Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 53 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"
С 1 марта 2022 г. устанавливаются ключевые показатели государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства
Такими показателями за отчетный период являются:
количество человек, погибших при несчастных случаях на производстве, на 100 тыс. занятых;
количество человек, пострадавших на производстве с тяжелыми последствиями, на 100 тыс. занятых;
материальный ущерб в виде просроченной задолженности по заработной плате к суммарной номинальной заработной плате в Российской Федерации.
Приводятся целевые значения указанных ключевых показателей.
Приказ Минтруда России от 26.01.2022 N 24 "О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения"
Обновлены формы представления работодателями сведений и информации органам службы занятости
Утверждены формы представления, в том числе сведений:
о принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров;
о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства;
о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве).
Признан утратившим силу Приказ Минтруда России от 30.12.2014 N 1207, регулирующий аналогичные правоотношения.
"Рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работодателям по переводу максимально возможной численности работников на дистанционный режим работы (в связи с кратным ростом заболеваемости COVID-19)"
(утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 28.01.2022, протокол N 1)
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений рекомендует работодателям незамедлительно перевести на дистанционный режим работы максимально возможное число работников
Решение о максимальной численности работников, которых можно перевести на дистанционный режим работы, определяется организацией самостоятельно исходя из возможности работодателя и работников.
Работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает локальный нормативный акт о временном переводе работников на дистанционную работу.
Работодатель также вправе принять решение о распространении на взаимодействие с дистанционными работниками правил осуществления электронного документооборота.
Суд разобрался в оценке преимущественного права и встал на сторону сокращенного из-за его стажа Документ: Определение 1-го КСОЮ от 07.12.2021 N 88-29033/2021
Работника с самым низким показателем производительности труда сократили. Он оспорил действия организации.
Суд первой инстанции нарушений не увидел. Работодатель учитывал преимущественное право и соблюдал процедуру сокращения.
Апелляция разобралась, насколько правильно оценили квалификацию и производительность труда, и признала увольнение незаконным. Сотрудник отработал в организации более 6 лет, а значит, его квалификация выше, чем у нескольких коллег с опытом менее года.
Производительность труда сокращенного не могла быть ниже, чем у работника со стажем всего 23 дня. Организация не раскрыла, как сравнивали показатели. Такую оценку признали необъективной.
Кассация с этим согласилась.
Суд: можно не учитывать преимущественное право при сокращении работника, чья должность единственная Документ: Определение 2-го КСОЮ от 23.12.2021 N 88-30155/2021
Сотрудник оспорил сокращение. Он посчитал, что имеет преимущественное право остаться на работе, так как у него на иждивении 2 члена семьи. Чтобы не учитывать преимущество, работодатель спрятал аналогичную должность, указав иное название.
Три инстанции не увидели нарушений. Должность сотрудника была единственной в организации. Его не могли ни с кем сравнить, чтобы установить более или менее высокую квалификацию, производительность труда, проанализировать остальные критерии.
Довод сотрудника о том, что похожую должность скрыли под другим наименованием, отклонили. Работодатель не менял названия должностей и обязанности по ним непосредственно перед сокращением и в ходе его проведения.
В аналогичных ситуациях суды и ранее поддерживали работодателей (например, 1-й КСОЮ). Увольнение без учета преимущественного права признавали законным и в случае, когда сокращали все одинаковые должности. Так решил, в частности, 3-й КСОЮ.
Суд: работодатель не обязан платить сотруднику соразмерно другим должностям в организации Документ: Апелляционное определение Московского городского суда от 24.12.2021 N 33-50207/2021
Работник сопоставил оклады коллег на других должностях со своим и увидел, что ему платят меньше. Он решил, что это несправедливо, и обратился в суд.
Две инстанции не увидели дискриминации. Работодатели самостоятельно определяют свои потребности в сотрудниках и предлагаемые им условия. Размер зарплаты по должности работника установлен штатным расписанием. Он соответствует трудовому договору, который не оспорен.
Отметим, суды также считают правомерным, когда платят по-разному даже на одноименных должностях, если обязанности сотрудников различаются. Например, к такому выводу приходил 6-й КСОЮ.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
ПРОЕКТЫ
<Информация> Минтруда России от 28.01.2022 "Минтруд предложил расширить охват социального страхования и создать Социальный фонд России"
Минтруд сообщает о разработке законопроектов об объединении ПФР и ФСС в единый социальный фонд и введении единого тарифа
Социальный фонд будет выступать страховщиком по ОПС, страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями.
Клиентские службы объединенного фонда обеспечат полное предоставление госуслуг по принципу "одного окна".
Объединение фондов позволит также ускорить реализацию цифровой трансформации социальной сферы и сократить расходы на содержание внебюджетных фондов за счет отказа от поддержания разрозненной IT-инфраструктуры и оптимизации имущественного комплекса.
Объединение фондов планируется осуществить с 1 января 2023 года.
В части установления единого тарифа сообщается, в частности, следующее.
Сейчас согласно общему правилу работодатели платят в ПФР 22% в пределах облагаемой базы и 10% с заработка, превышающего облагаемую базу, 5,1% в ФФОМС с общего дохода работника и 2,9% в ФСС с заработка в пределах облагаемой базы.
При этом по разным видам страхования отличается круг застрахованных лиц и льготные режимы.
Минтруд предлагает: установить единый круг застрахованных лиц (т.е. распространить ОСС на лиц, занятых по гражданско-правовым договорам), установить единую предельную базу для ОПС и ОСС; объединить все существующие льготные категории плательщиков; обеспечить возможность внесения всех социальных взносов единым платежом.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
ЗАКУПКИ
Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации"
Обновлен порядок функционирования единой информационной системы в сфере закупок
Утверждено положение, устанавливающее порядок предоставления информации и документов из указанной системы, информационного взаимодействия системы с иными информационными системами, а также требования к технологическим и лингвистическим средствам такой системы.
Кроме того, установлены порядок регистрации участников закупок в системе и порядок ведения единого реестра участников закупок, единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок, порядок ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками.
Признаны утратившими силу акты Правительства РФ, которыми регулируются аналогичные правоотношения.
При замене некачественного товара нельзя взыскать штраф за ненадлежащее исполнение госконтракта Документ: Определение ВС РФ от 20.01.2022 N 304-ЭС21-26643
При приемке заказчик выявил несоответствие товара среди прочего по качеству и попросил устранить недостатки.
После того как поставщик это сделал, заказчик принял товар без замечаний и потребовал выплатить пени за просрочку поставки, а также штраф за некачественный товар.
Поставщик признал пени, но не согласился со штрафом: он устранил все недостатки товара, который приняли без замечаний.
Суды трех инстанций поддержали поставщика:
- обязательства по контракту исполнили, хотя и с просрочкой;
- поставка некачественного товара с последующей заменой не основание для штрафа. Надлежащего качества поставщик достигнул, интересы заказчика удовлетворил;
- пени за просрочку и штраф за неисполнение обязательств можно взыскать вместе, если нарушение стало основанием для одностороннего отказа от контракта. В данном случае такого отказа нет.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Отметим, в практике есть иное мнение.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Вологодская область
Соглашение Правительства Вологодской области от 14.01.2022
"Соглашение между союзом организаций профсоюзов - Вологодская областная федерация профсоюзов, региональным объединением работодателей - союз промышленников и предпринимателей вологодской области и правительством Вологодской области по вопросам социально-экономической политики на 2022 - 2024 годы"
Союз организаций профсоюзов - Вологодская областная Федерация профсоюзов, Региональное объединение работодателей - Союз промышленников и предпринимателей Вологодской области и Правительство Вологодской области заключили соглашение, устанавливающее общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики в области. В числе приоритетных целей соглашения Стороны ставят: проведение в предстоящие три года социально-экономической политики, направленной на повышение уровня и качества жизни населения на основе устойчивого развития и укрепления конкурентоспособности экономики; сохранение кадрового потенциала и обеспечение эффективной занятости; создание высокопроизводительных и безопасных рабочих мест; рост производительности труда; совершенствование профессиональной подготовки молодежи; конкурентоспособность работников на рынке труда; повышение социальной ответственности работодателей; функционирование эффективной системы социального партнерства.
Приказ Департамента труда и занятости населения Вологодской области от 31.01.2022 N 25
"Об утверждении формы проверочного листа, применяемого Департаментом труда и занятости населения Вологодской области при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты"
Форма проверочного листа содержит список контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований.
Документ вступает в силу с 1 марта 2022 года.