Рабочий лист по теме: Права и свободы человека и гражданина Обществознание 9 класс
Задание № 1 Объясните, почему Всеобщая декларация прав человека не наделяет людей свободой, а признает ее за ними.
Задание №2 С 1950 г. 10 декабря объявлено Генеральной Ассамблеей ООН Днем прав человека
С 1950 г. 10 декабря объявлено Генеральной Ассамблеей ООН Днем прав человека (10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека). Ежегодно ООН объявляет тему Дня прав человека, например:
1. 2004 г. — «Образование в области прав человека»;
2. 2005 г. — «О пытках и глобальных усилиях по борьбе с ними»;
3. 2006 г. — «Борьба с нищетой — обязанность, а не милосердие»;
4. 2007 г. — «Человеческое достоинство и справедливость для всех нас».
Объясните значимость каждой из названных тем.
Задание № 3 Выберите из приведенного списка верные суждения о правах человека и обведите номера, под которыми они указаны.
1. Права человека выражают меру свободы человека в обществе;
2. Каждое государство самостоятельно определяет свой гарантируемый перечень прав человека;
3. Права человека неотделимы от самого человека;
4. Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и в правах;
5. Государство может расширить перечень прав народов, находящихся на грани вымирания.
Задание №4 Установите соответствие между правами человека и группой прав.
Установите соответствие между правами человека и группой прав.
Права человека | Группа прав |
| A) гражданские права Б) социальные права B) политические права |
Задание №5 Вольтеру принадлежат такие слова: «Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказать».
Какое право защищал французский философ?
В чем значение этого права для граждан современного общества?
Задание №6 Ознакомьтесь с содержанием двух статей Конвенции о правах ребенка (1989 г.), выполните задания и ответьте на вопросы.
Часть I Статья 13
1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:
а) для уважения прав и репутации других лиц; или
б) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (order public), или здоровья или нравственности населения.
Статья 15 Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.
1. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка (order public), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Какие два права ребенка зафиксированы в приведенных статьях Конвенции?
Используя собственный социальный опыт, приведите пример реализации каждого из названных прав.
Какие ограничения этих прав предусмотрены Конвенцией?
Подтвердите необходимость любого из ограничений прав ребенка конкретными примерами.
Задание №7 Во время телевизионного ток-шоу был задан вопрос: «Должно ли государство быть заинтересовано в том, чтобы граждане хорошо знали свои права и способы их защиты?»
Аудитория разделилась на две практически равные группы. Одни участники считали, что знание гражданами своих прав и способов их защиты — в интересах государства, другие считали, что это вредно для государственного управления. Подумайте, какие аргументы «за» и «против» могли быть у сторонников каждой из названных точек зрения. Запишите в таблицу по два аргумента каждой группы.
Мнение | Аргументы «за» | Аргументы «против» |
1. В интересах государства | ||
2. Вредно для государственного управления |
Задание №8. Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА | ГРУППЫПРАВ (СВОБОД) | |
А) право на охрану здоровья и медицинскую помощь Б) защита от произвольного вмешательства в личную жизнь В) право на защиту чести и достоинства Г) право на свободу мирных собраний и ассоциаций Д) право на жизнь | 1) гражданские (личные) 2) политические 3) социальные |
Задание № 9. Особым правом ребёнка является право на
1) свободу мысли, совести и религии
2) уважение достоинства личности
3) защиту от произвольного вмешательства в личную жизнь
4) опеку при потере родителей
Задание № 10. Одна из конституционных обязанностей гражданина РФ
1) выбор рода деятельности и профессии 2) участие в управлении делами государства 3) участие в отправлении правосудия 4) сохранение исторического и культурного наследия
Задание № 11. Конституция РФ провозглашает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Это свидетельствует об (о)
1) идеологическом многообразии
2) разделении властей
3) развитии гражданского общества
4) светском характере государства
Задание № 12. Конституция провозглашает РФ социальным государством. Это означает, что
1) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права
2) политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека 3) церковь в РФ отделена от государства
4) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью
Задание № 13. Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства относится к группе прав
1) личных (гражданских) 2) политических 3) социальных 4) культурных