Для того чтобы дети начали общаться друг с другом, нужно
создать такую ситуацию, в которой общение будет необходимым
условием. Нельзя понимать под общением обмен заученными фра-
зами. Например, когда содержание игры еще недостаточно по-
нятно детям, у них не возникает желания в общении. Как правило,
в таком случае дети действуют по подсказке воспитателя, говорят
заученные специально для этой игры фразы, имитируя общение.
Дидактические ситуации, в которых детям необходимо всту-
пить в общение, должны быть вначале очень простыми. И общение
может не быть чисто речевым, т. е. желательно создавать его на
основе совместных действий, жестов. Но при этом педагогу сле-
дует подсказать детям нужные слова и выражения, максимально
использовать возникшую у детей потребность в общении. Посте-
пенно ситуативные задачи усложняются перед детьми, а вместе с
ними усложняется и речевой материал, который дети должны ис-
пользовать в процессе общения. Все это приводит к тому, что
словесное общение уже не может быть заменено жестами.
РАЗВИТИЕ ДЕЛОВОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Позови
Цель. Формировать у детей предпосылки к деловому общению;
учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена това-
рищей.
Оборудование. Мяч.
Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог рассматривает с
ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает
ему поиграть вместе с мячом — покатать его друг другу. Затем
говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь играть? По-
зови». Мальчик зовет товарища: «Вова, иди». Через некоторое
время Коля садится, теперь Вова зовет друга.
Передай колокольчик
Цель. Та же, учить звать друг друга по имени, предлагая
выполнить действие.
|
Оборудование. Колокольчик.
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В середину
встает педагог с колокольчиком в руках. Он звонит в колоколь-
чик и говорит: «Кого я позову, тот тоже будет звонить в коло-
кольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка звонит в ко-
локольчик и зовет следующего, называя его по имени. Если не-
которые дети еще не могут произносить имена, они могут пользо-
ваться указательным жестом.
Зайка
Цель. Вызывать у детей потребность в эмоциональном обще-
нии; учить согласовывать свои действия с действиями товарищей;
называть друг друга по имени; оказывать предпочтение одному
из товарищей.
Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с педагогом хо-
дят по кругу. Один ребенок — «зайка», он >сидит в кругу на стуле —
«спит». Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой? С нами вместе поплясать.
Ты сидишь совсем больной, Зайка, зайка, попляши
Ты не хочешь поиграть, И другого отыщи.
На слова «зайка, зайка, попляши...» дети останавливаются и
хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает на свою роль дру-
гого ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.
Помоги
Цель. Вызывать потребность в деловом общении; учить ис-
пользовать в общении простейшие слова и выражения («дай», «на»,
«дай это», «не это», «подержи», «возьми», «возьми это»), а также
жесты (указательный); учить при общении называть друг друга
по имени.
Оборудование. Кукла (мишка), кукольная мебель, посуда,
расческа, одежда.
Ход игры. 1-й вариант (проводится парами). Педагог по-
казывает детям кровать, на которой спит кукла, и говорит, что
сейчас они ее разбудят, оденут, причешут и покормят. Предлагает
детям рассмотреть все предметы, которые понадобятся кукле, они
находятся на столе. Здесь же на столе стоит кукольная мебель
(кровать, стол, стул). Педагог говорит: «Одевать куклу и приче-
сывать ее будет Наташа, а Миша будет помогать — подавать все,
что попросит Наташа». Дети вместе с педагогом рассматривают
приготовленные предметы, называют их. После этого Миша садит-
ся за стол рядом с разложенными предметами, а Наташа подни-
мает куклу, сама определяет порядок одевания платья, туфель,
просит Мишу подать тот или иной предмет, называя его. Просьба
может быть выражена словом «дай» и указательным жестом. Ми-
ша приносит ей каждый из предметов по одному. Если Наташе
трудно одной надеть кукле платье или тапочки и т. д., то она
просит помочь Мишу, говоря: «Миша, помоги», «Миша, подержи»,
«Иди сюда». Возможно употребление простых слов и выражений
и даже простых голосовых реакций, чтобы привлечь внимание Ми-
ши и попросить у него помощи.
|
После того как кукла будет одета и причесана, роли меня-
ются— кормит куклу Миша, а Наташа помогает ему, по его прось-
бе подает посуду по предмету. Педагог подводит итог — дети ра-
ботали дружно, помогали друг другу: «Миша дал Наташе платье,
туфли, расческу, а Наташа одела и причесала куклу. Наташа да-
ла Мише тарелку, ложку, чашку и конфеты, а Миша накормил
куклу и напоил ее чаем». Кукла благодарит детей.
2-й вариант. Проводится так же, но берут другую куклу или
мишку. На этот раз детей побуждают называть предметы, которые
они просят: «Дай платье», «Дай туфли» и т. д. Но при этом нужно
учитывать возможности каждого ребенка и не завышать требова-
ния, не нарушать общение, и не превращать игру в занятие по
заучиванию слов.
|
Чего не хватает
Цель. Продолжать учить деловому общению, обращаться с
просьбой к взрослому; учитывая определенный уровень развития
речи у детей, вводить выражение «дайте, пожалуйста», благода-
рить за оказанную помощь («спасибо») или допускать употребле-
ние указательного жеста.
Оборудование. Из картона выполнены отдельно части пред-
метов: машина (кузов, мотор, кабина и два колеса), дом (два
этажа, окна, двери, крыша), паровоз (корпус, труба, три колеса)
и т. д.
Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог раздает конвер-
ты с набором частей предметов — каждому ребенку один предмет.
Во всех конвертах не хватает по одной детали. Они находятся у
педагога. Он просит детей сложить из частей целый предмет.
Дети складывают изображения, обнаруживают отсутствие необхо-
димой детали (колеса, крыши и т. д.) и обращаются к взрослому.
Педагог объясняет, что у него есть какие-то части предметов, ко-
торые выпали из конвертов, и он не знает, кому какую дать. Каж-
дый называет педагога по имени и отчеству и говорит: «Галина
Ивановна, дайте мне, пожалуйста, колесо для машины» или «кры-
шу для дома» и т. д. Педагог раздает недостающие детали, и дети
завершают изображения.