Цель. Учить воспринимать предмет с помощью обводящего
движения и использовать полученный образ в изобразительной
деятельности (в рисунке); понимать, что обводящее движение очер-
чивает контур предмета; называть предмет и его изображение.
Оборудование. Экран или небольшая ширма, игрушки
простой формы, листы бумаги по числу детей, фломастер (черный
или коричневый).
Ход занятия (проводится индивидуально). Педагог помо-
гает ребенку обвести за экраном предмет (например, мяч) и просит
нарисовать его. Затем спрашивает ребенка, что он нарисовал и что
находится за экраном. В заключение педагог снимает экран и
ребенок проверяет, тот ли он предмет нарисовал.
Маленькая няня
Цель. Учить находить по словесной инструкции теплый,
холодный, горячий предметы.
Оборудование. Четыре одинаковые маленькие бутылочки,
три куклы- в колясочках.
Ход игры. Педагог ставит на стол три бутылочки (одна —
с холодной, другая — с теплой, третья — с горячей водой), чет-
вертую бутылочку (с холодной или теплой водой) он прячет под
салфетку. Ввозит в комнату коляску с куклой, она плачет. Педагог
говорит, что кукла хочет есть и спать, ей нужна няня, и зовет на
помощь одного из детей. Просит дать кукле теплого молока из
бутылочки. Ребенок на ощупь выбирает бутылочку с теплой водой
и дает кукле. Та успокаивается, и педагог просит ребенка от-
везти колясочку в игровой уголок и там ее покачать. Подстав-
ляет еще одну бутылочку (с теплой водой) и ввозит вторую ко-
ляску с куклой, она просит холодного молока, затем третья кукла
просит горячего (горячее не должно быть обжигающим!). Если
кто-либо из детей выберет бутылочку неверно, кукла плачет силь-
нее, отказываясь от молока. Это побуждает ребенка выбрать
нужную бутылочку.
|
Большие и маленькие шары
Цель. Находить по словесной инструкции большие и малень-
кие предметы на ощупь.
Оборудование. Три пары мишек и кукол разной вели-
чины (большой мишка и большая кукла, мишка и кукла среднего
размера, маленькие мишка и кукла), три шара (большой, средний,
маленький) и другие игрушки (матрешки, утенок), «чудесный ме-
шочек».
Ход игры (проводится с подгруппой из 6 детей). Дети сидят
за столами парами по торцевым сторонам. Каждой паре педагог
дает мишку и куклу (можно двух мишек или двух кукол) при-
мерно одинакового размера: одной паре—больших, другой—
средних, третьей — маленьких. Говорит, что кукла с мишкой хотят
поиграть, покатать друг другу шарик (мячик), но шариков у них нет,
их надо достать из мешочка: большим кукле и мишке — боль-
шой шарик, средним — шарик поменьше, а маленьким — самый
маленький шарик. Один ребенок из каждой пары достает шарики.
Когда дети получат шарики, они играют с ними — катают по
столу от мишки к кукле и обратно.
Где я взял воду
Цель. Учить соотносить качества предметов.
Оборудование. Бутылочки или тазики с холодной и теп-
лой водой, картинки (первая пара картинок: на одной изображен
чайник, стоящий на плите, на другой — речка в осенний день;
вторая пара картинок: на одной — речка зимой с прорубью, на
другой — речка летом).
Ход игры. Педагог предлагает ребенку угадать, откуда он,
налил воду в тазик, раскладывает перед ним две картинки. Ребе-
нок щупает воду и показывает или называет картинку, откуда
взята вода. Педагог спрашивает ребенка, как он узнал, т. е. дает
возможность самостоятельно сделать вывод: «Теплая вода взята
из чайника, который нагрели на плите, а холодная — из речки».
|
В дальнейшем можно использовать другие картинки, сохра-
няя ту же дидактическую задачу.