Опубликованная год назад моя статья «Труппа или группа» вызвала много дискуссий у музыкальных руководителей и методистов. И если музыканты со вздохом облегчения и надежды прочли ее, то у администрации и методистов статья вызвала ряд закономерных вопросов. Конечно, всем хочется, чтобы праздник в детском саду как можно меньше был похож на отчет детей перед взрослыми и становился праздником их совместного общения. Но как десятилетиями сложившуюся систему начать понемногу разворачивать в другую сторону?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно поразмышлять на тему: зачем ребенку музыка? Наверно, не для того, чтобы обслуживать амбиции взрослых: «Какой талантливый и музыкальный!» и уж, конечно не для того, чтобы другие взрослые гордились своими достижениями: «Смотрите, как мы тут всех здорово обучили!» Вообще любые амбиции здесь ни при чем. И чем дальше наше педагогические цели от желания продемонстрировать себя, тем точнее мы настраиваемся на то, что нужно ребенку.
Ребенку музыка нужна для его личностного развития и роста и нужна как вода и воздух. У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия. Есть она и у музыки. Миссия музыки состоит в том, чтобы помогать человеку гармонизовывать внутренний мир, приводить его в состояние равновесия, радости и полета. А еще служить средством общения, только не в неком абстрактном смысле, например, «послушаем великого Баха и побеседуем с ним», а в прямом — для общения человека c самим собой и людей с друг с другом. Исходя из этой философии можно думать о том, каким сделать праздник, и как в нем будет представлена музыка.
В нашем Учебно-воспитательном комплексе в прошлом году перед праздником Восьмого марта уволилась музыкальный руководитель. Первое время весь коллектив был в некотором шоке, но потом мы договорились, что никакого специального сценария писать не будем: стихи подберут воспитатели, я на занятии по элементарному музицированию подготовлю две песни и веселый танец, который можно будет танцевать с родителями, а также что-нибудь с инструментами — оркестр или игру. Воспитатели вместе с родителями подумают также, как сделать праздник необычным именно для своей группы.
|
Учитывая сложность ситуации все энергично принялись за дело. В одной из средних групп без общих репетиций с детьми (кроме нескольких фраз текста) был проведен праздник на основе сказки «Волк и семеро козлят», где волка и козу играли родители. В старшей группе одна из воспитательниц разучила хороводы с детьми и весенние припевки, поскольку сама прекрасно поет и любит народное пение. Соответственно, праздник был фольклорный. В некоторых группах провели традиционные концерты для мам, но ни одного похоже не было, каждый отличался «лица не общим выраженьем».
Необходимо сказать о реакции воспитателей на произошедшее. Часть сразу же почувствовала в подобных праздниках возможности для своего творчества и самореализации, поэтому радость этих ощущений перекрыла все дополнительные заботы, которые у воспитателей, безусловно появились. Несколько воспитателей осторожно выразили сомнение в целесообразности такого подхода к организации праздников, сказав, что у них и так работы хватает.
Однако администрация нашего комплекса: заведующая Иншакова И.В. и методист Зенина Л.А. мгновенно поняли, какие возможности таит в себе идея праздника как общения детей и взрослых, а не праздника, как концерта детей. Поэтому на том же методическом объединении было решено продолжить эксперимент следующим образом: осенью, с 15 октября по 15 ноября провести во всех группах праздники, тематику которого определяют воспитатели группы, возможно вместе с детьми и родителями.
|
Так, к счастью, случилось, что еще до осенних праздников мы проводили в саду спортивные соревнования «Спортивная семья». К удивлению коллектива в один из вечеров сад заполнился до отказа: во всех залах и коридорах проводились эстафеты и конкурсы, в том числе и музыкальные. Радость и энтузиазм детей был предсказуем и понятен. Но нас поразила реакция родителей: их глаза были полны благодарности за проведенный вечер, за то, что о них тоже подумали и в этих глазах без всякого перевода читалось счастье общения.
Анализируя этот первый опыт, мы пришли к выводу, что родителям в общем-то тоже не хватает качественного общения: друг с другом, с нашим замечательным коллективом, с детьми, и что мы уже реально сделали несколько шагов к тому, чтобы быть сообществом детей и взрослых.
Проведенные осенние праздники позволили прибрести коллективу и каждому воспитателю еще один опыт творчества, фантазии и сотрудничества. Сценарии опять мы не писали, в каждой группе был некий примерный план развертывания праздника: что за чем. Наполнялся же он в каждой группе по-разному, в зависимости от того, что могут и хотят дети, что они подготовили и не только на музыкальных занятиях, а например, на занятиях, по развитию речи, ритмике. В некоторых группах были семейные номера-сюрпризы: стихи, маленькие театрализации сказок, гимнастические номера и частушки.
|
Необходимо сказать о том, что и по жанру все праздники были разные. В одном органично удалось сочетать викторину-путешествие по Москве, в которой было две соревнующихся команды, составленной из детей и их родителей. Они также зарабатывали очки своей команде умением прочесть скороговорку, придумать историю или организовать смешной танец.
Замечательным вечером отдыха для детей и родителей стал праздник под условным названием «Осеннее кафе», вдохновенно и артистично проведенный Т.И. Петровой. В конце вечера все получили маленькие призы, но они предназначались не только детям, а семье, пришедшей на праздник. Например, маме, ее сыну и маленькой сестренке, еще не посещающей сад.
Поскольку наше учреждение — это Учебно-воспитательный комплекс, и первый класс учится в детском саду, то одним из самых интересных праздников был утренник младшей группы вместе с первым классом. Примечательно, что первоклассники были выпускниками воспитателей, которые осенью и приняли младшую группу. Удивительным и очень органичным было общение этих детей между собой. Завороженно-восхищенными одинаково были и те, и другие. Мы их посадили, чередуя: каждый первоклассник привел и посадил рядом с собой на специальный маленький стульчик малыша, а затем трогательно о нам заботился.
Сюжет был осенний, а роли Осени, Ветра, Дождика выполняли первоклассники. Несколько очень простых песен, игра с музыкальными инструментами, которые были исполнены совместно наполнили праздник небывалым смыслом. Его можно очень просто выразить четырьмя словами: нам было хорошо вместе! И мы посчитали, что этот праздник, как и «Осеннее кафе», праздник-викторина были значительными успехами нашего коллектива.
Слова песен, которые дети разучили на занятиях, мы заранее размножили и разложили на стульях для родителей, чтобы в зале все могли петь вместе. Мы поняли, что принцип расстановки стульев, на которые садятся дети и родители, тоже очень важен, поэтому отказались совсем от разделения зала на сцену и зрителей. Чаще всего стулья мы теперь ставим двумя полукругами: сзади большие для родителя, а впереди маленький — для его ребенка. Впереди образуется общее пространство. Так они и сидят рядышком, имея возможность обменяться взглядом, словом — и в этом мы тоже увидели такую необходимую нам непринужденность, раскованность, без которой не может быть ощущения праздника.
Мы старались одновременно и для детей, и для родителей, и наши старания отразились в искренних словах благодарности за доставленную радость, возможность приятно провести вечер со своим маленьким ребенком. И казалось, что обычно рутинная и долгая череда осенних праздников превратилась в очень светлые и даже в чем-то интимные групповые мероприятия. У праздника появилась камерность, и наконец ушла показная помпезность. Я иногда чувствовала, что «сторонний» человек, зашедший просто полюбопытствовать, посмотреть праздник уже как-то неестественен, поскольку зрителей как таковых в нем нет, есть участники.
Не могу не рассказать об уникальном в своем роде опыте московского детского сада № 1808. Здесь весной в спектакле «Волк и семеро козлят» не только принимали участие родители и дети разных возрастов, но также выпускники детского сада прошлых лет. Многие из них, обучаясь в музыкальных школах, составили небольшой любительский оркестр, сопровождавший музыкой спектакль. Причем, взрослые дети играли вместе с малышами, которые исполняли свои партии на ксилофонах, металлофонах и шумовых. Идея проведения такого праздника общения принадлежала музыкальному руководителю Н.С. Луневой, уже несколько лет занимающейся с детьми в саду элементарным музицированием.
Сама идея родилась также не случайно. В этом детском саду встречи его выпускников проходят весной уже несколько лет, доставляя обоюдную радость детям педагогам и родителям, которые находят что-то важное в них. Для родителей, возможно, это приятные воспоминания, для педагогов — удовольствие увидеть вновь ставших такими родными детей. Кто-то стремился почувствовать в разговорах с родителями проблемы, с которыми их дети сталкиваются за стенами детского сада, а затем учесть их в своей работе. Дети же радовались встрече с друзьями.
Причин, соединяющих людей невидимыми нитями общения и привязанности очень много, их иногда невозможно уловить, тем более «заключить» в слова. Замечателен сам факт появления на нашем «педагогическом небосклоне» учреждений, где живут подобные ростки культуры общения. И это свидетельство происходящих глубоких изменениях в сознании людей, прежде всего, взрослых, которые своим поведением передают детям уже иные ценности. В частности, представления о ценностях неформального доброжелательного общения, естественного, спонтанного поведения, важности диалога друг с другом.
Зачем и какая музыка в таком празднике? Наверно, она должна быть вдохновляющая и объединяющая. Это не значит, что надо наполнить зал шлягерами и превратить праздник в примитивную дискотеку. Просто на празднике должно быть не исполнение песен, танцев и других каких-то номеров, а музицирование, желательно совместное — детей со взрослыми. Наверно, не все время, а там, где это уместно. Ребенок чувствует себя комфортно, когда рядом с ним танцует или играет взрослый, помогая ему психологически не растеряться, быть уверенным и спокойным.
Мне кажется странным, что до сих пор существует нелепая практика, когда даже самые маленькие дети должны сдавать какие-то диагностические тесты по музыке и движению и обязательно без всякой подсказки и помощи педагога. Смысл музыкального воспитания не в приобретении и фиксировании тех или иных навыков, хотя они, конечно, нужны. Смысл музыкального воспитания, как и самой музыки — в получении радости от общения с ней. Любой навык в оправе из скуки и страха — это что-то бесконечно далекое от музыки. Ребенок интуитивно умеет радоваться звукам. Эта способность человеку дается от рождения. Хорошо бы не лишить ребенка ее еще в детском саду. В этом нам помогут как новые методики музыкального воспитания, исходящие из возможностей и потребностей ребенка, так и новые формы праздников, основанных на идее совместного общения.
Хочется закрыть глаза и помечтать о том, что в каком-нибудь ничем особо не примечательном детском саду или школе, а может быть только в одном ее классе, несколько раз в год случается удивительная вещь: дети и взрослые находят неподдельную радость в общении друг с другом на праздничных вечерах и встречах. Они ее не просто находят, а ищут и к ней стремятся, делают все, чтобы эта радость состоялась для любого участника праздника, даже случайно на него попавшего. В чем она конкретно будет заключаться — это тайна, и ее каждый унесет с собой как собственное особое ощущение полета, легкости и любви.
Такую чистую радость могут дарить друг другу только люди, никакие материальные «сокровища» на это не способны. Чувствуя, что глаза находящихся рядом полны бескорыстного внимания и доверия, люди сбрасывают свои обычные маски и роли как надоевшую «лягушачью кожу» — и тогда они все вместе способны творить чудо праздника, в воздухе которого будут вспыхивать звезды, а искры душ будут сверкать, озаряя общение теплотой искренностью.
Всем, кто разделяет идею подобных праздников, мы предлагаем провести акцию «Давайте встанем в большой хоровод!» Каждый, у кого есть идея или уже воплощенная на празднике затея, могущая увлечь собой детей и взрослых в совместном действии — пишите! Можете просто написать «Я — за, но пока не знаю, как!» Это поможет узнать, сколько у нас единомышленников. Все ваши предложения будут объединены в «Мозаику праздника» и опубликованы в журнале.
Автор:
Тютюнникова Т. Э.