Атмосферы аудитории учреждения культуры




Сегодняшняя действительность такова, что все чаще психическое

состояние людей, их преобладающее настроение в самых различных

областях общественной жизни определяют негативные процессы,

смену духовно-нравственных отношений, складывающихся в

обществе. Поэтому в культурно-досуговои деятельности появляется

понятие «социально-психологическая атмосфера». Сгали привычными

понятия «атмосфера общества» (региона, коллектива), «театральная

атмосфера» (праздничная, клубная, спортивная) и т.д. Создание

благоприятной обстановки является одновременно и средством для

успешного осуществления целей реформирования нашего общества.

Изучение социально-психологической атмосферы аудитории учреждения

культуры позволит сделать шаг на пути постижения этого малоизвестного

феномена в технологии культурно-досуговои деятельности,

осмыслить специфику аудитории клуба как одну из многообразных

моделей человеческой общности с социально-

психологических позиций, раскрыть резервы и преимущества педагогических

возможностей культурно-досуговои деятельности перед

другими формами массового воздействия. Сделать качественный

сдвиг в технологии культурно-досуговои деятельности - насущная

проблема, поскольку на фоне стремительного роста аудиторий массовых

коммуникаций (прежде всего ТВ, шоу-программ, ночных клубов)

педагогические возможности аудитории кажутся ограниченными, исчерпанными,

легко заменяемыми, не соответствующими современной

динамике жизни. Обоснование содержания и специфики социально-

психологической атмосферы аудитории учреждения культуры, определение

путей ее оптимизации позволяют наиболее полно высветить

весь комплекс явлений, связанных с взаимодействием людей в данной

общности, осмыслить ее феноменологическую суть, аккумулировать

ответы на многочисленные вопросы быта, работы, отдыха человека.

Поэтому возникает необходимость управлять аудиторией, ее

429

эмоциональным состоянием на основе 'законов общения и восприятия.

Понятие «атмосфера» широко используется в научной литературе.

Говоря о специфике массово-аудиторных форм культурно-

досуговой деятельности, авторы ссылаются на особую, неповторимую

клубную атмосферу. Но единого понимания сути этого явления

до сих пор нет. А в социальной психологии это явление применительно

к иным формам коллективной жизнедеятельности достаточно

давно и глубоко изучено.

Особенно глубоко разработано понятие социально-психологического

климата, которое, в отличие от социально-психологической

атмосферы, более устойчиво и менее подвержено ситуативным

переменам. Но оба эти понятия означают психическое состояние

той или иной общности, под которым подразумевается преобладающий

психический настрой ее членов, проявляющийся прежде всего в

отношениях людей к совместной деятельности и друг к другу. Многолетний

опыт изучения этого вопроса показывает, что психический

настрой аудитории можно и диагностировать, и прогнозировать, и

сознательно регулировать.

В последние годы теория культурно-досуговой деятельности все

интенсивнее соприкасается с социальной психологией. Уделяется

внимание и эффекту социально-психологической атмосферы клубной

аудитории (В.Н. Гагин, А.А. Конович), подчеркивается необходимость

ее формирования, указывается на ряд факторов, оказывающих

влияние на ее становление.

Понятия «социально-психологический климат» (СПК) и «социально-

психологическая атмосфера» стали научными терминами благодаря

трудам О.И. Зотовой, А.Г. Ковалева, Б.Д. Парыгина, К.К. Платонова,

А.Н. Лутошина, В.М. Шепеля, Е.В. Шороховой и др. И хотя

формулировок значений этих понятий в современной науке, по утверждению

Е.В. Шороховой, более ста, уже не возникает сомнений в

реальной определенности данных явлений. В культурно-досуговой

деятельности принципиально возможно использование теорий СПК

коллектива и его духовной атмосферы для понимания социально-

психологической атмосферы аудитории учреждения культуры. Здесь

необходимо определить ее положение в системе социальных групп,

430

опираясь на авторитетные источники (Д.М. Генкин, Б.А. Грушин,

Г.А. Евтеева, Я.Л. Коломинский, В.Ф. Ломов).

В среде аудитории (публики) учреждения культуры доминируют

отношения эмоционально-личностного характера, ибо на первый

план выходят потребности в эмоциональном коллективном контакте

в условиях публичности. Эта потребность в зрелищном, публичном

общении столь необходима людям, что часто приобретает ведущее

значение в самых разных аудиториях (театра, кино, спортивных состязаний,

клуба), превалируя над эстетическими и гностическими потребностями.

Исходя из осмысления теорий СПК и феномена публичности,

можно определить социально-психологическую атмосферу

аудитории учреждения культуры как такое психическое состояние

аудитории, под которым подразумевается преобладающий психический

настрой людей, проявляющийся на уровне их эмоциональной

восприимчивости культурно-досуговой программы, включенности в

ход ее действия регулирования отношениями собравшихся.

Сегодня очевидна тенденция социально-психологического подхода

к проблеме аудитории учреждения культуры, ибо уже не совокупность

личностей стоит за этим широким понятием. Активно ищет

пути сближения со зрителем театр, в этом видит колоссальный резерв

телевидение. Максимально приблизиться к зрителю, слушателю, читателю

стремятся все институты массового воздействия, однако наибольшие

возможности для этого имеются в аудитории клуба, где есть

условия для пристального персонифицированного внимания к членам

аудитории, для налаживания межличностных контактов в их среде.

Г.А. Товстоногов утверждал, что именно театр в первую очередь призван

поддерживать формы общения с залом, что должно привести к

неизбежному и роковому для искусства изменению климата в театральном

зале. Мысль о том, что подлинное единство сцены и зала

возможно на клубном мероприятии, не нова (Д.М. Генкин, А.А. Конович,

О.И. Марков, В.А. Сасыхов, Ю.А. Стрельцов). Однако это

единство подразумевает под понятием «зал» нечто общее, целостное,

где отдельный человек лишь «один из всех», чье поведение в процессе

мероприятия запрограммированно и его неповторимая индивидуальность

уходит на второй план, тогда аудитория учреждения культуры

имеет огромные возможности персонификации контакта. Имен-

431

но в широких возможностях преодоления формально-ролевых задан-

ностей общения заключается феноменологическая суть социально-

психологической атмосферы аудитории, лежат пути ее эффективного

регулирования. В связи с этим автор соглашается с С.С. Дадашевой,

считающей ведущим путем индивидуализации массового воспитательного

воздействия воздействие положительным примером (эффект

подражания и идентификации). Не менее эффективен и высокоперсо-

нифицированный подход к аудитории, максимальное выявление личности

каждого участника программы. Ориентация на более высокий

уровень личностно ориентированного общения в процессе организации

аудитории учреждения культуры может послужить созданию такой

атмосферы, в которой возрастает возможность, во-первых, решения

актуальной проблемы - не потерять в массовой аудитории отдельного

человека, во-вторых, реализация главной цели общения в

клубной аудитории - содействие познанию людьми друг друга, в-

третьих, стимулирование роста индивидуальной значимости каждой

личности, гармонии ее развития. «Дойти до каждого» необходимо не

только в групповой, но и в массовой работе учреждения культуры,

тем более что аудиторные формы работы привлекают основную массу

населения, которая предпочитает эпизодически посещать программы.

В основе интереса этих людей лежит потребность «на других

посмотреть и себя показать», реализовать неосознанную, но насущную

потребность в публичном внимании, признании, самовыражении.

Необыденность, эмоциональная приподнятость социально-

психологической атмосферы массовой формы культурно-досуговой

программы облегчает возможность проявления положительных

чувств, способствует высокой оценке людьми друг друга. Это исключительно

важно, т.к. оценка окружающих, являющаяся существенным

фактором проявления социальной активности человека, в условиях

публичности приобретает еще большее значение. Значит, атмосфера

аудитории может служить формированию и утверждению положительной

Я-концепции у членов аудитории на основе доброжелательного,

эмоционально-непосредственного отношения друг к другу,

способствовать развитию личности, повышению уровня ее социально-

психологической культуры. Оптимальная социально-

психологическая атмосфера аудитории учреждения культуры харак-

432

теризуется как коллективный эмоционально-положительный настрой

аудитории, ориентированный на максимальное выявление неповторимых

индивидуальностей в своей среде, проявляющийся в приподнятой

психоэмоциональной активности каждого ее члена (как созерцательной,

так и деятельной), отличающейся высокой степенью внимания

и интереса друг к другу. Такая атмосфера расширяет объективные

возможности социального самоутверждения личности и способствует

росту социально-психологической культуры людей.

Оценка реального состояния психического настроя аудитории

учреждения культуры усложняется временной ограниченностью ситуативных

и импровизированных по своему характеру культурно-

досуговых программ. Поскольку диагностирование атмосферы это,

прежде всего, определение уровня эмоциональной вовлеченности в

коммуникативные отношения, то главным критерием этой атмосферы

служит наличие или отсутствие контакта в коммуникативных связях

в аудитории и с аудиторией. Кроме того, для определения атмосферы

весьма значим критерий эмоциональной удовлетворенности-

неудовлетворенности членов аудитории. Эти моменты в совокупности

с динамичностью эмоциональной картины исследуемого явления

потребовали особой инструментовки самих приемов исследования,

что послужило основанием для выбора в качестве основного инструмента

диагностики данного явления приема записи индивидуальных

эмоциональных состояний, разработанного для эмпирического изучения

социально-психологического климата А.Н. Лутошкиным. Преимущество

этого приема заключается в том, что его легко перевести

на язык игры, дабы сделать исследование естественным, а не инородным

моментом программы, что является одной из достаточно трудных

и необходимых задач в определении путей ее диагностики. Правомерны

способы перевода опроса в игровую и наглядно-образную

форму.

Специалисты учреждения культуры не ограничиваются только

этими методами при диагностике атмосферы. Это вызвано сложностью

изучаемого явления. Нередки случаи, когда игровая ситуация и

методы записи неэффективны, и тогда только визуально можно зафиксировать

динамичные явления, для чего применим традиционный

метод фиксации зрительских реакций. Вместе с тем для изучения

433

данной атмосферы недостаточно методов, которые определены в ходе

предыдущего теоретического осмысления ее специфики, а именно

уровня реализации личностных потенциалов членов аудитории в условиях

публичности В связи с этим предлагается модель учета степени

включенности в коммуникативную деятельность данных потенциалов

в совокупности с учетом процессов отражения аудитории в

индивидуальных эмоциональных состояниях

Оценка реального состояния социально-психологической атмосферы

аудитории происходит на основе информационных данных об

индивидуальном эмоциональном состоянии каждого члена аудитории

и о его отношениях с окружающими, в частности, степени включенности

в коммуникативную деятельность членов аудитории. Через

призму этой оценки можно судить не только об уровне эмоционально-

психологической включенности членов аудитории в коммуникативную

культурно-досуговую программу, но тем самым и об уровне

психологического, духовного комфорта личности в условиях публичного

общения и о степени развернутости психического потенциала

аудитории в целом, о степени внимания и интереса друг к другу членов

аудитории, а также о социально-психологическом климате в учреждении

культуры

Опираясь на этот метод, необходимо решить главную задачу в

деле оптимизации данной атмосферы - создание социально-

педагогических условий, способствующих удержанию в поле коллективного

внимания каждого члена аудитории и представляющих практические

возможности для действенного проявления его неповторимой

индивидуальности, а также преодолению психологических барьеров

на этом пути. Для чего предлагается осуществление личностно

ориентированного подхода к аудитории в ходе:

- предкоммуникативного и посткоммуникативного периода подготовки

культурно-досуговой программы (индивидуальный подход в

оповещении участников предстоящей встречи, персональное внимание

к каждому из них до начала и по окончании программы с целью

формирования у них ощущения собственной личностной значимости,

чувства уверенности, что их присутствие в аудитории желанно),

- организации групп публики (создание в среде публики контактных

групп-общностей, в которых их члены имеют возможность

434

непосредственно общаться и взаимодействовать друг с другом, что

облегчает управление аудиторией, способствует удержанию в поле

коллективного внимания и внимания создателей программы каждого

присутствующего, раскрытию возможностей в индивидуализации

массового воздействия, стимулированию межличностного общения,

обеспечению психологическим комфортом каждого присутствующего)

Контактные группы могут быть реальными и сконструированными.

Деление аудитории на малые контактные группы стимулирует не

только личностное общение внутри каждой группы, но и межгрупповое

общение на основе интергруппового эффекта, позволяет заметить

«потерянных», то есть не вошедших в группировки, формировать

личностно ориентированное общение в неразрывном единстве с чувством

общности.

Здесь велика роль лидера в ведении программы. Это уход от

традиционного понимания роли лидера-ведущего в аудитории - конферансье,

актера-исполнителя, затейника, распорядителя и т.д., определение

основной функции лидера-ведущего как «невидимого» регулировщика

запланированных и спонтанных действий, импровизаций

на основе максимального использования возможностей членов аудитории.

В культурно-досуговой программе важно выявление пассивно-

созерцательных моментов. Особое внимание надо уделить использованию

коллективного лидерства, сменяемости лидеров, созданию условий

для самовыражения максимально возможного числа членов аудитории,

раскрепощению инициативы людей, выявлению в их среде

неформальных лидеров, обладающих эффектом личностного притяжения,

что необходимо для формирования такой социально-

психологической атмосферы в аудитории, в которой наиболее полно

реализуются сущностные черты деятельности учреждения культуры.

Затем специалисту важно выявить основные типы атмосферы.

Учитывая многообразие аудиторных форм культурно-досуговой деятельности,

основным объектом можно выбрать аудиторию клубных

вечеров, которые наиболее полно отражают специфику деятельности

учреждений культуры.

Определяя ведущее значение реализации личностных потенциалов,

характеризующих уровень социально-психологических притязаний

и возможностей человека в коммуникативной деятельности для

435

формирования оптимальной атмосферы в аудитории, надо не снижать

необходимость учета иных факторов, под влиянием которых может

складываться атмосфера высокого уровня, но иного типа. Прежде

всего, следует выявить позитивную социально-психологическую атмосферу

клубной аудитории в двух основных типах. Один из них

(атмосфера первого типа) аккумулирует в себе ощущение, осознание

публикой целостности и ценности своей общности как совокупности

неповторимых индивидуальностей. Другой (атмосфера второго типа)

характеризуется этим же психологическим единством, выраженным в

чувстве многомерного МЫ, где каждый идентифицирует себя со всеми.

Атмосфера второго типа наиболее часто встречается в клубной

аудитории. В ее рамках происходит уподобление себя другим и других

себе, причем «другой» в аудитории абстрактен, имеет весьма

обобщенные характеристики, тогда как атмосфера первого типа возникает

на основе проникновения в мир друг друга. Две ценности -

«личностная автономия» и «чувство общности» - находят здесь свое

выражение в неразрывной связи. В условиях такой атмосферы респонденты

раскованнее, разнообразнее палитра их индивидуальных

эмоциональных состояний.

Оба типа свидетельствуют о том, что контакт в среде аудитории

и с аудиторией состоялся, в силу чего мы говорим о сложившейся атмосфере.

Ситуативная сплоченность публики находит в них свое отражение

и, наоборот, эта атмосфера сплачивает публику. Вместе с

тем ресурсы педагогических возможностей атмосферы первого типа

значительно богаче. Всего можно зафиксировать шесть основных типов,

которые характеризуются: наличием или отсутствием контакта в

аудитории и с аудиторией; уровнем ориентации массового воздействия

на жизнедеятельность локальной общности, к которой принадлежат

собравшиеся, и уровнем индивидуально-личностной ориентации

массового воздействия. Первым двум описанным типам свойственна

позитивная, эмоционально-приподнятая атмосфера с высоким уровнем

присутствия и готовности к активности. Двум другим присуща

негативная атмосфера активного или пассивного неприятия, потеря

интереса к действию и к воздействию. Но в каждой культурно-

досуговой программе есть зоны спокойной, уравновешенной атмосферы

и несложившейся атмосферы. Имеет свою специфику и офи-

436

циальная атмосфера, которая в аудитории клуба не приживается.

Опыт показывает, что динамичное явление атмосферы может в ходе

одной программы претерпевать неоднократные изменения, выявлять

возможность использования способов фиксации уровня развернутости

потенциалов притязаний и возможностей человека в коммуникативной

деятельности и фиксации зрительских реакций для слежения

за перманентным развитием данной атмосферы.

Выдающийся отечественный режиссер А.Д. Попов писал: «Научившись

видеть и ощущать атмосферу в окружающей нас среде, мы

увидим и откроем для себя целый ряд совершенно конкретных ее выразителей:

темпоритм, психофизическое самочувствие людей, тональность,

в которой они разговаривают, мизансцены, в которые они

невольно, без какого-либо режиссера группируются, и т.д. А когда

мы научимся все это видеть и чувствовать в жизни, нам легче будет

найти соответствующие средства сценического воплощения атмосферы

в спектаклях. Следовательно, атмосфера - это воздух времени и

места, в котором живут люди, окруженные целым миром звуков и

" 148

всевозможных вещей».

Поскольку все культурно-досуговые программы посвящены тем

или иным событиям, месту и времени, действия имеют различные атмосферы.

Разрабатывая методику регуляции атмосферы для различных

типов учреждений культуры, целесообразно в основу положить сравнительную

характеристику социально-психологической атмосферы в

аудитории клубных вечеров, решенных традиционно, и реализации

этих же программ в условиях, диктуемых каждым членом аудитории.

С целью получения надежной социально-психологической информации

были осуществлены замеры изучаемой атмосферы в идентичных

ситуациях в аудиториях различных культурно-досуговых учреждений

Москвы. Было выявлено, что уровень атмосферы, сформированный

по обусловленному методикой пути, как правило, превышает уровень

подобной атмосферы на традиционном вечере. Особенно заметна разница

в эмоциональном самочувствии членов аудитории праздничной

и повседневной. Там, где атмосфера формировалась целенаправленно,

зрители соответственно ощутили свою личностную значимость в

148 Попов АД Художественная целостность спектакля - М, 1959.-С 94.

437

аудитории. Здесь наблюдалось сохранение эмоционального эффекта

от клубной встречи на более длительное время, готовность людей повторить

ее, возникновение новых дружеских контактов в среде аудитории.

Можно заметить не только прямую, но и обратную зависимость

в звене «интенсивность активности личности в аудитории - коллективное

внимание к личности в аудитории». Вместе с тем нельзя примитизировать

понимание необходимости превращения участника

массовой программы в активно действующее лицо, ибо ощущение

себя равноправным, значимым лицом в аудитории не менее, а порой

и более важно, чем непосредственно-действенное, видимое проявление

активности. При анализе зрительских реакций замечено, что наиболее

действенные реакции, яркие положительные тонально-

коммуникативные проявления среди собравшихся были выражены в

моменты, когда в центре коллективного внимания оказывались сами

члены аудитории (в составе всей общности, в составе отдельных

групп и поодиночке), особенно в ходе импровизационных ситуаций,

когда индивидуальное своеобразие людей выявляется наиболее ярко.

Этот и другие моменты обнаруживают, что публичное внимание к

человеку служит не только удовлетворению его насущных потребностей,

но и специфическим средством познания людьми друг друга.

Разработанные приемы регуляции атмосферы аудитории помогают

планировать и прогнозировать атмосферу уже на сценарном уровне.

Более того, как показал опыт, кардинальное переключение внимания

автора-сценариста с задачи создания зрелища на создание необходимой

атмосферы в аудитории стимулирует его творческий поиск.

Можно найти много конкретных способов того, как зрелищную

программу в клубе выполнить «руками публики», как вовлечь в орбиту

коллективного внимания каждого присутствующего. Конкретные

игровые ситуации, благоприятствующие развертыванию личностных

потенциалов человека, способствуют раскрепощению его сущностных

сил, повышению его психоэмоциональной активности. Важно

создание своеобразной копилки творческих находок в этой области

организаторской деятельности.

Изучение социально-психологической атмосферы клубной аудитории

позволило убедиться в том, что основным показателем клуб-

438

ного характера аудитории является ее социально-психологическая

атмосфера, а именно нацеленность, ориентация коллективного психологического

настроя на выявление, высвечивание конкретной жизнедеятельности

общности, к которой принадлежат собравшиеся, а

также личностей, ее составляющих. В условиях такой атмосферы

эмоционально-непосредственного, доброжелательного внимания и

интереса человека к человеку в аудитории массового общения расширяются

объективные возможности социального самоутверждения

личности через реализацию ее исконных потребностей в публичном

признании, публичном внимании, публичном самовыражении, что

стимулирует его социальную и творческую активность. Это позволяет

наиболее полно реализовать главную цель общения в клубной аудитории

- познание людьми друг друга, сформировать новый позитивный

опыт человеческих отношений, способствующий росту социально-

психологической культуры людей, а значит, и совершенствованию

их социальной жизнедеятельности в целом.

Таким образом, социально-психологическая атмосфера клубной

аудитории отражает меру ситуативной эмоциональной сплоченности

членов аудитории, меру их эмоциональной удовлетворенности и личностной

самореализации, а также предстает существенным фактором

данных явлений. Через призму осмысления специфики социально-

психологической атмосферы клубной аудитории открываются существенные

преимущества массово-аудиторных форм культурно-

досуговой деятельности перед другими аудиториями массовых коммуникаций

на пути индивидуально-личностной ориентации массового

воздействия. Эти преимущества характеризуются широкими возможностями:

- преодоления формально-ролевых заданностей контакта и психологических

барьеров в общении;

- удовлетворения насущных человеческих потребностей, не

реализованных в других сферах социальной жизнедеятельности и,

прежде всего, потребностей в публичном внимании, публичном признании,

публичном самовыражении, в утверждении образа самого себя

в ходе публичного общения;

- познания людьми друг друга.

439

Основным показателем благоприятной социально-

психологической атмосферы клубной аудитории является уровень

реализации потребностей человека, ориентированных на общение с

другими, на внимание к нему других и адекватную оценку своего

участия в совместной деятельности.

Множество моделей социально-психологической атмосферы

клубной аудитории находят свое выражение в шести основных типах

как позитивного, так и негативного характера. Самыми богатыми ресурсами

педагогических возможностей обладает атмосфера, характеризующаяся

психологическим единством МЫкак совокупности неповторимых

индивидуальностей.

Регуляция социально-психологической атмосферы клубной аудитории

с целью ее оптимизации требует реализации индивидуально-

личностного подхода к аудитории в процессе организации предком-

муникативного и посткоммуникативного периода клубного массового

мероприятия, а также непосредственно в коммуникативном периоде:

- групп в среде публики;

- пространства клубного зала;

- лидерства по ведению программы силами публики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: