Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности, принятие решений — это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческой деятельности, а его принятие—как процесс, ведущий к появлению этого продукта.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным со стоянием организации. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план — это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.
В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом. Выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный.
Принятие решений в организации характеризуется как:
• сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;
• поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;
• процесс взаимодействия членов организации;
• выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;
• часть общего процесса управления;
• неизбежная часть ежедневной работы менеджера;
• важно для выполнения всех других функций управления.
|
То, как правильно принимать решения, изучается и описывается наукой менеджмента.
Принятие правильных решений — это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность первого и второго, знания и умения составляют компетентность любого руководителя, и в зависимости от достигнутого уровня компетентности говорят об эффективности работы менеджера. Эффективная работа менеджера возможна при комплексном использовании различных метод и приемов в управлении.
Методы управления - это способы воздействия управляющей подсистемы - субъекта управления - на управляемую подсистему - объект управления (работник, коллектив, организационно-экономический объект управления) для достижения поставленных целей.
В системе методов выделяются общие методы. К ним традиционно относятся экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально-психологические методы.
Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов.
Административные методы управления включают систему законодательных актов страны и региона, систему нормативных и методических (обязательных к применению) документов организации и систему оперативного управления (систему власти).
Социально-психологические методы управления направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов
|
Содержание теоретического раздела по теме № 15 может включать следующие подразделы:
1 Теоретические аспекты процесса разработки и принятия управленческого решения
1.1 Процесс принятия управленческих решений
1.2 Формирование целей, задач и ограничений принимаемого решения
1.3 Формирование и оценка альтернатив решения
1.4 Организации процесса выработки и реализации решений
1.5 Организация контроля реализации решения
Содержание теоретического раздела по теме №16 может включать следующие подразделы:
1 Теоретические аспекты применения методов управления
1.1 Определения и понятия методов и приемов управления
1.2 Классификация управленческих методов
1.3 Особенности применения методов руководства в деятельности производственного предприятия
Содержание теоретического раздела по теме №17 может включать следующие подразделы:
1 Теоретические аспекты выбора управленческого решения
1. 1 Управленческие решения в процессе управления
1. 2 Виды управленческих решений
1.3. Моделирование в процессе разработки управленческих решений
1.4 Целевая ориентация управленческих решений
1.5 Методы принятия управленческих решений
Содержание теоретического раздела по теме № 18 может включать следующие подразделы:
1 Теоретические аспекты технологии разработки управленческих решений
|
1.1 Понятие управленческих решений, их классификация
1.2 Этапы разработки управленческих решений
1.3 Виды технологий разработки управленческих решений
1.4 Пути совершенствования технологий разработки управленческих решений
Содержание теоретического раздела по теме № 19 может включать следующие подразделы:
1 Теоретические аспекты повышения эффективности управленческого труда
1.1 Определения производительности. качества и эффективности управленческого труда
1.2. Экономические и психофизиологические (эргономические) факторы
эффективности труда
1.3. Особенности оценки труда менеджеров в российских и зарубежных компаниях
1.4 Пути повышения эффективности управленческого труда
ТЕМЫ№№ 20-21. Стратегическое управление организацией. Выработка стратегии организации
Стратегическое управление - это управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что дает возможность организации выживать и достигать своей цели в перспективе.
Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую систему, совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из другого, при этом существует устойчивая обратная связь и влияние каждого процесса на остальные и на их совокупность: анализ среды, определение целей миссии, выбор стратегии, реализация стратегии и контроль за процессом реализации стратегии.
Анализ среды проводимый различными методами, позволяет определить условия для установки целей, миссии и выбора стратегии.
Организация не может функционировать без целевых ориентиров. Целевое начало в деятельности организации задается, в первую очередь, тем, что ее деятельность находится под влиянием интересов различных групп людей.
Выделяются две основные составляющие целевого начала в деятельности организации: миссия и цели. Миссия может пониматься в широком смысле, как философия, смысл существования организации, и в узком - как сформулированное, достаточно детализированное утверждение относительно того, для чего существует организация.
Цели организации описывают конкретное состояние отдельных параметров, которых она желала бы добиться через определенный промежуток времени. Цели бывают долгосрочными и краткосрочными. Цели различаются также по сферам жизнедеятельности организации и уровням иерархии. Цели должны отвечать некоторым обязательным требованиям. Они должны быть достижимыми, гибкими, измеримыми, конкретными, совместимыми и приемлемыми.
Стратегия представляет собой качественно определенное направление развития организации на основе координации и распределения ресурсов, учета и адекватного реагирования на изменения факторов внешней среды с целью достижения конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.
При определении стратегии фирмы руководство должно решить основные вопросы, связанными с положением фирмы на рынке: какой бизнес прекратить; какой бизнес продолжить; в какой бизнес перейти.
Содержание теоретического раздела по теме № 20 может включать следующие подразделы:
1 Теоретические аспекты стратегического управления в организации
1.1 Общая характеристика стратегического управления
1.2 Система стратегического управления
1.3 Методы стратегического управления
Содержание теоретического раздела по теме № 21 может включать следующие подразделы:
1 Теоретические аспекты выработки стратегии организации
1.1 Шаги определения стратегии
1.2 Выбор стратегии
1.3 Порядок (стадии) реализации стратегии
1.4 Мобилизация потенциала организации для выполнения стратегии