Цель. Группировать предметы по разным свойствам (форме,
цвету, величине); самостоятельно выделять принцип группировки,
опираясь на образец; осмысливать и закреплять в слове результат
своих действий.
Оборудование. Конверты с наклеенными или нарисован-
ными геометрическими формами, разными по цвету и величине
(например: круги желтого, красного, синего цвета, большие, сред-
ние и маленькие; треугольники, овалы, шестиугольники трех цветов
и трех величин), картинки с изображением предметов разной
формы, цвета, величины, подносики.
Ход игры. 1-й вариант (проводится со всеми детьми). Иг-
рающие сидят за столами. Перед каждым ребенком по три кон-
верта (например, на одном наклеен треугольник, на другом —
овал, на третьем — квадрат). У сидящего рядом не должны повто-
ряться формы, т. е. конверты с другим сочетанием форм (например,
круг, прямоугольник, квадрат). На подносе перед каждым ребенком
несколько картинок, которые он должен разложить по конвертам
(так, картинки с изображением пуговицы, арбуза, круглых часов
надо положить в конверт с кругом и т. д.).
Когда картинки будут разложены по конвертам, педагог вы-
зывает к наборному полотну одного из детей и просит его вложить
в наборное полотно свои конверты, а под ними вставить картинки,
изображения которых соответствуют данной форме. Ребенок объяс-
няет, на основании чего он сделал такой выбор. При необходи-
мости педагог помогает ему.
2-й вариант. Проводится так же, но картинки различаются
по цвету, и на конвертах изображены круги разного цвета; на.
картинках предметы (шары воздушные, цветы, карандаши, ленточ-
ки, платочки) тех же цветов.
3-й вариант. Проводится так же, но признаком, по которому
проводится группировка, становится величина (например, на кон-
вертах изображены круги одного цвета, но разной величины —
большой, средний, маленький; на картинках — большие, маленькие,
средние машины, матрешки, колокольчики, мячи и др.).
|
ПЕРЕХОД ОТ ВОСПРИЯТИЯ К НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОМУ
И ЭЛЕМЕНТАМ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Когда мы говорим о переходе от восприятия к наглядно-об-
разному мышлению, то речь идет о возможности восстановления
образов восприятия в представлении и оперирования этими обра-
зами. Такое восстановление развивается и проявляется у детей в
процессе разных видов деятельности. Представление о предметах,
свойствах и отношениях предметов и их частей может быть вызва-
но словом или показом соответствующего изображения и в свою
очередь стать основой рисунка, лепки, аппликации, конструкции
или обеспечить понимание рассказа, узнавание предмета по опи-
санию, отгадывание загадок и т. д. Во всех этих случаях мы имеем
дело с оперированием образами — их перестановкой, соединением
частей мысленным путем.
Такая возможность формируется у нормально развивающегося
ребенка на протяжении дошкольного детства. Даже решая логи-
ческие задачи, дошкольники опираются на наглядные образы, опе-
рируют ими. Например, когда детям предложили задачу: «За
пеньком видны четыре заячьих уха. Сколько зайцев сидит за
пеньком?» — они давали следующие ответы: «Два зайца, потому что
у каждого зайца два уха», «Два, потому что у каждого вот так»
(приложил к своей голове два пальца), «Два, потому что они ря-
дом сели и сложили свои уши, получилось четыре».
|
В этом возрасте у детей появляется более обобщенное вос-
приятие, опирающееся не только на отдельные свойства предме-
тов, но и на связи и отношения между ними. На этом уровне у
детей возникает возможность наглядно-пространственного модели-
рования предметов и ситуаций, котурая находит свое выражение в
деятельности детей: в рисунках они своеобразно отражают окру-
жающую действительность.
В дошкольном возрасте дети способны к систематизации, со-
ставлению сериации, упорядочиванию, основанном на логическом
построении объектов, выстраивании их в ряд по какому-либо
чувственно воспринимаемому признаку, свойству. Это свойство
постепенно идет по убывающей или по возрастающей линии.
Например, на этом принципе основан звуковысотный ряд, по этому
же принципу можно выстроить ряд из матрешек и др.
Переход от восприятия к представлению и наглядно-образному
мышлению — процесс длительный. С этой целью в дошкольных
учреждениях предусмотрены различные занятия. А для умственно
отсталых детей без каждодневной, целенаправленной коррекцион-
ной работы такой переход может и не произойти. В результате
чего они не понимают прочитанный текст, совершенно не умеют
пользоваться схемами, планом, а это в дальнейшем отрицательно
сказывается на их трудовой и профессиональной подготовке.
Сделай целое
Цель. Формировать представление о предмете в целом;
учить соотносить образ представления с целостным образом реаль-
ного предмета; действовать путем примеривания.
Оборудование. Разрезные картинки из 2—6 частей с раз-
ной конфигурацией разреза. Предметы и игрушки, соответству-
ющие изображениям на картинках.
|
Ход игры (проводится индивидуально и подгруппами).
1-й вариант. Перед ребенком на столе лежит разрезная кар-
тинка с изображением простейшего по форме и хорошо знакомого
ребенку предмета, например мяча или яблока. Ребенку предлагают
сложить картинку так, чтобы получилось целое. При этом пред-
мет не называется. Когда картинка будет сложена (любой резуль-
тат), педагог выкладывает перед ребенком два предмета: один,
изображенный на разрезной картинке, а другой — посторонний,
например кубик. Ребенок должен выбрать тот предмет, который он
сложил, и сравнить полученное изображение с предметом. Педа-
гог помогает ему провести сравнение, используя обводящее дви-
жение. Затем предмет называется.
После этого ребенку дают другие разрезные картинки с изобра-
жением того же предмета (если на первой картинке мяч был раз-
резан пополам вдоль, то на второй — поперек, а на третьей —
по диагонали).
При повторном проведении игры ребенку предлагают соста-
вить более сложные картинки (рыба, неваляшка, домик).
2-й вариант. Перед ребенком раскладывают 3—4 части
одной картинки (например, машины) и одну часть другой картинки
(неваляшки) и предлагают сделать целую картинку. По окончании
ему дают для выбора и соотнесения два предмета (машину и не-
валяшку), которые он сравнивает с изображением под руковод-
ством педагога.
При последующем проведении игры картинки имеют другие
линии разреза.
Нарисуй целое
Цель. Продолжать учить разворачивать части предмета в
представлении, соединяя их в целое, т. е. оперировать образами
в представлении с опорой на целостный образ предмета.
Оборудование. Разрезные картинки с изображением хо-
рошо знакомых детям предметов (с разной конфигурацией разре-
за), бумага, фломастеры или карандаши (черные или коричневые).
Ход игры. Педагог раскладывает перед ребенком разрезную
картинку и просит нарисовать целую картинку, не складывая ее.
Ребенок рисует, а затем называет предмет, который он нарисовал.
После этого педагог просит его сложить картинку и снова нари-
совать ее.
Найди свою игрушку
Цель. Та же.
Оборудование. Разрезные картинки с изображением зна-
комых детям предметов (изображения контурные), листы бумаги
и простые карандаши или черные (коричневые) фломастеры по
числу детей, игрушки или предметы, соответствующие изображе-
ниям на разрезных картинках.
Ход игры (проводится подгруппами). На столе у педагога
игрушки и предметы, они накрыты салфеткой. Педагог раздает де-
тям разрезные картинки, раскладывая их в случайном порядке.
Каждому ребенку дается свое изображение. Педагог просит детей
внимательно рассмотреть картинки, не складывая их, раздает
бумагу и карандаши (фломастеры) и просит нарисовать целую
картинку. По окончании рисования снимает салфетку с игрушек, на-
ходящихся на столе, и предлагает каждому ребенку найти то, что
он нарисовал. Дети находят игрушки, называют их, сравнивают
со своим рисунком.
Сделаем книжку
Цель. Представлять ситуацию, описанную в рассказе, уметь
моделировать ее с помощью раскладывания готовых плоскостных
форм; закреплять навыки наклеивания; приучать к созданию кол-
лективной работы.
Оборудование. Листы белой бумаги по числу детей, плос-
костные изображения предметов, соответствующие содержанию
рассказ^, подносы, клей, кисточки, тряпочки по числу детей.
Ход работы. 1-й вариант. Педагог говорит детям, что
они вместе будут делать книгу с красивыми картинками. Раздает
листы бумаги (страницы в книжке), элементы изображения на
подносиках и просит внимательно слушать рассказ «О птичке и
кошке». Читает его спокойно, без остановок и пояснений: «Во
дворе росло дерево. Около дере.ва сидела птичка. Потом птичка
полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела
поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под
деревом. Кошка осталась на дереве». После этого педагог спра-
шивает, о ком этот рассказ, что делали птичка и кошка. Затем
идет поэтапный разбор рассказа с моделированием всех ситуаций.
Педагог спрашивает: «Что было сначала? — и читает первую фра-
зу: — Во дворе стояло дерево». Просит детей найти на подносах
дерево и положить на свои листы бумаги. Напоминает, что дерево
стоит внизу. Помогает правильно расположить его на листе бумаги.
Затем говорит: «Около дерева сидела птичка». Дети находят птич-
ку и выкладывают ее около дерева и т. д.
2-й вариант. Игра проводится на следующий день. Участвуют
6 детей. Педагог напоминает им рассказ и говорит, что для общей
книги каждый будет делать свою страницу. Столы устанавливают
в один ряд так, чтобы сидящие за ними дети действовали по ходу
рассказа слева направо. Ребенку, сидящему первому, педагог
предлагает делать первую страницу, следующему — вторую и т. д.
Дети последовательно выкладывают картинки, иллюстрирующие
содержание рассказа: первая страница — «Во дворе росло дерево»;
вторая — «Около дерева сидела птичка»; третья — «Птичка поле-
тела и села на дерево, наверху»; четвертая — «Пришла кошка»;
пятая — «Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево»;
шестая — «Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка оста-
лась на дереве». После того как весь рассказ будет выложен, пе-
дагог раздает детям клей, кисточки и тряпочки, и дети наклеивают
изображения на листы бумаги. Педагог сшивает листы и рассматри-
вает с детьми новую книжку.
По такому же типу проводится моделирование русских народ-
ных сказок «Теремок», «Колобок», «Кто сказал «мяу» В. Сутеева
и др.