На вечерней прогулке воспитатель обращает внимание детей на небо, предлагает поискать солнце – его нет, делает вывод, что наступил вечер, скоро будет ночь, будет еще темнее, на небе появятся месяц и звезды. Их видно, когда темно.
Беседа о явлениях неживой природы.
Вернувшись с прогулки, снова все рассматривают картинки с изображением явлений неживой природы. Воспитатель просит детей выбрать ту, где изображено явление, которое они только что наблюдали. Дети находят картинку с изображением вечернего неба (без солнца).
Воспитатель (берет куклу). Наступил вечер, Катя возвращается домой. Что теперь она будет делать? Что делают вечером дети? (Готовятся ко сну.) Вот и Катя скоро будет засыпать.
Ночь пришла, темноту принесла,
Задремал петушок, запел сверчок.
Вышла маменька, закрыла ставеньку.
Засыпай, баю-бай.
Опять воспитатель раскладывает картинки и предлагает найти ночное небо со звездами и месяцем.
Воспитатель. На небе месяц и звезды – наступила ночь. Ночное звездное небо очень красивое!
Аппликация.
Воспитатель. Мы с вами беседовали о явлениях неживой природы. А деревья относятся к живой или неживой природе? (Ответы детей.) Осенью на плодовых деревьях созревают плоды. С яблони люди собирают спелые румяные яблоки. Я предлагаю вам сделать аппликацию по образцу (показывает иллюстрацию «Большие и маленькие яблочки на тарелке»). Что изображено? Какого размера яблоки? На чем они лежат? А теперь мы отправимся в сад, соберем яблочки и положим их на свои тарелки. Вот они попадали с дерева.
Перед детьми разложены по два больших и два маленьких яблочка из цветной бумаги. Воспитатель предлагает каждому ребенку «положить» (наклеить) эти яблочки в тарелку (на каждом листе есть изображение тарелки), показывает приемы наклеивания форм.
Воспитатель. Вот сколько много яблок мы положили на тарелочки. Молодцы! Какие яблоки? (Большие и маленькие.)
Дети рассматривают готовые аппликации.
Рефлексия.
– Что относится к явлениям неживой природы?
– Когда появляется на небе месяц?
– Какую аппликацию мы выполнили?
Занятие 2
Колобок. Подвижные игры с колобком
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений), «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цели деятельности педагога: учить сравнивать круги по размеру – большой, маленький; закреплять умение ходить и бегать по кругу, катать мяч друг другу; упражнять в ползании на четвереньках.
Планируемые результаты – целевые ориентиры дошкольного образования: проявляет интерес к участию в совместных подвижно-дидактических, развивающих играх, положительные эмоции при физической активности. В самостоятельной двигательной деятельности интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, признаками, участвует в разговорах во время рассматривания предметов для игры.
Материалы и оборудование: игрушка колобок, большой и маленький кружочки на каждого ребенка, шляпы разного размера (размеры одной соответствуют размеру колобка), мяч.
Содержание
организованной деятельности детей
Организационный момент.
Ребята встречают гостя – Колобка.
Колобок. Ребята, помогите, уберегите меня от лисы. Если не спрячете, съест меня хитрая лиса!
Воспитатель. Ребята, поможем Колобку? (Ответы детей.)
Дидактические игры.
Воспитатель. Сначала покажем Колобку, как мы умеем играть в прятки с кружочками.
Ÿ «Прятки».
Каждому ребенку предлагается большой и маленький кружочки. Воспитатель показывает, как маленький кружочек может спрятаться за большим, а большой никак не спрячется за маленьким. Затем дети повторяют действия воспитателя.
Воспитатель. Колобок, ребята умеют играть в прятки, а значит, и тебе помогут от лисы спрятаться.
Ÿ «Спрячь Колобка».
На столе лежат шляпы разного размера (большие, маленькие). Воспитатель и дети подбирают шляпу такого размера, под которой Колобка не будет видно.
Подвижно-дидактическая игра «По сигналу».
Воспитатель. Давайте поиграем с Колобком. Если я буду показывать большой кружочек, вы спокойно идете по кругу; если показываю маленький – вы ползете, как маленькие мышки.
Упражнение повторяется 2–3 раза.
Рефлексия.
Ÿ Малоподвижная игра «Катись, Колобок».
Воспитатель. Ребята, пора прощаться с Колобком. Ему надо катиться дальше. Оттолкнем Колобка, чтобы катился он быстро, чтобы лиса не догнала.
Дети садятся по кругу и катают друг другу мяч.
Занятие 3
Звуковая культура речи: звук [и].
Упражнение на развитие слуха и голоса
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, познавательно-исследовательская, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цели деятельности педагога: упражнять в четком и правильном произношении звука [и] (изолированно, в слогах, словах); закреплять представления о различии предметов по величине; развивать силу голоса, слуховое восприятие.
Планируемые результаты – целевые ориентиры дошкольного образования: проявляет интерес к совместным играм на развитие звуковой культуры речи, отличает звук [и] от остальных звуков; отвечает на вопросы педагога, отгадывает загадки, проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения.
Материалы и оборудование: красивая коробка, картинки или предметы: индюк, ирис, ириска, ива, иголка, ишак, мишка, вилка, пирамидка, вишня, слива, спички, изюм.
Содержание
организованной деятельности детей
Развивающие игры.
Ÿ «Покажи и назови».
Воспитатель складывает в красивую коробку предметы или картинки, в названиях которых есть звук [и]. Первый предмет достает сам и, показывая его, называет четко и громко. Потом по очереди предметы достают дети и, показывая их всем, громко называют.
Называя предмет, воспитатель голосом выделяет звук [и], фиксируя на нем внимание детей. Необходимо следить, чтобы дети правильно, четко проговаривали слова, звук [и].
Показывая изображение ишака, воспитатель говорит, что это ишак, и спрашивает, кто знает, как кричит ишак, проговаривает вместе с детьми: «Иа-иа…».
Ÿ «Лошадка».
Дети, изображая лошадок, стоят в «конюшне» (огороженный стульями угол комнаты). «Наступило утро, все лошадки идут гулять» – дети друг за другом идут по комнате, высоко поднимая ноги, как лошадки. По сигналу «лошадки, домой» дети говорят: «И-и-и-го-го…» и друг за другом быстро идут в «конюшню».
Отгадывание загадок.
Воспитатель предлагает отгадать загадки, назвать и показать отгадки на картинках.
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
(Ива.)
Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает.
(Иголка.)
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
(Ирис.)
Из упрямства ни на шаг
Не продвинется … (ишак).