Федеральным законом от 24.07.2009 № 212 - О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - Закон № 212-ФЗ) предусмотрена уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды:
- в Пенсионный фонд РФ - на обязательное пенсионное страхование (далее - взносы в ПФР);
- в Фонд социального страхования РФ - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - взносы в ФСС России);
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - на обязательное медицинское страхование (далее - взносы в ФФОМС).
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125- ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» уплачиваются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют:
Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования;
Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ (далее - органы контроля за уплатой страховых).
|
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Закона № 212-ФЗ в целях единообразного применения указанного закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 14.09.2009 № 731 установлено, что такие разъяснения вправе издавать Министерство здравоохранения и социального развития РФ. В настоящее время эти функции перешли к Министерству труда и занятости РФ.
Плательщики страховых взносов | |
Лица, производящие выплаты физическим лицам: | Лица, не производящие выплаты физическим лицам: |
- организации; - индивидуальные предприниматели; - физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями | - индивидуальные предприниматели, - адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой |
Объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие налогообложению, для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам (ст. 7, 8 и 9 Закон № 212-ФЗ)
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих выплаты физическим лицам, объектам обложения являются выплаты и вознаграждения по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), авторским и лицензионным договорам.
Базой для начисления страховых взносов являются выплаты, указанные в предыдущем абзаце за минусом выплат, не подлежащим обложению в соответствии со ст. 9 Закона № 212-ФЗ.
|
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц.
Базой для начисления являются указанные выше выплаты в пользу физических лиц за минусом выплат, не подлежащих обложению в соответствии со ст. 9 Закона № 212-ФЗ.
Статьей 8 Закона № 212-ФЗ установлена предельная величина налоговой базы для начисления взносов, которая ежегодно индексируется:
- с 1 января 2010 года - 415 000 рублей (Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ);
- с 1 января 2011 года - 463 000 рублей (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933);
- с 1 января 2012 года - 512 000 рублей (Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974);
- с 1 января 2013 года - 568 000 рублей (Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276);
- с 1 января 2014 года - 624 000 рублей (Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101).
Сумма выплат и иных вознаграждений, учитываемых при определении базы для начисления страховых взносов в части, касающейся договора авторского заказа и лицензионных договоров, уменьшается на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету по нормативам, установленным ст. 8 Закона № 212-ФЗ.
|
Виды выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, указаны в ст. 9 Закона № 212-ФЗ, в частности:
- все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат связанных:
- с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
- с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
- с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;
- взносы работодателя, уплаченные плательщиком страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в размере уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;
- суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного работника за расчетный период;
- суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников и др.
Расчетный и отчетный периоды. Определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений. Тарифы страховых взносов
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (ст. 10 Закона № 212-ФЗ).
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Дата осуществления выплат и иных вознаграждений (ст. 11 Закона № 212-ФЗ):
- для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц - как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения);
- для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц - как день осуществления выплат и иных вознаграждений
Основные тарифы страховых взносов на 2012-2015 гг. установлены ст. 58.2 Закона №212-ФЗ:
База для страховых взносов | Тариф страхового взноса начисления | ||
Пенсионный фонд РФ | Фонд социального страхования РФ | Фед фонд обязательного медстрахования | |
В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 22,00 процента | 2,9 процента | 5,1 процента |
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 10,0 процента | 0,0 процента | 0,0 процента |
Статьей 58 Закона № 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период, в частности:
- для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
- для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог;
- для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы;
- для хозяйственных обществ, созданных после 13.08.2009 бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
- для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами об осуществлении соответствующей деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в этих зонах;
- для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий;
- для плательщиков страховых взносов - российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации;
- для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются виды деятельности, перечисленные в ст. 58 Закона № 212-ФЗ.
Понижены тарифы страховых взносов для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»» (ст. 58.1 Закона № 212-ФЗ).
С 1 января 2013 г. статьей 58.3 Закона 212-ФЗ введены дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов: в отношении выплат в пользу лиц, имеющих право на пенсию в более раннем возрасте,
- по первому списку:
Период | Дополнительный тариф страхового взноса |
2013 год | 4,0 процента |
2014 год | 6,0 процента |
2015 год и последующие годы | 9,0 процента |
- по второму списку:
Период | Дополнительный тариф страхового взноса |
2013 год | 2,0 процента |
2014 год | 4,0 процента |
2015 год и последующие годы | 6,0 процента |
ТЕМА 7. Налог на прибыль организаций
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, одного из федеральных налогов, с 2002 г. регулируется гл. 25 Кодекса.
За прошедшее время гл. 25 НК РФ неоднократно подвергалась изменениям. Очередные поправки вступили в силу с 2014 г. Сложилась практика применения положений этой главы финансовыми, налоговыми органами и арбитражными судами.
Плательщики налога на прибыль, объект налогообложения, налоговая база и налоговые ставки
Плательщиками налога на прибыль организаций признаются (ст. 246 НК РФ):
- российские организации;
- иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.
Организации, являющиеся ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются налогоплательщиками в отношении налога на прибыль организаций по этой консолидированной группе налогоплательщиков.
Не являются плательщиками налога на прибыль ряд организаций, участвующих в подготовке и проведении Олимпийских игр в Сочи.
Объектом налогообложения является прибыль, которой признаются (ст. 247 НК РФ):
- для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ;
- для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ;
- для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в РФ. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.
Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»», в течение 10 лет со дня получения ими статуса участников проекта в соответствии с указанным Федеральным законом имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 246.1 Кодекса.
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.
Общие принципы определения налоговой базы изложены в ст. 274 НК
РФ.
При этом важно отметить следующее:
- налогоплательщики, применяющие специальные режимы, налогообложения, при исчислении налоговой базы не учитывают доходы и расходы, относящиеся к этим режимам;
- при исчислении налоговой базы не учитывают доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу;
- по прибыли, облагаемой по разным ставкам, налоговая база определяется отдельно;
- доходы, полученные в натуральной форме, включая товарообменные операции, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений ст. 105.3 НК РФ;
- налоговая база определяется нарастающим итогом с начала налогового (отчетного) периода.
Доходы (расходы) подразделяются на доходы от реализации (расходы, связанные с реализацией) и внереализационные доходы (расходы).
При определении доходов из них исключаются налоги, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров, работ, услуг и имущественных прав (п. 1 ст. 248 НК РФ). К таким налогам относятся НДС и акцизы.
Если в отчетном (налоговом) периоде получен убыток - отрицательная разница между доходами и расходами, то налоговая база признается равной нулю (п. 8 ст. 274 Кодекса).
Перечень организаций, операций и видов деятельности, по которым налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных гл. 25 НК РФ, а также применяется ставка, отличная от 20%, или в особом порядке признается убыток, представлен в таблице:
п/п | Перечень организаций, операций и видов деятельности | Статья НК РФ |
Доходы, получаемые от долевого участия в других организациях | ||
Доверительное управление имуществом | ||
Передача имущества в уставный (складочный) капитал организаций | ||
Доходы, получаемые участниками простого товарищества | ||
Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками консолидированной группы налогоплательщиков | 278.1 | |
Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора инвестиционного товарищества | 278.2 | |
Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования | ||
Операции с ценными бумагами | 280 - 282 | |
п/п | Перечень организаций, операций и видов деятельности | Статья НК РФ |
Кредитные организации | 290 - 292 | |
Страховые организации | 293 - 294 | |
Негосударственные пенсионные фонды | 295 - 296 | |
Профессиональные участники рынка ценных бумаг | 298 - 300 | |
Срочные сделки | 301 - 305 | |
Иностранные организации | 306 - 312 | |
Операции, связанные с реализацией основных средств | 268 - 320 | |
Доходы и расходы обслуживающих производств и хозяйств | 275.1 |
Ставки налога на прибыль установлены ст. 284 НК РФ.
Общая (основная) налоговая ставка составляет 20%.
Сумма налога на прибыль, исчисленная по такой ставке, распределяется по бюджетам следующим образом (п. 1 ст. 284 НК РФ):
- в федеральный бюджет — 2%;
- в бюджет субъектов РФ — 18%.
Законами субъектов РФ размер ставки может быть уменьшен для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ. При этом размер указанной ставки не может быть ниже 13,5% (абз. 4 п. 1 ст. 284 Кодекса).
Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, облагаются по ставкам:
- дивиденды от российских организаций - 15%;
- доходы от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок - 10%;
- все иные доходы - 20%
Дивиденды, полученные российской организацией от российских и иностранных организаций облагаются по ставкам 0% и 9%.
Ставка 0% применяется при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50%-ным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.
К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются ставки 15%; 9%; и 0% (п. 4 ст. 284 НК РФ).
Кроме доходов в виде дивидендов и доходов в виде процентов по отдельным видам долговых обязательств по ставке 0% облагается:
- прибыль, полученная ЦБ РФ от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» (п. 5 ст. 284 НК РФ);
- прибыль, полученная организацией, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»» (далее— участник проекта). Указанная ставка в отношении прибыли, полученной после прекращения использования участником проекта права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 246.1 Кодекса (п. 5.1 ст. 284 НК РФ);
- прибыль организаций, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены п. 3 и 4 ст. 284 Кодекса), с учетом особенностей, установленных ст. 284.1 Кодекса (п. 1.1 ст. 284 НК РФ).
- для организаций - резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций - резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства РФ в кластер, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов.
Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении доходов по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, права на которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями статьи 310.1 Кодекса.
Налоговый и отчетный периоды
Отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 285 НК РФ).
Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
Режим уплаты авансовых платежей исходя из фактической прибыли определяется налогоплательщиком и закрепляется в учетной политике на очередной налоговый период.
Порядок исчисления налога и авансовых платежей
Сумма налога по итогам налогового периода и авансовых платежей по итогам отчетного периода определяется налогоплательщиком самостоятельно (кроме случаев, когда такая обязанность возлагается на налогового агента) (ст. 286 НК РФ).
Налогоплательщики, избравшие в качестве отчетного периода квартал, полугодие и девять месяцев, в течение отчетного периода исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа так.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в I квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во II квартале текущего налогового периода, принимается равной V3 суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в III квартале текущего налогового периода, принимается равной 1/3 разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам I квартала.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в IV квартале текущего налогового периода, принимается равной 1/3 разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.
Пример расчета ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль представлен по форме листа 02 Декларации «Расчет налога на прибыль организаций».
Пример. Исходные данные: за первое полугодие 2013 г. сумма авансового платежа налога на прибыль исходя из фактической прибыли составила 510 тыс. руб., в том числе за I кв. - 240 тыс. руб., за II кв. - 270 тыс. руб. Ежемесячные авансовые платежи на II кв. - 240 тыс. руб., на III кв. - 270 тыс. руб. Остальные показатели - в таблице. Лист 02:
Показатели | Код строки | 2013 год | 2014 год | |||
9 мес. | Год | 1 кв. | 1 полуг. | 9 мес. | ||
Сумма исчисленного налога - всего | ||||||
Сумма начисленных авансовых платежей | (750+ 240) | |||||
Сумма налога к доплате | - | |||||
Сумма налога к уменьшению | ||||||
Сумма ежемесячных авансовых платежей на: | Строка 180 за текущий отчетный период минус строка 180 за предыдущий отчетный период | |||||
- IV кв. 2012 г., а также на I кв. 2013г. (750 - 510) | -/- | |||||
- II кв. 2013 г. | -/- | |||||
- III кв. 2013 г. | -/- | |||||
- IV кв. 2013 года (300 - 500 = отрицательная величина) | -/- | - |
Ряд организаций уплачивает только квартальные авансовые платежи исходя из фактической прибыли. Перечень таких организаций представлен в таблице (п. 3 ст. 286 НК РФ).
Организации, которые могут уплачивать только квартальные авансовые платежи |
Организации, у которых доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, за предыдущие четыре квартала не превысили в среднем 10 млн руб. |
Бюджетные учреждения |
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство |
Некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг) |
Участники простых товариществ, инвестиционных товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах |
Инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений |
Выгодоприобретатели по договорам доверительного управления |
С 1 января 2014 года театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи.
Вновь созданные организации начинают уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации (п. 6 ст. 286 Кодекса).
При этом вновь созданные организации уплачивают авансовые платежи за соответствующий отчетный период при условии, если выручка от реализации не превышала один миллион рублей в месяц либо три миллиона рублей в квартал. В случае превышения указанных ограничений налогоплательщик начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, уплачиваются ежемесячные авансовые платежи (п. 5 ст. 287 Кодекса).
Пример. Организация создана в феврале 2014 г. В I и II кварталах ежемесячные авансовые платежи не уплачиваются. Если в течение какого-то месяца II квартала выручка превысит 1 000 000 руб. или в целом за II квартал - 3 000 000 руб., то организация должна уплачивать ежемесячные авансовые платежи в III квартале. Сумма ежемесячного авансового платежа равна 1/3 суммы авансового платежа от фактической прибыли за II квартал. Допустим, что во II квартале выручка составила: в апреле - 600 000 руб., в мае - 900 000руб., в июне - 1 400 000 руб. Так как в июне выручка превысила 1 000 000 руб., то в III квартале необходимо уплачивать ежемесячные авансовые платежи в сумме 966 667 руб. [(600 000 руб. + 900 000 руб. + 1 400 000 руб.): 3].
Порядок уплаты авансовых платежей в IV квартале 2014 г. и I квартале 2015 г. зависит от выручки III квартала.
Если в течение какого-то месяца III квартала выручка превысит 1 000 000руб. или в целом за III квартал - 3 000 000руб., то организация должна уплачивать ежемесячные авансовые платежи в IV квартале 2014 г. и в этих же суммах - в I квартале 2015 г.
Во II квартале 2015 г. режим уплаты авансовых платежей зависит от выручки I квартала.
В таком порядке, то есть исходя из выручки предыдущего квартала, определяется порядок уплаты авансовых платежей вновь созданными организациями, пока они не отработают полных четыре квартала. По истечении этого периода режим уплаты авансовых платежей на очередной квартал определяется исходя из средней выручки за четыре предшествующих квартала.
Сроки уплаты налога и авансовых платежей. Налоговая декларация
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного в ст. 289 НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период (ст. 287 НК РФ).
Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.
Налоговые декларации (налоговые расчеты) в соответствии со ст. 289 НК РФ, представляются:
- по итогам налогового периода - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
- по итогам отчетного периода - не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Форма налоговой декларации утверждается ФНС России. Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.
Изложенный порядок уплаты налога и авансовых платежей по налогу установлен для налога, который исчисляется по ставке 20%.
Налог с доходов в виде дивидендов, процентов по государственным ценным бумагам и с доходов иностранных организаций из источников в РФ уплачивается в ином порядке. Этот порядок изложен в соответствующих разделах.
ТЕМА 8. Имущественные налоги
Налог на имущество организаций
Налог на имущество организаций является региональным налогом (ст. 14 НК РФ).
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, предусмотренных гл. 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога (п. 3 ст. 12 НК РФ).
Законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (ст. 372 НК РФ).
Налогу на имущество организаций посвящена гл. 30 НК РФ.
Налогоплательщики и элементы налогообложения
Налогоплательщиками признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ (ст. 373 НК РФ).
Объектом налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 374 для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета,
Объектами налогообложения согласно п. 4 ст. 374 НК РФ не признаются:
- земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
- имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ;
- объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов РФ федерального значения в установленном законодательством РФ порядке;
- ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
- ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
- космические объекты;
- суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
- движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.
Налоговая база для российских организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (ст. 375 НК РФ), за исключением объектов, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами - I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 379 НК РФ).
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2% (ст. 380 НК РФ).
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ.
По объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:
1) для города федерального значения Москвы: в 2014 году - 1,5 процента, в 2015 году - 1,7 процента, в 2016 году и последующие годы - 2 процента;
2) для иных субъектов РФ: в 2014 году - 1,0 процента, в 2015 году - 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы - 2 процента.
В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по максимальным ставкам, установленным НК РФ.
Определение налоговой базы и расчет налога
Порядок определения налоговой базы установлен ст. 376 НК РФ.
Налоговая база определяется отдельно:
- в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации;
- в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
- в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс.
Методика расчета среднегодовой стоимости (за налоговый период) и средней стоимости (за отчетный период) установлена п. 4 ст. 376 НК РФ.
Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Согласно п. 6 ст. 376 НК РФ с 01.01.2011 налоговая база уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях РФ, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов. Положение указанного пункта не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости указанных объектов до 01.01.2010 г.
Налоговые льготы установлены ст. 381 НК РФ и обязательны к применению на всей территории РФ.
Органы власти субъектов РФ своими законами могут устанавливать льготы дополнительно к тем, которые предусмотрены ст. 381 НК РФ.