СПЕКТАКЛЯ
Работая над музыкальным оформлением спектакля, режиссер нередко решает разнообразные задачи по созг данию звуковых эффектов и органическому включению их в сценическое действие.
Все многообразие звуковых эффектов, встречающихся в практике оформления драматической постановки, можно свести к следующим основным видам: эффект панорамирования звука; эффект имитирования; эффект унисонного звучания; эффект реверберации; эффект звуковой перспективы.
ПАНОРАМИРОВАНИЕ ЗВУКА
Эффект панорамирования звука заключается в том, что тем или иным способом создается иллюзия перемещения источника звука по сцене или зрительному залу во время сценического действия. В зависимости от наличия громкоговорителей, установленных в зрительном зале и на сцене, эффект панорамирования звука может быть получен с большей или меньшей иллюзией. Техника получения такого эффекта сравнительно проста — группы выбранных громкоговорителей коммутируются на микшерное устройство таким образом, чтобы при последовательном введении каждого регулятора сигнал с магнитофона с определенным уровнем поступал на те или иные громкоговорители.
Наиболее часто панорамирование проводится как один из технологических приемов музыкального сопровождения спектакля. Так, например, если перед началом спектакля в зрительном зале звучит музыкальное вступление, то с открытием занавеса музыку плавно переводят в глубину сцены, тем самым давая возможность зрителю услышать первые реплики актеров. Или если картина или акт заканчивается музыкой, звучащей с арьера сцены, то с закрытием занавеса ее переводят в зрительный зал. Однако наиболее часто панорамирование звука проводится как один из художественных приемов
|
Стр. 104
оформления спектакля. В этом случае этот эффект помогает создать на сцене необходимую атмосферу действия, максимально приближающуюся к реальной действительности.
Характерным примером этому может служить спектакль «Артем» (Театр им. Евг. Вахтангова), где в одной из сцен шум демонстрации студентов, распевающих «Марсельезу», возникает в глубине сцены, затем голоса начинают громко звучать с портальных громкоговорителей, звук панорамируется в зрительный зал, где в глубине медленно замирают слова «Беснуйтесь, тираны».
Этот эффект может быть использован в спектакле и без всякой связи с его сюжетом, особенно в сценах, где обычных выразительных средств актерской игры оказывается недостаточно. Интересным примером этому может служить спектакль «На балу удачи» (Московский драматический театр на М. Бронной), рассказывающий о жизненном пути известной французской певицы Эдит Пиаф. В одной из сцен этого спектакля надо было как-то передать сильное душевное потрясение героини, получившей сообщение о гибели близкого человека. После долгих поисков сцена была решена как своеобразная звуковая галлюцинация, возникающая в сознании героини. Эдит в прострации стоит на просцениуме, отдельные музыкальные фразы, обрывки популярных мотивов и куплетов из ее песен, перекрываемые мощным звучанием органа, волнами накатываются на нее из глубины сцены и уходят в сторону зрительного зала. Затем какофония звуков возвращается, и в тот момент, когда эта беспорядочная музыка проносится над героиней, она звучит с максимальной силой, заставляя Эдит съеживаться от возникающих видений. Так с помощью звукового эффекта оказалось возможным воплотить на сцене замысел режиссера.
|
ЭФФЕКТ ИМИТИРОВАНИЯ
Во многих спектаклях актеру по ходу сценического действия приходится играть на том или ином музыкальном инструменте. Однако далеко не каждый актер может достаточно профессионально владеть им. И тогда прибегают к эффекту имитирования. Актер на сцене делает вид, что играет на инструменте, а за кулисами или ширмой музыкальное произведение исполняет -
Стр. 105
профессиональный музыкант. Нередко для подобного случая используют магнитную фонограмму с записью «игры» исполнителя.
Выбор того или иного способа имитирования зависит от характера сценического действия. В одном случае оправданным будет приглашение музыканта, так как он более чутко может следовать за действием актера, «играющего» на музыкальном инструменте. В другом — целесообразнее применить фонограмму, так как это позволяет упростить процесс организации подобного эффекта и более точно локализовать «звучащий» инструмент, размещая громкоговоритель поблизости* от актера.
С помощью фонограммы стало возможным имитировать пение актера, что в прежние времена было трудно осуществить. Теперь любой драматический актер может высокопрофессионально «исполнять» в спектакле самые сложные вокальные произведения.
В спектакле «Что делать?» (Московский театр драмы и комедии на Таганке) на сцене бутафорский рояль, исполнительница роли Веры Павловны садится за инструмент и начинает играть — за кулисами в это время звучит настоящий рояль. В нужный момент на сильную долю звучания музыки включают фонограмму арии из «Риголетто»— Вера Павловна громко «поет», продолжая сама себе «аккомпанировать». Конечно, потребовались многочисленные репетиции, определенные усилия, чтобы трио — концертмейстер за кулисами, звукорежиссер в аппаратной и актриса — на сцене действовало синхронно.
|
С помощью фонограммы можно имитировать и хоровое пение. Во втором акте спектакля «У времени в плену» (Московский театр Сатиры) один из героев этой пьесы Ваня Коммунист, выйдя на авансцену и обращаясь к потомкам, которые собрались в зрительном зале, поет революционную песню. Эту песню «подхватывают» военные моряки нашего поколения, стоящие как бы в почетном карауле по бокам авансцены, фонограмма их пения воспроизводится с порталов зрительного зала, создавая полную иллюзию массового хорового исполнения.
В зависимости от стиля спектакля, его режиссерской трактовки, от художественного эффекта, который хотят получить, иногда используют запись пения самого актера, воспроизводя ее именно в том месте, где размещается исполнитель. Или для записи пения приглашают профессионального певца.
Стр. 106
В отдельных случаях эффект имитирования может стать неотъемлемым и даже важнейшим компонентом спектакля.
На протяжении всего спектакля «Сверчок» в постановке Театра им. Моссовета звучат современные танцевальные ритмы и польские песенки, которые поют по ходу действия варшавские студенты бюро добрых услуг «Сверчок». Для имитации пения актеров были подобраны популярные вокальные произведения, напетые на грампластинки известными польскими эстрадными певцами.
Особенно «виртуозно» отработаны актерами концертные номера в музыкальном антракте этого спектакля. Выступая перед микрофоном, актеры для полноты иллюзии тщательно соблюдают не только все артикуляционные особенности польской речи, но и все условности концертного выступления. Так, «певица» в длинном вечернем платье по ходу своего выступления заглядывает в маленькую книжечку: не забыть бы слова. Другой актер, «исполняющий» на польском языке популярную песенку «Бабушка, научи меня танцевать чарльстон», лихо отплясывает этот танец при музыкальном проигрыше. Но в тот момент, когда с фонограммы должно прозвучать начало нового куплета, актер быстро возвращается к микрофону, чтобы «петь». Другую популярную песенку «Батуми» из репертуара польского вокального ансамбля «Филлипинки» исполняет женский квартет, точно следуя за всеми интонационными особенностями звучания фонограммы. Данный прием имитирования широко применяют в популярной телевизионной передаче «Кабачок «13 стульев».
УНИСОННОЕ ЗВУЧАНИЕ
Данный эффект заключается в том, что при музыкальном сопровождении спектакля одновременно со звучанием театрального оркестра воспроизводится фонограмма этого же музыкального произведения.
Как бы качественно ни была записана фонограмма, как бы искусно она ни вводилась в сценическое действие, все же налет некой механичности в ее звучании всегда ощущается.
С другой стороны, малочисленный состав театрального оркестра, размещенный в оркестровой яме или даже
Стр. 107
за кулисами, не в состоянии создать необходимое эмоциональное звучание музыкального произведения. Таким образом, «живой» оркестр вносит в исполнение эффект, присутствия, непосредственность, подчеркивает нюансы звучания, которые часто пропадают в записи, а фонограмма может звучать со всех точек зрительного зала и сцены с мощью, недоступной театральному оркестру. Кроме того, что не менее важно, исполнительское качество звучания фонограммы может быть существенно выше звучания театрального оркестра. Во-первых, за счет возможности увеличения при записи числа исполнителей, особенно струнной группы, во-вторых; всегда можно записать несколько вариантов данного произведения, выбрав наилучший. Таким образом, фонограмма может в какой-то степени «заретушировать» слабые стороны исполнительской техники театрального оркестра.
Прием унисонного звучания используется не часто, но он прочно вошел в арсенал выразительных средств музыкального оформления спектакля.
В зале темно, сцена слабо освещена свечами, тускло поблескивают зеркала на сцене, чуть светится оркестровая яма. Но вот неожиданно над ней взметнулась фигура дирижера, он взмахнул палочкой, и полились звуки замечательного вальса Хачатуряна. Звуки музыки ширятся, постепенно переливаясь из оркестровой ямы и заполняя собой весь зрительный зал и всю сцену. Дирижер в упоении руководит гигантским оркестром, предваряя трагедию Нины и Арбенина. Так начинается одна из сцен спектакля «Маскарад» в Театре им. Моссовета. И в последующих сценах спектакля музыка оркестра и фонограмма звучат одновременно, помогая создать необходимую для действия Лермонтовкой драмы атмосферу.
Для того чтобы оркестр во время исполнения не смог случайно разойтись в звучании с фонограммой, рядом с ним размещают громкоговоритель, через который воспроизводят музыкальную программу.
Эффект совместного звучания оркестра и фонограммы дает возможность в широких пределах и оперативно изменять уровень звучания музыки, что не всегда достигается при звуковом сопровождении спектакля одним только театральным оркестром. Часто можно видеть, как оркестр или звучит слишком тихо, или, наоборот, громко, заглушая реплики актеров.
В спектакле «Несколько тревожных дней»
Стр. 108
(Театр им. Моссовета) в одной из сцен показан загородный ресторан, в котором играет маленький эстрадный оркестр. Оркестр размещается в глубине сцены, и одновременно с ним звучит фонограмма. В том месте, где идет текст, уровень звучания фонограммы снижают, а в паузах снова увеличивают, оркестр же только подыгрывает фонограмме.
Тем самым музыка, чутко следуя за действием, звучит во всех случаях выразительно, и вместе с тем актерам не приходится форсировать голос, чтобы перекрыть звучание оркестра.
Эффект совместного звучания можно использовать, чтобы сделать органичный переход от одной картины к другой. В спектакле «У времени в плену» (Московский театр Сатиры) на сцене маленький оркестрик — труба, ударник, гитара, баян. С фонограммы звучит музыка, заканчивая очередную картину, оркестр тихо подыгрывает. На последних тактах звучания фонограммы оркестр вступает в полную силу, начиная новую картину той же музыкой. В этом же спектакле в одной из финальных сцен из-за кулис выдвигается фурка с черным концертным роялем, за инструментом концертмейстер. Звучит фонограмма фрагмента из Седьмой симфонии Шостаковича, соло на рояле органично входит в звучание этой музыки.
Осуществление подобных эффектов требует от музыкантов определенной подготовленности и длительных репетиций.
Наиболее ответственным моментом является вступление «живого» оркестра, особенно если предусматривается начало его звучания с фонограммой. Дело в том, что, как бы музыканты ни были готовы, начальный момент возникновения звука в громкоговорителе всегда для них является неожиданным. Начать играть одновременно с первыми тактами звучания фонограммы для исполнителей оказывается психологически довольно трудно. Поэтому желательно, чтобы между звукорежиссером, ведущим звуковое сопровождение спектакля, и дирижером была связь. Дирижер, подготовив оркестр и учитывая время запуска магнитофона (1—1,5 сек.), дает команду на его включение и начало игры оркестру.
Эффект унисонного звучания может быть применен на сцене и при исполнении действующими лицами вокальных произведений или отдельных монологов.
Стр. 109
В спектакле «Братская ГЭС» (Московский драматический театр на М. Бронной) шесть молодых парней, обращаясь к зрительному залу, поют комсомольскую песню. Одновременно звучит фонограмма песни в исполнении этих же действующих лиц, но с музыкальным сопровождением. Это придает «живому» пению эмоциональную силу, позволяет исполнителям точно интонировать и выдерживать нужный ритм.
Спектакль «Жизнь Галилея» (Московский театр драмы и комедии на Таганке) открывается прологом — на просцениуме справа — хор мальчиков, слева — хор монахов. Эти группы, олицетворяющие силы добра и зла, наподобие хора в древнегреческих трагедиях, сопровождают все действие. Пение той и другой группы, переходящее временами в речитатив, синхронно поддерживается фонограммой, от этого каждое слова приобретает необходимую силу и выразительность, а вся сцена воздействует на зрителя существенно эмоциональнее, чем если бы хор пел самостоятельно.
ЭФФЕКТ ТРАНСПОНИРОВАНИЯ
Эффект транспонирования (перестановки) звуковых частот заключается в искусственном смешении натурального звуковысотного диапазона звучания музыки в сторону его повышения или понижения. Иллюстрацией этому может служить тот случай, когда, например, грампластинку с записью пения проигрывают с большим или меньшим числом оборотов против положенного. В первом случае певец начинает петь ненатурально высоким голосом, в другом, наоборот, низким голосом. (Изменяется, естественно, и тональность музыкального сопровождения.)
Песенка, которую поют светлячки в спектакле «Белоснежка и семь гномов» (театр «Современник»), звучит неестественно высоко, именно так/ как могут петь только светлячки. А в спектакле этого же театра «Храбрый музыкант» человеческими голосами разговаривают камни, голоса их низкие, рокочущие.
Но не только в детских спектаклях используют подобные звуковые эффекты.
В спектакле «Тартюф» (Московский театр драмы и комедии на Таганке) музыка пролога звучит в необычно
Стр. 110
быстром темпе, резко отличном от естественного. В этом же темпе на сцене действуют персонажи пьесы, музыка как бы организует их сценическую жизнь, заставляя ускорить ход сценического времени.
Во всех приводимых примерах эффект транспонирования осуществляется с помощью магнитной фонограммы, записанной специальным образом. Для получения, например, низкого голоса фонограмму с записью речи перезаписывают с пониженной скоростью против обычной, а на спектакле воспроизводят с обычной, и наоборот, для повышения тональности звучания фонограмму перезаписывают с повышенной скоростью, а воспроизводят с нормальной.
Подобным образом могут быть записаны различные музыкальные эффекты. Например, замедленная запись отдельных музыкальных инструментов при последующем воспроизведении на нормальной скорости может дать такую высоту звука, которая обычно этими инструментами никогда не достигается.
В отдельных случаях может возникнуть необходимость осуществить пение с аккомпанементом так, чтобы голос казался неестественно высоким, «игрушечным», а музыкальное сопровождение оставалось естественным.
Для этого предварительно записывают с нормальной скоростью только музыкальное сопровождение, а затем фонограмму воспроизводят с замедленной скоростью и подают сигнал на головные телефоны или на громкоговоритель с малым уровнем в помещение, где записывают певца. Исполнитель поет под замедленно воспроизводимый аккомпанемент. Запись его пения ведут на той же замедленной скорости. Затем обе фонограммы воспроизводят с нормальной скоростью и совмещают при перезаписи. В результате музыка будет звучать нормально, а голос певца в необычном тембре и ритме.
Этот метод может быть использован и для трюковой записи отдельных солирующих инструментов оркестра. Необычный тембр и ритм солирующего инструмента на фоне оркестра с нормальным звучанием могут создать интересный эффект при музыкальном сопровождении спектакля.
Стр. 111