ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И. Н. АРЗАМАСЦЕВА, С. А. НИКОЛАЕВА
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
УЧЕБНИК
Допущено
Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования'» и направлению подготовки «Педагогика»
3-е издание, переработанное и дополненное
Москва
асаош'а
УДК 82.09(075.8)
ББК 83.8я73 А809
Рецензенты: кафедра детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством Московского государственного университета культуры и искусств (зав. кафедрой — доктор педагогических наук, профессор Г.А. Иванова); кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Московского городского педагогического университета З.А. Грииенко
Арзамасцева И.Н.
А809 Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н.Арзамасцева, С.А. Николаева. – 3-е изд., пе-рераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.
5-7695-2234-8
Учебник раскрывает понятие «детская литература» на материале устного народного творчества, русской и переводной литературы. Впервые представлены очерк истории науки о детской литературе, обзоры литературы ранней русской эмиграции, постсоветского периода и начала XXI века, а также введение в историю детских литератур народов России. Вычленен раздел «Основы теории детской литературы».
Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть полезен для специалистов, изучающих культуру детства, – психологов, литературоведов, историков, всех работников детской книги.
|
УДК 82.09(075.8)
ББК 83.8я73
Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается
© Арзамасцева И.Н., Дубровский Е. В. (наследник Николаевой С.А.), 2005
© Образовательно-издательский центр «Академия», 2005 I8ВN 5-7695-2234-8
© Оформление. Издательский центр «Академия», 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Внимание! Количество страниц в данном файле не соответствует печатному изданию учебника. Частично указаны страницы
Предисловие к 3-му изданию........................................ 3
Введение.......................................................................... 7
Основы теории детской литературы....................... 17
Устное народное творчество...................................... 35
Праистоки детской литературы................................ 53
Дети и книга в России X—XVI веков...................... 68
Русская детская литература XVII—XVIII веков.. 80
Лубочная литература и народный театр................. 99
Русская детская литература XIX века................... 108
Первая половина XIX века........................................... 108
Поэзия в детском чтении............................................ 111
Иван Андреевич Крылов....................................... 111
Василий Андреевич Жуковский........................... 115
Александр Сергеевич Пушкин.............................. 123
Петр Павлович Ершов............................................ 141
Алексей Васильевич Кольцов................................ 145
Проза в детском чтении............................................. 147
Антоний Погорельский.......................................... 147 99-101
Владимир Федорович Одоевский......................... 151 102-
Возникновение теории и критики детской литературы
и их дальнейшее развитие в XIX веке.................. 156
|
Детские журналы и детские писатели....................... 165
Учебная и познавательная литература для детей..... 171
Вторая половина XIX века.......................................... 173
Поэзия в детском чтении (обзор)............................... 176
Николай Алексеевич Некрасов............................. 184 123-126
Проза в детском чтении............................................. 191
Владимир Иванович Даль...................................... 191
Сергей Тимофеевич Аксаков................................. 192
Федор Михайлович Достоевский.......................... 195
Николай Петрович Вагнер..................................... 199
Константин Дмитриевич Ушинский.................... 201 133-136
Лев Николаевич Толстой........................................ 205 136-141
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк................ 215
Всеволод Михайлович Гаршин............................. 219
Владимир Галактионович Короленко................... 225
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский........ 227
Антон Павлович Чехов........................................... 229
Русская детская литература XX века.................... 236
Серебряный век............................................................. 236
Поэзия в детском чтении............................................. 239
Иван Алексеевич Бунин......................................... 239
Константин Дмитриевич Бальмонт....................... 241
Александр Александрович Блок............................ 242
Николай Степанович Гумилев............................... 247
Сергей Александрович Есенин.............................. 254
Проза в детском чтении.............................................. 259
Александр Иванович Куприн................................ 259
Алексей Михайлович Ремизов............................... 261
Алексей Николаевич Толстой................................ 263
Детские журналы на рубеже веков............................. 266
Массовая детская литература...................................... 267
|
Детская литература 20— 30-х годов в СССР.......... 271
Максим Горький и «новая» детская литература.. ….280
Детские журналы.......................................................... 289
Дискуссии о детской литературе................................ 292
Поэзия в детском чтении (обзор)................................ 295
Корней Иванович Чуковский................................ 296
Владимир Владимирович Маяковский................. 307
Самуил Яковлевич Маршак................................... 313
Поэты группы ОБЭРИУ......................................... 321
Агния Львовна Барто.............................................. 331
Проза в детском чтении.............................................. 338
Юрий Карлович Олеша........................................... 338
Аркадий Петрович Гайдар.................................... 340
Степан Григорьевич Писахов................................ 346
Борис Викторович Шергин.................................... 348
Павел Петрович Бажов........................................... 349
Художественно-познавательная литература............. 351
Михаил Михайлович Пришвин............................. 353
Борис Степанович Житков..................................... 357
Виталий Валентинович Бианки............................ 361
Евгений Иванович Чарушин.................................. 365
Константин Георгиевич Паустовский.................. 369
Детская литература русской эмиграции 20-30-х годов…372
Алексей Николаевич Толстой................................ 380
Саша Черный............................................................ 384
Детская литература 40-50-х годов............................ 387
Нататья Петровна Кончаловская............................391
Валентин Петрович Катаев.................................... 392
Л. Пантелеев............................................................. 393
Валентина Александровна Осеева........................ 396
Детская литература 60-80-х годов............................ 398
Поэзия в детском чтении............................................. 402
Елена Александровна Благинина.......................... 402
Сергей Владимирович Михалков.......................... 404
Борис Владимирович Заходер................................ 410
Яков Лазаревич Аким............................................. 414
Валентин Дмитриевич Берестов............................ 417
Генрих Вениаминович Сапгир.............................. 423
Ирина Петровна Токмакова................................... 426
Роман Семенович Сеф............................................ 430
Юнна Петровна Мориц.......................................... 433
Проза в детском чтении.............................................. 435
Николай Николаевич Носов.................................. 435
Виктор Юзефович Драгунский............................. 439
Виктор Владимирович Голявкин.......................... 441
Радий Петрович Погодин...................................... 443
Эдуард Николаевич Успенский............................ 446
Юрий Иосифович Коваль...................................... 451
Историческая литература............................................ 456
Природоведческая литература.................................... 461
Журналы для детей и журнал «Детская литература» 465
Детская литература в России постсоветского периода и начала XXI века ……469
Детские литературы народов России..................... 500
Зарубежные детские писатели................................. 515
Литература европейского Средневековья и Возрождения в детском чтении……….515
Литература европейского Просвещения в детском чтении ………………………….518
Литература европейского романтизма в детском чтении …………………………...525
Зарубежные детские писатели второй половины XIX—XX веков ……………………532
Послесловие................................................................. 551
Рекомендуемая литература......................................... 554
Именной указатель...................................................... 560
ПРЕДИСЛОВИЕ к 3-му изданию
Настоящий учебник предназначен для студентов высших педагогических учебных заведений, изучающих курс «Детская литература». В нем изложены основы курса, которые при необходимости могут быть расширены в том или ином направлении, заданном конкретной учебной программой.
Данное переиздание отличается помимо внесения поправок введением нового материала, призванного заполнить прежде имевшиеся лакуны (например, появилась глава «Детская литература русской эмиграции 20-30-х годов») и обновить некоторые главы (например, главу «Лубочная литература и народный театр»). Историко-хронологический принцип, изначально положенный в основу работы, намеренно не доведен до абсолюта, поскольку цель учебника – не изложение истории детской литературы, а введение в историю и раскрытие самого понятия детской литературы.
Детская литература поистине велика и достижениями, и количеством, поэтому в рамках одной книги невозможно коснуться всех ее лучших произведений, назвать все достойные имена. Оставленные за пределами учебника ресурсы литературы намного превышают отражённое в нём. Проанализированные здесь произведения представляют собой наиболее удобные для вузовского изучения и актуальные в современной школе явления.
Отбор имен писателей и произведений осуществлялся по степени значимости их для развития жанров детской литературы. Важны имена, за которыми шли последователи. Произведение берётся как пример устойчивой художественной формы, поэтому список подробно изучаемых произведений и круг писательских имен принципиально ограничен. Подростково-юношеская литература не входит в план изучения.
Литературный процесс рассмотрен от истоков до рубежа XX-XXI веков.
В статьях учебника предпочтение отдано аналитическим данным перед фактическими, поэтому словари являются необходимым подспорьем в работе. Вузовские библиотеки не могут предоставить студентам полный набор текстов детской литературы, а хрестоматии и сборники смягчают остроту проблемы. В дополнение к настоящему учебнику издана учебная хрестоматия (составители И.Н.Арзамасцева, Э.И.Иванова, С.А.Николаева). Кроме того, издательский центр «Академия» выпустил учебные пособия Л. А. Кудрявцевой «Художники детской книги» (М., 1998) и Н.В. Будур, Э.И.Ивановой, С.А.Николаевой, Т.А.Чесноковой «Зарубежная детская литература» (2-е изд. – М., 2000). Данные издания составляют единый комплект.
Детская литература обычно воспринимается взрослыми как факультативная, несущественная часть общей литературы, для детей же она представляет самостоятельную ценность. Именно точка зрения детей обусловила взгляд авторов на учебный курс «Детская литература». Выражаем надежду, что те, кому адресован учебник, разделяют нашу симпатию к юным читателям и уважение к их книгам.
Авторы учебника видят в своих читателях не только педагогов-практиков, но и соискателей научных открытий. В зависимости от степени изученности тех или иных аспектов детской литературы меняется тон изложения.
Пусть читателей не смутят появляющиеся временами осторожные выражения «может быть», «вероятно» и прочие в случаях, когда можно строить лишь гипотезы. Там, где критические отзывы пока представляют собой главные суждения о литературных фактах, авторы выстраивают собственные модели, отчасти субъективные. Там же, где наука достигла значительных успехов, например, в изучении пушкинского наследия, авторам остается «идти по следам», что отмечено в ссылках и сносках.
При работе с книгой следует учитывать междисциплинарную специфику курса «Детская литература», опирающегося на данные фольклористики, теории и истории общей литературы. Необходимо обращение читателей к данным детской психологии и психологии творчества, истории чтения и педагогики, методики преподавания литературы. Преподаватель может увеличивать объем материала на аудиторных занятиях, отсылать студентов к другим учебникам и пособиям (например, по фольклору, зарубежной и русской литературе) или отводить некоторые разделы для факультативного изучения.
Русский детский фольклор представлен в учебнике в виде общего ознакомительного очерка, поскольку существуют отдельные монографические труды и учебники.
В конце каждой большой главы подведены итоги, которые помогут читателю не потерять главную нить повествования среди многочисленных фактов и суждений по частным вопросам.
При цитировании приводятся ссылки только на научные источники, литературные источники в основном цитируются, только если они малодоступны студентам. Пропуски в цитатах обозначаются знаком <...>.
Для лучшей ориентации читателя в тексте имена писателей выделены полужирным шрифтом, так же выделены названия анонимных произведений, периодических изданий; названия произведений авторов выделены полужирным курсивом; светлым курсивом выделены термины и понятия.
Авторство распределяется следующим образом. И.Н. Арзамасцевой написаны «Предисловие к 3-му изданию», разделы «Введение», «Основы теории детской литературы», «Праистоки детской литературы», «Дети и книга в России X-XVI веков», «Русская детская литература XVII—XVIII веков», «Лубочная литература и народный театр», «Детская литература русской эмиграции 20-30-х годов», «Детская литература 60-80-х годов», «Детская литература в России постсоветского периода и начала XXI века», «Детские литературы народов России», «Зарубежные детские писатели» (за исключением глав «Марсель Эме» и «Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери»), главы «Первая половина XIX века», «Василий Андреевич Жуковский», «Александр Сергеевич Пушкин», «Петр Павлович Ершов», «Вторая половина XIX века», «Федор Михайлович Достоевский», «Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк», «Всеволод Михайлович Гаршин», «Серебряный век», «Иван Алексеевич Бунин», «Константин Дмитриевич Бальмонт», «Александр Александрович Блок», «Николай Степанович Гумилев», «Сергей Александрович Есенин», «Алексей Михайлович Ремизов», «Алексей Николаевич Толстой», «Массовая детская литература», «Детская литература 20 —30-х годов в СССР», «Поэзия [20—30-х годов] в детском чтении (обзор)», «Корней Иванович Чуковский», «Владимир Владимирович Маяковский», «Самуил Яковлевич Маршак», «Поэты группы ОБЭРИУ», «Агния Львовна Барто», «Юрий Карлович Олеша», «Аркадий Петрович Гайдар», «Степан Григорьевич Писахов», «Борис Викторович Шергин», «Павел Петрович Бажов», «Наталья Петровна Кончаловская», «Валентин Петрович Катаев», «Л. Пантелеев», «Валентина Александровна Осеева», «Послесловие», а также составлены список рекомендуемой литературы и именной указатель.
С. А. Николаевой написаны «Устное народное творчество», главы «Иван Андреевич Крылов», «Алексей Васильевич Кольцов», «Антоний Погорельский», «Владимир Федорович Одоевский», «Возникновение теории и критики детской литературы и их дальнейшее развитие в XIX веке». «Детские журналы и детские писатели», «Учебная и познавательная литература для детей», «Поэзия [второй половины XIX века] в детском чтении (обзор)», «Николай Алексеевич Некрасов», «Владимир Иванович Даль», «Сергей Тимофеевич Аксаков», «Николай Петрович Вагнер», «Константин Дмитриевич Ушинский», «Лев Николаевич Толстой», «Владимир Галактионович Короленко», «Николай Георгиевич Гарин-Михайловский», «Антон Павлович Чехов», «Александр Иванович Куприн», «Детские журналы на рубеже веков», «Максим Горький и "новая" детская литература», «Детские журналы», «Дискуссии о детской литературе», «Художественно-познавательная литература», «Михаил Михайлович Пришвин», «Борис Степанович Житков», «Виталий Валентинович Бианки», «Евгений Иванович Чарушин», «Константин Георгиевич Паустовский», «Детская литература 40-50-х годов», «Историческая литература», «Природоведческая литература», «Журналы для детей 60- 80-х годов и журнал "Детская литература"», а также главы «Марсель Эме» и «Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери».
Книга посвящается памяти Софьи Анатольевны Николаевой. Тексты, написанные ею, в своей основе оставлены без изменений.
И.Н.Арзамасцева выражает признательность коллегам, которые своими замечаниями и рекомендациями помогали готовить настоящее издание: А. В.Дановскому, Л. В.Долженко, Л.У.Звонаревой, Л.Я.Зиману, Э.И.Ивановой, Ф.С.Капице, Т.М.Колядич, Н. Е. Кутейниковой, Е.О.Путиловой, С. В.Сапожкову, Г. А. Черной, а также всем читателям предыдущих изданий учебника.
ВВЕДЕНИЕ
Российская наука о детском фольклоре и детской литературе ещё молода, она не насчитывает и двух веков.
Культурологическое понимание детства в России началось с интереса к детскому фольклору. С конца 1830-х годов образцы детского фольклора собирали и публиковали И. П. Сахаров, В. И.Даль, П.В.Киреевский, П.А.Бессонов, П.В.Шейн, Е.А.Покровский. К концу 1920-х годов О.И.Капица и Г.С.Виноградов дали научное описание детского фольклора и определили академические принципы работы. Во второй половине XX века В.П.Аникин, М.Н.Мельников, С.М. Лойтер и другие дополнили имеющиеся данные и систематизировали их; они утвердили курс детского фольклора в программе подготовки педагогов. В начале 1980-х годов О.Н. Гречина и М.В. Осорина обратили внимание научного сообщества на современный фольклор детей.
Представление о связи детского фольклора и детской литературы сложилось на рубеже XIX—XX веков, а в 1930-х годах оно было обосновано методистом-филологом М.А.Рыбниковой и фольклористом-литературоведом М. К. Азадовским. Эти ученые разработали один из ведущих методов исследования детской литературы – с позиций народного искусства, тем самым способствуя сохранению ценнейшей части дореволюционного наследия в постреволюционных условиях развития культуры и реформы школьного образования. Собирали, переводили, изучали фольклор и писатели. В итоге дети получили богатейший свод фольклора разных народов в лучших обработках, а также большую библиотеку фольклоризированной литературы.
Исследователи второй половины XX века В.Д.Разова, Е. М. Неелов, а также ученые рубежа XX–XXI веков В.В.Головин, О. Ю. Трыкова развивают комплексный подход к фольклору и детской литературе: они рассматривают не только связи между ними, но и связь старинных форм с современными произведениями, бытующими в детской среде, а также с культурой и литературой современности.
Научный интерес к детской литературе впервые обозначился в 1820-1830-х годах. Он рождался из потребностей воспитателей и книгопродавцев. Каталоги книг вначале составлялись издателями, они классифицировали читателей по сословиям и возрастам. Издатели и книгопродавцы XVIII – XIX веков часто объединяли книги для детей и книги для народа.
Начиная с того же времени, шло накопление каталого-библиографических данных и образование специального раздела критики, в котором главной проблемой долго оставалось выявление специфики этой литературы. В. Г. Белинский, первый теоретик и критик детской литературы, решал вопрос об отношении ее к национальной культуре и современному сознанию, идеалом которого был для него здравый народный ум в союзе с «полезным» воображением.
На литературно-издательский процесс оказывали влияние педагоги второй половины XIX века — П.Ф.Каптерев, М.В.Соболев и др. На основе воспитательно-образовательного опыта они вычленили собственно детские произведения из массы так называемой «народной» литературы, выдвинули принцип воспитательной ценности произведения, которому подчинили принцип художественности.
Время от времени вспыхивали «бунты» против диктата педагогов в детской литературе и критике. Так, в 1912 году Л. Г. Оршанский, методист и психолог, заявил, что «педагоги... были всегда помехой для свободного развития детской литературы», и противопоставил педагогической критике детской книги критику с позиций «чистого искусства»: детская книга «перестает быть учебным пособием педагога, законоучителя, средством политической и моральной дрессировки...». До сих пор два направления критики и науки – педагогическое и эстетическое — остаются в противоборстве. Последний «бунт» был выражен в статьях современного литературоведа М.О.Чудаковой: она выступила против «детского литературоведения», страдающего мелкостью идей, и призвала заняться фундаментальными филологическими исследованиями.
Оба направления исследований и критики дали в настоящее время свои результаты. Педагогическое направление развивается с опорой на разработки по детской психологии (например, работы И.П. Мотяшова, Л. В.Долженко) и на методику преподавания литературы (А.В. Дановский). Эстетическое, хотя и отстает пока от первого, имеет значительные перспективы, открытые на современном уровне языкознанием, литературоведением, культурологией и социологией (работы М.С.Петровского, В.И.Глоцера, Е. О. Путиловой). Главное отличие эстетического подхода — в отборе материала для исследования: берутся не только ценные с воспитательной точки зрения произведения, но и не признанные таковыми, не только шедевры, но и явления с «обочины» искусства. Эстетический подход к предмету дает фундаментальные знания, а педагогический — позволяет использовать ресурсы мировой детской библиотеки в образовании и воспитании. На стыке двух направлений развивается научная деятельность Э.И.Ивановой — исследователя и переводчика.
Первые поколения рецензентов брали на себя общие задачи; элементы критики, теории и истории детской литературы в их работах не расчленялись. В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, И. А. Гончаров, М. Е.Салтыков-Щедрин, Д. И.Писарев обращались к детским новинкам, редко интересуясь книгами прошлого. Они не выстраивали преемственных связей между литературными явлениями, поэтому детская литература не имела отдельной истории и прочного статуса в искусстве.
Вопрос о специфике этой литературы первым перешел из области критики в область науки, хотя до сих пор остается дискуссионным. Дискуссия обусловлена двумя полюсами, обозначившимися в XIX веке: В. Г. Белинский настаивал на том, что детским писателем «надобно родиться», Д. И. Писарев категорически отрицал специфику творчества для детей. От решения вопроса зависело быть или не быть самостоятельной критике и исследованиям детской литературы. Дискуссии вели к осознанию потребности в объективных исследованиях.
В XIX веке издания для детей и народа собирались в библиотеках при учебных заведениях. Учителя изучали особо важные для их работы просветительско-воспитательные аспекты детской книжности. При этом художественная критика была уделом литераторов, представлявших «взрослую» литературу. Детские писатели заговорили в полный голос в XX веке. В целом педагогическая критика детской литературы преобладала над критикой эстетической. На рубеже XX—XXI веков положение меняется: ныне дискуссии чаще разворачиваются в книговедческой печати, нежели на страницах педагогических журналов.
После отмены крепостного права, по мере распространения воскресных и земских школ и подъема народнического движения, интерес к народному и детскому чтению резко возрос. Земские учителя, которые сменили малограмотных крепостных, отставных солдат и дьячков, были воспитаны в традициях книжного образования. Они остро нуждались в современных изданиях, подходящих для учеников из низших сословий, и начали собирать школьные библиотеки. Земские интеллигенты исповедовали идеалы народничества и от литературы ожидали прежде всего их выражения, поэтому поддержали литературу собственного идеологического направления. Они распределяли произведения по оценочным ярусам — классика, новые достижения и низкосортная литература, руководствуясь своими предпочтениями.
Большой вклад в науку о детской литературе внес педагог Феликс Густавович Толль (1823-1867), составивший книгу «Наша детская литература. Опыт библиографии современной отечественной детской литературы, преимущественно в воспитательном отношении » (1862). Он оценивал детские книжки с позиций позитивизма, еще не зараженного материализмом и атеизмом. Одна из целей его работы состояла в том, чтобы «указать детским писателям поприща, которые требуют их сил, в противоположность тем, на которые они вотще тратят свою деятельность». Тщетность заключалась в изображении писателями исключительно детского мира.
Благодаря Толлю наука и критика начали заметно влиять на литературный процесс. К изучению и пропаганде литературы для детей подключились писатели: прозаик В.М.Гаршин и педагог А.Я.Герд подготовили три «Обзора детской литературы», вышедших в 1880-х годах. Отличием этих изданий была переориентация детского чтения на идеи дарвинизма. Особое значение имели три выпуска указателя книг и статей «Что читать народу» (1884, 1889, 1906). Их подготовили учительницы женской воскресной школы в Харькове по инициативе и при активном участии Христины Даниловны Алчевской (1841-1920), активистки женского образования. Здесь впервые были опубликованы отзывы учеников разных возрастов о прочитанном. Многих писателей весьма заинтересовали материалы указателя: впервые мнение малограмотных читателей, в том числе детей и подростков, влияло на их позицию. По указателю Алчевской формировались библиотеки многих школ, и сегодня по нему можно представить круг чтения учеников, встретивших XX век.
К 1904 году список указателей книг для детского чтения и руководств по составлению школьных библиотек превышал три десятка. Используя эти данные, методист-филолог Николай Владимирович Чехов (1871-1947) уверенно отделял детскую литературу не только от общей, но и от народной литературы, избрав критерием степень «научной подготовки» читателя.
В серии указателей 1910-х годов «Что читать» библиограф И. В. Владиславлев впервые обратился к детям: он давал советы, как вести записи о книгах. Дети включались в процесс профессионального формирования круга детского чтения и критического осмысления литературы.
В 1860-1890-х годах распространением народной и детской книги занялись Петербургский и Московский комитеты грамотности. Проводились литературные конкурсы, создавались рекомендательная библиография и обзоры народно-учебной и детской литературы, массовыми тиражами выпускались книги и бесплатно рассылались по школам. Московский комитет особенно тесно сотрудничал с издателем И.Д.Сытиным. В Петербурге и земствах создавались педагогические музеи: здесь собирались учебные, наглядные и методические пособия, игрушки, народные и детские книги. Работа этих центров послужила образцом для московского Музея детской книги, организованного в 1934 году Яковом Петровичем Мексиным (1886-1943, репрессирован).
В 1949 году началась работа в Московском Доме детской книги: здесь заседал Международный совет по детской книге, велась обширная переписка с писателями и специалистами в стране и за рубежом, собиралась уникальная библиотека (в том числе детских писем), составлялись подробные каталоги, рекомендации и обзоры, проходили встречи с писателями и художниками, устраивались выставки, конкурсы... Дома детской книги открылись в Ленинграде, Киеве, Тбилиси, а также в Софии. В постсоветских условиях один за другим они закрывались, последним завершил основную деятельность Московский Дом — летом 2002 года.
В целом история русской детской литературы и ее научного освещения, начиная с 1870-х годов, довольно точно повторяет изломанную линию политической истории. Вопросы детской литературы нередко ставились с партийных позиций[1]1.
В пору подготовки революции лагерю «левых» специалистов противостояли «правые» силы. В 1897 году писатель-народник А. В. Круглов в очерке «Литература маленького народа» выступил против тех, кто дает в руки 15-летнему юноше «Что делать?» Чернышевского. Он поставил вопрос о сущности понятия «детская литература». С его точки зрения, детскую литературу отличают «начало хорошей нравственности» и уроки трудолюбия; традиционалистскую этику он противопоставил этике политического радикализма. Монархисты разоблачали «вред», наносимый юному поколению чтением Карамзина, Жуковского, Льва Толстого, Некрасова. Государственному Совету было предложено изъять «вредные» хрестоматии, пропитанные революционным духом, из школьного обращения. С. Володимеров в книге «Школьная подготовка второй русской революции» (1913) писал: «...все, доступное по цене и рекомендованное гг. Владиславлевым и Рубакиным, составляет в совокупности строго очерченный круг чтения, открыто рассчитанный на воспитание будущих бомбометателей, не видящих вокруг, сквозь мутно красные очки, надетые на них этим кругом чтения, быть может, всю жизнь, ничего, кроме "мести и печали", кроме "нужды и горя", кроме героизма "каторги"». В острой борьбе «левая» педагогическая общественность определила преобладающее развитие революционно-политических тенденций в детской литературе и ее научно-критической оценке.
Вместе с тем работа издателей, педагогов, библиотекарей, критиков способствовала установлению критериев и вычленению корпуса «классических» произведений (с учетом «левой» тенденции), которые уже можно было рассматривать диахронически как историю.
Один из первых ретроспективных взглядов на детскую литературу – «Очерки истории детской литературы» (1878) П.В.Засодим-ского, писателя-народника, автора детских сказок, рассказов и воспоминаний о детстве. Оппозицию ему в конце 1870-х годов составил критик, публицист из революционного лагеря Н.В. Шелгунов. Он доказывал единство подъемов детской литературы с подъемами общественного движения, полемизировал с педагогом и писателем В. П. Острогорским, умеренным либералом. Поражение в перспективе революций либералов и народников давало повод «левым» рассматривать историю детской литературы в контексте истории освободительного движения. Шелгуновский «историзм» противоречил научным принципам и служил политике.
В первых российских учебниках детской литературы Н. В.Чехова (1909) и В.П. Родникова (1915) был заявлен подход, развивавший позицию Засодимского, Круглова, Острогорского, а также учения Толстого и Ушинского. Однако эти малополитизирован-ные трактовки ушли в резерв науки вплоть до последних десятилетий XX века. В первых советских учебниках и пособиях (А. П. Бабушкина, 1948; Л.Ф. Кон, 1960) история детской литературы излагалась по шелгуновской теории, подкрепленной ленинской периодизацией русской истории. В учебниках 1970— 1980-х годов идея освободительного движения ослаблена (например, в учебнике под редакцией Е.Е.Зубаревой), а в учебнике под редакцией А.В. Терновского она является скорее данью официозу. Ф.И. Сетин, с 1960-х годов изучавший древнюю историю детской литературы, значительно отошел от официальной доктрины в своем учебнике 1990 года. Ныне идея культуры, развивающейся от «варварства к апофеозу», потеряла актуальность. Реальная история детской литературы полна не только примерами положительной эволюции, но и примеров регресса, упадка, забвения ее достижений и целых пластов. Светел мир детских книг, но история их зачастую драматична.
В 1900-х годах обозначился очередной этап исследований — вычленение и изучение собственно детской художественной литературы «в ее историческом развитии и современном состоянии — с одной стороны, как отрасли общей литературы, с нею тесно связанной, с другой — как известного орудия педагогического воздействия». Так сформулировал свои задачи Н. В. Чехов. Он рассматривал литературу как вид искусства, а не как книжную продукцию, полагая, что с рекомендациями по чтению успешно справляются другие специалисты. К работе над историческим сводом детской литературы он привлек А. К. Покровскую, Р. В.Длугач, Е. А. Бекетову, М.А. Бекетову, Т. А. Григорьеву, В. Т. Козелло, В. Н. Недзвецкую, Ю. В. Фомину, Л.А.Чупырину, В. М.Сергиеву и др.
В пору революций изучение детской литературы перешло из разряда общественных инициатив в разряд государственных задач. При этом возникли новые разногласия. Политической и педагогической критике была противопоставлена позиция сторонников «новой» детской литературы, выдвигавших идеи национальной самобытности и свободного развития искусства, которые были соотнесены с идеями строительства нового государства.
Курс детской литературы стал частью профессионального педагогического образования в середине 1910-х годов. В программе, разработанной Н. В. Чеховым для Московских женских педагогических курсов, заявлено: «Значение детской литературы для народных учителей и учительниц. Определение детской литературы и ее отношение к общей литературе». Отдельно обозначено «Участие детей в детской литературе» — это был новаторский аспект в разработке теории.
В 1910-х годах выходили первые в России специализированные журналы: в Петербурге – «Что и как читать детям», в Москве – «Новости детской литературы», в которых проблемы чтения нередко включались в сферу эстетических оценок. С конца 1930-х годов (с перерывом на 1940-1950-е годы) выходит журнал «Детская литература», в котором освещение современного литературного процесса сочетается с изучением теории и истории. В 1960-х годах начался новый подъем всеобщего внимания к детской литературе и возобновились исследования.
В начале XX века в России развертывались библиотечные сети широкого демократического охвата и формировалась теоретико-методическая база библиотечного дела. Одним из моментов этого движения было создание детских публичных библиотек. В 1911 году открылось детское отделение Городской бесплатной библиотеки-читальни им. А. С. Грибоедова в Москве. В детских библиотеках работали уникальные специалисты. Они развивали зарубежный опыт: немецкие библиотеки служили образцами организации, а от американских коллег была перенята методика рассказывания. Эта методика требовала знания психологии детского чтения, которая только разрабатывалась. К нашему времени, почти за сто лет, наработан огромный материал по психологии, методике и социологии детского чтения.
В 1920 году в Москве открылся Институт по детскому чтению под руководством Анны Константиновны Покровской (1878-1972), ученицы профессора Н.В.Чехова. Впервые пропагандой и изучением детского чтения стало заниматься специальное государственное учреждение. В первый же год работы одиннадцать сотрудников собрали для библиотеки Института десять тысяч русских и иностранных, старинных и современных книг. Много сил уделялось организации детского чтения в стране с малограмотным населением. Работали литературно-издательская комиссия, различные курсы и семинарий для специалистов, была и научная программа. Однако в 1923 году Институт детского чтения был реорганизован в отдел Института методов внешкольной работы (ИМБР), а в 1930 году закрыт, лишившись поддержки, которую ранее оказывали ему А. В.Луначарский и Н. К. Крупская. Разгром института привел к долгой стагнации дела, забвению и даже утрате многих его результатов.