Методы, использованные в исследовании:




Различия в устной речи интровертов и экстравертов учащихся лицея НИУ ВШЭ с точки зрения локальной структуры дискурса

 

Выполнила:

Савина Ксения Олеговна

 

Супервайзер:

Пужаева Светлана Юрьевна

 

Научный консультант:

Пужаева Светлана Юрьевна

 

 

Москва, 2017

Оглавление

 

Оглавление..................................................................................................................................... 2

Введение........................................................................................................................................ 3

Глава 1. Методы изучения дискурса............................................................................................ 6

1.1 Соотношение понятий «письменная» и «устная речь»................................................ 6

1.2 Спонтанность и мотивированность речи...................................................................... 6

1.3 Понятие дискурса.......................................................................................................... 8

1.4 Элементарные дискурсивные единицы как основные структурные единицы дискурса 9

Глава 2. Анализ дискурсивных единиц интровертов и экстравертов...................................... 12

2.1 Постановка проблемы................................................................................................. 12

2.2 Метод и материал........................................................................................................ 13

2.3 Анализ полученных результатов................................................................................ 14

Заключение.................................................................................................................................. 21

Список использованной литературы........................................................................................... 23

Интернет-источники..................................................................................................................... 25


 

Введение

 

Сегодня наблюдается возрастающий интерес к изучению речи человека, ее взаимоотношению с мышлением и сознанием. Наукой, которая занимается изучением речи с точки зрения психологии называется психолингвистика. Психолингвистика, как самостоятельная и отдельная от лингвистики наука образовалась еще в прошлом столетии. инициалы Слобин дает следующее определение психолингвистике:. «Психолингвистика - комплексная наука, сочетающая в себе аспекты непосредственно лингвистки и относящаяся одновременно к такой дисциплине как психология» (Слобин, 2006:, 5). У ученых в данной сфере существует ряд вопросов, одним из которых является как раз вопрос о том, какую информацию можно получить о личности, изучая определенные аспекты его речевого поведения.

В настоящее время пПоявляются научные работы, в которых рассматриваются особенности речи интровертов и экстравертов. Выдвигаются гипотезы, согласно которым речь интровертов имеет определенные различия с речью экстравертов. Считается, что экстраверту важнее получить обратную связь с человеком, поэтому для него характерна устная речь. Интроверту в свою очередь характерен внутренний диалог, а именно письменная речь (Аугустинавичюте, 1996:, 54). Ученые давно исследуют различия в речи людей этих типов личности. Существуют работы, в которых рассматриваются ассоциативные свойства интровертов и экстравертов. (см., например, Богословская 2011). Помимо этого изучается их темп речи, лексический запас.

Интерес к изучению речи интровертов и экстравертов с точки зрения структуры дикурса теме дискурсивного анализа речи интровертов и экстравертов был вызван предположением, что для речи людей каждого типа ичности будут характерны определенные особенности. интровертам будет характерно наличие канонических ЭДЕ или ЭДЕ больше клаузы. Материалом для проведенного исследования послужили монологи интровертов и экстраевртов, учащихся Лицея НИУ ВШЭ.В данной работе акцентировано внимание на речи интровертов и экстравертов, подробном разборе, анализе с точки зрения дискурса и их сравнении.

Цель исследования:

Выяснить, есть ли различия в текстах интровертов и экстравертов, учеников Лицея НИУ ВШЭ, с точки зрения локальной структуры дискурса дискурсивного анализа.

Задачи исследования:

1. Изучить научную литературу по теме

2. Провести тестирование на определение типа личности с точки зрения интроверсии и экстраверсии (тест Айзенка)

Записать монологи лицеистов на диктофон

1. Провести дискурсивный анализ монологов

3. Составить корпус материала на основе монологов лицеистов НИУ ВШЭ

4. Записать монологи лицеистов на диктофон

5. Провести дискурсивный анализ монологов

 

6. Проанализировать полученные расшифрованные монологи интровертов с точки зрения дискурса

7. Проанализировать полученные расшифрованные монологи экстравертов с точки зрения дискурса

1. Сопоставить полученные данные ЭДЕ экстравертов и интровертов

8. Выделить различия в дискурсе интровертов и экстравертов с точки зрения элементарных дискурсивных единиц ЭДЕ

9. Сделать вывод о наличии или отсутствии различий

 

Тема: Различия в письменной речи интровертов и экстравертов учащихся лицея НИУ ВШЭ с точки зрения локальной структуры дискурса

Ключевой исследовательский вопрос: Можно ли выявить какие различия выявляются в дискурсе экстравертов и интровертов с точки зрения элементарных дискурсивных единиц? Если да, то какие?

Объект исследования: устная речь интровертов и экстравертов

Предмет исследования: элементарные дискурсивные единицы

Гипотезы:

1. Для интровертов характерны канонические ЭДЕ или большие, чем канонические

2. В речи экстравертов будут преобладать ЭДЕ, которые меньше, чем клауза

Методы, использованные в исследовании:

- описание

- сравнение

- обобщение

- классификация

- дискурсивный анализ


 

Глава 1.Особенности Методы изучения дискурса

 

1.1 Соотношение понятий «письменная» и «устная речь»

Речевое общение происходит в двух формах: письменной и устной. В речевой практике они обе занимают одинаковое место по своей значимости. Они находятся в постоянном взаимодействии. Так, устный текст может быть записан, а письменный –- озвучен, прочитан вслух. Однако письменная и устная формы речи имеют разную материальную основу: движущиеся слои воздуха (звуки) – в устной речи и краска (буква) – в письменной речи (Сиротинина, 1983,: 14). Это различие связано с наличием насыщенных интонационных возможностей в устной речи, которые отсутствуют в письменной. Интонация задается мелодикой речи, действительными и мнимыми паузами, тембром и ритмом. Письменная речь вторична по отношению к устной. «Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения» (Бобылев, 2003:,132). В отличие от письменной речи, которую, прежде чем зафиксировать, можно продумать, устная речь рождается непосредственно в момент говорения, что отражается в ряде особенностей устной речи, таких, как «меньшая лексическая точность, синтаксические ограничения длины и сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, появление необычных для письменной речи конструкций, заполнителей пауз, наличие речевых ошибок» (Сиротинина, 1983:, 14).

 

1.2 Спонтанность и мотивированность речи

Настоящее исследование основано на спонтанной речи интровертов и экстравертов. Для более точного понимания ЧЕГО следует рассмотреть подробнее это понятие. На современном этапе в лингвистике существует две основных точки зрения на то, что следует понимать под спонтанностью. Согласно первой, которой придерживается Е. А. Земская, спонтанная речь- это речь, которая не обусловлена внешними стимулами, мотивирующими ее возникновение. (Земская,1988:, 7-8). Такая речь возникает по некой внутренней инициативе говорящего. По Г.М. Вишневской, спонтанная речь - это наиболее естественное проявление разговорной речи, являющейся самопроизвольной, и характеризуется неподготовленностью, непринужденностью непосредственностью общения (Вишневская, 1987:, 12). Многочисленные научные работы позволили выявить характерные признаки устной спонтанной речи. Так, согласно Кожевниковой, характерной чертой устной спонтанной речи является «неравномерное логическое сжатие и неравномерное логическое структурирование сообщаемого содержания (Кожевникова, 1985:, 512). Под спонтанностью подразумевается ничем не мотивированный процесс, вызванный не извне, а изнутри.

Важно отметить, что понятие спонтанности применимо не только к устной, но и к письменной форме речи (см., например, Лебедева 2006).

Рис. 1. Типология разновидностей устных монологов с учетом степени их спонтанности и лингвистической мотивированности

Как видно из рис.1, мМаксимальная степень спонтанности обусловлена наименьшей степенью мотивированности, поэтому в качестве темы для монолога был задан стимул аромата. Показалось логичным, что рРеакция на аромат будет являтьется наиболее спонтанной и наименее мотивированой, так как в данном случае отсутствуют какие-либо опорные слова. В отличие от прочтения текста, которое заключает в себе максимальную степень мотивированности и минимальную степень спонтанности или пересказа (более низкая, чем при прочтении степень мотивированно и более высокая степень спонтанности), в вопросе, ответом на который является развернустый спонтанный монолог, присутствует минимальная степень мотивированности и максимальная степень спонтанности.

Таким образом, лЛингвистическая мотивированность и спонтанность речевого произведения (в настоящем исследовании - монологов лицеистов) находятся в обратно пропорциональной зависимости, то есть чем ниже степень спонтанности, тем выше степень мотивированности, и наоборот. (рис. 1) (Звуковой корпус …Богданова, Асиновский,2010).

 

1.3 Понятие дискурса

Четкого определения дискурса не существует, так как это многозначный термин, используемый в широком рядеу гуманитарных наук. Однако по употреблению выделяют три основных класса понятия «дискурс».

К первому классу относится в большей степени социологическое употребление дискурса. В данном случае дискурс описывает способ говорения и имеет определение КАКОЙ или ЧЕЙ, так как рассматриваются его разновидности и характеристика, а не именно дискурс. Так определение КАКОЙ или ЧЕЙ указывает на коммуникативные свойства субъекта социального действия. (ссылка)

Ко второму классу употребления дискурса относится особый идеальный вид коммуникации, осуществляемый в максимально возможном отстранении от социальной реальности. (ссылка)

К третьему классу относится лингвистическое употребление термина «дискурс».а, а именно дискурсивный анализ.- По Н. Д. Арутюновой дискурс - это связный текст в совокупности с экстралингвистическими — прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). Дискурс — это речь, «погружённая в жизнь». Поэтому термин дискурс, в отличие от термина текст, не применяется к древним и др. текстам, связи которых с живой жизнью не восстанавливаются непосредственно (Арутюнова 1990: 136–137).

 

 

1.4 Элементарные дискурсивные единицы как основные структурные единицы дискурса

Дискурс как любой естественный феномен имеет структуру, которая разделяется на глобальную (макроструктруа) и локальную (микроструктура). Глобальная структура, в свою очередь, представляет собой наиболее крупные составляющие дискурса. Примером данной структуры являются главы и абзацы книг и статей, и т.п. Локальная же структура состоит из минимальных единиц, которые следует называть дискурсивным. Аналогично глобальной и локальной структуре дискурса также различается его глобальная и локальная связность. Глобальная связность создается засечь единства темы, а локальная - отношения между минимальными дискурсивными единицами и их частями. (а это ты откуда взяла? Тоже дай ссылку) А.А. Кибрик полагает, что дискурс порождается толчками и пульсациями, его течение не похоже на течение реки, а аналогией является течение крови по артериям: кванты есть, но границы текучие (Кибрик, Подлесская, 2009).

Такие Ккванты дискурса называются элементарными дискурсивными единицами (ЭДЕ). В русской традиции термину ЭДЕ соответствует термин синтагма. Л В. Щерба определил синтагму как фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи-мысли (Щерба, 1955:, 87-88). Однако мы будем использовать термин элементарная дискурсивная единица, так как он более точно отражает особенности данных единиц, позволяет привлекать содержательные критерии при идентификации единиц.

Согласно работе А.А. Кибрика и В.И. Подлесской, типичные ЭДЕ демонстрируют примечательную координацию между различными аспектами процесса порождения дискурса. Это дословная цитата? Может быть, лучге взять в кавычки? С физиологической точки зрения, ЭДЕ произносится на одном выдохе. С когнитивной точки зрения – вербализуют один «фокус сознания». С синтаксической точки зрения ЭДЕ представляет собой одну предикацию (клаузу[1]). Просодически ЭДЕ организованы как один произносительныйроизносительныиы как один проиак один проирои зрения ЭДЕ представляет собой одну предикацию (клаузуцию (клаузуобой одну предикацию (клаузуической точки зрения ЭДЕ прКибрик, Подлесская:, 2014).

В данной работе будут рассматриваться следующие ЭДЕ: канонические ЭДЕ, ЭДЕ больше, чем клауза и ЭДЕ меньше, чем клауза.

Канонические ЭДЕ представляют собой финитные глагольные клаузы,. тТо есть являются простыми предложениями, в котором содержится одна грамматическая основа.

ЭДЕ больше клаузы возникают в том случае, когда говорящий объединяет финитный глагол и инфинитив. Обычно причиной появления таких ЭДЕ является то, что один из глаголов в том или ином отношении не является полноценным предикатом.

ЭДЕ меньше клаузы имеют свою внутреннюю классификацию. Мы будем рассматривать 5 видов малых ЭДЕ: эхо, приращение, парцелляция, разрыв и регуляторные ЭДЕ. Остановимся подробнее на каждом из приведенных типов.

Эхо -это вид ЭДЕ, когда говорящий уточняет один из компонентов построенной предикативной структуры, используя грамматически параллельное оформление.

Во время приращения и парцелляции говорящий добавляет фрагмент, «как бы» встраиваемый в ту же предикативную структуру.

Разрывные ЭДЕ появляются в результате вставления посторонней ЭДЕ внутрь клаузы. Таким образом происходит разрыв клаузы на две малых ЭДЕ.

Регуляторные ЭДЕ-самый необычный тип малых ЭДЕ. Они не являются клаузами и обычно очень короткие, выполняют определенные функции в организации дискурса (направляющие, маркер финала или старта). Регуляторные ЭДЕ не несут пропозициональной информации. Такие ЭДЕ помечают ментальные процессы говорящего.


 

Глава 2. Анализ дискурсивных единиц интровертов и экстравертов

 

2.1 Постановка проблемы

Вот сюда я бы как раз еще раз про интровертов, экстравертов написала – то, что было у нас раньше во введении

 

Следующая подглавка – материал и методика

Настоящее исследование было проведено на основе материала, полученного путем опроса интровертов и экстравертов, обучающихся в лицее НИУ ВШЭ. Конкретным материалом служат:

- 11 наименее мотивированных монологов интровертов, содержащих 144 элементарных дискурсивных единиц, 2019 графических и 775 фонетических слов

- 11 наименее мотивированных монологов экстравертов, содержащих 166 элементарных дискурсивных единиц, 1970 графических и 767 фонетических

- Перенеси это в следующую часть, а тут лучше еще раз приведи потенциальные различия в речи экстраветор и интровертов

приведи эти же данные в табоице, таблицу в приложение

В исследовательской работе затрагиваеются такой жанры устной речи, как монолог.- диалог и монолог. Под диалогом понимается разговор двух или более лиц. Диалог рассматривается как первичная форма речевой коммуникации. Он представляет собой заранее неподготовленный, то есть спонтанный тип речи. Существует несколько основных видов диалога: бытовой, интервью, деловая беседа. Однако данное исследование было написано на основании развернутых высказываниях одного лица, т.е. монологах. Монолог характеризуется относительной протяженностью (он может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания (Бобылев, 2003:, 132). Монолог может быть как неподготовленным, спонтанным, так и заранее продуманным. Собрав некое количество монологов была получена речь, процесс языковой деятельности, который в лингвистике называется дискурсом.

Психолингвистическая балансировка материала происходила путем учета психологических характеристик опрашиваемых, а именно их экстраверсии и интроверсии. Поскольку в самом обширном корпусе звучащей речи является звуковой корпус русском языка (ЗКРЯ), в котором также представлена балансировка по психолингвистическим и социолингвистическим параметрам., был использован тест Айзека (https://psyline.retter.ru/auzeng/start.php) для определения интроверсии и экстраверсии, в настоящем исследовании также применялся представленная методика. На основе полученных результатов лицеисты НИУ ВШЭ были распределены на две группы: те, у кого преобладал кто был обращен к объектам внутреннего мира, то есть интроверты, и те, кто обращен в своих интересах к объектам внешнего мира, то есть экстравертыов.

 

2.2 Метод и материал

Следующим шагом эксперимента был сбор материала, который основывался на записи на диктофон устной спонтанной речи представителей каждого из двух типов личности. В процессе эксперимента был задан аромат в качестве стимула. Для более точного исследования было необходимо получить наименее мотивированныекак можно наиболее спонтанные монологи монологи, поэтому выбор такого стимула обусловлен тем, что в при такой постановке задачи испытуемым приходится опираться на собственные ассоциации и ощущения, а не на вербальный или визуальный стимул. что максимальная степень спонтанности обусловлена наименьшей степенью мотивированности. Таким образом, вВ качестве эксперимента не был задан вербальный стимул или визуальный, так как было необходимо добиться максимальной степени спонтанности и минимальной степени мотивированности. Реакция на аромат является наиболее спонтанной и наименее мотивированной, так как отсутствуют какие-либо опорные слова.

Полученные записи монологов интровертов и экстравертов были расшифрованы в соответствии с правилами расшифровки, применяемыми для фиксации устного текста (ссылка на методичку, я сейчас пришлю, сайт кибрик и подлесской), для того чтобы наглядно разобрать их на элементарные дискурсивные единицы. Расшифровка и выделение ЭДЕ проводились при помощи программы Praat, что позволяло где был четко установитьлен интонационный контур каждой реплики (рис. № 2).

на упаковке написано шоколад молочный с ямайским ромом// ЭТО СЪЕЗАЛО
Рис. 2. Пример картинки, создаваемой программой Praat

2.3 Анализ полученных результатов

В процессе расшифровки спонтанной устной речи были выделены следующие ЭДЕ:

- канонические

- ЭДЕ, больше клаузы

- ЭДЕ, меньше клаузы, то есть эхо, регуляторные, разрыв, вынесенный топик, приращение и парцелляция

Примером канонических ЭДЕ необходимо привести следующее:

1. он довольно холодный поэтому ()

2. он пахнет очень сладко

3. и(…) он немного отдает орехами? //

В настоящем исследовании выделение канонических ЭДЕ зависело от наличия в них одной типичной клаузы, то есть синтаксической структуры, которая описывает одно событие. Эти ЭДЕ различны по своей структуре, таким образом, помимо глагольных (строки 2 и 3) за канонические ЭДЕ также считались те, в которых в качестве сказуемого выражено прилагательное (строка 1). Кибрик и Подлесская также выделяют именные канонические ЭДЕ, одноместные, двухместные и тд., то есть те, которые обладают призна

Таблица 1. Пример ЭДЕ

ком клаузальности. Все же Среди клаузальных ЭДЕ основную массу составляют финитные глагольные клаузы. Такие ЭДЕ считаются каноническими (Кибрик, Подлесская, 2009).

1. я понюхала молочный шоколад и поняла
2. что только в начале его / запах может показаться (…) нежным и манящим /
3. а потом /
4. он становится ()
5. слащавым и непривлекательным /
6. но несмотря на это / его по-прежнему хочется съесть /
7. наверное / именно из-за этих свойств мне хочется назвать этот шоколад дешёвкой //
8. может быть какой-то неблагородной породой /
9. еще я хотела бы сказать что /
10. не только по названию и виду шоколада я поняла что он можеть (а-а) таять во рту
11. (а-а) но и по его запаху (…)
12. потому что он (…) сам по себе воздушный
13. и если поднести шоколад ближе к лицу /
14. то можно почувствовать только его запах

 

 


 

Помимо канонических ЭДЕ встречаются те, которые совершенно не совпадают с клаузой и образуют таким образом ЭДЕ больше или меньше прототипических единиц. В представленной выше таблице (таблица 1) только четыре (строки 2,4,12,13) ЭДЕ, соответствующие каноническим. Помимо них выделяютсяСуществуют также и ЭДЕ, которые превосходят одну клаузу, включая в себя два глаголато есть состоят из двух глаголов (строки 1, 6, 7, 9, 10, 14). Обычной причиной возникновения подобных ЭДЕ их возникновения является то, что один из двух глаголов не является полноценным предикатом.

В строке 3 представлена регуляторная ЭДЕ, которая не несет никакой значимой информации и является направляющей. Строки 5 и 11 представляют собой парцелл

Рис.3, Пример минимальной транскрипции

яцию, так как говорящий добавляет фрагмент как бы встраиваемый в ту же предикативную структуру ты вроде бы не говорила про предикативные структуры? Посмотри. Если нет, то дай здесь в снноске пояснение. В строке 8 есть уточнение построенной предикативной структуры, которое оформлено грамматически параллельно, поэтому этот тип малой ЭДЕ называется эхо. Все эти типы ЭДЕ, согласно Кибрику и Подлесской, называются малыми (Кибрик, Подлесская, 2009).

ЭДЕ
  я понюхала молочный шоколад и поняла
  что только в начале его / запах может показаться (…) нежным и манящим /
  а потом /
  он становится ()
  слащавым и непривлекательным /

 

 

Для того, чтобы графически представить полученные устные данные, была использована минимальная транскрипция (рис. №3). Согласно Кибрику и Подлесской, в дискурсивной таблице, во-первых, должна быть представлена сегментация речевого потока на элементарные дискурсивные единицы. Во-вторых, должны быть представлены роли, которые ЭДЕ выполняют при построении локальной дискурсивной структуры (Кибрик, Подлесская, 2009). Каждая ЭДЕ выделена в отдельную строку. Первая ЭДЕ является больше клаузы, вторая и четвертая - канонические, третья - регуляторная, пятая - меньше клаузы.

Это нужно вставить раньше, до того, как ты начала описыать конкретные ЭДЕ

В результате расшифровки устной речи лицеистов интровертов и экстравертов было выявлено всего 310 элементарных дискурсивных единиц. Из низ 166 принадлежат экстравертам, а 144 - интровертам (таблица 2).

Таблица 2. Количество ЭДЕ интровертов и экстравертов

 

ЭДЕ Экстраверты Интроверты
канонические    
больше клаузы    
приращение и парцелляция    
эхо    
разрыв    
регуляторные    
вынесенный топик    
сложные для определения    

Добавь в таблицу общее количество ЭДЕ, выдели значимое

Точно все сходится по циферкам?

И тут дай тогда проценты

 

 


 

В конечном итоге из 166 ЭДЕ экстравертов было выделено (рис. № 4):

 

Рис. 4. Анализ данных экстравертов
Рис. 5. Анализ данных интровертов

 

 


Результаты интровертов являются следующими (рис. №5):

 

 

 


 


Лучше поставь рядом два кружочка, сделай для них общую легенду (подписи).

Сначала дай кружочки без конкретизации: канонические, больше, меньше, сложные

Потом дай сравнение тех, которые больше и меньше

Таким образом, опираясь на полученные результаты, видно, что в процентном соотношении у экстравертов преобладают канонические ЭДЕ, в то время как большее количество ЭДЕ больше и меньше клаузы можно наблюдать у интровертов.

Существенно отличается количество ЭДЕ больше клаузы, так как у интровертов они составляют 22% от всего количества. В то время как у экстравертов ЭДЕ больше клаузы занимают всего 13% от общего количества.

Как показали результаты расшифровки ЭДЕ меньше клаузы у интровертов и экстравертов составили по 32% у каждого (рис. 6).

В равном количестве у интровертов и экстравертов оказались регуляторные ЭДЕ, вынесенный топик и разрыв.

Вдвое больше у интровертов оказалось таких ЭДЕ, как приращение и парцелляция. У ТЕБЯ В ТАБЛИЦЕ ДРУГИЕ ДАННЫЕ!!! БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЕЕВ свою очередь у экстравертов преобладает эхо, которое составляет 8% от всего количества.

Я НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЮ.

Рис. 6. Сравнение полученных данных интровертов и экстравертов

ТЫСНАЧАЛА ПИШЕШЬ, ЧТО ИНТРОВЕРТОВ БОЛЬШЕ КРАУЗЫПРЕОБЛАДАЮТ, А ТУТ НА КАРТИНКЕ ОНИ ОДИНАКОВО! КСЮША, ПРОВЕРЬ ВСЕ ВНИМАТЕЛЬНО, У ТЕБЯ ДАННЫЕ РАСХОДЯТСЯ

Следующим шагом в исследовании было определение средней длины ЭДЕ в слогах, которая составила у интровертов 14 единиц, а у экстравертов 12, и подсчет количества фонетических слов. Фонетическое слово (ФС) в русском языке отличается от слова лексикографического или лексико-грамматического возможностью ключать в свой состав, наряду с одним знаменательным словом, одно, реже – несколько, служебных слов-клитик, ср.: на диване, у нас бы, по Москве ли и т.п. (Касевич, Ягунова, 2003, 19-25). У интровертов и экстравертов было выявлено одинаковое среднее значение фонетических слов на одну ЭДЕ - 5 единиц (таблица 3).

Таблица 3. Среднее значение длины ЭДЕ в слогах и фонетических словах

  средняя длина в слогах средняя длина в фонетических словах
Экстраверты    
интроверты    

 

ПОДВДИ КАКОЙ-ТО ИТОГ

ЛИБО ДАЙ ЭТУ ТАБЛИЧКУ РАНЬШЕ И ТВОЙ ПАССАЖ ПРО ЭДЕ БУДЕТ ИТОГОМ

 

 


 

Заключение

 

В исследовании рассматривались монологи лицеистов интровертов и экстравертов с точки зрения дискурсивного анализа. ДискурсинвНый анализ включал в себя подсчет элементарных дискурсивных единицВ МОНОЛОГАХ ПРЕДСТАВЛИТЕЛЕЙ каждого типа личности в отдельности, определение длины ЭДЕ в слогах и подсчет фонетических слов.

Для определения типа личности был проведен тест Айзенка и, согласно его результатам, лицеисты были распределены на две группы: ГРУППУ интровертОВы и ГРУППУ экстравертОВы. Поскольку было необходимо определить различия в расшифрованных монологах интровертов и экстравертов с позиции дискурсивного анализа, то полученный корпус материала был сопоставлен.

Как показали результаты данного исследования, устная речь интровертов с точки зрения дискурсивного анализа имеет определенные различия с устной речью экстравертов. Относительно канонических ЭДЕ, их количество, в опровержение выдвинутой гипотезе, значительно преобладает у экстравертов (54 %), в то время как у интровертов канонические ЭДЕ составляют всего 40%. ЭДЕ больше клаузы у интровертов составляют в процентном соотношении 22%, у экстравертов - 13 %. Таким образом, полученный результат относительно ЭДЕ, которые больше клаузы соответствует гипотезе.

Употребление ЭДЕ меньше, чем канонические у интровертов и экстравертов оказалось в равном количестве - по 32%. Однако в ходе исследования было выявлено, что по частоте употребления у интровертов, в отличие от экстравертов, в двое больше таких ЭДЕ как парцелляция и приращение. В свою очередь у экстравертов оказалось больше ЭДЕ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ОТНЕСТИ К эхо.

В работе также рассматривалось среднее значение фонетических слов в ЭДЕ интровертов. Исследование показало, что у двух типов личности одинаковая средняя длина фонетических слов на одну ЭДЕ, РАВНАЯ 5 ЕДИНИЦАМ. - 5. Кроме того, было определено, что средняя длина ЭДЕ в слогах у интровертов - 14, а у экстравертов - 12. Таким образом, средняя длина в слогаХ УСЛОВНО ОДИНАКОВАх тоже одинакова.

Настоящее исследование может быть продолжено в рамках дальнейшего изучения дискурсивного анализа. ЕЩЕ ДОБАВЬ ЧТО-НИБУДЬ

 


 

Список использованной литературы

 

1. Слобин Д., Грин Д. Психолингвистика. Хомский и психология / Дж. Грин: Пер с англ. / Под общ. ред. и с предисл. А. А. Леонтьева. Изд. 4-е, стереотипное. — М.: КомКнига, ЛИБО ВЕЗДЕ ПИШИ ИЗДАТЕЛЬСТВО, ЛИБО НАОБОРОТ БЕЗ НЕГО 2006.

2. Златоустова Л.В. Фонетическая специфика спонтанной речи//Общая и прикладная фонетика. М., 1997.

3. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост, 2002.

4. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. — М.: ИНТОР, 1998.

5. Аугустинавичюте А. Социон. // Соционика, ментология и психология личности, № 5, ГОРОД 1996.

6. Богословская И.В. моделирование ассоциативного поля экстравертов и интровертов, 2011.

7. Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь: пособие для учителя. ЛИБО ВЕЗДЕ С ТИРЕ, ЛИБО БЕЗ — М.: Просвещение, 1983.

8. Бобылев Б.Г. Теоретические основы филологического анализа художественного текста. Монография. - Орел: Изд-во ОрелГТУ, 2003.

9. Земская Е. А. Городская устная речь и задачи ее изучения // Разновидности городской устной речи / Отв. ред. Д. Н. Шмелев, Е. А. Земская. М., 1988.

10. Кожевникова Кв. О смысловом строении спонтанной речи // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XV: Современное в зарубежной русистике. — М.: Прогресс, 1985.

11. Лебедева Н. Б. «Спонтанность» как конституирующий признак естественной письменной речи // Вестник Томского государственного университета. Бюллетень оперативной научной информации «Язык. Культура. Образование». ГОРОД — 2006.

12. Арутюнова Н.Д. Дискурс //Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

13. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка, пер. с франц., М., 1955.

14. Кибрик, Андрей, and В. Подлесская, eds. Рассказы о сновидениях: Корпусное исследование устного русского дискурса. ГОРОД Litres, 2014.

15. Касевич В.Б., Ягунова Е.В.. Ударение и фонетическое слово в русском языке // Проблемы социо- и психолингвистики: Сб. ст / Отв. ред. Т. И. Ерофеева; Перм. ун-т. — Пермь, 2003.

16. Богданова Н. В., Асиновский А. С., Маркасова Е. В., Степанова С. Б., Супрунова А. В., Шерстинова Т. Ю. Звуковой корпус русского языка «Один речевой день»: пути пополнения и первые результаты исследования // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. По материалам ежегодной Международной конференции «Диалог» (2010). Выпуск 9 (16) / Гл. ред. А. Е. Кибрик. — М.: РГГУ, 2010. ТАК ТЫОТСЮДА БРАЛА, А НЕ ИЗ ТОЙ КНИГИ? ЕСЛИ ДА, ТОГДА ОСАВЬ ТАМ ССЫЛКУ, КАК БЫЛА

ДАВАЙ В ПРИЛОЖЕНИЯ ЕЩЕ РАЗ ВЫВЕДЕМ ВСЕ КАРТИНКИ, ПРИЛОЖИ ТЕСТ АЙЗЕНКА

 

Интернет-источники

 

1. Ильин Е. Личностные особенности экстравертов и интровертов // сайт Elitarium.ru (https://www.elitarium.ru/ekstravert_introvert/) [цит. 05.11.2016].

2. Прокофьева Т. Экстраверсия-интроверсия // сайт Socionics.ru (https://www.socionics.ru/bazis-unga1/extraversiya-introversiya) [цит. 20.12.2016].

3. Локтыш С. Интроверт и экстраверт: как типы личности влияют на общение // Сайт Panisvetlana.ru (https://panisvetlana.ru/introvert-i-ekstravert-kak-tipy-lichnosti-vliyayut-na-obshhenie) [20.12.2016].

4. Кибрик А., Паршин П. Дискурс // сайт Энциклопедия Кругосвет (https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/DISKURS.html?page=0,0) [10.01.2017].

 


[1] Кла́уза (англ. clause; в русистике также элемента́рное предложе́ние, предика́ция) — в синтаксисе: составляющая, вершиной которой является глагол либо, в случае отсутствия глагола, связка или элемент, играющий её роль (Тестелец Я. Г. Глава IV. Предложение и клауза // Введение в общий синтаксис. — М.: РГГУ, 2001. — С. 229—268. — 800).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: