Введение
Итальянское слово "барокко" означает буквально "странный", "причудливый". Такое название весьма соответствует особенностям стилистического направления в европейском искусстве с конца 16 века - середины 18 века. В истории искусства 19 и особенно 20 века термином "барокко" начинают обозначать всё европейское искусство 17-18 веков. (Энциклопедический словарь юного художника)
Современные теоретики искусства склонны отделять в искусстве барокко формальные проявления от его жизнеутверждающего пафоса, и тогда общая история художественных форм в искусстве может предстать как противопоставление барокко и классицизма. (Жермен Базен "Барокко" и "Рококо")
Классицизмом называют стиль и направление в искусстве 17 - 19 века. Философской основой классицизма были представления о разумной закономерности мира, о главенстве разума и общественного долга в жизни людей о прекрасной, облагороженной культуре. Для искусства классицизма характерна тяга к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических, нравственных идеалов. (Энциклопедический словарь юного художника)
Немецкий теоретик Вёльфлин описал формальные характеристики каждого из этих двух направлений. Он считал, что классическое искусство обращено к натуре - это искусство наблюдения, его цель заключается в том, чтобы за внешними проявлениями найти глубинную правду, определяющую всемирный порядок вещей. Классицизм отличает простота и ясность, их части составляющие целостность самодостаточны, они статичны и замкнуты в своих границах. Напротив, художник барокко стремится отобразить всё многообразие явление, постичь поток в непрерывном обновлении, его композиции динамичны, открыты и тяготеют вырваться за пределы своих границ, элементы из которых они складываются, связаны единым органическим действием и не могут быть отдаленны один от другого.
|
Склонность барокко к пафосу приводит мастеров этого направления к выбору драматических сюжетов, к изображению страданий и ярких эмоций, жизни и смерти в их самых драматических проявлениях, тогда как художники классицизма стремятся показать человека полностью владеющего собой.
Классицизм стал кульминацией классического искусства, вдохновлявшего многих художников даже в период наивысшего расцвета барокко, тех самых идей. Которые легли в основу французской эстетики и определили художественные вкусы в Англии. (Жермен Базен "Барокко" и "Рококо").
Барокко
Искусство "барокко" сложилось и расцвело в Италии, где работал крупнейший архитектор и скульптор Л. Бернини, живописец, глава демократического реализма Караваджо, последователи академизма братья Карраччи и др. Стиль был призван прославлять и пропагандировать могущество знати и церкви, он выразил прогрессивные представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его сложности, изменчивости. Основополагающей чертой "барокко" можно считать его стремление к синтезу искусств, объединению в один ансамбль архитектуры, скульптуры живописи и декоративного искусства. Синтез классических искусств, включал монументальное искусство, характерен для стилей барокко, рококо, классицизм для русской художественной культуры второй половины 18 века.
|
В изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированность общественного положения человека.
Особенность "барокко" - не соблюдение ренессансной гармонии ради более эмоционального контакта со зрителем. Большое значение приобрели композиционные эффекты, выраженные в смелых контрастах масштабов, цветов, света и тени. Но при этом художники "барокко" стремятся к достижению ритмического и цветного единства, живописности целого.
"Барокко" получило распространение во Фландрии (знаменитые представители "барокко" во Фландрии - П.П. Рубенс, Ф. Снейдарс, Я. Йорданс, А. Ван Дейк), в Испании, Португалии, на юге Германии, в Австрии, Чехии, Словакии, Хорватии, на западе Украины, в Литве. Во Франции "барокко" слилось с классицизмом в единый пышный стиль.
В России реформы Петра 1, рост и укрепление дворянской монархии в первой половине 18 века способствовали расцвету искусства барокко, в котором отразилось не только стремление знати к новому образу жизни, но и широкие общественные настроения, чувство гордости за успехи государства и народа. Архитектура русского барокко достигла величественного размаха, большой цельности, динамичности в городских и загородных ансамблях Петербурга, Петергофа (Петродворец), Царского села (г. Пушкин), Москвы - архитекторы В. Растрелли, Д. Ухтомский, С. Чевокинский. Изобразительные искусства обратились к светским общественным темам, к образу государственного деятеля. В портретах парадность композиций сочеталась с достоверностью характеристики персонажа (скульптура К.Б. Растрелли, живопись И.Н. Никитина, А.П. Антропова).
|
Один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца 16 - середине 18 вв., "барокко" утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий). Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии "барокко" пришел он на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощренному субъективизму искусства маньеризма. Отказавшись от присущей классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика барокко строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды.
Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастом масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.
Синтезу искусств барокко, носящему всеобъемлющий характер и затрагивающему практически все слои общества (от государства и аристократии до городских низов и отчасти крестьянства), свойственно торжественное, монументально - декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. Городской ансамбль, улица площадь, парк, усадьба - стали пониматься как развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертания приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой. Зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавало иллюзию разверзшихся сводов. Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность с фантазией, религиозная аффектация с подчёркнутой чувствительностью, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью. В произведениях искусства барокко парой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т.п.).
В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, часто непринужденная свобода мазка, в скульптуре - живописная текучесть формы, ощущение изменчивости становление образа, богатство аспектов и впечатлений.
В Италии - на родине барокко - отдельные его предпосылки и приёмы появились в 16 веке в станковой и декоративной живописи Корреджо, творчестве Караваджо, постройках Дж. Виньолы (тип раннебарочной церкви), скульптуре Джамболоньи. Наиболее законченное и яркое воплощение стиль барокко нашёл в полных религиозной и чувственной аффектации произведениях архитектора и скульптора Л. Бернини, архитектора Ф. Борромини, живописца Пьетро да Кортоны. Позднее итальянское барокко эволюционировало к фантастичности построек Г. Гварини, бравурности живописи С. Розы и А. Маньяско, головокружительной лёгкости росписи Дж.Б. Тьепопо. Во Фландрии мироощущение, рожденное Нидерландской буржуазной революцией 1566-1602, внесло в искусство барокко мощные жизнеутверждающие реалистические начала (живопись П.П. Рубенса, Ван Дейка, Я. Йорданса). В Испании 17 века некоторые черты барокко проступали в аскетичной архитектуре школы Х.Б. де Эрреры, в реалистической живописи Х. де Риберы и Ф. Сурбарана, скульптуре Х. Монтаньеса. В 18 веке в постройках Х.Б. де Чуррегеры формы барокко достигли необычной сложности и декоративной изощренности (еще более гипертрофированной в "ультробарокко" стран Латинской Америке). Стиль барокко получил своеобразное истолкование в Австрии, где он сочетался с тенденциями рококо (арх.И.Б. Фишер фон Эрлах и И.Л. Хильдебран, живописец Ф.А. Маульберич), и абсолютных государствах Германии (архитекторы и скульпторы Б. Нейман, А. Шлютер, М.Д. Пеппепьман, братья Азам, семья Динцехофер, работавших также в Чехии), в Польше, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Зап. Украине, Литве. Во Франции, где ведущим стилем в 17 веке стал классицизм, барокко оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма, оба направления слились в единый помпезный большой стиль (убранство залов Версаля, живописец Ш. Леберна). Понятие "барокко" иногда неправомерно распространяется на всю художественную культуру, в том числе на явления, далёкие от барокко по содержанию и стилю (например, "нарышенское барокко", или "московское барокко", в русском зодчестве). Во многих странах Европы сложились яркие национальные реалистические школы, опиравшиеся как на приёмы караваджизма, так и на местные художественные традиции реализма. Они наиболее ярко выразились в неповторимо своеобразном творчестве великих мастеров (Д. Веласкеса в Испании, Ф. Халса, Я. Вермера Делфотского, Рембрандта в Голландии и др.), принципиально отличном, а порой и сознательно противопоставленном художественным концепциям барокко.
Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументального искусства и декоративно - прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В первой половине 18 века барокко эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, соответствует и переплетается с ним, а с 1770-х гг. повсеместно вытесняется классицизмом.
Классицизм
Вступив в полосу упадка в конце 17 века, классицизм возрождается в эпоху Просвещения в 18 веке.
Новый просветительский классицизм существует на протяжении 18 века с просветительским реализмом, а к концу века становится вновь господствующим художественным течением.
Главная тема искусства классицизма - торжество общественных начал над личными, долга над чувством. Классицизму свойственна строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов. Ему были присущи, однако черты утопизма, идеализации и отчётливости образов, нараставшие в периоды его кризиса, когда классицизм был связан с реакционными общественными силами. Для архитектуры классицизма типичны чёткость и геометрическая правильность объёмов, регулярность планировки. На глади стен выделяются портики, колоннады статуи, рельефы.
Развитие классицизма во многом связано с Академиями художеств в Париже, Петербурге и др. Во второй половине века классицизм возродился во Франции, Германии, России. В это время он был связан с идеалами просвещения, а в конце 18 века с идеями Великой французской революции.
Просветители во многом продолжают традиции классицизма 17 века. Им оказались близкими выраженные в классицизме позиция человека, сознательно относящегося к миру их самому себе, способного подчинить общественному и нравственному долгу свои стремления и страсти, пафос цивилизации, рационалистическая концепция художественного творчества.
Однако социально - политическая ориентация просветительского классицизма меняется. В традициях классицизма Вольтер создаёт трагедии, проникнутые борьбой против религиозного фанатизма, абсолютистского гнёта, пафосом свободы. Обращение к античности, как к миру идеальных первообразов, составлявшие суть классицизма, в том числе просветительского, имело глубокие корни в идеологии Просвещения. Там, где просветители стремились проникнуть за внешнюю империю жизни, выйти за рамки частной жизни, они оказывались, как правило, в мире идеальных абстракций, т.к во всех своих постарениях исходили из изолированного индивида и сущность человека искали не в социальных условиях его бытия, не в истории, а в абстрактно понятой человеческой природе.
С просветительским классицизмом тесно связана литература Великой французской революции, которая облекла героические устремления в античные мифы и предания (творчество М.Ж. Шенье и др.). В пределах античности деятели революции, по славам К. Маркса "нашли идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть от самих
себя буржуазно-ограничённое содержание своей борьбы, чтобы удержать своё воодушевление на высоте великой исторической трагедии".
Под влиянием французской литературы классицизм развивается и в других странах Европы: в Англии (А. Поп, Дж. Аддисон), Италии (В. Альфьери, отчасти Уго Фосокло), в Германии (И.К. Готшед). Классицистские произведения Готшеда, всецело ориентированные на французике образцы, не оставили значительного следа в немецкой литературе, и только во второй половине 18 века складывается новый немецкий классицизм как оригинальное художественное явление (Веймарский классицизм).
В отличии от французского, на первый план он выдвигает нравственно - эстетические проблемы. Основы его были заложены И.И. Винкельманом, но высшего расцвета он достиг у И.В. Гёте и Ф. Шиллера в период их творчества. "Благородную простоту", гармонию и художественное совершенство греческой классики, возникшей в условиях полисной демократии, немецкие поэты противостояли убожеству немецкой действительности и всей современной цивилизации, калечащей человека. Шиллер и отчасти Гёте искали в искусстве главное средство воспитания гармонической личности и, обращаясь к античности, стремились создать новую, современную литературу высокого стиля, способную выполнить эту задачу.
В эпоху наполеоновской империи классицизм утратил своё живое прогрессивное содержание. Его характеризовали внешняя официальная помпезность и парадность, холодный и мёртвый академизм. Тем не менее, как эпигонское течение он просуществовал во Франции вплоть до 30-40 гг. 19 века.
В середине 18 века возникает новое направление, соответствующее просветительскому классицизму в литературе и развивающееся первоначально в полемике с рококо. В архитектуре теперь всё чаще отказываются от жёстких планировочных схем, стремятся подчеркнуть конструктивный смысл ордера, особое внимание уделяется интерьеру и гибкой планировке комфортабельного жилого дома. Идеальным обрамлением для классицистического здания нового типа становится пейзажная среда "английского" парка.
Огромное влияние на классицизм 18 века оказали развитие археологических знаний о греческой и римской древности (особенно раскопки Геркуланума и Помпей), а также теоретические труды И.И. Винкельмана, И.В. Гёте, Ф. Шиллера. Во французском зодчестве этой эпохи складывается архитектурные типы: изысканно-интимный особняк, лаконически - монументальное общественное сооружение, открытая городская площадь (архитекторы Ж.А. Габриель, Ж.Ж. Суфло). Гражданский пафос и лирическая мечтательность по разному сочетается в пластике Ж.Б. Пигаля, Э.М. Фальконе, Ж.А. Гудона, исторической и мифологической живописи Ж.М. Вьена, декоративных пейзажей Ю. Роббера. Накануне великой французской революции в архитектуре возникает стремление к суровой лапидарности форм, к внушительным дидактическим образам, зодчие всё чаще обращаются к мотивам греческой архаики, искусства Древнего Египта, иногда к безродной системе (постройки и проекты К.Н. Леду, Э.Л. Булле, Ж.Ж. Леке). Эти поиски (отмеченные также влиянием архитектурных офортов Пиранези) послужили отсчётной точкой для позднего классицизма, или ампира.
В изобразительном искусстве главное значение приобрели логическое развёртывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, плановая обобщённая контурная линия, чёткая моделировка объёма. Цвет играл подчинённую роль и служил выделению смысловых акцентов, подчёркивал ведущую роль линейно-объёмного построения.
В живописи классицизма крупнейшим представителем революционного направления был Ж. Давид, чьё творчество насыщено мужественной драматичностью, торжественностью образного строя. В эпоху Наполеона 1 в архитектуре французского ампира усиливаются черты пышной репрезентативности, нередко приводящей к чрезмерной измельчённости деталей, что сказалось и в декоративно - прикладном искусстве. Живопись позднего классицизма, несмотря на появление отдельных крупных мастеров (Энгр), выражается в официально - апологетическое направление.
В скульптуре (Ж.Б. Пигаль, Э.М. Фальконе, Ж.А. Гудон во Франции, Готфрид Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, М.И. Козловский, И.П. Мартос, Ф.Ф. Щедрин в России), рисунке, гравюре - идеи гражданской героики, общественного долга, просветительские идеалы благородной простоты и спокойного величия выражались в строгих, ясных, формах, навеянных античным и ренессансным искусством, часто в произведениях на античные сюжеты. Архитектурный декор и декоративное искусство основывались на античных образцах.
Классицизм, утвердившийся в русской архитектуре играл в России роль доминирующего направления более полувека. Его базой стала эпоха Просвещения эстетика рационализма, диктующая господство разумного начала в художественном творчестве, - в противовес экспрессии и чувственного началу, прежде всего свойственным искусству барокко.
Однако классицизм не стал в 18 столетии всеобъёмлющим стилем, в середине этого века сформировалось и стало развиваться по собственным законам романтическое направление, тесно связанное с эстетикой сентиментализма и культом "естественного" человека, живущего в единении с природой и свободного от всяческого угнетения.
В европейской архитектуре 17-18 веков два стиля - Барокко и Классицизм - развивались параллельно. Классицизм назвали "неогреческим" или "помпейским" стилем. Стремление придерживаться классицизма в архитектуре называли также "Паладианством".
Во Франции классицизм - это стиль "Людовика 16", в Испании классицизм связывали с именем архитектора Эррера Хуана Батиста Де и называли "Эрреско".
Эволюция архитектурного стиля Классицизм в конце 18 века привела к перерождению его в архитектуру "ампир". Переходным стилем стал "стиль Французской Директории".
В Российское государство архитектурный стиль Классицизм пришёл в конце 18-19 века и занял прочное положение, вытеснив русское Барокко. Классицизм, будучи поддержанным как официальный стиль императорской фамилии, быстро распространился в российских столицах и её провинциальных центрах.
В новом архитектурном стиле проектировались и строились новые дворцовые комплексы для членов императорской фамилии. Этот же стиль тиражировался и в провинции, в крупных и мелких поместных постройках российского дворянства.
Как и в других европейских странах, в Российской империи новый архитектурный стиль - Классицизм, приобрёл некоторый характер, что позволило в последствии в теоретической архитектуре ввести в оборот такое научное понятие как русский Классицизм.
Для русского классицизма характерны следующие черты:
Применение в разработке общей композиции здания классических греческих ордерных схем в виде колоннад, портиков, фронтов;
Признание знаков симметрии, как основы для разработки архитектурной композиции храмовых, дворцовых и другого типа построек;
Применение строгих прямоугольных очертаний планов и фасадов построек всех типов;
Использование классических скульптурных форм в архитектуре экстерьера и интерьера.
Так же, как и в европейской архитектуре, в России архитектурный стиль классицизм эволюционировал в стиль Ампир - российское производное от французского "империя".
Искусство барокко (17 век).
Основные черты барокко:
· Основные черты барокко:
· Контрасты во всем, противоречивость
· Пышность, вычурность, театральность, стремление удивить, нагромождение деталей
· Динамизм (культ движения)
· Патетика (преувеличенная эмоциональность)
· Приоритет личного
· Смещение пропорций, утрата гармоничности и симметрии
Самая распространенная версия происхождения термина «барокко» происходит от испанского слова, которое означает жемчужину неправильной формы. Oсновные черты барокко - парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле - синтез архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств - основополагающая черта барокко. Стиль барокко был призван прославлять и пропагандировать могущество власти, знати и церкви, но вместе с тем он выразил прогрессивные идеи о сложности мироздания, безграничности и многообразии мира, его изменчивости. Человек в искусстве барокко воспринимается как часть мира, как сложная личность, переживающая драматические конфликты.
В произведениях барокко - бурный, учащенный ритм биения самой жизни, эмоциональный порыв, преувеличение в выражении чувств. Если в искусстве Ренессанса земное, телесное и дкховное начала органично совмещались, то в барокко мы видим их конфликтность. Стихия природы и стихия духа находятся в постоянном противоречии. Искусство барокко - искусство патетичное. Барочный образ всегда активен по отношению к зрителю, он захватывает его чувства, обращается к его эмоциям.
К 17 столетию мало кто мог верить в декларацию Пико делла Мипандолды: человек сам творит себя и свою судьбу и волен подняться до степени существа богоподобного. Человечество убедилось в том, что личность сама находится во власти времени. Вот это чувство времени, протекаемости, изменяемости составляет характерную черту мироощущения наступеившей эпохи.Человек не мыслит себя в категориях стабильности, как это было в Эпоху Ренессанса и тем более в средние века. «Весь мир - это вечные качели, - говорит Мишель Монтень. - Я не в силах закрепить изображаемый мною предмет. Он бредет, пошатываясь и беспорядочно, ибо таким он создан природою. Я беру его таким, каков он передо мною в то мгновение, когда занимает меня. И не рисую его в неподвижности».
Сама личность подвержена закону изменчивости. Она далеко не всесильна и не является центром вселенной и вершиной мироздания. Не всесильна, но зато интересна в своих изменениях. Эти преходящие аспекты и стремятся уловить художники барокко.
Отказавшись от присущих классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика барокко строилась на антитезах человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве барокко предстаёт уже не центром Вселенной, а многоплановой личностью, со сложным миром переживаний, вовлечённой в круговорот событий. На искусство барокко повлияли и антифеодальные крестьянские и плебейские движения, буржуазные революции, внёсшие в него струю демократических бунтарских устремлений
Архитектура.
Особенности: сложная форма, ассимметрия, криволинейность, изобилие лепнины, использование ордера в декоративных целях.
Главным видом искусства является архитектура. В Ренессансе существовало равноправие видов искусств. В барокко доминанта задается архитектурой.
Архитектурные формы барокко противоположны строгой геометрии. Центрическое сменяется протяжным, круг - овалом, квадрат - прямоугольником, четкость ясных пропорций - разнообразием архитектурных объемов. Здания обильно украшаются скульптурой и лепниной. Используются традиционные ордерные формы, но они так изменяются, что создают ощущение ломаных пропорций. Зародилось барокко в Италии. Именно здесь сформировались основные черты стиля. Католические соборы отличаются разнообразием форм и пышностью отделки. Но новаторство особенно ярко видно на ансамблях парков, площадей и улиц. Архитекторы создали новую планировочную систему, придав улицам прямолинейность и завершив их площадями. Именно в Риме впервые была осуществлена система трех улиц - лучей, расходящихся от площади. Пересечение улиц отмечали обелисками, площади украшали фонтанами. Создание архитектурных ансамблей - главная заслуга барокко.
Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564). Впервые элементы стиля барокко встречаются у Микеланджело в его Библиотеке Лауренциано и Соборе Св. Петра в Риме. Применение кривых линий, изменение значения стены, использование архитектурных деталей - все эти новаторские приемы Микеланджело лягут в основу принципов стиля барокко. Микеланджело можно назвать последним архитектором Ренессанса и первым архитектором барокко.
Лоренцо Бернини (1598 - 1680). Архитектор, скульптор, живописец, декоратор. Считается создателем барокко. Работы поражают пространственным размахом, парадностью и пышностью декора, смелыми перспективными эффектами, целостным синтезом искусств. Органично сочетал архитектуру и скульптуру, использовал позолоту, различные материалы, световые эффекты. (Ансамбль площади собора Св. Петра в Риме, интерьер в римских церквях).
Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу в Риме.
Франческо Борроминм. Церковь Сан Карло в Риме.
Скульптура.
Особенности: динамичность, светотень,создание скульптурных групп, патетичность.
Архитектуру барокко нельзя представить без скульптуры. По своему предназначению барочная скульптура разделяется на культовую и светскую.Культовая создавалась на библейский сюжет, в основном сцены чудес и мученичества (отдельные статуи, скульптурные группы, рельефные композиции, скульптурные надгробия). Динамизм, эффектность поз, порывы страстей в этих скульптурах совсем не напоминают средневековых аскетов и благородных героев Ренессанса. Светская скульптура представлена парадными портретами монархов и знати, скульптурами для городских фонтанов и садово - парковой скульптурой. Типичный признак барочной скульптуроы - взаимодействие со средой - водой, воздухом, светом, стенами и садами. Эти работы теряются в музейной среде, они требуют архитектурного обрамления. Кроме того, мастера стремились преодолеть пассивность материала, одухотворить, насытить камень и бронзу эмоциями.
Материал подчиняется художественной среде.
Бернини: Экстаз святой Терезы, интерьер собора Св. Петра, Давид, Людовик ХХIV, фонтан Треви.
Живопись.
Особенности: чувствующий герой, патетичность, ассимметрия, сложность композиции, богатый колорит, контраст света и тени, сложные ракурсы, диагональная композиция.
Главными заказчиками были католическая церковь (контрреформация толкала на поиски новых способов привлечения верующих и утверждения главенства католицизма в Европе) и королевские дворы (абсолютистские монархии, сложившиеся в большинстве стран Европы, требовали восхваления). Барокко с элемениами преувеличения, экспрессии, патетики ка нельзя лучше служило этим целям. Особенности барочной живописи - сложная форма и композиция (чаще всего диагональная), обилие разнообразных ракурсов, культ движения, богатство колорита и контраст цвета и тени. Колорит становится преобладающим, поэтому размывается четкая объемность форм. По сравнению с эпохой Возрождения появляются новые жанры: исторические сцены, баталии, сцены охоты, триумфы, аллегории, пейзыжи и натюрморты. Из портретов наиболее популярным становится парадный портрет.
Фресковая живопись переходит на плафоны церквей и двоцов. В них наиболее ярко можно было использовать новые приемы живописи. Для плафонов чаще всего выбирали жанр триумфа или аллегории с изобилием действующих лиц.
Питер Пауль Рубенс (1577 - 1640). Фламандский живописец -монументалист, график, архитектор-декоратор, оформительтеатральных зрелищ, ученый-гуманист. Рубенс - это воплощение духа барокко, баловень счастья и любимец фортуны. Своим произведениям он привил народную вольность, восхищение здоровым телом и силой человека. Его произведения отличаются чувственностью, посвящены прославлению красоты жизни, радости бытия. Работал в жанрах мифологической и аллегорической картины, портрета. Много писал на библейский сюжет. Как истинный художник барокко, Рубенс изображал обнаженные тела в сильном, возбужденном движении и, где только можно, вводил мотивы схватки, борьбы, погони, напряженных физических усилий.
«Сцены охоты», «Персей и Андромеда», «Союз земли и воды», «Воздвижение креста» и «Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа», «Портрет камеристки».
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 - 1669). Голладский художник и гравер, представитель реалистического направления в барокко. В Голландии, как протестанской стране, сложился свой тип живописного искусства:
Нет развития монументально - декоративного искусства
Развивались типы небольших картин (так называемые «малые голландцы»)
Популярны жанры портрета, пейзажа, натюрморта, а также бытовой жанр
Религиозная живопись лишается мистического начала и трактуется как реалистическая, бытовая история
Развивается непарадный тип портрета
Основная тема искусства Рембрандта - человеческая жизнь в ее решающих моментах. Он ставил в своих работах проблему нравственного смысла человеческой жизни. В отличие от многочисленных работ эпохи барокко, в картинах и гравюрах Рембрандта можно найти глубокие философские идеи, которые выражены в простых и ясных образах. Во всех его работах - правда жизни, не всегда приглядная. Работал в различных жанрах. Самыми удачными считаются картины на библейские сюжеты и портреты. В библейских сюжетах он искал вечные обобщающие образы, выбирал сюжеты, где герои могут проявить самые высокие душевные порывы. Его образы психологически многоплановы, он способен передать тончайшие душевные порывы - в этом Рембрандт остается недосягаемой вершиной в мировой живописи. Из живописных средств выразительности можно выделить знаменитую рембрандтовскую светотень и сложное взаимодействие цвета и света. В картинах Рембрандта мало внешнего действия. Акцент делается на внутреннем содержании образа или события. Даже в портретах он создает психологическую характеристику, которая может заменить биографию героя.
«Возвращение блудного сына», «Автопортрет с Саскией на коленях», «Ночной дозор», «Даная», «Портрет старика в красном».