Народные игры.
В народной культуре, традициях и педагогике есть много такого, что может помочь современному человеку восстановить, утерянные связи общения, общежития. И одна из таких традиций - это хороводы.
Принципы хоровода:
-Хоровод - это круг, и когда мы стоим в кругу и держимся за руки-нет первых и последних, нет главных и не главных. Мы все вместе, едины и движемся в одном направлении.
- При этом правая рука сверху, левая снизу-мы всегда идем за кем-то и кого-то ведем за собой.
- В хороводе важно не размыкать рук и чувствовать плавность и непрерывность жизни, при этом надо при вращениях уметь «прокручиваться» т.е. размыкать руки, перестраиваться и опять соединяться-это гибкость, умение выходить из разных ситуаций.
- Двигаясь в единой связке, каждый держит «свою стать»-выпрямляется, соединяясь с землей и небом, чувствуя себя, можно даже изменить темп и движения не изменяя общего ритма-умение быть собой, даже в роли ведомого и «заданных рамок».
- В хороводе есть положение ведомого, положение ведущего. Ведущий (ведающий-знающий)- тот, кто знает куда идти и умеет вести за собой. Ведущий может разомкнуть круг и вести за собой, по своему маршруту, при этом надо уметь чувствовать тех, кто за тобой и заранее «просчитывать» траектории движения.
- Во время движения надо стараться смотреть проходящим мимо «открытым» взглядом, «прямо в глаза».
- Есть положение «в центре круга», где надо проявить себя, заявить о себе, и уметь принять произведенный тобою эффект.
Сегодня хоровод поможет объединить детей, взяться за руки, «завести» -настроиться на игру в единой команде.
Самые простые хороводы, которые можно проводить и сейчас:
хоровод, хоровод «пузырь», хоровод «круги», хоровод «гусь», хоровод «клубок», хоровод с элементами кадрили.
|
Хоровод «клубок».
Ведущий из большого хоровода закручивает его в центр с присказкой, пока все не подойдут достаточно плотно. Когда все остановятся-поднимают руки и ведущий выводит из клубка образуя новый клубок.
Я по горенки шла,
Клубок ниток нашла.
Клубок маленький,
Нитки аленькие.
Клубок катится,
Нитка тянется.
Клубок доле, доле, доле.
Нитка боле, боле, боле.
Нитка больше всех,
Перевертов шесть!
Игры на внимание, игры повторения
Скороговорка: едем в поле-видим мост-на мосту ворона мокнет-хвать за хвост-шасть под мост-пусть она посохнет.
Указания к проведению: Рассказываем с движениями, начинаем медленно, постепенно ускоряя темп-все должны повторять.
Усложненная игра в «ладушки»:
Синтитюриха корову продала,
На те деньги балалайку завела,
Балалаечка поигрывает,
Синтитюриха поплясывает.
При произнесении каждой строки – играем «ладушки», по оканчании первой строки ударяем в ладоши один раз и прокручиваемся вокруг себя; после второй строки ударяем в ладоши два раза и т.д.
«КАПУСТА»
Рисуется круг – «огород». На середину его играющие складывают свои шапки, пояса, платки, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят, выбранный «хозяином», садится рядом с «капустой». «Хозяин», изображая движениями воображаемую работу, поет:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали
Волк и лисица,
|
Бобер и куница,
Заинька усатый,
Медведь толстопятый.
Ребята пытаются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.
«В УГОЛКИ»
В игре участвуют пять человек. На земле рисуют большой квадрат. По считалке выбирается водящий – «мышка». Он становится в середину квадрата, а четверо игроков занимают уголки. Водящему поют:
Мышка, мышка,
Продай уголок
За шильце, за мылце,
За белое белильце,
За зеркальце!
Продолжают просить:
– Мышка, мышка, дай ключи!
– Поди вон! Там постучи! –
отвечает «мышка» и командует:
Из угла в угол,
Друг за другом –
Вон!
Тут же стоящие по углам игроки начинают меняться между собой местами, а «мышка» старается занять оставленный угол. Участник, оставшийся без угла, становится «мышкой», и игра повторяется
«Золотые ворота»
Участники (3-4 человека) игры образуют круг, стоя лицом к центру и подняв сомкнутые руки. Через эти «ворота» пробегает цепочка остальных игроков, взявшихся за руки. Стоящие игроки (ворота) поют:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй раз - запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После слов «не пропустим вас» те, кто образует «ворота», руки опускают. Оказавшиеся внутри круга берутся за руки с образующими круг, увеличивая число «ворот». Не пойманные восстанавливают цепочку и бегут снова. С каждым закрытием ворот бегущих всё меньше. Троих не пойманных участников игры объявляют победителями.
|
«Золотые ворота — круговые»
В этой игре половина игроков образует круг, взявшись за руки и подняв их вверх — это круглые ворота. Остальные дети образуют живую цепочку, которая поочередно огибает каждого игрока, стоящего в круге. Дети, изображающие «ворота», повторяют речитативом стих. На последнем слове дети опускают руки и ловят тех, кто оказался внутри круга. Пойманные дети образуют вместе с детьми, уже стоявшими в круге, еще больший круг, и игра продолжается. Постепенно цепочка игроков становится все короче, а детей в круге — все больше. Игра заканчивается, когда вне круга остаются всего несколько детей.
«Лапти»
На середине площадки вбивают кол, к нему привязывают верёвку длиной от 3 до 5 м. Вокруг кола на длину верёвки проводят круг. Водящий берёт свободный конец её и встаёт у кола. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-либо предмет (например, мешочек с песком). Повернувшись к водящему, спрашивают его: «Сплели лапти?» Водящий отвечает:
«Нет». Играющие спрашивают ещё раз: «Сплели лапти?» — и слышат тот же ответ. Спрашивают в третий раз: «Сплели лапти?» — «Сплели!» — отвечает водящий. Тогда, дети бегут в крут и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает по кругу и пытается запятнать играющих.
Тот, кого водящий запятнал, встаёт на его место. Играющие берут свои предметы, и игра начинается сначала. Иногда водящему, сколько ни бегает по кругу, запятнать играющих не удаётся, и он вновь водит.
Правила:
1. Водящий бегает по кругу только на длину вытянутой верёвки, за круг забегать ему не разрешается.
2. Если играющему не удалось взять свой предмет, то он выходит из игры.
3. Играющим за кругом разрешается переходить с одного места на другое.
4. Салить играющих водящий может только в круге.
Указания к проведению: Лучше игру проводить на большой площадке, в этом случае увеличивается расстояние для бега как играющих, так и водящих. Игра проходит веселее, если в центре круга брошенные предметы охраняют двое водящих. Это создаёт определённые трудности для играющих.
«Заря - заряница»
Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Косы золотые,
В ленты обвитые.
С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.
Указания к проведению: Чем больше детей примут участие в этой игре, тем шире будет круг, а это значит, что нужно больше приложить усилий, чтобы занять свободное место. Дети в круге стоят друг от друга на расстоянии одного шага.
«Шлепанки»
Дети встают в круг лицом к центру на расстоянии шага друг от друга. Выбирают водящего, считают до 5: пятый — водящий. Он выходит в центр круга, называет по имени одного из играющих и бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Тот, чьё имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлёпает ладонью), стоя на одном месте. Число отбиваний мяча по договорённости, но не более 5, чтобы детям не приходилось долго стоять в ожидании. После отбиваний мяча игрок перебрасывает его водящему. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не уронит мяч. Тот, кто уронил мяч, встаёт на место водящего. Играть можно в 2—3 мяча, тогда выбирают 2—3 водящих.
«Ямки»
На площадке в один ряд выкапывают несколько ямок, но не больше 10 и отмечают их номерами. На расстоянии 3 м от них проводят черту, с которой играющие прокатывают шары в ямки поочерёдно, начиная с первой. Игру начинает первый играющий, он прокатывает шар, пока не промахнётся. За ним продолжает игру второй, затем третий и т. д. Когда очередь вновь дойдёт до первого игрока, он начинает игру с той ямки, в которую не попал. Кто первым попадёт во все ямки, тот выигрывает. Указания к проведению. В игре принимают участие не более 10 человек. Ямок может быть разное количество, не обязательно по числу играющих. Дети могут не прокатывать, а бросать шары в ямки.