IV. Закрепление. Тест по пройденной теме.




Https://youtu.be/6L9uKy8CqbQ

20.05

Тема: И.В.Гёте «Фауст»

Цель: дать анализ трагедии Гете как выражение просветительских идей эпохи; подвести учащихся к пониманию главной мысли автора: о величии разума, о победе творческих дерзаний человека над рутиной бытия;

развивать мыслительную деятельность учащихся; учить делать выводы;

формировать этические взгляды на мир, воспитывать интерес к мировой литературе.

 

ХОД УРОКА:

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний учащихся

III. Работа над темой урока.

Слово учителя. Речь сегодня пойдет о трагедии «Фауст» выдающегося немецкого поэта, просветителя Иоганна Вольфганга Гете. «Жизнь и поэзия не распадаются в него на два отдельных мира: его жизнь была его поэзией, его поэзия была его жизнью», писал о нем русский писатель Иван Тургенев.

Сегодня мы обобщим знания, полученные на прошлых уроках.

Жизнь и творчество.

Иоганн Вольфганг Гете, великий немецкий поэт, мыслитель и ученый, родился 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне в богатой семье (дед Гете был избран главой города, а отец имел титул имперского советника). Детство будущего поэта проходило в родном городе, где он получил хорошее образование. Продолжил обучение в Лейпцигском и Страсбур-зькому университетах. В Страсбурге Гете был членом литературного кружка «Буря и натиск», мечтал о новое немецкое искусство, свободное от иностранных влияний, об объединении государства. В 22 года защитил диссертацию и получил степень лиценциата. Стихи начал писать еще в детстве. Лирические стихи, драмы и особенно роман «Страдания юного Вертера» (1774) рано сделали имя Гете известным. В юношеские годы начал работать над трагедией «Фауст».

1775 года восемнадцатилетний герцог Карл Август Саксен-Веймарский пригласил 26-летнего поэта к себе на службу. Гете стал тайным советником и членом государственного совета, три года возглавлял кабинет министров, руководил военными и государственными делами. Впоследствии сосредоточился на занятиях естественными науками, издал научные труды, написал художественные произведения. Огромное литературное наследие поэта состоит из 143 томов.

История создания

«Фауст» - наивысшее достижение Гете. Еще в молодые годы поэт увлекся средневековой легендой о маге и чародее Фаусте, которому в его нечестивых занятиях помогал черт, за что потом забрал душу Фауста в ад. Свою душу Фауст должен был отдать в обмен за овладение земной мудростью. И истина, которую проповедовали авторитеты древности и о которой говорится в святых книгах, не удовлетворила ученого. Чтобы постичь истину жизни, Фауст стремится углубиться в саму жизнь. Образа Фауста драматург предоставил привлекательные черты: ренессансную пытливость ума, стремление к осмыслению жизни.

Существующий в литературе сюжет про ученого - мага Гете соединил с другим, довольно распространенным сюжетом: страстно влюбленный юноша соблазняет молодую, неопытную девушку; она ждет от него ребенка, а он бросает ее на произвол судьбы. Поэт объединил эти сюжеты. Персонажами произведения Гете станут Бог, черт, человек, нечистая сила. Однако тема оказалась сложной для молодого поэта, и он прекратил работу над рукописью. Почти через двадцать пять лет Гете возвращается к работе над трагедией, и «Фауст» становится главным содержанием творческой жизни Гете.

Источники трагедии:

• народные легенды о докторе, волшебнике, чернокнижнике;

• распространенный сюжет о юноше, соблазнившем девушку;

• Библия, Книга Иова (легенда о праведнике, которого искушал сатана с разрешения Бога).

Слово учителя. Особенности композиции произведения

В своем завершенном виде произведение состоит из «Посвящения», «Театрального вступления», «Пролога на небе» и двух частей. Первую часть закончено 1806 года, вторую - 1831.

Вопросы «Пролог на небесах»

-Где происходят события Пролога, кто принимает в них участие?

-С какой целью собрались герои, о чём они ведут речь?

-Каковы их позиции по обсуждаемым вопросам?

Вывод. Спор о признании человека.

Разбор подготовленной схемы.

 

«Словесная дуэль»

 

Гуманистическая

Бог

«Пока ещё умом во мраке он блуждает,

Но истины лучём он будет озарён»; Слаб человек», но «... чистая душа в своём исканье смутном сознаньем истины полна!»

Антигуманистическая

Мефистофель

«Бедняга человек! Он жалок... в страданье...

Смешной божок земли... Чудак... (Разум) он на одно лишь смог употребить – Чтоб из скотов скотиной быть!... кузнечик долгоногий...»

 

Вопросы

– Что заставило Мефистофеля спуститься с небес на землю?

-Как ведёт себя Бог по отношению к Мефистофелю и к человеку?

Вывод. Бог раздражён, но даёт возможность «духу отрицания» убедиться самому, что он неправ...

 

5. – образ Фауста.

Жизнь Фауста

 

 

До появления Мефистофеля (Кабинетный учёный, теоретик: «Живой природы пышный цвет, ты променял на тлен и хлам»)

 

Неудовлетворённость знаниями.

После появления Мефистофеля (практическое познанте жизни: «Мой дух... откроется всем горестям отныне... Кто хочет действовать – тот забудь покой.»)

Протест против рутины.

 

Вывод. Совершая ошибки, страдая и мучаясь, Фауст достиг цели, понял, в чём заключается смысл человеческой жизни на земле: Бог – творит, человек – созидает, трудясь.

 

6. – тема любви в трагедии.

Каковы были первоначальные намерения Фауста относительно Маргариты? Как и почему изменились они после посещения Фаустом комнаты Маргариты?...

Вывод.

 

К какой мысли приводит читателей авторская оценка поступка Маргариты? Какую роль в духовном развитии Фауста сыграла любовь к Маргарите?...

Вывод. Любовь к Маргарите возвысила Фауста: с ней он обретает ощущение красоты и добра, к которому прежде стремился.

 

IV. Закрепление. Тест по пройденной теме.

1. Где начинается действие первой части?

В аду

На земле

На небе

2. Какое пари заключает дух Мефистофель с Господом?

Что Фауст не сможет спасти от него свою душу

Что Маргарита (Гретхен) продаст ему свою душу

Что Вагнер — ученик Фауста, предаст своего учителя

3. Кем по профессии является Фауст?

Писателем и поэтом

Профессором и врачом

Банкиром

4. Кем считает себя Фауст, изучив многие науки?

Великим учёным

Дураком

Лентяем

 

5. Что или кто спасает Фауста от самоубийства?

Мефистофель

Вагнер

Благовест

6. Что предлагает Мефистофель Фаусту?

Продать свою душу за великие знания

Развлечься и изведать, что означает полнота жизни

Продать свою душу в обмен на излечение Маргариты от страшного недуга

7. Что должен попросить Фауст, чтобы стать рабом Мефистофеля?

Чтобы девушка излечилась

Чтобы Мефистофель научил его летать

Чтобы мгновение остановилось

8. Смогла ли девушка спасти свою душу от дьявола?

Да, так как она не приняла его услуги и раскаялась

Нет, все её грехи были смертными

Нет, потому что она приняла услуги дьявола и бежала с Фаустом

9. Удалось ли Мефистофелю выиграть пари?

Да

Нет

 

V. Подведение итогов урока.

 

Слово учителя Гете не только отражает идеалы просветительской эпохи в своем произведении, но и вдохновляет нас на раздумья о высоком предназначении человека. Фауст дает публике полезный урок: постоянное стремление к истине, познание наук и желание помогать народу спасают душу от ада даже после сделки с чертом. В реальном мире нет гарантии, что Мефистофель даст нам вдоволь поразвлечься прежде, чем мы осознаем великий смысл бытия, поэтому внимательный читатель должен мысленно пожать Фаусту руку, похвалив его за стойкость и поблагодарив за такую качественную подсказку.

Анализ работ творческих групп. Выставление оценок

VI. Задание на дом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: