II. Занятия по коррекции тревожного поведения




Программа занятий по коррекции тревожного поведения

У детей старшего дошкольного возраста

 

 

Автор-составитель:

Ахметова Д.Д., студентка 53 группы ГОУ СПО «ТПК»

 

Научный руководитель: Мусина Е.Н., преподаватель педагогики ГОУ СПО «ТПК»

 

Компьютерная верстка:

Ахметова Д.Д., студентка 53 группы ТПК

 

Рецензенты:

Мусифуллин С.Р., к.п.н., преподаватель ГОУ СПО «ТПК»

Сафонова О.В., к.ф.н., зам. директора по ВР «ТИК»

 


Содержание

 

Пояснительная записка 4

I. Занятия по коррекции тревожного поведения 6

У детей 5-6 лет 6

Занятие 1 6

Занятие 2 6

Занятие 3 7

Занятие 4 8

Занятие 5 8

Занятие 6 9

Занятие 7 10

Занятие 8 10

Занятие 9 11

Занятие 10 11

II. Занятия по коррекции тревожного поведения 13

У детей 6-7 лет 13

Занятие 1 13

Занятие 2 15

Занятие 3 17

Занятие 4 19

Занятие 5 21

Занятие 6 23

Занятие 7 24

Занятие 8 26

Занятие 9 27

Занятие 10 30

Занятие 11 31

Занятие 12 33

Занятие 13 34

Занятие 14 36

Рекомендации для родителей 38

Рекомендации для педагогов 39

Литература 40


Пояснительная записка

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Проявления тревожности бывают разными: она может появляться как трусость, мнительность, робость, осторожность, боязнь ответственности. Беспокойные воспитатели, погруженные в собственный мир, сами того не подозревая, оказывают на ребенка самые разнообразные негативные влияния: тревожащие, потакающие, потворствующие и др. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму "замкнутого психологического круга", ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Ребенок переживает тревогу как тягостное, дискомфортное состояние; она подавляет психическое функционирование. Ребенок, испытывающий тревогу, может протестовать, быть агрессивным, отвергать все требования, предъявляемые к нему. Такое поведение снимает у него тревогу; так он отстаивает себя, свои прихоти, боясь остаться один на один со своей тревогой, закрепляет свой способ социальной защиты.

Программа по коррекции тревожности состоит из двух разделов. Первый раздел рассчитан для коррекции тревожности у детей 5-6 лет, второй раздел – для детей 6-7 лет.

Первый раздел состоит из 10 занятий, каждое из которых рассчитано на 40-60 минут. Цикл рассчитан на полтора месяца.

Второй раздел состоит из 14 занятий, каждое из которых рассчитано на 40-60 минут. При соблюдении режима проведения – две встречи в неделю (с интервалом в 3 дня), цикл рассчитан на полтора месяца. Число участников: 6-8 человек.

Цель программы: психологическое раскрепощение ребенка, формирование чувства естественной свободы.

Задачи:

1. Коррекция тревожности на основе создания оптимальных возможностей для развития личностного роста и интеллектуального развития ребенка.

2. Профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.

Основные направления проведения программы:

1. От организующей роли психолога к самоорганизации.

2. От тревожности и неустойчивости во фрустрированных ситуациях к большей толерантности.

3. От замкнутости к раскрепощенности, формированию чувства естественной свободы, взаимоотношений и контактности как в своей группе, так и вне её.

4. От негативных эмоций к радостно-удовлетворённым, основанным на принятии себя.


I. Занятия по коррекции тревожного поведения

У детей 5-6 лет

 

Занятие 1

Цель: Знакомство участников группы друг с другом и психологом. Эмоциональное оживление детей.

Наглядный материал: небольшая ширма, кукла-марионетка.

1. Приветствие: Психолог усаживает детей и уходит за ширму. С помощью куклы-марионетки он приветствует детей и пытается их эмоционально расшевелить:

– Приветствую девочек и мальчиков, которые пришли ко мне в гости. Меня зовут... (в зависимости от того, какая кукла), а как Вас? Давайте знакомиться. После небольшого общения психолог выходит из-за ширмы и представляется, предлагает детям поиграть.

2. Тематические игры:

а) «Игра в мяч». Дети встают в круг вместе с ведущим. Каждый дает мяч тому, с кем хочет разговаривать. Это облегчает контакт на этапе знакомства. Дети перебрасываются мячом, одновременно называя свои имена. В конце игры выясняется, как дети запомнили имена своих сверстников.

Цель: знакомство и запоминание имен.

б) Игра «Путаница».

Цель: сплочение группы.

Занятие 2

1. Проективный рисунок: Предложите детям нарисовать то, что их беспокоит, тревожит. Затем идет проговаривание рисунка. И психолог предлагает пририсовать еще то, что может победить беспокойство, например: темнота – яркое солнце.

Цель: создание психологической атмосферы и психологической безопасности.

Материал: листок формата А4, цветные карандаши.

2. Тематические игры:

а) «Как ходят...?» Дети встают в круг и ведущий говорит: «Мы птицы, птицы» - дети размахивают руками, бегут вокруг, имитируя движения птиц. «Мы зайчики, зайчики», «курицы», «лисички», «медведи», «аисты». (С помощью бега, ходьбы различных движений снимается напряжение.)

б) «Паровозик». Дети цепляются друг за друга, представляя собою вагончики, впереди – паровозик. Каждый должен почувствовать поддержку другого. Паровозик перепрыгивает через ручей, переезжает через лес.

Цель: развитие ответственности, самостоятельности, воображения. Создание эмоционального положительного фона.

Занятие 3

1. Приветствие: «Слепые». Всем участникам игры завязывают глаза и их задача двигаться по кругу. Задача психолога: вести наблюдение за участниками игры. По характеру невербального поведения нетрудно определить, что некоторые дети испытывают при выполнении упражнения чувство тревожности, иногда растерянности. Дети, общительные двигаются по кругу, держатся рядом. Психологу следует отметить тех, кто испытывает повышенное чувство тревожности, хочет отделиться от группы.

2. Тематические игры:

а) «Дракон кусает свой хвост». Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и держатся за пояс впереди стоящего. Первый ребенок – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.

Цель: снятие напряжения, невротического состояния, страха.

б) «Испорченный телефон».

Цель: снятие социальной тревожности и напряжения, обеспечение доброжелательного и внимательного отношение друг к другу.

 

Занятие 4

1. Приветствие: «Истории». Дети садятся по кругу и по очереди сочиняют истории «про себя».

Цель: осознание своих чувств, переживаний.

2. Рисунок: Свободное рисование, стимуляция интереса детей к изобразительной деятельности.

Рисование ребенком страха.

Изображение ситуации противостояния и борьбы со страхом.

Обсуждение рисунка.

Цель: преодоление страхов, повышенной тревожности и фобических реакций.

3. Тематические игры: Дети выступают в качестве одного из условий успешной коррекции. Сначала детям предлагается описать Змея Горыныча. Затем сыграть битву с ним.

Замечания: все роли распределяются между детьми.

Ивана-царевича предлагается сыграть тому ребенку, у кого замечен ярко выраженный страх перед сказочным персонажем. После окончания игры обсудить, что чувствовал каждый ребенок в игре. Показать, что не надо бояться страшных персонажей.

Цель: снятие страха у одного-двух участников.

Занятие 5

1. Приветствие: Проигрывание этюдов на чувство тревоги. Дети сами предлагают ситуации, которые вызывают у них эти переживания и по очереди изображают свои чувства мимикой, жестами, движениями, словами. Затем ребенок должен выйти из этой ситуации победителем. Ребенок после проигрывания нескольких этюдов по-другому начинает относиться к своему беспокойству, тревоге и ситуации вызывающей эти чувства. В последствии он сам начинает предлагать различные сюжеты. Это является признаком победы ребенка над ситуацией.

2. Тематические игры: «Жмурки». В беспорядке расставлены стулья и стол. Между ними стоят дети с условием не двигаться и ничем не выдать себя, когда их ищет водящий (в роли которого по очереди должны побывать все дети). Ведущий в свою очередь всячески пытается напугать тех, кого ищет, чтобы участники игры обнаружили себя.

Цель: снижение интенсивности страха темноты, одиночества, неожиданного, внезапного воздействия.

Занятие 6

1. Приветствие: Направлено на совместные действия группы. Ведущим предлагается ситуация, где нужна помощь другого ребенка

- как можно очень быстро разгрузить полную машину кирпичей?

- представьте, перед вами очень бурная речка, которую невозможно прейти поодиночке, как вы поступите?

2. Тематические игры: «Пуганее» предметы, явления.

Ведущий ставит этюд, а ребенок пугает предметы и явления. (Вначале ведущему самому следует показать, как пугать предметы и явления). Для тех кто хорошо выполнил упражнения, психолог дает красивые цветные фигуры животных, например, красная обезъяна принесет вам удачу! Когда вам страшно, посмотрите на нее, поможет!

3. Рисование: «Кляксы». Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета какого им хочется, плеснуть «кляксу на лист и сложить лист в два так, чтобы «клякса» отпечаталась» на второй половине. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа клякса.

Агрессивные или подавленные дети выбирают краски темного цвета. Они «видят» в кляксах агрессивные сюжеты. Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия ребенка выходит вовне, тем самым он освобождается.

Цель: снятие агрессии и страха, развитие воображения.

Материал: краски, кисточки, альбомные листы, посуда для воды.

 

Занятие 7

1. Приветствие: Выражение состояния человека с помощью мимики (психогимнастика): радость, печаль, страх, удивление, равнодушие, спокойствие.

Можно всей группой, на данное упражнение выполнять с каждым ребенком в отдельности и, может быть, даже неоднократно. Оценка дает возможность посмотреть на себя со стороны.

2. Тематические игры:

а) Выражение состояния тревоги, страха жестами.

Если дети затрудняются, рекомендуется упражнение начинать с простого: показ жестами длины, ширины, высоты, спокойствия, боли в животе и т.д.

б) Выражение состояния тревоги, страха (агрессивности, самозащиты, расслабленности, обиженности) позой.

 

Занятие 8

1. Приветствие: «Рассказ по кругу». Психолог начинает рассказывать что-либо, например, «Коля и Миша, закадычные друзья, всегда ходили вместе домой. Но, однажды, Миша не дождался Коли и пошел домой один. А дело было в том...» Дальше продолжает следующий и т.д. Заканчивает рассказ опять психолог.

2. Тематические игры:

а) Коррекционную группу детей делят на две подгруппы и, соответственно, на две группы разделяют родителей. В одну игровую группу объединяются дети с «чужими» родителями. Обе команды придумывают свой сюжет и разыгрывают его без слов при помощи мимики и жестов. Другая команда должна угадать, какой сюжет они разыграли.

б) На втором этапе происходит объединение детей в одну команду со «своими» родителями.

Передача предметов: по кругу передаются воображаемые предметы. Передача чувств: передаются чувства. Воспитывается умение выражать чувства, снимают барьер.

Цель: достичь взаимопонимания.

 

Занятие 9

1. Приветствие: Детям предлагается поиграть в игру, суть которой заключается в следующем: детям надо показать действия на заданную тему. Например, «я иду по горячему песку», «я иду по тоненькой дощечке», «спешу на работу».

Мотивировать тем, что кто лучше покажет, того ждет сладкий сюрприз. В конце всех детей похвалить и раздать конфеты.

Цель: снятие напряжения

2. Проективный рисунок: Рисование пальцами.

Цель: уменьшение эмоциональной напряженности.

Материал: листок форматом А4, краски, стаканчики.

 

Занятие 10

1. Тематические игры:

а) «Кто во что хочет». Ведущий предоставляет детям возможность выбирать игры самим. Оценивается уровень развития спонтанной игровой деятельности. В последний день устраивается праздник, на котором психолог предоставляет детям возможность поиграть в любые игры, а далее следует ритуал прощения.

б) Дети рассаживаются в круг, и психолог благодарит всех детей за их воображение, фантазию, интересные игры и предлагает детям по желанию выразить словами те чувства и мысли, которые они испытывали. Психолог дарит детям на память знаки, рисунки...

 

 


II. Занятия по коррекции тревожного поведения

У детей 6-7 лет

 

Занятие 1

Наглядный материал: мяч, магнитофон, аудиозапись с восточной мелодией, листы бумаги, краски, карандаши.

1. Приветствие: «Игра в мяч». Дети встают в круг вместе с ведущим. Каждый даёт мяч тому, с кем хочет разговаривать. Это облегчает контакт на этапе знакомства. Дети перебрасываются мячом, одновременно называя свои имена. В конце игры выясняется, как дети запомнили своих сверстников.

Цель: знакомство участников друг с другом.

2. Рисование: «Моя семья»

Цель: способствовать избавлению детей от тревожной мнительности, создать условия для формирования оптимального эмоционального тонуса, открытости внешним впечатлениям.

3. Упражнение: «За что меня любит мама». Все дети сидят в кругу. Каждый ребёнок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребёнка. При затруднении другие дети могут ему помочь.

После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что всё, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

Примечание: на первых порах дети, чтобы показаться значимыми для других, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, любят маленькую сестрёнку…Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

Цель: повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей.

4. Тематические игры:

а) «Паровозик»: Дети цепляются друг за друга, представляя собою вагончики, впереди – паровозик. Каждый должен почувствовать поддержку другого. Паровозик перепрыгивает через ручей, проезжает через лес.

Цель: создание эмоционально положительного фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, игра развивает ответственность, самостоятельность, воображение.

б) «Насос и мяч»: Дети разбиваются на пары. Один – надувной мяч, другой – насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены, голова опущена. Партнёр начинает надувать мяч, сопровождая движения рук (накачивание воздуха) звуком «С». С каждой подачей воздуха мяч надувается всё больше. С первым звуком «С» он вдыхает первую порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «С» выпрямляет туловище, после третьего – поднимает голову, после четвёртого – надувает щёки и приподнимает руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать, из мяча выдёргивают шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком «Ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.

Цель: способствовать расслаблению мышц тела, снятие напряжения.

5. Упражнение на релаксацию: «Факиры». Дети садятся на пол, скрестив ноги по-турецки (в позе «лотос»), руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, подбородок касается груди, а глаза закрыты. Пока звучит музыка (восточная мелодия), факиры отдыхают.

6. Домашнее задание: нарисовать своего лучшего друга.

Занятие 2

Материал: бумага, карандаши цветные, краски, кисточка, магнитофон с записями спокойной музыки.

1. Приветствие: Встаньте все в круг. Возьмитесь за руки. Посмотрите друг на друга. Кто в каком настроении? Кто-то сегодня у нас, как солнышко весеннее, сияет, дарит нам тепло. А у кого-то небольшие тучки заслонили улыбку. Ничего, бывает и такое. Я думаю, что после приветствия друг друга погода в нашей группе станет совсем солнечной. Поприветствуйте друг друга. Скажите добрые слова (дети подходят друг к другу для приветствия).

2. Рисование: «Чего я боюсь больше всего».

- Рисование ребёнком страха;

- Обсуждение рисунка, т.е. осознание содержания страха;

- Изображение ребёнком на рисунке ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в котором «страх» терпит поражение, т.е. символическая, конструктивная проработка страха;

- Обсуждение рисунка с изображением поверхностного «страха», т.е. осознание ребёнком возможностей и способов борьбы со страхом.

Цель: преодоление страхов, повышенной тревожности и фобических реакций.

3. Упражнение: История «Про себя». Дети садятся по кругу и по очереди сочиняют историю «про себя».

Основной механизм психологического воздействия на «Я-концепцию» - это отношение психолога к ребёнку – поддержка его действий и чувств, через отказ от их оценки.

Цель: осознание своих чувств, переживаний.

4. Тематические игры:

а) «Восковая палочка». Группа стоит в кругу близко друг к другу, выставив ладони на уровне груди внутрь круга. Руки согнуты в локтях. В кругу «восковая палочка». Её ноги «прибиты» к полу, а когтей у неё нет. Палочка, закрыв глаза, качается, а группа мягко перепасовывает её от одного члена группы к другому.

Цель: снятие напряжения, расслабление, формирование доверия к сверстникам.

б) «Похвалилки». Все дети сидят в кругу. Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие, ребёнок должен «озвучить» карточку. Причём, начав словами «Однажды я….». Например: «Однажды я помог маме дома», или «Однажды я быстро выполнил задание» и т.д.

На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребёнок по кругу делает краткое сообщение о том, как он однажды здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок, который указан на его карточке.

После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключении можно провести беседу о том, что каждый ребёнок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас.

Цель: игра способствует повышению самооценки ребёнка, повышает его значимость в коллективе.

5. Упражнение на релаксацию: Дети, лёжа на ковре, слушают спокойную тихую музыку. Ведущий говорит, что им снится прекрасный сон. Затем дети по сигналу должны проснуться. Каждый рассказывает, что он себе представил под эту музыку, какие ощущения и чувства она у них вызвала.

Цель: снятие напряжения, создание положительно эмоционального фона.

6. Домашнее задание: нарисовать рисунок «Я храбрый».

 

Занятие 3

Материал: магнитофон, кассеты с весёлой и спокойной музыкой, карточки с изображением действий, ватман, краски, кисточки.

1. Приветствие: психолог рассаживает детей по кругу и делит их на подгруппы по 2-3 человека в каждой. Приветствие состоит из слов: ЯЩИКИ, ХРЯЩИКИ, СПИЧКИ, ОЧКИ, КОРЯЧКИ. Приветствие производится всеми участниками одновременно, но каждая из подгрупп произносит своё слово. Приветствие не выкрикивается, а произносится на дыхании, все слова проговариваются ясно. В итоге получится нечто похожее на «АПЧХИ». Повторяется 2-3 раза.

2. Ролевая игра + рисование: Сначала детям предлагается самим нарисовать Змея Горыныча. Затем сыграть битву со Змеем Горынычем. Сказочный город (поставленные по кругу стулья). В нём живут царевич, царевна и ремесленники. Город сторожат два стражника. Иван-царевич уходит на охоту. Царевна готовит обед. Ремесленники работают, стражники обходят город. Вдруг налетает Змей Горыныч. Он ранит стражников, убивает ремесленников, а царевну уводит в свою пещеру. Змей Горыныч стоит перед пещерой и сторожит её. Иван-царевич возвращается с охоты. Стражники показывают, куда Змей Горыныч увёз царевну. Иван-царевич идёт сражаться со Змеем Горынычем. Они борются, Иван-царевич побеждает. Из пещеры выходит царевна. Иван-царевич ведёт её в город. Ремесленники радуются, хлопают в ладоши.

Замечания: Все роли распределяются между детьми. Ивана-царевича предлагается сыграть тому ребёнку, у которого ярко замечен страх перед сказочным персонажем. После окончания игры обсудить, что чувствовал каждый ребёнок в игре. Показать, что не надо бояться страшных персонажей. Стимулировать импровизацию и фантазию детей в игре.

Цель: снятие страха у одного - двух участников. Другие дети выступают в качестве одного из условий успешной коррекции.

3. Этюд «Ночные звуки»: Утёнок убежал с птичьего двора. Ночь застала его в лесу. К тому же испортилась погода. Пошёл дождь. Поднялся ветер. Деревья громко скрипели и гнули ветви под напором ветра почти до земли, а утёнку казалось, что его хватают большие тёмные и мокрые лапы. Перекликались филины, а утёнок думал, что это кто-то кричит от боли. Долго метался утёнок по лесу, пока не нашёл себе местечко, где можно было спрятаться.

В комнате приглушается свет. Все дети, кроме ребёнка-утёнка изображают деревья, коряги и пеньки. Из стульев можно сделать бурелом. Пока звучит музыка, дети, не сходя со своих мест, принимают угрожающие позы. Издают громкие, пугающие звуки: завывают, ухают и т.д. Утёнок прячется в маленькой пещере (под столом). Он собирается в комочек и дрожит. Но затем собирается с силами, преодолевает свой страх и с достоинством находит выход из этого леса. В роли утёнка должно побывать не менее 3-5 детей.

Цель: проигрывание этюдов на имитацию чувства тревоги, страха для выхода из этого состояния.

4. Тематические игры: «Дракон кусает свой хвост». Звучит весёлая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребёнок – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее. Следите, чтобы дети не отпускали друг друга. Необходимо, чтобы роли «головы дракона» и «хвост» выполняли все желающие.

Цель: снятие напряжения, невротического состояния, страхов.

5. Упражнение на релаксацию: дети лежат на ковре в удобной для них позе, слушают тихую, спокойную музыку.

6. Домашнее задание: вспомнить свой самый интересный и весёлый день рождения, чувства, которые ты испытывал.

Занятие 4

Материал: листы бумаги для рисования, карандаши, краски, кисточки.

1. Приветствие: Дети встают в круг. Им предлагается изобразить приветствие с помощью движений. Каждый ребёнок придумывает своё движения, магнитофон с записями разной музыки.

2. Рисование: «Мой день рождения».

Цель: способствовать избавлению детей от тревожной мнительности, создать условия для формирования оптимального эмоционального тонуса, открытости внешним впечатлениям.

3. Упражнение (Этюды): Дети сами предлагают ситуации, которые вызывают у них эти переживания и по очереди изображают свои чувства мимикой, жестами, движениями, словами. Затем ребёнок должен выйти из этой ситуации победителем. Ребёнок после проигрывания нескольких этюдов по-другому начинает относиться к своему страху, к своей тревоге, беспокойству и ситуации, вызывающей эти чувства. Впоследствии он сам начинает предлагать различные сюжеты. Это является признаком победы ребёнком над страхом и ситуацией.

Цель: проигрывание этюдов на имитацию чувства тревоги, страха для выхода из этого состояния.

4. Тематические игры:

а) «Я – Алла Пугачёва». Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (Алла Пугачёва, президент, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.).

Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую – либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя и т.д.) Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

После проведения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого каждый участник вербализует те чувства, которые возникли у него в ходе презентации.

Цель: упражнение способствует повышению самооценки ребёнка и может использоваться для отработки навыка уверенного поведения.

б) «Попроси игрушку» – вербальный вариант.

Группа делится на пары. Один из участников пары берёт в руки какой-либо предмет (игрушку). Другой участник должен попросить этот предмет. Инструкция первому участнику: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя её просить. Постарайтесь оставить игрушку у себя и отдать только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция второму участнику: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе её отдали». Затем участники меняются местами.

«Попроси игрушку» – невербальный вариант.

Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимика, жесты, дистанция и т.д.).

Цель: способствовать сплочению детей.

5. Упражнение на релаксацию: «Свободный танец».

Дать возможность каждому участнику экспериментировать с танцевальными движениями перед другими. Необходимое условие: никого нельзя принуждать к участию.

Группа садится в круг. Один участник выходит в центр круга и танцует. Не заботьтесь быть хорошим танцором, не соревнуйтесь с другими. Двигайтесь свободно и спонтанно, следуя за своим телом. Через несколько минут закончите упражнение, сядьте, пригласите кого-нибудь другого.

6. Домашнее задание: нарисовать свой портрет.

Занятие 5

Материал: листы бумаги, краски, кисточки.

1. Приветствие: Дети встают в круг. Им предлагается поприветствовать друг друга каким-нибудь необычным способом.

2. Игра – рисование: «Кляксы». Детям предлагается взять на кисточки немного краски того цвета, которого им хочется, плеснуть «кляксу» на лист и сложить лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что «клякса» похожа. Агрессивные или подавленные дети выбирают краски тёмных цветов. Они «видят» в «кляксах» агрессивные сюжеты (драку, страшные чудовища и др.). Через обсуждение «страшного рисунка» тревога и агрессия ребёнка выходит вовне, тем самым он освобождается. К агрессивному ребёнку полезно посадить спокойного. Последний будет брать для рисунков светлые краски и видеть приятные вещи (бабочек, сказочные букеты, стрекоз и т.д.). Посредством общения с ребёнком спокойным на предмет интерпретации «кляксы» агрессивный ребёнок успокаивается.

Цель: снятие тревожности, страхов, агрессии, развитие воображения.

3. Просмотр диафильма.

4. Тематические игры:

а) «Скульптура». Дети разбиваются на пары. Один из них – скульптур, другой – скульптура. По заданию взрослого (или ведущего – ребёнка) скульптор «лепит» из «глины» скульптуру:

- Ребёнка, который ничего не боится;

- Ребёнка, который всем доволен;

- Ребёнка, который выполнил сложное задание и т.д.

Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем дети могут поменяться ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.

После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую – нет.

Цель: снижение мышечного напряжения, развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и т.д.

б) «Щепки на реке». Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берег реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решает, как будет двигаться: быстро или медленно.

Участники игры – «берега» – помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачиваться назад… Когда Щепка проплывёт весь путь, она становится краешком берега и встаёт рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…

Упражнения можно проводить как с открытыми глазами, так и с закрытыми (по желанию самих Щепок).

Цель: игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе.

5. Упражнение на релаксацию: «Мудрец». Представьте поляну, на ней – большой дуб. Под дубом сиди старый мудрец, который может ответить на любой вопрос. Сформулируйте свой вопрос, «выслушайте» ответ мудреца. За спиной мудреца висит календарь. Прочитайте и запомните дату вашей беседы.

6. Домашнее задание: нарисовать любимый мультфильм.

Занятие 6

Материал: магнитофон с записью спокойной музыки.

1. Приветствие: Дети встают в круг, здороваются друг с другом улыбкой.

Цель: стимулирование активности детей, развитие воображения, раскрепощение.

2. Рисунок: «Совершённые мною хорошие поступки».

Цель: способствовать избавлению детей от тревожной мнительности, плаксивости, создать условия для формирования оптимального эмоционального тонуса, открытости внешним впечатлениям.

3. Упражнение: «Рассказ по кругу». Психолог начинает рассказывать что-либо, например: «Коля и Миша закадычные друзья, всегда после прогулки ходили вместе домой. Но однажды Миша не дождался Коли и пошёл домой один. А дело было в том…». Дальше продолжает следующий и т.д. Заканчивает рассказ опять психолог. Устанавливается минимум и максимум вклада каждого: минимум – одно предложение, то, что посильно любому, максимум – полминуты или минута рассказа.

4. Тематические игры:

а) «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи». Психолог говорит: «Все мы - львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу? «Рычи, лев, рычи!», пусть раздастся самое громкое рычание». «Хорошо рычите, львы…».

После этого пусть все построятся в затылок друг другу, положив руки на плечи стоящего впереди. Вы – паровоз. Начинайте медленно двигаться по комнате с пыхтением и свистом. Обойдя комнату, встаньте в конце «состава», а место «паровоза» займёт стоявший за вами рёбенок. Он должен двигаться немного быстрее и звуки производить более громкие. Продолжайте игру, пока каждый не побывает в роли паровоза. В конце игры может произойти «крушение»: все валятся на пол.

Цель: игра способствует снятию внутреннего напряжения, активизирует детей.

б) «Ласковый мелок». Существует хорошее развлечение – рисовать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено.

Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т.к. они, пытаясь разгадать задумки партнёра по игре, могут волноваться и, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому эту игру необходимо модифицировать.

Взрослый говорит ребёнку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг у друга на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнышка. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь я нарисую солнце «ласковым» мелком?» И взрослый рисует едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим ласковым хвостиком? Что ты хочешь, чтобы я тебе ещё нарисовала?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» всё, что нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

Цель: игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.

5. Упражнение на релаксацию: дети лежат на ковре и слушают спокойную тихую музыку. Психолог говорит, что им снится один и тот же сон (рассказывает его содержание). По сигналу дети просыпаются.

6. Домашнее задание: «Как я провёл сегодня день».

Занятие 7

Материал: листы бумаги, карандаши, краски, кисточки.

1. Приветствие: Дети встают в круг. Психолог:

- Посмотрите на своего ближайшего соседа и скажите ему «Привет!». Хорошо. А теперь посмотрите на своего дальнего соседа и тоже скажите ему «Привет!» Замечательно! А теперь потрогайте свой нос и скажите ему «Привет!» Чудесно! А теперь потрогайте нос своего ближайшего соседа и его носу скажите «Привет!» А теперь найдите своё левое ухо и скажите ему «Привет!» Отлично! А теперь притроньтесь к правому уху своего соседа и скажите ему «Привет!» Хорошо! Найдите кого-нибудь в красном (синем, зелёном, белом и т.д.) и передайте ему «Привет» и т.д.

2. Рисование: «Дела, которые мне удаётся делать хорошо».

Цель: способствовать избавлению детей от тревожной мнительности, плаксивости, создать условия для формирования оптимального эмоционального тонуса, открытости внешним впечатлениям.

3. Слушание сказки:Дети дают характеристику главному герою, отмечают его положительные качества, обсуждают его поступки и действия. Размышляют как бы они поступили на его месте и т.д.

Цель: ребёнок представляет себя главным героем и выходит из разных ситуаций победителем.

4. Тематические игры:

а) «Жмурки». Обстановка: в беспорядке расставлены стулья, столик. Между ними стоят дети с условием не двигаться и ничем не выдавать себя, когда их ищет водящий (в роли которого поочерёдно должны побывать все дети). Только, если водящий долго никого не находит, можно обнаружить себя, а то и напугать, хлопать в ладоши, когда он оказывается рядом. Ведущий в свою очередь пытается напугать тех, кого ищет, чтобы участники игры обнаружили себя. Желательно ещё и угадать, кто попался: ощупать его, назвать его имя. Победителем считается тот, кто больше нашёл участников игры.

Цель: игра тренирует такие качества, как выдержка, терпение и способствует развитию этих качеств у нервно ослабленных детей, значительно снижает интенсивность страха темноты, одиночества, неожиданного, внезапного воздействия.

б) «Зеркала». Выбирается водящий – это человек, все остальные – зеркала. Человек смотрит в зеркала, а они отражают его. Зеркала повторяют все его движения, действия человека, который кривляется от души.

Важно следить за тем, чтобы зеркала правильно отражали: если человек поднят правую руку, зеркала должны поднимать левую.

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти; выработка чувства уверенности; создание эмоционально положительного фона.

5. Упражн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: