Постановка учебной задачи начинается с действия рефлексии.
Рефлексией называется «оценка результатов предшествующего мышления». Различают процессуальную, предметную и личностную рефлексию Процессуальная рефлексия – это мыслительная деятельность по поводу процесса решения учебной задачи. Предметная рефлексия – осмысление предметных оснований задачи. Личностная рефлексия – это обращение мысли субъекта на самого себя, на свой внутренний мир, психологические качества и состояния.
Выполнение действия рефлексии связано с решением таких задач как:
1. Создание в сознании учащихся «ситуации успеха» по результатам осмысления предыдущей деятельности, создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала;
2. «Выравнивание» знаний всех учащихся, необходимых для осуществления учебных действий (это должны быть задания, которые могут выполнить все);
3. Устранение «псевдопонятий» сложившихся в предшествующем обучении (в ходе беседы устраняются противоречия);
Таким образом, в результате прохождения этого этапа учащиеся отвечают на вопросы: «Что мы узнали?», «Какой путь прошли?»
Следующим этапом в постановке учебной задачи является действие целеполагания.
Целеполагание или целеобразование – это процесс порождения новых целей в учебной деятельности школьников. Оно предполагает: - мотивацию; - выделение предмета деятельности; - постановку учебной задачи. Для создания мотивации учитель вводит учащихся в ситуацию противоречия между «знанием и незнанием», явлениями для разрешения, которых у них не хватает знаний, способа решения новой задачи или и знаний и способа решения. Это – движущая сила творческого усвоения знаний. При постановке учебной задачи противоречие возникает между двумя положениями, между житейским представлением и научным фактом, между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Столкновение с противоречием вызывает или эмоциональное переживание (удивление) или затруднение.
|
Для создания проблемной ситуации используются следующие приёмы:
- одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения;
- столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;
- обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» и предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью;
- дать практическое задание, не выполнимое вообще;
- дать практическое задание, не сходное с предыдущим;
- дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими и доказать, что задание учениками не выполнено.
Поставить учебную задачу можно через различные ситуации:
- ситуация неожиданности, создается при ознакомлении с фактами, вызывающими удивление;
- ситуация конфликта, возникающая, когда новые факты вступают в противоречие с устоявшимися представлениями;
- ситуация несоответствия, порождается противоречием между жизненным опытом и научными данными;
- ситуация неопределенности, возникает, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для решения. Это побуждает проявить смекалку, интуицию, сообразительность;
- ситуация выбора, предполагает, что школьники должны сделать выбор из нескольких вариантов ответа и обосновать его;
|
- ситуация предложения, основана на возможности выдвинуть версию о причинах, характере и последствиях изучаемых событий.
Постановка учебной задачи завершается формулированием темы урока или вопроса, требующего исследования. При создании ситуации противоречия учитель управляет поиском его разрешения. Поиск решения сопровождается выдвижением гипотез и их проверкой, которые осуществляются через побуждающий или подводящий диалог. Учитель прогнозирует возможные ошибочные гипотезы и заготавливает контраргументы и подсказки к ним, тщательно планирует проверку решающей гипотезы.
Учащиеся с большим интересом увлекаются решением необычной проблемы, которое ведёт к новым знаниям, самостоятельным открытиям. Поиск решения требует от ученика самостоятельных рассуждений, изучения конкретных фактов. Детям нравится творчески думать, доказательно рассуждать, сопоставлять орфографические явления, находить закономерности.
В дидактике и методике развивающего обучения используется несколько методов создания ситуации возникновения учебной задачи: система проблемных вопросов и заданий; учебные диспуты; дискуссии; игровые ситуации проблемного характера; игры моделирования; антиномии; парадоксы; апории и т.д.
Например, изучая тему «Сложение вида 26+7» (М.И. Моро, 2 кл.) учащимся был предложен вопрос: Ребята, как удобнее выполнить сложение чисел 73+8? Учащиеся выполнили сложение уже ранее известным им путём (73+8=(70+3)+8=70+(3+8)=70+11=81). Учитель ответил: «Я утверждаю, что есть ещё более удобный способ сложения этих чисел. Можете ли вы предположить, в чём он состоит?» Ребята не смогли ответить на вопрос. Перед ними - проблема. И тут учитель спрашивает, чем же на уроке они будут заниматься, какую задачу перед собой поставят. Дети переходят к формулировке учебной задачи. Они столкнулись со сложением с переходом через десяток.
|
Заключение.
Учебная задача — стоящая перед обучаемым цель, которую надлежит ему выполнить в определенных условиях. Особенность учебной задачи состоит в том, что при ее решении учащийся должен найти общий способ (принцип) подхода ко многим конкретно-частным задачам определенного класса, которые в последующем успешнее им решаются. Главным методом обучения должен стать метод введения учащихся в ситуацию учебной задачи и организации учебных действий. Учебная задача решается посредством системы учебных действий. Первым из них является преобразование проблемной ситуации, входящей в такую задачу. Это действие нацелено на поиск такого исходного отношения предметных условий ситуации, которое служит общей основой последующего решения всего многообразия частных задач. Другие учебные действия позволяют учащимся моделировать и изучать это исходное отношение, выделять его в частных условиях, контролировать и оценивать процесс решения учебной задачи.
Список литературы.
1. https://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/esina/0/j5.html
2. https://allrefs.net/c14/3te4q/p82/
3. https://azbook.net/book/462-metodologiya-uchebnoj-deyatelnosti/18-42-uchebnaya-zadacha.html
4. https://rudocs.exdat.com/docs/index-26654.html?page=10
5. https://psihotesti.ru/gloss/tag/uchebnaya_zadacha/