Арт-терапия как самостоятельное направление в лечебно-коррекционной и профилактической работе насчитывает всего насколько десятилетий своего существования. В качестве научно-обоснованного, преимущественно эмпирического, метода она начала формироваться примерно в середине XX века. Однако за столь небольшой исторический срок она достигла состояния «зрелости», о чем свидетельствует ее широкое внедрение в разные сферы практической работы, глубина и системность методологии, а также высокоспециализированный характер деятельности арт-терапевтов.
«Зрелость» предполагает определенный момент рефлексии над тем, какой путь был пройден и каких результатов удалось достичь. Она означает и то, что в памяти профессионала имена, события и обстоятельства обретают свое закономерное место, ценность и вес. Связываясь воедино, разные этапы пути формируют единую картину, убеждающую нас в определенном общественном предназначении и разнообразных возможностях арт-терапевтического подхода. Исторический обзор может быть тем более поучительным, если он отражает не только эволюцию метода, но и социальный, а также культурный контексты, в которых эта эволюция совершается.
№ | Период | Основные тенденции и события |
1. | Конец ХIХ – начало ХХ века | Предшественники АТ Прообраз современной арт-терапии — архаические формы искусства, народное творчество. Присущие ему наивность и непосредственно-действенный характер, а также опора на символический язык «коллективного бессознательного» в период существования «высокого», академического искусства для многих людей были источником душевного здоровья. Поэтому закономерно то, что для развития арт-терапии определенную роль сыграл интерес к детскому, «примитивному» искусству, проявившийся в конце XIX века вместе с закатом академической традиции и расцветом импрессионизма в Европе. Идеи о том, что «наивное», «непрофессиональное» искусство может быть средством обновления и «лечения» дряхлеющей западной цивилизации (Густав Климт) – возникли новые подходы к художественному образованию детей, в которых делался акцент на свободном самовыражении, игнорирующем нормы «высокого» искусства (Lizek, Richardson и др.). Параллельно – рост интереса и к «патологическому искусству». Последнее, представляющее творчество душевнобольных и так называемых «аутсайдеров», как и «детское искусство», рассматривалось в качестве примера творчества, свободного от сдерживающего влияния какой-либо культурной традиции. J. Debuffetввел понятие art brut (с франц. «грубое искусство») – 20-е гг. Первоначально обозначая творчество душевнобольных, оно постепенно стало весьма емким определением, включающим в себя разнообразные формы «искусства аутсайдеров» — «изгоев культуры», использующих свой собственный, в чем-то более искренний и живой художественный язык, чем язык «официальной» культуры. Основные тенденции европейского искусства начала XX века – в отказе от «завышенных» эстетических идеалов и морализации, свойственных искусству предыдущих эпох. Поиск нового художественного языка в искусстве XX века осуществлялся во многом через освоение и синтез наиболее архаичных, брутальных и «примитивных» форм искусства, отвечающих потребности человека XX века в аутентичном, нередко подчеркнуто индивидуалистическом выражении своего внутреннего мира. Связь арт-терапии с влиянием искусства классицизма и романтизма прослеживается вплоть до настоящего времени. Влияние классического искусства «золотого века», по мнению М. Edwards (1989), проявляется в сохраняющемся у ряда арт-терапевтов убеждении в том, что продукт изобразительного творчества может быть рационально истолкован, заключенные в нем переживания и «личные смыслы» «раскодированы» и осмыслены как самим его автором, так и другим лицом (например, арт-терапевтом, психологом, врачом и т. д.). С этим влиянием М. Edwards связывает, главным образом, аналитический подход в арт-терапии, идущий от Фрейда и предполагающий использование определенной системы оценки изобразительной продукция, неких «внешних» (по отношению к самому автору) критериев, таких, например, как представления об устойчивых психологических содержаниях цвета и отдельных символических элементов изображения. В соответствии с таким «классическим» взглядом предполагается, что клиент будет нуждаться в арт-терапевте (или ком-то ином) как внешнем «арбитре», способном помочь ему осмыслить содержание своего творчества. Влияние романтической традиции прослеживается, по мнению М. Edwards, в распространенном представлении об исцеляющем характере творческого вдохновения, которое глубоко иррационально по своей природе. Поэтому продукт творчества не может быть логически осмыслен, а автор не нуждается в помощи другого лица для «правильной» оценки содержания своей работы. На развитие первых форм арт-терапевтической работы в какой-то степени повлияла и деятельностьнекоторых врачей, занимавшихся исследованием изобразительной продукции психически больных. Техника «каракулей» – вывод об определенном лечебном эффекте: при создании «каракулей» у человека имеет место снижение контроля со стороны сознания и развивается более или менее глубокое состояние релаксации. |
2. | 40 – 60 гг. ХХ века | Оформление АТ как направления США: M. Naumburg –основательница арт-терапевтического направления в США. М. Naumburg (психологическое образование, затем специализация психоаналитик) известна как автор динамически-ориентированной арт-терапии. В 40 гг. текущего столетия она начала использовать в своей психоаналитической работе с детьми рисуночные техники, рассматривая свободное выражение ребенком своих переживаний в изобразительной деятельности в качестве инструмента для исследования его бессознательных процессов. Результаты – в книге «Изучение свободной художественной экспрессии детей с нарушениями поведения в качестве средства диагностики и лечения» (1947). Она обращает внимание на различия между свободными рисунками детей и той формой изобразительной работы, которая использовалась в качестве средства занятости пациентов. Она отмечает, что пациенту свободная художественная экспрессия придает уверенность в своих силах и формирует в нем чувство глубокого удовлетворения. В то же время эта техника, как отмечает М. Naumburg, может использоваться психиатром в качестве проективного инструмента диагностики. Когда пациент в результате занятий преодолевает неуверенность и начинает свободно выражать свои страхи, потребности и фантазии, он вступает в соприкосновение со своим бессознательным и «разговаривает» с ним на символическом «языке» образов. В своих последующих работах М. Naumburg начинает использовать термин «арт-терапия», получающий все большее распространение с конца 40-х гг. При этом она рассматривает арт-терапию, главным образом, с точки зрения психоаналитического подхода, как технику, позволяющую человеку выражать свои внутрипсихические конфликты в визуальной форме и постепенно приходить к их осознанию и вербализации (Naumburg, 1958). Применяет понятие переноса, считая, что спонтанное самовыражение пациентами своих переживаний в образах ведет к укреплению психотерапевтических отношений. На деятельность и взгляды М. Naumburg большое влияние оказало движение за развитие детского творчества, набиравшее силу в США в те годы. Для этого движения было характерно, в частности, признание творческого потенциала, заложенного в каждом ребенке, позволяющего ему выражать свои переживания в визуальных образах. М. Naumburg справедливо считают также родоначальницей арт-терапевтического образования в США. В 50-е гг. она основала первые курсы по арт-терапии и в последующем стремилась к их превращению в полноценную программу последипломной подготовки арт-терапевтов. Edith Kramerработала в те же годы, что и М. Naumburg, но в их взглядах и подходах к использованию изобразительных приемов были глубокие различия. Эти различия были настолько принципиальны, что Е. Kramer и М. Naumburg нередко называют основательницами двух течений в американской арт-терапии, находящихся в состоянии перманентной «гражданской войны». По своему первому образованию Е. Kramer являлась художественным педагогом. Она была убеждена в том, что изобразительная деятельность обладает исцеляющим потенциалом за счет того, что предоставляет человеку возможность осваивать новые формы опыта, а также заново переживать ведущие внутрипсихические конфликты и постепенно приходить к их разрешению. В отличие от М. Naumburg, E. Kramer не привлекала понятие переноса. Она считала, что арт-терапия действует, главным образом, за счет того, что продукт изобразительного творчества сублимирует разрушительные, агрессивные тенденция автора и предупреждает тем самым их непосредственное проявление в поступках. К. Юнг:большая роль в становлении тех форм психотерапии, которые органично используют изобразительную работу пациентов. Хотя он никогда не отождествляется с арт-терапией, его идеи оказали большое влияние на мышление и формы работы многих арт-терапевтов, особенно тех, кто практиковал в 60—70 гг. текущего столетия. Принципиально: Юнг рассматривал символический язык изобразительного искусства как наиболее адекватный для выражения содержаний личного и коллективного бессознательного, гораздо более точный и емкий, чем слова. Использование этого «языка» рассматривалось им как «компенсаторный» процесс, позволяющий преодолеть главенство сознания в психической жизни и достичь равновесия между ее сознательными и бессознательными аспектами. Юнг верил в то, что пациент, опираясь на «трансцендентные» свойства символов и собственный творческий потенциал, способен достичь самоисцеления и что символические образы заключают в себе способы разрешения внутрипсихических конфликтов. При таком понимании изобразительного творчества анализу отводилась второстепенная роль и предполагалось, что пациент способен к самостоятельной работе со своим бессознательным. Европа:основателями и «крестными отцами» арт-терапевтического направления нередко признаютAdrian Hill и Herbert Read.А. Hill был первым, кто ввел в европейский обиход понятие «арт-терапия», обозначив им свою собственную работу.Благодаря своему собственному опыту пациента, а также инструктора, работающего с больными, A. Hill убедился в том, что изобразительное творчество способно помочь человеку в преодолении его недуга и ускорить процесс выздоровления и реабилитации. Этот опыт послужил основой для написания им своей первой книги «Изобразительное искусство против болезни» (1945). В 40-е гг. текущего столетия им также была организована серия выставок, на которых экспонировались его собственные работы, созданные на разных этапах лечения. Эти выставки, проходившие под девизами «художник смеется над смертью» и «победа художника над болезнью», привлекли к себе большое внимание. Вторая половина 40-х гг. была периодом, когда в атмосфере оживающей послевоенной Европы рождались идеи о новом социальном предназначении художника. Таким образом, появление арт-терапии явилось в какой-то мере ответом на «вызов» времени, наполненного высокими социальными ожиданиями. В 40-50 гг. A. Hill активно популяризирует арт-терапию в британских средствах массовой информации и получает живой отклик и поддержку аудитории. Он также занимается организаторской работой, в частности в тесном сотрудничестве с Обществом Красного Креста он создает множество художественных студий для больных, занимается подбором художников-инструкторов и координирует их работу. Параллельно с внедрением арт-терапии в клиники общесоматического и психиатрического профиля, в Европе развивались и идеи прогрессивной арт-педагогики, представленной Herbert Read, John Dewey и других. Они рассматривали изобразительное творчество в качестве важного инструмента в формировании здоровой, гармоничной личности. Среди пионеров арт-терапии было немало художников. В некоторых странах, например в Великобритании, их роль особенно велика (Edward Adamson, Rita Simon и др.) Опыт предшествующей профессиональной деятельности пионеров арт-терапевтического направления существенно влиял на формы работы с больными. 2 подхода: 1) те, кто получил психоаналитическую подготовку, тяготели к таким формам арт-терапии, которые предполагали более тесный психотерапевтический контакт с пациентами для изучения их психологических проблем и истории заболевания. Они также использовали их работы для интерпретаций согласно фрейдовскому или юнгианскому подходу (Dax, Reitman) либо помогали пациентам самим осмыслить содержания, скрытые в их изобразительной продукции (Naumburg, Champernowne). 2) Художникам, не имевшим какой-либо подготовки в области психологии и психотерапии, более близкими представлялись такие методы работы, которые напоминали терапию занятостью. При этом больные приглашались к занятиям изобразительным искусством под руководством художников-инструкторов. Irene и Gilbert Champernowne: создатели и руководители Withymead Center — уникальной клиники для психически больных и лиц с пограничными психическими расстройствами (с 1941 г.). Их влияние было особенно ощутимо в 40-60 гг., когда деятельность центра привлекла к себе большое общественное внимание и сделала его местом паломничества и обучения многих художников и психологов. Центр – создание такой атмосферы и использование таких форм работы, которые являлись альтернативой большинству существующих в тот период психиатрических клиник. Это, в частности, выражалось в том, что в центре отказались от непременного для психиатрических учреждений «правила закрытых дверей», когда пациенты содержались под строгим надзором. Центр представлял собой коммуну, где царила весьма демократичная для того времени атмосфера, а отношения между пациентами и персоналом характеризовались большой степенью доверия и ответственности. Центр можно считать одним из ярких примеров так называемого «психотерапевтического сообщества» — коллектива больных и сотрудников, действующих во имя общих интересов. I. Champernowne была убеждена в том, что в работе с пациентами безусловным лидером должен быть психотерапевт, который может прибегать к изобразительным приемам, исходя из обстоятельств. В то же время она считала, что психотерапевт, использующий изобразительные техники, должен глубоко знать природу изобразительного искусства и сам им заниматься. Отличительной чертой ее подхода была юнгианская ориентация, которая предполагала предоставление пациенту высокой степени свободы в выражении им своих переживаний в изобразительном творчестве. Она использовала недирективный подход, при котором аналитик воздерживается от интерпретаций и выступает в роли «фасилитатора», помогающего пациенту самому осмыслить бессознательные процессы, находящие отражение в его изопродукции. Наряду с Champernowne, на 40-60 гг. текущего столетия приходится деятельность и других представителей психодинамического направления, внесших большой вклад в развитие арт-терапии, в частности Ralph Pickford, Marion Milner, Donald Winnicott и других. Их нередко называют «интеллектуальными» лидерами арт-терапевтического направления благодаря ряду важных концептуальных разработок и многочисленным публикациям. В то же время они имели и богатую аналитическую практику. Их труды являются примером глубокого осмысления изобразительной работы пациентов с психодинамических позиций. Во второй половине 40-х - начале 50-х гг. текущего столетия имели место первые попытки арт-терапевтов к объединению и более четкому определению своей роли. R. Bucher и A. Strauss в своей работе, посвященной исследованию социологических вопросов становления специальности, отмечают, что начальные этапы профессионального самоопределения характеризуются, в частности, стремлением обозначить более четкие границы профессиональной компетенции (Bucher, Strauss, 1961). История арт-терапии не является исключением из этого правила. В 1949 г. был создан первый Арт-терапевтический Комитет, который возглавил A. Hill. Первая половина XX века была временем первоначального оформления арт-терапии в качестве самостоятельного направления, использующего изобразительные приемы в работе с разными группами пациентов и учащимися школ. Этот период характеризовался высокой ролевой неопределенностью тех, кто применял эти приемы, что связано с различиями в их профессиональной подготовке и опыте. |
3. | С 60 гг. ХХ века | Становление АТ-ской специальности 60-е гг. текущего столетия оказались во многом поворотным периодом для развития арт-терапевтической специальности. Хотя в предыдущие десятилетия происходило постепенное пробуждение интереса разных специалистов и общественности к феномену «исцеляющего искусства» и имели место многочисленные попытки его использования в больницах, социальных центрах, школах и т. д., деятельность пионеров арт-терапевтического направления была относительно разрозненной. В глазах общества и даже самих себя они не имели достаточно определенной роли. В зависимости от предшествующего опыта и методологической ориентации специалиста она могла варьировать, например, от роли художника, привносящего культуру изобразительного искусства в сообщество больных, до роли психоаналитика, занимающегося «толкованием» рисунков своего пациента, от роли арт-педагога, побуждающего ребенка к спонтанному выражению его чувств в «каракулях», до роли врача-психиатра, озабоченного постановкой диагноза посредством скрупулезного анализа стилевых и содержательных особенностей рисунков больного. Вплоть до 60-х гг. не существовало ни сколь-либо четких представлений о том, что такое арт-терапия и арт-терапевт, ни серьезных программ подготовки в этой области, базирующихся на определенной методологии и системном восприятии общественной миссии арт-терапии. Создание профессиональных объединений арт-терапевтов В начале 60-х гг. текущего столетия в ряде стран были созданы первые профессиональные объединения арт-терапевтов. Раньше всего — в 1963 г. — появилась Британская Ассоциация Aрт-Терапевтов (ВААТ). Вскоре последовало образование Американской Aрт-Терапевтической Ассоциации. В 50-е гг. среди специалистов, представлявших разные сегменты арт-терапевтического направления, усилились тенденции к осознанию своей профессиональной идентичности, отличающей их от представителей других профессиональных групп. Интеграция в государственную систему здравоохранения. Изменения в условиях и оплате труда арт-терапевтов Арт-терапевтическое образование |
|