https://vivliophica.com/articles/history/111219/4




 

лге. Более десятка селений Николаевского уезда имели среди своих жителей по 500-600 и более старообрядцев. Согласно переписи 1897 г. в с.Ба-лаково - 2163 души обоего пола, с.Журавлиха -1278 человек, с.Большой Красный Яр - 1004 че-ловека38. В этих трёх сёлах проживало старообрядцев больше, чем в губернском центре.39 Вторыми по численности старообрядцев являлись Самарский и Бугурусланский уезды. Вышеназванный словарь-справочник называет 46 сельских поселений Самарского уезда, в той или иной степени «заражённых расколом». В 1873 г. в уезде насчитывалось более 14 тысяч последователей «истинно православной веры»40. Только деревня Антеевка, по оценке руководства Самарской епархии, «вся состояла из раскольников», выделялись численностью старообрядцев деревни Александ-ровка Луговая и Печёрские хутора (Самарский уезд). В меньшей степени заселён старообрядцами Новоузенский уезд, который, как и Николаевский уезд, до середины XIX века находился в составе Саратовской губернии.
Спустя десять лет (1887 г.) «Самарские епархиальные ведомости» писали, что в тех сёлах, где старообрядцы хотели официально отписаться от принадлежности к господствующей церкви, «раскол не уменьшался, а, можно сказать, скорее приобретал силу и значение»41. Ярким доказательством тому выступает быстрый рост численности старообрядцев в некоторых селениях Самарской губернии (в пригороде Ерыклинска старообрядческая община выросла с 1863 по 1871 г. в десять раз - с 46 до 413 человек42, в с.Го-родищи Крестовые Ставропольского уезда, по официальным данным, в 1869 г. в старообрядчество перешло 170 жителей села, в 1870 - 169 человек, а в 1871 - еще 194 человека). При этом оставалось еще большое количество «скрытых» староверов. По сведениям местного священника, из двух тысяч прихожан исповедовались в 1871 г. 97 человек, в 1874 - 93 человека43. Увеличение последователей старообрядчества в два-три и более раз замечено в 1860-е годы (в таких сёлах и деревнях, как Гаврило-Архангельское,
Екатериновка, Елатомонка, Кунья Сарма, Падов-ка, Сухой Отрог, Борисоглебовка и др).
Динамика старообрядчества Самарской губернии во второй половине XIX в. представляет собой неравномерное увеличение численности старообрядцев по уездам Самарской губернии.
Архивные данные позволяют утверждать, что в Самарском уезде до реформы 1861 г. не наблюдалась тенденция роста численности старообрядцев. В Бузулукском и Новоузенском уездах значительное увеличение численности рассматриваемой категории населения произошло только в конце XIX века. Резкий всплеск увеличения численности раскольников в Николаевском уезде отмечен сразу же после отмены крепостного права. Мы видим увеличение количества старообрядческого населения в 2,6 раза45. Особенно быстро выросла численность «хранителей благочестия» в 1860-е годы, когда о своей принадлежности к «расколу» заявили тысячи крестьян самарских сел и деревень. По сведениям благочинных, в губернии насчитывалось 32428 старообрядцев (1862 г.), а через 10 лет -уже 55442 человека, т.е. на 71% больше46. Большая часть «новых» старообрядцев пришлась на Николаевский уезд. Старообрядцы этого уезда составляли 32,5% от общей их численности в губернии (1862 г.), а в 1872 г. их доля возросла до 50%47. Так, в журнале «Самарские епархиальные ведомости» (С.Е.В.) представлены данные о количестве раскольников и сектантов по уездам за 1862, 1872, 1882, 1892, 1895, 1896 гг. и в целом по губернии за эти же годы. Эти сведения взяты из различных источников48, причем некоторые из них были введены в научный оборот впервые49.
Учитывали старообрядцев и местные органы Министерства внутренних дел - уездные полицейские управления. Однако данные о численности старообрядцев в церковных и полицейских документах сильно расходятся, причем в епархиальных отчетах численность старообрядцев всегда значительно меньше, чем в «Ведомостях», которые уездная полиция направляла губернатору. Отчёт Самарской епархии за 1886 г. показывает, что в губернии проживало 78190 раскольников и сектантов, а по данным полицейских чиновников - 9425850, в 1889 г. - 80607 и 96 8 3951, в 1897 г. - 81462 и 9763252. Расходятся данные о старообрядцах даже в церковных документах. На страницах С.Е.В. утверждается, что в 1872 г. в Самарской губернии насчитывалось 48552 раскольника, а по данным благочинных, их было 55442, что на 7 тыс. человек больше53. На наш взгляд, в этом проскальзывает явное стремление показать меньшее количество раскольников, чем было в реальности.
На протяжении всего исследуемого периода шло оформление структуры старообрядчества в целом, а также отдельных его толков и согласий.
Таблица 1. Динамика численности старообрядцев по уездам в Самарской губернии за 1862-1897 гг., человек44
Уезд Год
1862 1872 1882 1892 1895-1897
Самарский 3. 4954 12158 4157 22640 16854
Бугульминский 7. 1248 1293 1347 2557 1121
Бугурусланский 2. 6348 6848 7255 7955 8976
Бузулукский 6. 1850 2242 2341 3500 6400
Николаевский 1. 10541 27924 28731 39167 37955
Новоузенский 5. 2774 2869 2422 2972 6902
Ставропольский 4. 4713 2109 2326 2765 6174
Всего по губернии 32428 55442 57714 81287 81462
Точность учёта старообрядцев и гражданскими, и духовным

· Обратная связь

·

vivliophica

 

©2016-2017 vivliophica.com

Для Правообладателей

·

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: