Сопоставление трёх основных теорий Общественного договора




  Когда нет государства: естественное состояние людей Ради чего был заключён общественный договор Что дал институт государства народу
Томас Гоббс (Левиафан) война всех против всех безопасность защита жизни каждого
Джон Локк (Второй трактат о гражданском правлении) у каждого есть естественные права (свобода и частная собственность) свобода свобода и частная собственность
Жан-Жак Руссо (Об общественном договоре) каждый поступает в соответствии со своими личными интересами безопасность и демократия общественная польза

Общественный договор (социальный контракт) — социально-экономическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми.

Понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права.

Общественный договор означает соглашение управляемыми на наборе правил, по которым ими управляют.

3. Элитарная теория, сторонники которой убеждены что:

· каждый человек от природы, происхождения и т.д, обладает неодинаковой физической силой, экономическими возможностями, психологическими способностями, и потому в любом человеческом коллективе складывается определенная иерархия людей и их групп;

· вершина общественной иерархии — элита — обретает политическую силу, становится во главе социума;

· элита вследствие ее близости к властным и экономическим ресурсам дистанцируется от общественности, образуя госаппарат.

Теория элитизма, разработанная представителями макиавеллианской политологической школы ГаэтаноМоска, Вильфредо Парето, РобертаМихельса, достаточно правдоподобно объясняет происходящие в современной государственно-политической и административной системе явления, процессы и отношения. Этим обусловлено ее бурное развитие в настоящее время.

 

4. Национал-фашистская теория, разработанная на волне идеологического кризиса политического либерализма и получившая широкое признание в первой половине XX в.

Ее постулатами являются:

• признание государства как высшей формы существования титульной нации, способствующей ее моральному, экономическому и политическому возрождению и развитию;

• приоритет прав и свобод титульной нации над остальными народами, как на территории государства, так и за его пределами;

• государственный корпоративизм, предполагающий контроль государства над экономикой, развитие тяжелой индустрии;

• авторитаризм, существенно ограничивающий политическое и социокультурное инакомыслие;

• активная распределительная политика государства;

• имперский тип государственного развития.

Национал-фашизм признан мировым злом. Однакоотдельные его положения находят в настоящее время отражение в концепции «государство и нация», а также в критике политики мультикультурализма западноевропейскими государствами.

 

5. Мультикультурализм — научная концепция и государственная политика, направленная на развитие в отдельной стране и мире в целом, культурных различий.

В мультикультурном государстве за этническими и культурными группами признаются права управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и т.д.

 

В целом социологический подход с политологическим акцентом представлен в современной науке наиболее широко, и вышеизложенные концепции не исчерпывают всего его разнообразия.

Отдельные идеи социологического подхода к сущности государства можно встретить, например, у

М. Вебера, изучавшего вопросы морально-этического обоснования политики;

Дж. Джессепа, считавшего государство одновременно институциональным и нормативным явлением;

П. Гумпловича, который полагал, что государство образуется вследствие психологических склонностей одних народов властвовать, а других — подчиняться.

 

В трудах современных социологов конца XX-начала XXI в., посвященных изучению общества постмодерна, государство предстает в качестве одного из акторов (лат. aсtоr— действовать) информационного сетевого коммуникативного пространства, а

государственное управление рассматривается в терминах не одностороннего воздействия, а сотрудничества, партнерства, взаимодействия.

Кибернетический подход сформировался сравнительно недавно (в 60-е гг. прошлого столетия). Государство с точки зрения этого подхода является определенной информационной системой с прямыми и обратными связями. Осуществление государственной власти мыслится как движение информации от государства к обществу (прямая связь) и от общества к государству (обратная связь).

 

Своеобразное представление о сущности государства дает системный подход, согласно которому

государство представляет собой сложную систему с высокой степенью самоорганизации, порожденную обществом и одновременно дистанцированную от него.

Особую значимость при этом приобретает изучение целей, задач, функций и структуры системы государственного управления, закономерностей ее развития характера и качества прямых и обратных связей государства и общества.

В рамках системного подхода можно выявить кибернетическое и синергетическое восприятие сущности государства;

разработчики каждого из указанных направлений по-разному относятся к организации, управлению, самоуправлению, хаосу в социальной среде и, соответственно, их мнения о сущности современного государства, его функциях и перспективах расходятся.

 

В современной политологии, которая является междисциплинарной наукой, наиболее популярен многофакторный подход, в соответствии с которым

государство представляет собой высшую политическую форму жизнедеятельности граждан, проживающих на единой территории, объединенных институтами гражданства, суверенной государственной власти и права.

 

Данное определение позволяет выделить ряд признаков государства как субъекта управления.

Государство — это:

политическая организация людей, определяющая стратегию развития общества, включая всех находящихся на территории страны людей, а также граждан данного государства за его пределами. Политический характер государства связан с необходимостью решения «общих дел», урегулирования социальных конфликтов, беспристрастного арбитража и т.д.;

институт гражданства — «общественный договор», устанавливающий политико-правовую связь между властью и большинством людей, проживающих на территории данного государства;

высший субъект политического управления, обладающий суверенитетом, который распространяется на всю его территорию, является единым и неделимым, не может быть отчужден без распада данной государственности;

государственная власть, которая суверенна (непререкаема и верховна по отношению к любому иному виду власти — скажем, родительской или религиозной) и публична (образуется с участием граждан и действует во имя их интересов);

государство, в своей деятельности опирающееся на право — особую систему правил (норм), обеспеченных государственным принуждением.

 

Как субъект управления государство реализует ряд функций, количество и содержание которых менялось и продолжает меняться в соответствии с текущими и перспективными потребностями развития национальной государственности в каждую эпоху.

 

Выделяют

· внутренние и внешние,

· основные и дополнительные функции государства.

 

Внутренние функции реализуются в масштабах территории данной страны, их осуществление направлено на решение внутригосударственных задач в различных сферах управления.

К внутренним функциям современного государства относятся следующие:

Охранительная функция — заключается в обеспечении и охране внутреннего правопорядка, физической и нравственной безопасности граждан. Данная функция считается базовой. Она изначально присуща государству, ее необходимость признают даже последовательные либералы (концепция государства «ночного сторожа»). Реализация охранительной функции включает аспекты:

ü правовой (создание и совершенствование законодательства);

ü организационный (учреждение профильных структур по обеспечению, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина);

ü деятельностный (надзор за соблюдением законности и правопорядка, осуществление правосудия, содержание системы исполнения наказаний).

Политическая функция — включает регулирование политических взаимоотношений в обществе, установление нормативно-правовых «правил игры» акторов политической системы, обеспечение политического плюрализма.

Эта функция реализуется путем

· принятия законов о деятельности политически ориентированных субъектов,

· запрета создания и деятельности организаций, целью которых является подрыв основ национального строя,

· установление порядка и процедур выборов высших политических лиц,

· реализацииправ граждан на непосредственное и опосредованное политическое участие.

Примерами является принятие

· закона о политических партиях,

· негосударственных некоммерческих организациях,

· лоббизме и лоббистской деятельности

· противодействии терроризму и экстремизму,

· содействии информации,

· информатизации и свободе слова и т.д.

Хотя в большинстве конституций современных государств постулируется политический плюрализм, практика свидетельствует, что безразличие к идеологии ведет к эрозии политических ценностей и традиций, социокультурных основ любой государственности. Вот почему даже в странах с ментальным либерализмом идеологической составляющей государственной политики уделяется пристальное внимание.

Экономическая функция — регулирование национальной экономики в соответствии с ее типом.

Так, в странах с тоталитарным режимом экономика полностью огосударствлена.

В странах с рыночной экономикой, где существуют различные формы собственности, государство, ограничивая свое прямое вмешательство, в то же время исправляет недостатки «свободного рынка», применяя преимущественно регулятивные инструменты.

Так, современное государство осуществляет

· планирование и прогнозирование национальной экономики,

· принимает и совершенствует антимонопольное законодательство,

· определяет разрешаемые и запрещаемые законом способы экономической деятельности,

· оказывает косвенную поддержку среднему и малому бизнесу и т.д.

В то же время современное государство должно оставлять за собой монопольное право на

· установление цен и тарифов на ряд жизненно важных товаров и услуг,

· стандартизацию некоторых видов продукции,

· установление объема капитализации банков и ставки рефинансирования,

· осуществление национализации определенных объектов собственности и т.п.

 

Социальная функция состоит в сглаживании социального неравенства граждан путем перераспределения основных социально-экономических благ.

По характеру политического режима, типу экономики выделяют следующие модели социального государства:

ü социалистическое,

ü государство «всеобщего благоденствия»,

ü либеральное социальное государство,

ü формальное социальное государство.

Так, социалистическое государство (КНР, КНДР, СССР) является монополистом в перераспределении социальных благ (жилья, пособий, пенсий) и обычно характеризуется солидарным типом системы социального страхования, когда каждый гражданин вносит в государственные социальные фонды (фонд социального страхования, фонд медицинского страхования, фонд пенсионного страхования) равную долю отчислений и налогов вне зависимости от ожидаемого страхового риска.

Напротив, либеральное социальное государство (США, Канада),

· не являясь монополистом в производстве обязательных социально значимых товаров (жилье, медикаменты) и оказании социальных (медицинских, образовательных, культурно-досуговых, транспортных) услуг,

· адресно подходит к перераспределению общественных благ,

· стимулирует незащищенные категории граждан к общественно полезному труду,

· дифференцированно подходит к пополнению государственных социальных фондов налогоплательщиками,

· стимулирует развитие социальной ответственности бизнеса.

 

Например, в США разрабатывается ряд гибких целевых программ, в соответствии с которыми матери-одиночке обеспечиваются все условия для того, чтобы она работала, нежели чем получала социальное пособие и вела домашнее хозяйство.

В Канаде, если прогнозируемый риск получения производственных травм в данной отрасли экономики выше, чем в остальных, то с работников данной отрасли взимаются более высокие отчисления в фонд социального страхования и, соответственно, предоставляются более высокие выплаты при наступлении страхового случая.

Большинство европейских стран (ФРГ, Франция, Швеция, Норвегия, Финляндия), которые еще в середине прошлого века реализовывали политику государства «всеобщего благоденствия» (значительные социальные пособия, льготы при солидарной системе социального страхования), стремятся сегодня либерализовать социальную политику ввиду нехватки бюджетных средств, что встречает протесты среди граждан-«льготников».

 

Актуальным вопросом социальной проблематики современного государства является сглаживание политических и социальных конфликтов, возникающих на национально-этнической, конфессиональной почве.

С такими проблемами столкнулись, например, ФРГ и Франция, где наблюдается тенденция ежегодного прироста притока трудовых эмигрантов из мусульманских стран.

В условиях пропаганды мультикультурализма их политическая, экономическая, социокультурная ассимиляция становится одной из наиболее сложных и острейших проблем мононациональных государств, поскольку угрожает культурно-национальной самоидентификации коренного населения Европы.

Таким образом, реализация социальной функции в современном государстве служит залогом социально-политической стабильности его развития.

 

Экологическая функция состоит в содействии государства природоохранной деятельности, установлению максимально допустимых значений экологически вредных выбросов в окружающую среду, стимулированию граждан и субъектов предпринимательства соблюдать экологические нормы, сохранять окружающую среду.

 

Инструментами реализации данной функции являются:

ü установление внушительных штрафов за загрязнение окружающей среды,

ü предоставление значительных льгот и преференций за установку современных очистительных установок и инвестирование в природоохранные проекты,

ü пропаганда экологического образа жизни.

 

Актуальность природоохранной политики существенно возросла за последние десятилетия, что связано с прогрессирующим ухудшением экологического состояния планеты, учащением числа и масштаба техногенных катастроф.

С экологическими проблемами отдельно взятое государство справляется все труднее, вот почему функция охраны окружающей среды является и внутренней, и внешней для каждой конкретной страны.

В настоящее время все активнее действуют как национальные, так и международные экологические организации; государства совершенствуют как внутреннее экологическое законодательство, так и ратифицируют ряд международных договоров, соглашений о защите природной среды.

 

Помимо внутренних, современное государство активно осуществляет внешние функции на международной арене.

Вплоть до середины прошлого столетия экономически и политически сильные государства стремились реализовывать геополитическую функцию насильственным путем, подчиняя себе другие государства.

Однако после Второй мировой войны, когда имперские амбиции стран фащистского блока были подавлены, а геополитические контуры мира вновь установлены, акценты и инструментарий внешней политики государств сместились.

Сегодня к внешним функциям государства относят:

ü охрану национального суверенитета,

ü политическую и экономическую интеграцию в мировое сообщество,

ü оборону,

ü поддержание миропорядка,

ü международного сотрудничества в решении глобальных проблем.

 

Для эффективной реализации указанных функций создаются межгосударственные межправительственные организации в политической (ООН, НАТО), экономической, экологической («GreenPeace») сферах деятельности, проводятся международные саммиты (Международный экономический форум в Давосе), организуются встречи на высшем политическом уровне.

 

Классификация государственных функций на основные и дополнительные применяется в государствоведении реже.

К основным относятся те базовые направления деятельности, без осуществления которых государство попросту не может существовать и которые оно реализует всегда.

Дополнительные функции государство берет на себя в случае

· возникновения чрезвычайных ситуаций (экологические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия и т.п.) либо

· ведения военных действий.

 

Перечисленные выше функции реализуются посредством госаппарата.

В широком смысле госаппарат включает все ветви власти (законодательную, исполнительную и судебную), а также все иные государственные органы (координационные советы, комиссии при высших институтах власти, органы парламентского контроля) и инструменты воздействия (контрольно-ревизионные, надзорные, правоохранительные учреждения и др.).

В узком смысле под

 
госаппаратом понимается совокупность органов и структур, обеспечивающих функционирование всех ветвей власти, т.е. выполняющих исполнительно-распорядительные функции управления государством.

 

Главными задачами госаппарата являются:

· организация всей исполнительной работы;

· реализация принятых в обществе норм и правил;

· принятие мер, обеспечивающих функционирование как всей системы государственных органов (отдельно каждого и в их совокупности), так и самого государства;

· принятие и переработка ответных сигналов от общества;

· разработка необходимых мероприятий государственного регулирования всех сфер жизнедеятельности населения страны.

 

Первичным системообразующим элементом государственно-управляющего воздействия на общество является госорган. Им может быть

· одно должностное лицо (Президент РФ)

· или организованная группа должностных лиц, уполномоченных на реализацию властно-управленческих функций (Счетная палата РФ).

 

Структура госаппарата зависит от формы государственного устройства (формы правления, территориального устройства и политического режима), а также бюрократических традиций.

Так, если в авторитарных и тоталитарных странах (СССР, КНР) разделение властей ограничивается или отрицается, а бюрократия традиционно имеет важное политическое значение, то и госаппарат сосредоточен не на обеспечении законотворчества, а на выполнении исполнительно-распорядительных полномочий, обслуживании вооруженных сил, пенитенциарной системы.

 

В демократически развитых правовых государствах выделяют законодательные, представительные, исполнительные и судебные государственные органы.

 

В странах с авторитарным социалистическим наследием традиционно выделяют

· органы государственной власти,

· органы государственного управления,

· суд

· правоохранительные органы / другие государственные органы

 

Такая классификация применяется и в современной России.

 

Органы государственной власти — это высшие органы государства, которые избираются непосредственно народом либо с участием народного представительства и возглавляют в данном государстве соответствующую ветвь власти (законодательную, исполнительную, судебную) либо занимают верховное положение над всеми ветвями власти (глава государства).

 

Исчерпывающий перечень органов государственной власти, основы их публично-правового статуса, важнейшие функции, полномочия, а также виды и механизмы политической ответственности обычно излагаются в основном законе страны.

Например, в соответствии со ст. 11 Конституции РФ, органами государственной власти в России являются:

· Президент РФ,

· Федеральное Собрание РФ — двухпалатный парламент, Правительство РФ,

· Верховный Суд РФ,

· Высший Арбитражный суд РФ,

· Конституционный Суд РФ.

В федеративном государстве, части которого обладают политической автономией, исчерпывающий перечень субъектов региональной власти излагается в важнейших законодательных актах регионов.

Законодательный представительный орган государственной власти — парламент — реализует в любом государстве две функции:

· законотворчество (обсуждение и принятие законов)

· представительство политических интересов (посредством выборов парламентские кресла занимают члены победивших на выборах партий, образуя парламентские фракции).

 

Если государство федеративное, то помимо общегосударственного парламента, в каждой части государства выбираются собственные законодательные представительные органы.

 

Если в государстве признается и гарантируется местное самоуправление, то на местном уровне также избираются представительные органы власти.

Они, как правило, не осуществляют законотворческие функции, однако, являются низовыми органами политического представительства, юридически и (или) фактически (в зависимости от типа политического режима и закрепленной в основном законе государства степени автономии местного самоуправления от государственной власти).

 

Между высшими и низшими законодательными представительными органами нет административного подчинения.

 

Вышестоящие парламенты принимают законы, обязательные для исполнения нижестоящими парламентами.

Представительными органами могут быть образованы и иные государственные органы, которые действуют автономно от депутатов, но подотчетны исключительно им, например счетная палата, осуществляющая бюджетный контроль, уполномоченный по правам человека и др.

 

Исполнительная власть, в зависимости от формы правления, представлена различными государственными органами.

В республике в зависимости от ее вида исполнительная власть принадлежит либо президенту, либо правительству.

Так, в президентских республиках (США и большинство латиноамериканских стран, Египет и др.) президент является одновременно главой государства и главой исполнительной власти, а правительство не имеет статуса самостоятельного коллегиального органа государственной власти. Премьер-министр (если он есть) назначается и смещается с должности президентом без участия парламента, действует по поручениям президента (так называемый административный премьер).

В парламентских республиках (ФРГ, Италия, Индия) госаппарат возглавляет правительство, а главным должностным лицом является премьер-министр. Здесь президент в соответствии с нормами конституции имеет довольно широкие полномочия. Однако теми же конституциями установлено, что все акты главы государства, не подписанные премьер-министром, являются недействительными. Эта практика дублирующей подписи главы правительства на актах президента получила название «правило контрасигнатуры».

 

Смешанные республики, как правило, характеризуются дуализмом исполнительной власти: она принадлежит как президенту, так и правительству.

Соответственно, разделено и руководство госаппаратом. Как правило, президент непосредственно руководит силовыми (полиция, оборона) и политическими (юстиция, иностранные дела, разведка и контрразведка, пенитенциарная система) министерствами и ведомствами.

В непосредственном ведении правительства находятся отраслевые органы исполнительной власти (промышленность, сельское хозяйство, культура и спорт и др.).

 

Исполнительная власть обладает во всех государствах самым многочисленным и разветвленным аппаратом, самым большим штатом государственных служащих.

В отличие от законодательной, система исполнительной власти вертикально интегрирована, и нижестоящие структурные единицы и служащие подчиняются вышестоящим.

 

В значительной степени усиливают исполнительную власть государственные организации, учреждения, предприятия.

Вот почему численность аппарата исполнительной власти в десятки, а то и в сотни раз превышает число госслужащих, замещающих должности в аппарате парламента или судебной системы.

 

Располагает собственным аппаратом и судебная ветвь государственной власти.

Это сами судьи и обслуживающие суды канцелярии, секретариаты;

· следователи;

· прокуроры при судах;

· приставы, исполняющие судебные решения и следящие за порядком в зале судебных заседаний.

По горизонтали в разных странах судебная система подразделяется неодинаково.

Наиболее распространено деление судебной власти на две ветви:

· суды общей юрисдикции

· конституционный суд.

Система судов общей юрисдикции включает различные звенья (верховный суд, среднее звено, низшее звено). Однако в отличие от исполнительной власти суды и судьи не подчинены вертикали при рассмотрении конкретных дел и вынесении по ним вердиктов.

Конституционный суд не имеет нижестоящих звеньев. В его компетенции — рассмотрение вопросов, связанных с соответствием законов и подзаконных актов нормам национальной конституции, а также контроль за соблюдением сроков и процедур реализации отдельных элементов системы «сдержек и противовесов», таких как: импичмент президенту, вотум недоверия правительству ит.д.

 

Помимо органов государственной власти важными элементами госаппарата являются иные государственные органы.

Различия между органом государственной власти и госорганом заключаются в особенности формирования, статусе и подконтрольности.

Так, госорган обычно формируется органом государственной власти без непосредственного участия населения и несет ответственность перед учредившим его государственно-властным органом.

Исчерпывающего перечня государственных органов не существует.

И хотя декларируется, что при исполнении своих полномочий государственные органы независимы, не подчинены никакой другой власти, на практике статус, характер функций и полномочий, а также реальная эффективность госоргана зависят от политического веса того органа государственной власти, которым он учрежден.

Подробно задачи, функции, полномочия, компетенция и механизм ответственности госоргана излагаются в соответствующем законе.

К числу государственных органов можно отнести:

• уполномоченных по правам человека (Швеция, Россия), по соблюдению правопорядка в армии (ФРГ), по охране окружающей среды (Канада);

• счетные палаты, контрольно-ревизионные органы (США, Россия);

• прокуратуру (Украина, Россия);

• специализированные органы конституционного контроля (конституционные суды, конституционные советы) и даже религиозно-конституционного контроля, которые следят за соответствием законов нормам религии (мусульманские страны).

 

Перспективными с точки зрения демократизации государственного управления являются

· общественно-государственные органы (общественные палаты, советы, комитеты), которые, образуясь путем механизма выборщиков, имеют независимый от власти статус и действуют в режиме периодических заседаний, по собственной инициативе рассматривая и предавая огласке отдельные прецеденты нарушения свободы слова, несоблюдения прав человека и т.д.

Проблематика результативности таких полугосударственных органов зависит от национальных традиций взаимодействия власти и общественности, а также от специфики политического режима.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: