Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)




Цель. Продолжать формировать восприятие пространства,
показать, что пространственные отношения между предметами
могут заменяться: предмет, который был наверху, сможет оказаться
внизу, и наоборот; учить воспроизводить пространственные отно-
шения по подражанию действиям взрослого и по образцу.

Оборудование. Набор мелких игрушек и строительного
материала, экран.

Ход игры (проводится индивидуально и небольшими под-
группами по 2—3 ребенка). 1-й вариант. Педагог сажает ре-
бенка напротив и дает ему два предмета — кубик и шарик, точно
такие же берет себе. Предлагает поиграть: делать, как он, быть
внимательным. Ставит шарик на кубик, ребенок повторяет. Педа-


гог фиксирует действие: «Шарик на кубике», тут же меняет пред-
меты местами, ставит кубик на шарик. Ребенок выполняет то же
и убеждается, что конструкция неустойчива, кубик приходится
удерживать руками. «Кубик на шарике»,— говорит педагог и про-
сит ребенка отпустить руки кубик падает. Ребенок еще раз
убеждается в том, что различия в форме определяют успех дейст-
вия с предметами. Потом педагог ставит кубик по одну сторону от
шарика: «Кубик и шарик рядом». (Ребенок воспроизводит зер-
кально.) Затем предметы меняются местами. «Кубик и шарик по-
менялись местами, но все равно остались рядом»,— заключает
педагог.

2-й вариант. Те же действия воспроизводятся по образцу.
Расположение шарика и кубика педагог меняет за экраном. Ре-
зультат действия ребенка педагог уточняет словом: «Кубик под
шариком, а шарик на кубике; кубик на шарике, а шарик под ку-
биком».

3-й вариант. Педагог использует настольный строитель,
элементы набора «Построй поселок», мелкие игрушки. Все элементы
парные. Ребенок сидит так же напротив взрослого. Педагог строит
дом из нескольких элементов, ребенок действует по подражанию.
Крыша дома кладется плоская, выступающая за пределы дома.
С одной стороны от дома ставится забор, а в конце забора — де-
рево, с другой стороны от дома — две елки. Ребенок последова-
тельно выполняет за педагогом те же перемещения предметов.
Педагог ставит перед домом машину, потом достает игрушечную
собаку и кошку (при отсутствии мелких игрушек можно сделать их
из картона) и обыгрывает созданную конструкцию: «Стоял на
улице дом. (Указывает на дом.) Он стоял в середине улицы. С од-
ной стороны рядом с домом был забор, а рядом с забором — де-
рево. (Показ.) С другой стороны рядом с домом росли ели. (По-
каз.) Перед домом стояла машина. (Показ.) По улице бежала кош-
ка. Вдруг прибежала собака и громко залаяла: «Ав-ав-ав». Собака
погналась за кошкой, та влезла на крышу. Кошка наверху, на
крыше. (Показ.) А собака внизу, под крышей, собака не достанет
кошку».

Рассказ повторяется, но расположение всех предметов пока-
зывает ребенок (взрослый делает паузы, побуждая ребенка пока-
зывать предметы по ходу рассказа). Потом ребенок берет кошку
и собаку и иллюстрирует другую часть рассказа, т. е. вторично
обыгрывает конструкцию.

Внизу-наверху

Цель. Продолжать формировать правильные представления
о пространственных отношениях предметов; показать, что распо-
ложение предметов по отношению друг к другу относительно и
может изменяться.

Оборудование. Два мяча, две куклы, два мишки, ку-
кольный стул, детский стул, большой стул и стол.

Ход игры. 1-й вариант. Перед сидящими в кругу детьми


ставятся стулья: кукольный, детский, большой и стол, один мяч
кладется на пол, другой на кукольный стул. Педагог указывает
на лежащий на полу мяч и спрашивает: «Где этот мяч? внизу?
наверху?» Если дети не могут ответить, педагог говорит: «Этот
мяч внизу». Тот же вопрос задается относительно мяча на стуле.
Мячи перекладываются, и вопросы повторяются; Затем мяч перекла-
дывается с кукольного стула на большой стул и т. д.

2-й—3-й варианты. Игра проводится с куклами, мишками.

Ориентировка в пространстве листа бумаги

В первую очередь ребенок должен понять, что лист — это
определенное ограниченное пространство, имеющее свой верх и низ,
середину и стороны. На бумаге можно отразить реальные прост-
ранственные отношения между предметами. Умственно отсталому
ребенку понять это трудно. Ребенка следует научить самостоятель-
но переносить объемные предметы на плоскость, читать изображе-
ния как модель реального пространства, уметь воссоздать ее в
действиях с реальными предметами. Дидактические игры могут
внести существенный вклад в данную работу.

Положи верно

Цель. Учить переносить пространственные отношения между
предметами с объема на плоскостное изображение, развивать
внимание, подражание.

Оборудование. Набор предметов и их плоскостных изобра-
жений (шары, кубы, треугольные призмы, бруски, кирпичики),
мелкие сюжетные игрушки по числу играющих.

Ход игры (проводится сначала индивидуально, а затем под-
группами). 1-й вариант. Педагог садится за маленький стол
напротив ребенка, берет два объемных предмета, например куб и
шар, дает ребенку плоскостные изображения этих предметов (круг
и квадрат) и просит его подложить данные изображения к пред-
метам. Потом предлагает действовать по подражанию («Делай,
как я») и ставит шар на кубик. Ребенок воспроизводит эти отно-
шения плоскостными формами. Если ребенок затрудняется, педа-
гог помогает ему, жестом указывая направление в перемещении
форм, и говорит: «Правильно, шарик на кубике. (Показывает на
свой образец.) И у тебя так же». (Показывает на то, что сделал
ребенок.) Потом меняет предметы местами, каждый раз фиксируя
результат в слове. Таким же образом моделируются отношения и
между другими предметами. По мере того как ребенок овладевает
умением соотносить пространственные отношения между объемны-
ми предметами с плоскостным изображением, педагог увеличи-
вает количество предметов.

2-й вариант. Педагог берет себе плоскостные изображения
геометрических форм или предметов-игрушек, а ребенку дает
объемные предметы. Теперь он должен по плоскостной модели
воспроизвести реальные пространственные отношения между


предметами. Сначала действия производятся с предметами, знако-
мыми по первому варианту игры. Затем можно включить сю-
жетные игрушки и их изображения. Например, педагог берет
изображение мяча, стола и фигурки мальчика и как бы играет
с ними. Ребенок воспроизводит игру в реальных действиях с иг-
рушками (мальчик держит мяч, стоит около стола, катит мяч по
столу, мяч лежит на столе и т. д.). Затем педагог рассказывает
ребенку о проигранной ситуации, называя соответствующие дейст-
вия: «Мальчик играл с мячом. Он бросил мяч. Мяч лежит на
столе. Мальчик стал катать мяч, и мяч упал со стола. Мяч лежит
с другой стороны около стола. Мальчик пошел тоже на ту сторону.
Мальчик, стол и мяч рядом. Мальчик толкнул мяч, и мяч зака-
тился под стол. Мяч лежит под столом».

Вертушка

Цель. Продолжать учить моделировать пространственные
отношения на плоскости по плоскостному и объемному образцам
и по словесной инструкции.

Оборудование. Вертушка (на квадратном листе картона
в середине наклеивается цветной круг; по углам квадрата наклеива-
ются маленькие квадраты так, чтобы между ними от круга шли
дорожки-пазы, в пазы могут вставляться и свободно двигаться
квадраты того же цвета, что и круг); плоскостной образец слож-
ной формы, представляющий собой соединение квадрата и круга
того же цвета, что и на вертушке; пластмассовые объемные фигур-
ки — кубик и шарик.


 


 


Ход игры (проводится индивидуально). 1-й вариант.
Педагог кладет перед ребенком вертушку и показывает ему, как
вставляется в пазы и перемещается по кругу картонный квадрат,
предлагает ребенку сделать то же по подражанию. Затем рас-
сматривает с ним плоскостной образец, кладет его рядом с вер-
тушкой и просит ребенка сделать такую же фигуру на вертушке,
продвигая квадрат в один из пазов. Положение образца меняется
несколько раз.

2-й вариант. Педагог строит образец из куба и шара, а ре-
бенок воспроизводит его на вертушке. В этом случае стоит задача
перенесения пространственных отношений с объема на плоскость.
Все результаты закрепляются в слове — сначала это делает педа-
гог, а потом и сам ребенок.

3-й вариант. Педагог предлагает детям выполнять раз-
личные варианты пространственных отношений по словесной ин-
струкции: «Сделай так: шарик на кубике, кубик на шарике, шарик
и кубик рядом, кубик под шариком». И т. п. В конце ребенок рас-
сказывает, что он сделал.

Картина (занятие)

Цель. Учить располагать предметы на листе бумаги (вверху,
внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание; закреплять
восприятие "целостных предметов и различать их между собой.

Оборудование. Большой лист бумаги для панно, крупные
детали аппликации (солнце, полоса земли, дом, фигурка мальчи-
ка или девочки, дерево, птица), листы бумаги, те же элементы
аппликации небольших размеров, подносики, клей, кисточки,
клееночки, тряпочки по числу детей.

Ход занятия. Педагог говорит детям, что они будут де-
лать красивую картину: он — на большом листе, укрепленном на
доске, а они — маленькие на своих листах бумаги. Нужно только
внимательно смотреть и делать все так, как делает он. Затем пе-
дагог раздает детям материал для аппликации. Сначала он наклеи-
вает внизу полосу земли, наверху солнце и т. д. Педагог делает
все медленно, фиксируя свои действия на каждом моменте и давая
возможность детям выбрать нужный элемент и правильно распо-
ложить его на бумаге. В случае необходимости помогает ребенку
определить место на листе бумаги (верх, низ).

По окончании педагог сравнивает детские работы со своей,
обсуждая пространственное расположение предметов, хвалит их,
вызывая положительное отношение к результату работы. Затем
кратко описывает содержание получившегося изображения, закреп-
ляя пространственное расположение предметов: «Мальчик вышел
на улицу. Посмотрел — внизу земля, наверху небо. На небе солнце.
Внизу, на земле, дом и дерево. Мальчик стоит около дома с одной
стороны, а дерево — с другой стороны. На дереве сидит Лтица».

Что нарисовано (занятие)

Цель. Учить видеть в рисунке реальные отношения предме-


тов, переносить пространственные отношения с плоскостною
изображения на объемное, т. е. создавать конструкцию по ри-
сунку-образцу; продолжать анализировать плоскостной образец,
выделяя форму и величину частей и их пространственное распо-
ложение.

Оборудование. Настольный строитель, контурные рисунки
с изображением конструкций, состоящих из разного количества
элементов.

Ход занятия (проводится сначала индивидуально, а затем
подгруппами). 1-й вариант. Ребенок сидит за столом рядом с
педагогом. Педагог предлагает малышу внимательно рассмотреть
рисунок и построить то, что на нем изображено. В работе над
первой конструкцией педагог помогает ребенку соотносить эле-
менты рисунка с деталями строителя. Затем дает поочередно еще
два рисунка, побуждая ребенка действовать самостоятельно. Пер-
вый рисунок должен быть простым и состоять из трех элементов
(непредметного характера), те же элементы строителя должны
лежать перед ребенком.

2-й вариант. Проводится то же занятие с подгруппой де-
тей, которые уже подготовлены к самостоятельному «чтению»
рисунка-образца. Количество элементов в рисунке и соответственно
число деталей строителя увеличивается.

3-й вариант. Детям дают предметные изображения, состо-
ящие из нескольких элементов, и изображения с элементами сю-
жета: «Построй дом», «Построй гараж», «Построй мебель для
куклы», «Комнату для куклы, улицу» и др.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: