Функционирование технологии культурно-досуговой деятельности
- это, бесспорно, единый процесс. Но условно, для анализа, в нем
можно выделить два узловых момента. Первый из них связан с тем,
что любой поступок, как правило, продиктован какими-то мотивами,
414
причем сознательно или нет, но мы соотносим его с определенными
интересами.
Эта зависимость не всегда очевидна. Любое явление общественной
жизни зиждется на каком-то интересе, и в технологии культурно-
досуговой деятельности интерес выступает в его рационально-
эмоциональном оформлении. В силу этого момент воздействия технологии
культурно-досуговой деятельности носит характер отождествления,
идентификации интересов личности и общества. Это главный,
определяющий социально-психологический механизм. К нему
теснейшим образом примыкают механизмы предрасположенности к
оценке и действию, солидаризации со своей социальной группой,
процесс общения.
Идентификация интересов субъекта и объекта происходит в
процессе совместной деятельности и общения. Следует отметить, что
основным критерием проблемы - объектов в технологии культурно-
досуговой деятельности являются именно общие интересы, которые и
обусловливают появление коллективных суждений. Они же определяют
и общность позиции. Взаимосвязь технологии культурно-
досуговой деятельности и интересов аудитории органична и очевидна,
Неосознанный интерес - это по сути «вещь в себе», это и есть
осознание людьми их общего интереса, превращение его в мотив и
стимул поведения. Активной силой являются осознанные интересы, а
таковыми они становятся в значительной мере в технологическом
процессе. Именно согласование разного рода интересов выступает
|
своеобразным средством их соотнесения, взаимодействия и урегулирования.
Воспитательное воздействие технологии культурно-
досуговой деятельности в том и состоит, чтобы отождествлять, идентифицировать
интересы личности и общества.
Интересы представляют собой активную, действенную силу
субъекта и объекта, которая управляет не только чувствами, настроениями
и другими эмоциональными побуждениями людей, но и такими
образованиями, как социальные установки. Социальные установки
выражают ценностные ориентации в технологии культурно-
досуговой деятельности к заранее определенному отношению - позиции
к данной вещи (человеку, явлению, событию).
415
Объект ориентируется в окружающей социальной среде, воспринимает
ее с помощью установки. Этот процесс приобретает характер
своеобразной селекции, в результате которой одна информация
усваивается, другая отвергается. Более глубоко усваивается та,
что соответствует установке и дает новые подтверждения ее правильности,
способствует укреплению уже существующих предпочтений.
Новые знания проходят через призму уже сложившихся представлений
и убеждений, причем иногда они лишь после довольно основательной
обработки занимают свое место в системе установок.
Человек-объект имеет психологическую потребность чувствовать
поддержку, одобрение своим взглядам, действиям. Наличие такой
поддержки (реальной или только предполагаемой) придает ему
уверенность, особенно при решении спорных вопросов.
Для индивида, который не может быть компетентен во всех абсолютно
|
вопросах, потому что не обладает достаточной информацией
о них в силу естественной ограниченности своих познавательных
возможностей, суждения по тем или иным проблемам представляются
вполне авторитетными. Они заключают в себе коллективный жизненный
опыт и знания о предмете. Так, конформизм - это не всегда
отрицательное явление. Во-первых, не следует отождествлять его с
политическим конформизмом, с приспособленчеством, продиктованным
исключительно соображениями личной выгоды, карьеризмом,
малодушием и другими мотивами подобного свойства. Во-вторых,
здесь речь идет о социально-психологическом явлении, и хотя на него
падает тень политического конформизма, среди явлений социальной
психологии нет заведомо положительных или отрицательных. Их существование
объективно. В известной мере конфликтность даже необходима,
ибо нельзя по всем вопросам иметь свое особое мнение.
Оно, как правило, оказывается все же чужим, привнесенным в наше
сознание извне.
В процессе общения в учреждении культуры, который выступает
как один из механизмов технологии культурно-досуговой деятельности,
происходит организация взаимодействия людей, передача
опыта, выявляется потребность в знаниях, оценках и мнениях по непрерывно
расширяющемуся кругу вопросов. Личность - продукт социальных
условий. Поэтому ее сознание во многом определяется
416
этими условиями, микросредой, особенно психологией непосредственного
окружения, и прежде всего своего трудового коллектива. В
|
связи с этим личность вынуждена соизмерять или примерять их к желаниям
и побуждениям других, постоянно анализировать, не ущемляются
ли чьи-то интересы.
Таковы механизмы взаимодействия людей, объединенных общностью
интересов. Эта общность может сознаваться или нет, но игнорировать
ее и вытекающие из нее требования индивид не может без
риска остаться в изоляции, быть наказанным морально и материально.
Эта угроза зачастую потому и действенна, что касается не только
душевного комфорта.
Второй узловой момент воздействия технологии культурно-
досуговой деятельности состоит в том, что она опирается на определенные
нравственные нормы, традиции и обычаи, ориентирует на довольно
типизированные, взятые из конкретного опыта образца, стандарты,
стереотипы отношения и поведения. Это значит, что они
одобрены прошлым опытом, действуя в настоящем, своими корнями
уходят в прошлый опыт. Когда же возникает новая проблема, то разгораются
дискуссии о путях ее решения. Здесь сначала отношения
только-только вырабатываются. После того как они выяснены, определяется
отношение к факту, и с этих пор технология по данному вопросу
приобретает воспитательное и регулирующее значение.
Следует заметить, что при всей одиозности терминов «стандарт»
и «стереотип», особенно в их приложении к духовной сфере, нам никуда
не уйти от того факта, что именно стандарт действия, привычка
выступают обязательной формой социализации индивида, по крайней
мере в начальный период его жизни. Стереотипы тоже имеют реальную
основу в самой природе стереотипизации мышления. И связано
это со способностью человека к обобщению. Всю поступающую к
нему информацию он так или иначе оценивает, обобщает. Явления в
жизни повторяются, новые сведения о них подтверждают предыдущие
выводы, наслаиваются на них, расширяют представления. В результате
формируются стереотипные понятия, оценки, категории. В
них находит свое отражение общественный опыт, повторяющиеся,
наиболее существенные свойства явлений. Непонятное или малозначимое
как бы отсекается, а суть «сжимается» в одном слове, выраже-
417
нии или художественном образе. Полученное таким образом знание
нельзя назвать глубоким, всесторонним. Фиксируя лишь некоторые,
притом не всегда существенные черты явления, оно бывает преимущественно
упрощенным, схематичным. Мало того, оно может быть
как истинным, так и ложным. Тем не менее, стереотипы очень широко
используются людьми независимо от уровня их интеллектуального
развития.
Однако защищенный мнением общественный интерес требует
от каждого одинакового или приблизительно одинакового (по крайней
мере, одинаково добросовестного) отношения к своему общественному
долгу, к семейным и другим обязанностям. «Для меня, - говорил
А.С. Макаренко, - не возникал вопрос: должен ли мой воспитанник
выйти смелым человеком, или я должен воспитать труса. Тут
я допустил "стандарт", что каждый должен быть смелым, мужественным,
честным, трудолюбивым патриотом»141. В этом же смысле
употребляет термин «стандарт» и автор данного учебника, считая,
что технология культурно-досуговой деятельности включает алгоритмы,
оперируя своеобразными стандартами. Это не значит, что в
технологическом процессе объект лишается индивидуальных черт.
Ведь бесконечное разнообразие человеческих характеров тоже строится
из довольно стандартных, стереотипных черт - трудолюбия,
добросовестности, скромности, честолюбия и т.д. Однако нечего опасаться
унылой стандартизации характеров, ибо сочетание этих черт,
их конкретные проявления у разных людей и в разных условиях не
назовешь однообразными, идентичными.
В обществе происходит процесс стереотипизации отношения к
тем или иным явлениям действительности и на этой основе - определенная
стандартизация поведения, А поскольку одна из целей технологии
- формировать и поддерживать определенное отношение к тем
или иным явлениям и фактам общественной жизни, регулировать поведение
людей, то все свои социально-психологические механизмы
непосредственного воздействия на личность, основанные на убеждении,
внушении, подражании, сопереживании и т.д., обеспечивают известную
стандартизацию, стереотипизацию взаимодействий индиви-
Макаренко А С. Коллектив и воспитание личности - М, 1972
418
да или группы с социальной средой. Значит, стереотипизация представляет
собой второй ключевой социально-психологический механизм,
определяющий характер воздействия технологии культурно-
досуговой на личность. Стереотипизация имеет свою систему, в которую
входят: убеждение, внушение, ассоциация, основанная на подражании
(или оппозиции) какому-то примеру, что проявляется, в частности,
в моде; инерция, проявляющаяся обычно в привычках и традициях;
«взрывное» действие, когда в духовной структуре человека-
объекта происходят коренные качественные изменения, требующие
своего оформления острые моменты; параллельное воздействие, в результате
которого осуждение или поощрение каких-то черт у одних
членов коллектива служит как бы предостережением или побудительным
стимулом для других.
Оба процесса (идентификация интересов и стереотипизация отношения
и поведения) настолько взаимосвязаны и взаимообусловлены,
что в жизни, как правило, невозможно определить, где кончается
один и начинается другой. Они происходят одновременно, а здесь
выделены лишь для понимания их роли в технологии культурно-
досуговой деятельности.
Человеку небезразличен его статус в коллективе, одобрение людей,
их хорошее отношение нужны ему, чтобы ощущать душевное
равновесие, поддерживать на определенном уровне чувство собственного
достоинства. Все это продиктовано беспокойством о том, как
он будет выглядеть не столько в своих, сколько в чужих глазах. Уважение,
статус, выступая важным морально-психологическим фактором,
расширяя возможности для самовыражения и самоутверждения,
являются часто и основой для морального удовлетворения. В жизни
нередко одно сопутствует другому. На этом, собственно, и основано
единство моральных и материальных стимулов к труду.
Умение разбираться в диалектическом взаимодействии этих
факторов, правильно учитывать защищаемые общественным мнением
интересы людей играет важную роль для субъекта, являясь одной
из обязательных предпосылок эффективности технологического процесса
в учреждении культуры.
В этом смысле одна из важнейших особенностей функционирования
учреждения культуры в современных условиях - использова-
419
ние в своей работе средств массовой информации. К газете в основном
обращаются, чтобы получить информацию на международные и
внутренние темы; радио для большинства - поставщик событийной
информации; телевидение наиболее популярно как источник информации,
формирующий эстетические взгляды, художественные вкусы
и запросы, ценностные ориентации в области культуры. Взятые же в
совокупности, комплексно воздействуя на личность, они обеспечивают
новый набор значений, маркирующих статус новых социальных
групп. Система массовых коммуникаций и учреждений культуры в
настоящее время предстает единой сферой, общей для большинства
категорий населения. Именно они осуществляют основное влияние на
изменение ценностных ориентации. Значит, для достижения целостности
и последовательности информационных потоков материалы,
опубликованные в печати, переданные по радио и телевидению и используемые
специалистами учреждений культуры местные факты
должны дополнять друг друга и по форме, и по содержанию.
Это достигается прежде всего учетом специфики восприятия
различных материалов аудиторией. На слух воспринимаются лучше
все короткие, оперативные сообщения: когда и где произошло событие;
в газете ищут подробные комментарии, анализ, сообщения, указания
на причину происходящего и взаимосвязь с другими событиями;
телевидение должно с помощью синхронного воспроизведения
события и зрительных образов донести нравственный, психологический
аспект события, показать отношения людей к происходящему.
Подобное распределение «обязанностей», естественно, условно,
но оно необходимо, чтобы понять наиболее сильные, специфические
качества каждого из выразительных средств и рационально их использовать
при организации совместных акций печати, радио, телевидения
и учреждений культуры. Выявление в постижении закономерностей
взаимоотношений, складывающихся между печатью, радио
и телевидением, имеет решающее значение для повышения степени
их воздействия. В этом смысле представляет определенный интерес
точка зрения B.C. Хелемендика. По его мнению, непременным
условием, магистральным путем совершенствования системы средств
массовой информации и пропаганды является развитие в ее деятель-
420
ности принципов координации14^. Координация - это определенная
согласованность, подстройка компонентов целого друг к другу, тот
особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает
динамическое равновесие системы. Рассматривая отношения координации,
нельзя упускать из виду и столь же присущие целостным системам
отношения субординации. Это подчиненность и соподчинен-
ность частей, указывающая на особое место и неодинаковое значение
каждой из них в системе. Именно это обстоятельство делает целенаправленным
процесс взаимодействия, в котором компоненты последовательно
«работают» друг на друга, наращивая потенциал по субординационной
цепочке.
Очень важно определить главные и менее значимые компоненты
системы, их подчиненность и соподчиненность. Без этого невозможно
понять механизм действия отношений координации, целью которой
является формирование целенаправленного оптимального взаимодействия.
Итак, координация средств массовой информации и учреждений
культуры выступает как комплекс требований, детерминирующих и
стимулирующих процесс развития и функционирования системы. В
эти требования входят: четкое определение места компонентов в системе
в соответствии со спецификой каждого; оперативное перераспределение
(уточнение) их «обязанностей» в функциональном и
«предметном» аспектах в соответствии с изменяющимися внешними
условиями; обеспечение целенаправленного, наиболее полного и рационального
взаимодействия компонентов на основе соблюдения
принципа упорядоченности и особого характера их взаимной зависимости.
Последнее требование отражает главный момент координации,
ее сущность. Оно логически предполагает наличие первых двух как
необходимых предпосылок для своей реализации. Понятия координации
и взаимодействия находятся в неразрывном единстве. Взаимодействие
компонентов - это способ существования системы, обеспечения
ее целостности. Координация же отражает закономерности ее
См.: ХелемендикB.C. Союз пера, микрофона и телекамеры. - М., 1989. - С. 100.
421
функционирования и развития как целенаправленного процесса взаимодействия
субъекта и объекта.
Функционирование и развитие технологии культурно-досуговой
деятельности определяется целенаправленной деятельностью специалистов-
профессионалов. Здесь понятие "координации" наполняется
совершенно конкретным смыслом и содержанием: цель, принципы
деятельности средств массовой информации и системы технологии
культурно-досуговой деятельности в целом (т.е. направленность их
функционирования) и их взаимоотношения друг с другом (т.е. закономерности
их взаимодействия). С этой точки зрения координация
есть не что иное, как деятельность теоретическая и организационно-
практическая, направленная на достижение наилучшего, оптимального
режима взаимодействия печати, радио, телевидения и учреждений
культуры с целью наиболее успешного решения ими задач стабилизации
нашего общества. Именно с этих позиций средства массовой
информации и учреждения культуры должны действовать как непрерывно
функционирующее целое.
Поскольку отношения координации отражают закономерности
процесса взаимодействия, правильнее было бы говорить не о способах,
а о принципах согласования усилий печати, радио и телевидения.
Уже сложились некоторые формы, способы и методы этой деятельности,
т.е. речь идет не о создании системы, а о теоретическом осмыслении,
осознании, совершенствовании функционирующей системы
на основе современных достижений науки и передовой практики.
Тогда требование согласования и взаимодополняемости содержания в
их деятельности приобретает широкий, принципиальный смысл.
Согласование содержания означает прежде всего и главным образом
определение «удельного веса» каждого направления в общем
потоке социальной информации, такой характер «пронизывания» этого
потока всеми направлениями, который обеспечивает комплексное,
гармоническое воздействие на рациональную и эмоциональную сферы
сознания личности.
Успешная реализация направлений зависит также и от правильного
соотношения объемов теоретических и эмпирических материалов
в совокупном информационном потоке. «Наложение» теоретической
части на эмпирическую (воспроизведение отдельных сторон, яв-
422
лений, фактов социальной действительности) должно быть таким,
чтобы человек мог последовательно расширять и углублять знания о
закономерностях общественного развития, взаимосвязях отдельных
сторон и явлений.
Итак, требование согласования и дополнения содержания (добавим:
и его актуализация) как одно из важных условий успешного
осуществления и развития отношений координации в деятельности
системы средств массовой информации и учреждения культуры отражает
закономерности взаимодействия направлений работы и служит
прежде всего оптимизации этого процесса в рамках указанной
системы. Говорить о координации различных средств без учета роли
направлений не имеет смысла, ибо без них, основных связующих
элементов, система «рассыпается».
Сочетание коллективных и индивидуальных форм и методов
деятельности учреждений культуры и средств массовой информации
позволяет донести до каждого человека социально значимую установку,
способствовать тому, чтобы она «переварилась» личностью,
стала органической частью ее сознания, эмоций, повлекла за собой не
только изменение прежних, но и закрепление новых умений, навыков,
привычек и т.п.
Сейчас в средствах массовой информации интенсивно интерпретируется
доминирующий образ рекламы как образ «человека пробующего
», «человека игры», «человека шанса», а уровень современной
массовой культуры как соответствующий переходному состоянию
общества ориентируется на комиксы как часть популярной культуры.
Из сказанного можно сделать вывод, что группа механизмов,
имеющих преимущественно социальный и социально-психологический
характер, функционирует «под эгидой» идентификации интересов,
определяющее влияние которой выравнивает отношения к
тем или иным явлениям жизни.
Затем реализация механизмов воздействия, через превращение
интересов, установок личности в поступок осуществляется через технологию
культурно-досуговой деятельности, которая не только служит
рычагом, поддерживающим нормы и правила, но и является одной
из сил, определяющих общественные отношения, направляющих
423
социальное поведение личности, групп. Технология преобразует бытие
не сама (как некая материальная сила), а только через практические
усилия людей, прежде всего специалистов-профессионалов, поскольку,
поддерживая нравственные нормы, традиции и обычаи, они
способствуют выработке активной жизненной позиции личности143.
Достигается это потому, что вследствие идентификации интересов
личности и общества происходит процесс выравнивания отношения к
вопросам, представляющим общий интерес, и на этой основе вырабатывается
система действий человека, отвечающая общественным интересам
и мотивированная нормами морали. Сформировавшись и закрепившись
в общественном мнении, эти духовные образования приобретают
известную «нормативность».
Учреждения культуры имеет возможность побуждать людей
придерживаться общепринятых нравственных норм и правил поведения,
утверждая их в качестве повседневной нормы.
Выработка активной жизненной позиции личности включает в
себя систему социально-психологических механизмов, в которую, по
нашему мнению, входят убеждение, внушение, пример, подражание,
заражение и др. Цель воздействия этой группы механизмов по сути
одна - превратить сообщаемую индивиду или группе лиц информацию
в систему установок, мотивов и принципов личности. Ведущая
роль здесь принадлежит убеждающему, но в процессе воздействия
убеждаемый выступает не объектом, а субъектом. Он принимает самое
непосредственное участие в обсуждение предмета, так как процесс
убеждения обычно представляет собой явную или скрытую дискуссию
двух или нескольких лиц, цель которой состоит в достижении
единства понимания и переживания. Убеждающий выдвигает положения
и доказывает их, а убеждаемый ставит вопросы, чтобы выяснить
что-то, высказывает противоположные мнения или сомнения,
подтверждает, соглашается и т.д. Следовательно, здесь сталкиваются
различные суждения людей, выдвигаются соответствующие доводы,
Активная жизненная позиция личности - это способ ее включения в жизнедеятельность
общества: совокупность взглядов, убеждений, социально значимых, прежде всего профессиональных,
умений и соответствующих им действий личности, реализующих ее отношение
к окружающей действительности (см: Маркин В.Н. Формирование активной жизненной позиции
как задача нравственного воспитания//Идейно-воспитательная работа на современном
этапе: некоторые вопросы теории и практики. -М., 1989. - С. 3).
424
намечается общее отношение к какому-то событию или явлению, определяется
единая линия поведения, рождается общее мнение.
Степень эффективности убеждающего воздействия зависит от
ряда требований144. Во-первых, от заинтересованности слушателей в
получении той или иной информации, от потребности в осмыслении
обсуждаемого вопроса. Активисты учреждений культуры в силу постоянного
общения с людьми хорошо знают волнующие их вопросы,
а это позволяет строить работу так, чтобы она имела для слушателей
не только социальную ценность, но и личностное значение.
Сила убеждений неизмеримо возрастает, когда затрагивается не
только разум, но и чувства. «Убеждение и знание только тогда и
можно считать истинным, - писал НА. Добролюбов, - когда оно
проникло внутрь человека, слилось с его чувством и волей, присутствует
в нем постоянно, даже бессознательно, когда он вовсе о том и не
думает»145. Для этого важно, чтобы в процессе убеждения каждый
сумел глубоко понять, почувствовать истинность, реальность усвоенных
понятий и их связь с жизнью.
Убеждение олицетворяет самый демократический метод воспитания.
Здесь каждый имеет возможность не только получить готовые
знания, но и активно участвовать в выработке коллективных мнений,
норм поведения, представлений, ценностных ориентацией и установок.
Меньшая регламентация аудитории создает относительно интимный
характер общения, давая простор для открытых дискуссий,
социально-психологических проявлений сопереживания и сочувствия,
психологического соревнования и стремления к самоутверждению
в системе неофициальных отношений и т.д.
Все более популярными становятся такие формы бесед, которые
позволяют их участникам в непринужденной обстановке обменяться
мнениями, поспорить, уяснить сложные вопросы, глубже пережить и
почувствовать материал. Результаты опросов показывают, что более
70% посетителей учреждений культуры высказываются за свободные
дискуссии, откровенный обмен мнениями во время бесед. Отказ от
дискуссий, споров снижает эффективность убеждающего воздейст-
144 См.: Ковалев Л.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М.
1987.-С. 70-71.
145ДобролюбовН.А. Избранные философские сочинения: В 3 т. Т. 11.-М., 1946. -С250.
425
вия, не способствует функционированию процесса технологии куль-
турно-досуговой деятельности, а тормозит его.
Между тем возможности технологии в этом плане полностью не
реализованы. Именно с отсутствием живого обмена мнениями четвертая
часть опрошенных связывает свои претензии к деятельности
учреждений культуры. Это лишает посетителей учреждений культуры
возможности собственных открытий, а ведь только через них пролегает
путь к превращению приобретенных знаний в стойкие убеждения,
а затем к делам, поступкам, поведению. Если тот или иной вопрос
в ходе беседы остался без ответа, в аудитории будет продолжаться
его обсуждение, только выводы могут оказаться совершенно
иными.
Характерной чертой убеждения, как уже отмечалось, является
то, что оно обращено к рациональной сфере сознания человека. Однако
было бы неправильно сводить сущность убеждения лишь к логическим
приемам. Убеждение - это такое воздействие одного человека
на другого или коллектив, которое затрагивает рациональное и
эмоциональное в их единстве146. Для того чтобы убедить, недостаточно
одних логических приемов, необходимо затронуть и чувства
людей, т.е. создать такую эмоциональную обстановку, при которой
они смогут все глубоко пережить, взволноваться. Убедить - значит
добиваться единства понимания и переживания. Отсюда вытекает необходимость
сочетания убеждения с внушением. Эти методы в каждом
акте общения в учреждении культуры действуют совместно, дополняя
и усиливая друг друга. Убеждая друг друга, мы в то же время
и внушаем друг другу, а когда внушаем, стремимся делать это убедительно:
«Когда мы касаемся эмоций и чувств, апеллируем к сердцу
человека, а через него к уму и воле, то тем самым нажимаем и кнопку
механизма внушения»147.
Внушение происходит без активного участия воли воспринимающего
лица, без участия его мышления. Если словесное убеждение
действует обычно силой логики и непреложного доказательства, то
внушение действует путем непосредственной передачи психических
146 См Ковалев А Г Психология личности - М, 1990 - С 296
14 Кондратенко Г К Вопросы теории печати в свете социальной психологийУ/Вопросы теории
и практики массовых средств пропаганды - М, 1988 - С 302
426
состояний от одного лица к другому, не нуждаясь ни в каких доказательствах
и аргументах.
Особенно большое значение имеет внушение в учреждении
культуры. Аудитория здесь неоднородна, не всегда имеет хорошую
теоретическую подготовку, больше подвержена групповому мнению,
стихийно складывающимся межличностным отношениям, легче воспринимает
яркую эмоционально насыщенную информацию, в которой
убедительные факты сочетаются с интересными описаниями, увлекательным
изложением.
Эффективному использованию внушения в механизмах воздействия
способствует и то, что специалисты учреждений культуры хорошо
знают интересы и настроение слушателей, обстановку на предприятии,
в цехе и бригаде, чувствуют, какое слово и как нужно сегодня
сказать. Это позволяет быстрее находить путь к сердцам людей,
обеспечивает результативность внушения, так как внушить людям
можно только то, что соответствует направлению их потребностей и
интересов, их убеждений и воли.
Внушение возможно тогда, когда слушатель доверяет источнику
информации. Доверие - одно из важнейших условий успешного воспитательного
воздействия. Индивид в данном случае воспринимает
информацию, не обращаясь к анализу и синтезу, полагаясь полностью
на компетентность источника, его достоверность и общепризнанность.
Недостаток доверия, сомнение в правильности сообщений,
в объективности информации тормозят процесс восприятия, снижают
действенность воспитательного воздействия. Значительную роль играют
также убедительность, обоснованность суждений и выводов,
являющихся важнейшими элементами технологии культурно-
досуговой деятельности.
Выявленные нами социально-психологические механизмы
функционирования технологии культурно-досуговой деятельности
позволяют судить о системе их взаимосвязи через: а) воздействие потребностей
и интересов на ценностные ориентации и установки, которое
опосредуется убеждениями, обычаями, традициями, нормами
морали и права; б) формирование установок на основе убеждений,
норм и традиций; в) воздействие на направленность потребностей и
427
интересов нормативных компонентов психологии социальной общности
(убеждения, привычки, обычаи, традиции, нормы).
И наконец, существует непосредственная связь между чувствами
и целями общественной группы. Сильно выраженные положительные
эмоции и чувства (воодушевление, энтузиазм, радость и т.д.)
усиливают, а отрицательные (пассивность, моральная усталость, неуверенность
и т.п.) ослабляют волю к достижению целей.
Ко второй группе социально-психологических механизмов относится
взаимодействие людей в процессе общения и социальной
деятельности: подражание, внушение, убеждение, пример и т.д. Их
можно характеризовать и как способы психической деятельности, которые
могут усиливать или ослаблять чувства, настроения, установки,
социальные ориентации. Подражание, внушение и пример проявляются
во всех видах деятельности и, хотя не определяют общественную
психологию, поведение социальных групп, имеют важное практическое
значение.
Распространение и оценка информации в контактных группах
зависят также от позиции авторитетного лица, пользующегося уважением
и влиянием. К мнению такого человека прислушиваются, его
оценка факта, поступка, сообщения, слухов и т.д. во многих случаях
оказывается определяющей мнение других.
Закономерностями функционирования информации являются ее
распространение, переработка и оценка в первичных коллективах,
контактных группах и группах общения, складывающихся в зависимости
от интересов. Данный процесс можно представить как движение
информации от субъекта воздействия к аудитории учреждения
культуры, затем эта информация обсуждается и оценивается, усваивается
личностью. Поэтому знание господствующих в группах оценок,
устойчивых представлений, характера и степени их воздействия
на восприятие и усвоение информации имеет большое значение для
эффективности технологии культурно-досуговой деятельности.
428
Глава XV. Регулирование