Государственное регулирование рынка труда в сельском хозяйстве, социально-экономические преобразования.




 

Вообще, уже само появление приоритетного национального проекта «Развития сельского хозяйства» свидетельствует об активном государственном реформировании АПК, а, следовательно, и всех рынков, входящих в него.

Для реализации столь масштабного проекта необходима хорошо продуманная законодательная база. По отношению рынка труда в сельском хозяйстве также появляются различные законопроекты.

Если провести обзор новых документов, поправок к законам, то с 1 сентября 2007 г. вступили в силу изменения в Федеральном законе от 20.04.2007 №54-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Согласно его положениям был установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 2300руб. в месяц. Также в Кодекс РФ об административных правонарушениях вносится изменение, увеличивающее минимальный размер штрафа за нарушение законодательства о труде и охране труда для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей. Это, безусловно, первый шаг к тому, чтобы хоть как-то повлиять на нищенский уровень оплаты труда работников сельскохозяйственных предприятий.

Стоит отметить, что «уровень заработной платы должен базироваться на определении издержек, необходимых для воспроизводства рабочей силы»6. Это положение классической политической экономии разделяют на сегодняшний день многие ученые, увидев в российском варианте рыночного саморегулирования экономики, включая и экономику труда, все беды и причины затянувшегося кризиса. Тем более что в новом Федеральном законе от 29 декабря 2006г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» признано, что «обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышение уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве» является одной из основных целей государственной аграрной политики. Остается надеяться, что это не останется просто декларацией!

Помимо регулирования заработной платы для работников сельскохозяйственных предприятий, необходимо создавать и иные условия для улучшения состояния современных сельских территорий, а именно создание развитой инфраструктуры на селе; государственные субсидии и дотации сельхозтоваропроизводителям для страхования рисков, связанных с сезонностью их работ, климатическими условиями и т.д.; поддержка молодых специалистов, обеспечение их жильем и т.п.

Также, на сегодняшний день возникла необходимость совершенствования системы материального стимулирования труда работников сельскохозяйственных организаций. Это приведет к высоким результатам их деятельности. Причем нужно разработать такую систему премирования, которая позволяла бы учесть как индивидуальные, так и коллективные мотивы работников. К тому же формы организации труда в сельском хозяйстве позволяют использовать и индивидуальное, и коллективное премирование, что будет стимулировать высокопроизводительный труд каждого работника и трудового коллектива в целом для достижения личных и коллективных материальных интересов, а также способствовать росту корпоративного духа. Отметим, что некоторые сельскохозяйственные предприятия перешли на новую систему премирования. Государство, на наш взгляд, должно ввести эту систему в обязательном порядке для всего сельского хозяйства.

Таким образом, мы рассмотрели основные направления государственного регулирования сельскохозяйственного рынка и социально-экономической сферы для жителей сельских территорий.

Заключение.

 

Само по себе сельское хозяйство существовать не может, необходима высококвалифицированная рабочая сила. Рынок труда на сегодняшний день имеет ряд проблем, связанных с безработицей, низкой мотивацией труда, высокой миграцией рабочей силы и т.д. Кризис 90-х гг. оказал свое негативное влияние на все сферы народного хозяйства нашей страны, в том числе и сельское хозяйство. А именно деградация сельского населения, кадров, рабочих в сельском хозяйстве, что привело к сокращению сельских территорий, разрастанию городов, большей безработицы. Все это неблагоприятно влияет на социально-экономическую обстановку в стране, ее конкурентоспособность на международном рынке, а следовательно вхождение России в ВТО. В особенности эта проблема касается молодых специалистов, которыми рынок труда перенасыщен.

В данной работе нами был рассмотрен рынок труда в сельском хозяйстве. Мы пришли к следующим выводам:

1. В общем, рынок труда можно определить как рыночный механизм, осуществляющий распределение и перераспределение рабочей силы по отраслям и сферам хозяйства, видам и формам деятельности на основе критерия эффективности ее использования в соответствии со структурой общественных потребностей.

Возросло количество безработных, средний уровень занятости сельского населения в последние годы составляет 67-68%, что свидетельствует о снижении сельскохозяйственного производства и перенасыщении рынка труда.

Произошло сокращение всех категорий работников в сфере АПК в период с 1992 по 2003гг. За последние 10 лет это сокращение составляет 6596чел. в год, в целом численность снизилась в 2,1 раза. Коэффициент оборота рабочей силы в 2004г. по приему - 31,5%, по выбытию - 40,2%

Сельские территории на сегодняшний день находятся в плачевном состоянии, наблюдается старение населения, изменение его половозрастной структуры, снижение рождаемости на селе, что обусловлено рядом причин, таких как миграция населения, ликвидация сельскохозяйственных предприятий, нищенская оплата труда, отсутствие престижности труда в АПК и многих других. Также нами выделен ряд мер по преодолению безработицы.

2. Основная проблема снижения работников в сфере сельскохозяйственного производства - это низкая заработная плата, в некоторых регионах имеющая сумму даже ниже прожиточного минимума. Средняя месячная заработная плата с учетом доплат составила в 2004г. примерно 2,4 - 2,7 тыс. руб. В частности, по Южному Федеральному округу - 2792,8 руб.

Прямой доход работающих на крупных и средних сельхозпредприятиях в виде заработной платы значительно ниже других отраслей экономики и составлял в 2004г. лишь 40,7% от среднего показателя по стране. Абсолютный разрыв в уровне заработной платы в аграрном секторе и народном хозяйстве превышает допустимый размер в 2 и более раз.

3. Конечно же, для преодоления кризиса в сельском хозяйстве необходимо
активное вмешательство государства на законодательном уровне. Необходимо
создание развитой инфраструктуры на селе; государственные субсидии и дотации сельхозтоваропроизводителям для страхования рисков, связанных с сезонностью их работ, климатическими условиями и т.д.; поддержка молодых специалистов, обеспечение их жильем и т.п. Так же следует обратить внимание на материальное стимулирование коллективного и индивидуального труда работников сельскохозяйственных предприятий.

Только после того как стандарты жизни в деревне достигнут городского уровня, можно будет говорить о создании в России общества социальной справедливости, о справедливом, с позиции селян решении социальных вопросов. Только после решения этих вопросов отпадет необходимость говорить о трагедии российского крестьянства.

 

Список литературы:

1. Рофе А.И. Теоретические основы экономики и социологии
труда/А.И. Рофе, А.Л.Жуков. - М.:НИК,1999

2. Адамчук В.В. Экономика и социология труда/В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. - М.:ЮНИТИ, 1999

3. Филиппов Н.Н. Деградация человеческого и кадрового потенциала на селе/Экономика с/х. и п./п., №7-2007

4. Навдаева С.Н. Влияние трудообеспеченности на экономическую эффективность использования земли в сельском хозяйстве/Экономика с/х. и п./п./№12-2007

5. Ерохин СМ. Воспроизводство человеческого капитала в сельском хозяйстве: тенденции и проблемы/ Экономика с/х. и п./п./№3 - 2007

6. Семин А.Н., Лубков А.Н. Оценка состояния организации оплаты сельскохозяйственного труда в условиях агрореформы и в пореформенный период/Экономика с/х. и п./п./№6-2007

7. Лубков А.Н. Пятилетняя государственная программа развития сельского хозяйства/Экономика с/х. и п./п./№8-2007

8. Линевич А. Не унижать селян нищенской оплатой труда/ АПК: экономика, управление/№6-2006

9. Ильин А.Е., Ильина Г.В., Максимов Н.С., Совершенствование системы премирования в сельскохозяйственных организациях/Экономика с/х. и п.п./№8-2007

10. Трудовой Кодекс РФ.


[1] Филиппов Н.Н. Деградация человеческого и кадрового потенциала на селе/Экономика с/х. и п./п., №7-2007, с.13



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: