературы:

Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. «Методика музыкального воспитания».М. «Музыка»-1990

Пересада А. Справочник балалаечника. М.,1977

Панин В. Павел Нечепоренко: исполнитель, педагог,дирижер. М.,1986

Купфер М. «Слово о балалайке» журнал «Наука и жизнь» №8

Андреев В. Статьи. Интервью. Воспоминания./Сост., текстологическая подготовка, примечания Б. Грановского.М.,1986

Петрушин В. Музыкальная психология - учебное пособие для студентов и преподавателей. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997

Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: книга для учителя./Сост. В. Викторов.-М:Просвещение,1981

 


[1] Д. Е. Кабалевский «Воспитание ума и сердца» Глава 4 «С мыслью о Сухомлинском»

Издательство «Просвещение» 1981г.

[2] Панин «Павел Нечепоренко – исполнитель, педагог, дирижер»

Издательство «Музыка» 1986г.

[3] Речь идет о нетрадиционных формах проведения урока

[4] Цифры в скобках обозначают номер сборника в рекомендуемом далее списке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: