На приеме у врача:
- уточняется диагноз,
- назначается дообследование
- вырабатывается план лечения.
За исполнением назначений врача следит палатная медицинская сестра, за которой закреплен данный участок отделения.
Последующие приемы проводятся лечащим врачом по мере необходимости, но не реже одного раза в пять дней.
Основные лечебно-диагностические манипуляции осуществляются в лечебно-диагностическом отделении. В его состав обычно входят такие диагностические кабинеты:
- кабинет функциональной диагностики,
- клиникобиохимическая лаборатория,
- рентгенологический кабинет,
- кабинет УЗИ,
- кабинеты узких специалистов (ЛОР, окулиста, невропатолога и т.д.).
Лечебная база здравницы это:
- водолечебница,
- кабинет физиотерапии,
- ингаляторий,
- парафиногрязелечебница,
- кабинет гидропатии,
- кабинет иглоре-флексотерапии,
- кабинет мануальной терапии и пр.
Принципы организации лечебной работы санатория:
• тесная связь с предшествующим лечением в стационаре или поликлинике;
• наиболее эффективный заключительный этап медицинской реабилитации;
• строгое ограничение состава пациентов медицинским профилем санатория;
• предварительное обследование больных с установлением точного диагноза, что исключает или существенно уменьшает диагностическую работу и создает предпосылки для максимально раннего начала курортной терапии;
• строго индивидуальный срок пребывания больных в санатории;
• наличие необходимой лечебно-диагностической базы, специалистов определенного профиля и комплекса лечебных мероприятий которые соответствуют медицинскому профилю санатория;
• профилактическая направленность курортной медицины.
Сроки лечения больных в санаториях зависят от характера заболевания и природных лечебных средств данного курорта, В большинстве санаториев они составляют от 21 до 24 суток.
Для больных костно-суставным туберкулезом и с поражениями центральной нервной системы срок пребывания в санатории составляет 45 суток, а для больных с острыми воспалительными заболеваниями почек - 48 суток. В последние годы стали применять укороченные курсы лечения отдыхающих в санаториях - 12-18 суток.
Организацию лечения в санатории условно разделяют на 3 периода.
- Первый из них - период адаптации (3-5 дней), характеризуется приспособлением (акклиматизацией) больного к контрастной климатической зоне. В этот период осуществляется необходимое дополнительное обследование больных, процедуры курортной терапии назначают по слабым и умеренным режимам.
- Во второй период - активного лечения (12-19 дней) - проводят лечебно-оздоровительные мероприятия в полном объеме по умеренным и интенсивным режимам.
- в заключительный период оценивают результаты лечения и определяют рекомендации по дальнейшему врачебному наблюдению или продолжению лечения. Проведение всех лечебно-оздоровительных мероприятий осуществляют по трем режимам возрастающей интенсивности - щадящему, тонизирующему и тренирующему.
Оценку результатов проведенного лечения проводят по критериям эффективности санаторно-курортного лечении.. Они учитывают субъективные и объективные показатели состояния здоровья больного с указанием определенной степени.
Ввиду того, что при хроническом течении заболеваний выраженных изменений в состоянии здоровья больных сразу после курортного лечения часто не происходит, критерии оценки имеют три градации:
- «улучшение»,
- «без изменений»
- «ухудшение».
При окончательной оценке необходимо учитывать также динамику основных симптомов данного заболевания. Через год после санаторно-курортного лечения врач поликлиники по месту жительства оценивает стойкость лечения с отметкой в карте больного - «стойкое (нестойкое) улучшение».
Помимо лечения, отдыхающему на курорте оказываются и другие услуги, как:
- размещение. Это одно- двухместного размещения, со всеми коммунальными удобствами, кондиционированием, телевидением и радио, холодильником (мини-баром), телефоном.
Основными тенденциями в этой сфере, помимо повышения комфортности, являются расширение объема и ассортимента бытовых услуг, предлагаемых клиенту (парикмахерская, прачечная, косметология, ателье, прокат и пр.), повышение уровня безопасности номерного фонда, применение современных технологий его эксплуатации.
- Организация питания и развлечения были подробно освещены в предыдущих разделах.
Эти требования являются классическими для санаториев, однако в последние годы намечается существенная либерализация медицинской составляющей этих услуг, смягчение требований к охранительному режиму и распорядку дня. Многие коммерческие здравницы, сохраняя медицинскую направленность, перешли на гостиничную структуру предоставления услуг.
По гостиничному типу строится также хозяйственная структура пансионатов и домов отдыха.
Рис. 1. Хозяйственная структура санатория
6 - электроснабжение
7 - вода, канализация
8 - тепло
9 - транспорт
10– белье
Рис. 1. Хозяйственная структура санатория
1- электроснабжение
2- вода, канализация
3- тепло
4- транспорт
5- белье