здорового образа жизни участников образовательного процесса.




Роль личностной позиции учителя в формировании

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики. Тем не менее, уровень здоровья обучающихся продолжает тревожить специалистов. Опираясь на нормативные документы, которыми является Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011г. № 323-ФЗ, подчеркнем факторы, влияющие на здоровье школьников:

Социальный, медицинский и информационный факторы.

По данным Министерства образования и науки РФ - 87% учащихся нуждаются в специальной поддержке здоровья, до 60-70% к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30% - хронические заболевания, 60% - нарушенную осанку. Особенности современных реалий таковы, что здоровье ученика справедливо связывают со здоровьем учителя. Учитель не обладает хорошим здоровьем, и этому есть объяснение – чрезмерная занятость. Специалисты делают однозначный вывод – современный учитель должен обладать высоким иммунитетом. Есть ли объективная возможность сформировать такой иммунитет? Проанализируем слова известного врача Н.М. Амосова: «Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым». Следуя этой логике, главное в обретении полноценного здоровья – собственные усилия учителя. Только тогда учитель сможет играть значительную роль в формировании здоровья школьников, когда сможет помочь себе.

Большинство источников утверждает, здоровье начинается с ряда мероприятий: с правильного питания; с постоянного физического тренинга; с оптимального режима труда и отдыха… Все эти категории можно отнести к некому «холизму здоровья». В онтологии холизм опирается на принцип: целое всегда нечто большее, чем простая сумма его частей. В науке это проблема соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия целого по отношению к его частям. С нашей точки зрения важнейшая составляющая здоровья, ведущая к «холизму здоровья», начинается с попытки создания индивидуальной системы ЗОЖ,куда входят перечисленные мероприятия. В него должны принципиально входит не только факторы сохранения, этого недостаточно, но и категории созидания здоровья. Чтобы ЗОЖ стал стилем жизни необходима стойкая мотивация – еще одна составляющая. Как показывает опыт, она тоже должна быть сформирована. Основные заболевания участников образовательного процесса – психосоматические, следовательно, в этом направлении нужно предпринимать основные усилия. Когда человек слышит очерняющие его культуру слова, противоречащие его убеждениям, в его внутреннем мире начинают зарождаться психосоматозы. При этом неизбежна внутренняя борьба, являющаяся важнейшим фактором, провоцирующим невроз, как временное функциональное нарушение нервной системы, вызванное психотравмой. Неразрешимые вопросы копятся, возникают проблемы, их количество переходит в качество в виде заболевания. Таков один из путей развития гипертонической болезни, язвенной, ишемической. ПЗ показывает, что существует глубокая взаимосвязь между заболеваниями и нашими мыслями, между эмоциями и представлениями, между верованиями и подсознательными убеждениями, всем тем, что противоречит базовой позиции. Как человек смотрит на мир, таким мир для него и становится, поскольку он сам формирует его облик, делая добрым или злым. Проблема психосоматозов – это вершина айсберга, указывающая на сложность познания и регулирования внутреннего мира человека, где как скрученная спираль в капсуле, находится главная составляющая здоровья. Мы воспринимаем события, как действующие модели. Здоровую жизнь тоже целесообразно осмыслить как действующую модель. Существует общее правило - осмыслить нечто, означает применить к этому явлению более высокую шкалу ценностей. Должен быть некий ментальный фон, специально сформулированная ментальная конструкция, на фоне которой должен осуществляться процесс построения индивидуальной системы ЗОЖ. Этим фоном может быть:

1) позитивный взгляд на жизнь, как выработанный личностью фактор профилактики психосоматических заболеваний (ПЗ);

2) базовая позиция личности.

Две эти составляющие здоровья напрямую влияют на иммунитет человека. Иммунитет (лат. immunitas – освобождение, избавление) - защита организма от чужеродных воздействий. Ментальный иммунитет – биопсихосоциодуховная матрица идентичности, как основа безопасности. Миссия ментального иммунитета – выявление угрози мобилизация внутренних ресурсов защиты личности. Врачи утверждают, что ментальный иммунитет – основа личности при глобальных и молниеносных кризисах. При этом важнейшими факторами выживания являются: многогранность личности; высокая социальная активность; хорошее воспитание и глубокое образование; высокая терпимость к социальным недугам; доступ к разнообразным источникам информации; разнообразные виды деятельности; видение перспектив развития личности. Для усиления общего иммунитета требуются не только здоровые мысли и идеи, но и обязательная двигательная активность, которая сегодня в дефиците. Делаем вывод - образ жизни зависит: 1) от возраста; 2) энергетического обеспечения; 3) отдыха; 4) отказа от ВП; 5) полноценного сна; 6) полноценной физической активности; 7) психического комфорта; 8) позитивного мировоззрения (когнитивной и ментальной составляющих); 9) высокой базовой позиции.

В современной научной литературе можно найти более 400 определений феномена «здоровье», каждый из которых представляет определенную модель миропонимания и мироощущения. Следовательно, необходимо выбрать или сформировать свое понимания здоровья и свою модель индивидуального ЗОЖ, разложить ее на составляющие и работать по каждому направлению.

Специалисты из Университета Кентукки (США) и канадские кардиологи, доказали, что отношение к жизни влияет на работу иммунной системы и улучшает работу сердечно-сосудистой системы. Было доказано, что пессимисты имеют меньше шансов на успешную борьбу с вирусной инфекцией, а оптимизм создает высокий иммунный статус. Стресс от семейных ссор и неудач в школе увеличивает шансы заболеть. Рабочая группа под руководством профессора Сюзан Сегерсторм год следила за отношением к жизни более ста взрослых, постоянно проверяя состояние их иммунной системы. Выяснилось, что наиболее сильной иммунная система оказывалась в периоды подъема настроения и оптимистичного отношения к жизни. Уверенность в своих силах помогало сохранить высокий иммунный ответ, а чувство беспомощности вызывало депрессию, подавляющую иммунный ответ.

Специалисты утверждают, что к середине текущего века психические расстройства займут ведущее место в структуре заболеваемости людей в большинстве стран мира. Установлено, что начала указанных нарушений здоровья закладываются именно в детском и подростковом возрасте [6]. Успешность формирования приспособительной реакции организма в условиях воздействия разнородных факторов школьной среды, служит важным критерием здоровья.

Рассмотрим, с несколько пограничных позиций, проблему здоровья учителя. Восприятие действительности можно рассмотреть, как смыслообразующий контекст. В течении дня мы воспринимаем происходящее, как череду событий. Современный человек, играя социальные роли, большую часть времени уделяет семье, работе, отдыху... У учителя эти возможности значительно сокращены. В процессе семейных и профессиональных обязанностей человек совершает те или иные поступки, часть которых соответствует нормам ЗОЖ, а часть нет. Эта особенность человеческой активности связана с полимодальностью восприятия. Она включает в себя «единство непрерывности и прерывности». Прерывность в науке XX века связывается с событийностью [9]. Но в какой-то момент событийность оборачивается для нас другой стороной. В той или иной мере благодаря ей мы начинаем постигать смыслы этих событий. Здесь содержатся скрытые значения информационной функции восприятия, которые организуют и само восприятие, как некое событие [2,3]. Эти параметры составляют основу для организации ментальности, направленность мыслительной деятельности, а также установки и ценности [2,3]. В историко-культурном контексте ментальность проявляется в качестве скрытой части общественного сознания.

Наиболее понятным для нас является модель понимания ментальности как «призмы », сквозь которую человек смотрит на окружающий мир. Разумеется, человек участвует в формировании этой «призмы», которая тождественна восприятию, и регулирует предрасположенности индивида, основанные на впечатлениях, имеющих культурно-историческую основу [2]. Информационное содержание становится для человека смысловой основой восприятия [3]. Жизнь, имеющая смысл, обретает совершенно новое качество и воспринимается человеком как целостная картина от прошлого до будущего [2,4]. Человек, осознавший высокий смысл своих действий, готов на любые по сложности поступки, в том числе и на усилия по созданию индивидуальной системы ЗОЖ. В структуре убеждений человека выделим три основных уровня: 1) экзистенциальный; 2) уровень ранних решений; 3) уровень поверхностных убеждений.

Экзистенциальный уровень - жизненная позиция, в которой проявляются два самых важных, принятых в глубоком детстве решения. Первое связано с отношением к себе — «кто Я такой, какова ценность моей личности». Второе решение- отношение к другому человеку, к миру. Совокупность этих решений составляет базовую позицию человека.Делаем констатирующий вывод – наше предположение, что путь к здоровью определяется высокой базовой позицией личности, подтверждается. Личность оперирует собственными инструментами – умом, волей, психикой, которые необходимо уметь правильно использовать. Тогда составляющими ЗОЖ являются: формирование позитивного мировоззрения, создание высокой базовой позиции, овладение собственными внутренними ресурсами, позволяющими адекватно использовать двигательную активность.

Человек тянется к тому, к чему его приучат, предпочтение определяется коллективным сознанием. Оно не строится на сумме мнений обычных людей, находится в самом обществе, воздействует на человека и передается поколениям. В человеке почти все создается, в нем мало естественного, в психологии и социологии его создает общество, в религии мистические категории. Наконец, человек создает сам себя с помощью общества, которое формирует его через язык, воспитание, культуру, социальный опыт. Происходит процесс выработки мировоззрения, как показатель зрелости не только личности или социальной группы, но и как составляющее здоровья.

Важность смыслового компонента мы прослеживаем на исследованиях В. Франкла. Находясь в немецком концлагере, он открыл, что самая глубокая потребность человека не в наслаждении (по Фрейду) не в стремлении к власти (по Адлеру), а в смысле жизни и ее цели [4]. Такой же вывод сделал и Альберт Эйнштейн, утверждающий, что надо стремиться не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы жизнь имела смысл. В. Соловьев писал о том, что вся духовная жизнь человека основана на том, что в мире есть смысл, без этого убеждения человек становится циником, нигилистом, внутренне разрушается … [5].

Прослеживается главная мысль: от того, как устроены ментальные структуры, зависят конкретные проявления интеллектуальной и творческой активности и, как следствие, паттерны (с англ. «шаблон, «модель») социального поведения. Люди примерно одинаково реагируют на какие-то бытовые события, устанавливают четкие, повторяющиеся ассоциации. В этот список можно внести привычки и стереотипы, например, «Быть здоровым это модно». Человек должен стремиться к тому, чтобы его жизнь была позитивно наполненной, тогда она естественным образом становится более здоровой. ЗОЖ учителя можно представить в виде модели, где к общепринятым компонентам здоровья добавляются когнитивные и ментальные составляющие, что позволяет сформировать полную модель индивидуального ЗОЖ участника образовательного процесса (Рис).

 

 

Структура здорового образа жизни   Воспитание здорового поколения
Когнитивные: овладение знаниями о состоянии собственного здоровья и способах его сохранения и развития. Осознание ценности здоровья.  
Аффективные: развитие положительного отношения к процессу формирования здоровьесберегающией компетентности. Ответственное отношение к собственному здоровью.    
Индивидуально-результативные (деятельностные): самостоятельное укрепление и развитие здоровья. Самостоятельность и ответственность выбора образа жизни.    
Процесс формирования здорового образа жизни школьников  
Развитие важнейших жизненных ценностей
Показатели здорового образа жизни   Физическое здоровье  
Соматическое здоровье     Физическое здоровье  
Психическое здоровье     Психическое здоровье  
Социальное здоровье   Социальное здоровье
Ментальное здоровье  
...

 

Ментальные:образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы; означает феномен человеческого восприятия, представления, отношений  
Психологическое здоровье  
Когнитивное здоровье  

 


 

 

Индивидуальная система ЗОЖ


Рис. Модель структуры здорового образа жизни

 

Список литературы

1. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. -М.: Физкультура и спорт, 2014г.-64 с.

2. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002. 512 с.

3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 2003. 199 с.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

5. Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т 2. М., 1989.

6. Кучма В.Р., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А., Детков В.Ю., Федотов Д.М. Гигиеническая оценка влияния средовых факторов на функциональные показатели школьников // Гигиена и санитария,2013. -№ 5.-С.91 – 94.

7. Макарова Л.П., Соловьев А.В., Сыромятникова Л.И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый. -2013.-№12 (59).-С. 494-496.

8. Гун Г.Е., Лободин В.Т., Шаваринский Б.М. Здоровье школьников в современном образовательном процессе: учебно-методические рекомендации. СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2011.

9. Хайдеггер М. «Бытие и время». М.: Академический проект. 2015.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: