Проект
«Волшебница зима».
Вторая младшая группа.
Паспорт проекта
Актуальность темы:
Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение месяца работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Идет волшебница зима» предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Вид проекта: среднесрочный
Время реализации проекта: Декабрь-январь
Участники проекта: Дети второй младшей группы «Лучики», родители, воспитатели.
Цель проекта:
· Расширять представления о зиме, помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа;
· Воспитывать бережное отношение к природе;
· Создавать у детей радостное настроение посредством привлечения к праздничным мероприятиям.
· Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы «Зима» и Новогоднего праздника.
· Формирование начальных форм экологической культуры младших дошкольников.
Задачи проекта:
· Расширить представление детей о сезонных изменениях в природе (изменение погоды, растений зимой, поведение зверей и птиц).
· Формировать представления детей о безопасном поведении
зимой во время прогулки.
· Формировать умение заботиться о своем здоровье в зимнее время года;
· повышать интерес детей к участию в зимних забавах через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
· Развивать речь, память, творческие способности дошкольников.
· Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать
красоту зимней природы;
· Воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.
· Развивать познавательный интерес;
· Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу;
· Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта;
· Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
· Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за живой природой.
· Развивать умение отвечать на вопросы, вести диалог.
· Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.
· Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
· Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации.
· Развивать творческие способности.
· Формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки, её способности передавать различные эмоции, настроение.
Ожидаемые результаты:
· Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий;
· Разработаны рекомендации для родителей;
· Оформление выставок работ «Родители+дети»;
· Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.
Основные методы и формы реализации проекта:
· Донести до участников проекта важность данной темы;
· Формирование элементарных правил безопасного поведения во время прогулки в зимнее время года;
· Создание развивающей среды: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Идет волшебница зима»;
· Подбор материала для продуктивной деятельности.
· Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
· Оформление книжного уголка.
· Оформление экологического уголка.
· Подбор подвижных, пальчиковых игр.
· Составление перспективного плана.
Продукт проектной деятельности:
· Детские рисунки на тему «волшебница зима».
· Выставка книг по теме «волшебница зима».
· Цикл НОД на тему «волшебница зима».
· Выставка семейных поделок «волшебница зима».
Интеграция познавательных областей:
Социально- коммуникативное развитие:
Социализация:Развитие игровой деятельности.
Коммуникация:Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. Формировать у ребенка моральные и нравственные ценности
Труд:Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Безопасность (правила поведения в холодное время года).
Познавательное развитие:
Познание: Воспитывать культуру поведения. Развивать желание делать поделки совместно с родителями.
Речевое развитие: Активизировать и расширять словарный запас детей по теме «зима». Прививать интерес к литературным произведениям, стихам, рассказам. Правильно подбирать темп, интонацию речи. Учить уменьшительно- ласкательным наклонениям. Помогать детям по средствам речи взаимодействовать и налаживать контакт друг с другом.
Художественно-эстетическое развитие:
Художественное творчество: Формировать навыки аккуратной работы.Продолжить формировать навыки работы с пластилином, красками.Учить доводить начатое до конца.Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции.
Физическое развитие:
Здоровье: Дать представление о ценности здоровья.Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.Продолжить совершенствовать культурно- гигиенические навыки.
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатели:
· Довести до сведения родителей и детей проблему.
· Подобрать методическую литературу по теме.
· Подобрать художественную литературу по теме.
· Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры)
· Подобрать материал для игровой деятельности.
· Подобрать материал для творческой и продуктивной деятельности.
· Составить перспективный план.
Сотрудничество с родителями:
· Проведение индивидуальных бесед, с целью создания интереса и привлечения родителей к данной теме.
· Рекомендация родителям посетить зимний лес.
· Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
2этап. Практический (поиск ответов на поставленные вопросы разными способами)
Образовательные области. | Виды детской деятельности. |
Познавательное развитие, речевое развитие | Беседы на темы: «Идет волшебница зима» «Зимующие птицы» «Зима в лесу» «Почему зима холодная?» «Зимние забавы» «Новый год у ворот» Рассматривание картин «Зимний лес», «снег идет», «Зимующие птицы», «Новый год»; Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок о зиме. Составление описательных рассказов. Составление рассказов из личного опыта. Просмотр мультфильмов: «Дед мороз и лето», «Дед мороз и серый волк», «Три котенка. Холодный холодильник», «Снеговик-почтовик», «Новогодняя сказка», «Умка», развивающие мультфильмы Тетушки Совы: «Декабрь. Январь. Февраль». Презентации: «Зима». Словесные игры: «Посчитай птенцов», «Назови ласково». Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Какая бывает зима», Н. Павлова «Где зимуют почки», Чтение русских народных сказок «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Рукавичка», «Снегурочка», чтение загадок и стихов о зиме, В. Сутеев «Елка» |
Социально – коммуникативное развитие | Дидактические игры и упражнения: «Цветные варежки» «Большие и маленькие» «Угадай, кто кричит?» «Собери Снеговика» Сюжетно-ролевые игры: «В магазин за подарками» «Приглашаем гостей на праздник» «Зайка заболел» «Путешествие в лес» Настольные игры: «зимний пейзаж»-пазл Кубики – птицы Лото «времена года» «зимние забавы» |
Физическое развитие (здоровье) | Подвижные игры: «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «Кто бросит дальше снежок?», «Найди свое дерево», «Снег кружится». Пальчиковые игры: «елка», «две больших сосны», «шарики», «снежок», «погреем пальчики», «хлопушки». Беседы на тему: «Как вести себя зимой на улице? » «Не трогать незнакомых животных! ». «Что делать если замерз на улице? ». «Будь здоров! » |
Художественно – эстетическое развитие | Рисование: «Снегопад», «Серпантин танцует» Лепка: «Шарики для новогодней елки» Аппликация: «Елку из лесу мы принесли домой» Конструирование: «Вот какие разные у нас елочки» |
Взаимодействие с семьей | Консультации для родителей: «Профилактика гриппа и ОРЗ», «Игры зимой», «Здоровый образ жизни» Оформление выставки семейных поделок: «Идет волшебница зима» Новогодний утренник: «Волшебный снежок» |
3 этап. Заключительный. (обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов).
Цель образовательного процесса была достигнута при использовании всех групп методов (наглядные, словесные, практические, игровые), которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны.
Заключительный результат:
· Умение называть зимние природные явления, показывать их на календаре природы;
· Знание детей о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растений зимой, поведение зверей и птиц);
· Знание детьми о безопасном поведении зимой во время прогулок;
· Участие в зимних забавах (катание на санках, катание с горки);
· Умение детей бережно относиться к природе, умение замечать красоту зимней природы.
· Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости.
Используемая литература:
1. Ильюшина Т.Н. «Развитие мыслительной деятельности детей от 2 до 4 лет».
2. Карпухина Н.А. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Знакомство с окружающим миром».
3. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду младшая и средняя группы». Методическое пособие.
4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Вторая младшая группа.
5. Лыкова И.А. «Конструирование в детском саду». Вторая младшая группа.
6. Павлова О.В. «Изобразительная деятельность. Художественный труд». Вторая младшая группа.