Учебная практика входит в блок «Практики» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 050400.68 «Психолого-педагогическое образование», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 16 апреля 2010 г. № 376, и является составной частью ОПОП программ магистратуры: «Психология и педагогика развивающего образования младших школьников» и «Психология и педагогика индивидуализации образования младших школьников» вышеназванного направления наряду с производственной, в том числе преддипломной практикой.
На рисунке 1 представлено место учебной практики в структуре интегративных модулей образовательного процесса ОПОП ППРОМШ (ППИОМШ). Учебная практика, как отдельный вид, входит в Модуль «Практика» ППРО МШ (ППИОМШ) и реализуется отдельными разделами (Раздел ПУ.1., ПУ.2.) по 2-м интегративным модулям (из 8-ми) в 1 семестре, а именно:
- Раздел ПУ.1. «Изучение образовательной среды» (ознакомительная), интегративный модуль 1, 1 семестр. Раздел ПУ.1 взаимосвязан в рамках интегративного модуля 1 с учебным модулем 1 «Научные исследования психолого-педагогического направления».
- Раздел ПУ.2. «Ознакомление с образцами профессиональных действий педагога в области диагностики и оценки деятельностных образовательных результатов младших школьников», интегративный модуль 2, 1 семестр. Раздел ПУ.2. взаимосвязан в рамках интегративного модуля 2 с учебным модулем 2 «Методы психолого-педагогических исследований».
Учебная практика, реализуемая в Разделе ПУ.1. «Изучение образовательной среды», носит ознакомительный характер и тематически посвящена изучению образовательной среды образовательной организации (ОО) с целью установления соответствия требованиям деятельностного подхода в образовании. Учебная практика представляет фактически первый этап в освоение магистрантами дисциплин Учебного модуля 1 «Научные исследования психолого-педагогического направления». Содержание практической работы магистрантов актуализирует понятийно-смысловое поле деятельностного подхода в образовании, порождает учебно-профессиональные и психолого-педагогические проблемы (задачи), поиск решения которых будет осуществляться на занятиях теоретического Учебного модуля 1. Это создает условия для осмысленного отношения магистранта к изучаемому теоретическому материалу.
|
Учебная практика, реализуемая в Разделе ПУ.2. «Ознакомление с образцами профессиональных действий педагога в области диагностики и оценки деятельностных образовательных результатов младших школьников», опирается на базовые теоретические знания дисциплин Учебного модуля 1 – «Научные исследования психолого-педагогического направления», и Учебного модуля 2 - «Философия образования и науки». Одновременно, результаты освоения программы практики, реализуемые в Разделе ПУ.2., дают возможность поставить и сформулировать учебно-профессиональные и психолого-педагогические задачи, которые могут быть проанализированы и решены в рамках изучения дисциплин следующего после практики Учебного модуля 3 – «Проектирование и экспертиза образовательных систем».
Учебная практика является необходимой основой для осуществления научно-исследовательской работы, в процессе которой осуществляется анализ выявленных психолого-педагогических задач и преобразование их в исследовательские.
|
Связь учебной практики с производственной осуществляется в части их согласованного содержания, когда магистранты в процессе производственной практики выполняют профессиональные действия педагогов в условиях деятельностной организации образовательного процесса, образцы которых были ими проанализированы и теоретически обоснованы в ходе освоения содержания учебной практики.
Теоретическое обучение Дисциплина 1 Дисциплина 2 Дисциплина 3 | Учебный модуль 1 Научные исследования психолого-педагогического направления | Учебный модуль 2 Философия образования и науки | Учебный модуль 3 Проектирование и экспертиза образовательных систем | Учебный модуль 4 Психодиагностика в образовании | Учебный модуль 5 Современные дидактические системы начального общего образования | ||||
Научные исследования психолого-педагогического направления I | Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании | Проектирование и экспертиза образовательных систем I | Психодиагностика в образовании | Современные дидактические системы начального общего образования | |||||
Научные исследования психолого-педагогического направления II | Инновации в современном образовании | Эстетическое развитие школьников | Практикум "Психодиагностика в образовании" | Практикум по анализу технологий современных дидактических систем | |||||
Теории и технологии консультирования в образовании | Практики развивающего обучения младших школьников | Психологическое благополучие в детском и юношеском возрасте | Государственное управление в образовании | ||||||
Модуль Практика | Деятельностно-ориентированная образовательная среда | Образцы профессиональных действий | Профессиональные пробы | Профессиональные действия | Профессиональные действия | ||||
1.Учебная | Раздел ПУ.1. Изучение образовательной среды | Раздел ПУ.2. Ознакомление с образцами профессиональных действий педагога в области диагностики и оценки деятельностных образовательных результатов школьников. | |||||||
2.Производственная | Раздел ПП.3. Ознакомление с образцами профессиональных действий педагога по формированию коллективно-распределенной контрольно- оценочной деятельности, по формирования и организации совместной учебной деятельности школьников | Раздел ПП.4. Выполнение профессиональных действий педагога в области диагностики и оценки образовательных результатов школьников, включая научно-педагогическую практику | Раздел ПП.5. Выполнение профессиональных действий педагога в области диагностики и оценки образовательных результатов школьников, включая научно-педагогическую практику | ||||||
3.Преддипломная | |||||||||
НИР | Проект дизайна магистерского исследования. Методы психолого-педагогических исследований | Постановка научного исследования. Сбор фактического материала | Подмодуль Н.5. Постановка научного исследования. Сбор фактического материала |
|