Интервью с родственниками




Задание по составлению родословной

1. Составление родословного древа

2. Написание рассказа по истории (в электронном и печатном виде)

Этапы работы:

1. Работа с семейным архивом:

Проведите дома ревизию старых документов и фотографий – сначала в своем семейном архиве, затем своих родственников (если они дадут на это разрешение). Интересны любые документы, которые содержат генеалогическую информацию

– Свидетельства о рождении,

- Свидетельства о браке и Свидетельства о расторжении брака,

- Свидетельства о смерти,

- Паспорта,

- Трудовые книжки,

- свидетельства, аттестаты, удостоверения, грамоты, дипломы, орденские книжки

- военные билеты

- фотографии (обращайте внимание на даты и места)

- письма, записки родственников, дневники и т.д.

Обращайте внимание на имена, даты, место жительства, родственные связи. Со всех документов снимите ксерокопии или сделайте сканы. В одну папку складывайте всё касающееся отцовской линии, в другую – материнской. Для каждого человека – отдельный конверт. Получая новые сведения, не забывайте их раскладывать.

Не вклеивайте документы в альбомы - только вкладывайте их в заранее подготовленные конверты, копируйте и сканируйте. Как максимум, можете на обороте фотографий писать карандашом: кто изображен, когда и где сделан снимок. Копии документов и документы храните в развернутом виде (чтобы не терлись сгибы), большие и ценные документы и редкие фотографии размещайте в отдельных конвертах.

 

2. Также можно обратится к Интернету:

- генеалогические сайты

- сайт Роды Вятки (сайт Старостина про роды, есть в печатном виде в Герценке)

- родная Вятка (про населенные пункты)

- Подвиг народа (о наградах ВОВ)

- ОБД Мемориал (погибшие и пропавшие без вести в ВОВ) www.obd- memorial. ru

- Мемориал жертвы политических репрессий https://lists.memo.ru/

Если вы ищете человека, состоящего на воинском учете, то имеет смысл обращаться в военкомат того города, где он хоть когда-то стоял на учете.

Интервью с родственниками

Расспросите родителей, бабушек и дедушек, иных родственников обо всем, что они помнят. Проживающих в других городах расспрашивайте письмами, а лучше по телефону, скайпу и электронной почте.

Если родственники живут с вами в одном городе, желательно не писать им письма, а общаться лично.

Удобнее всего записывать все на диктофон, поскольку успеть все записать бывает сложно. Если даже пользуйтесь диктофоном, записывайте ключевые моменты в блокнот, одновременно записывайте вопросы, которые возникли у Вас в процессе рассказа, не перебивайте. Понятно, что большинство людей смущается, когда кто-то записывает их слова, поэтому разговор надо вести так, чтобы человек увлекся рассказом. Если у вас есть фотоаппарат, возьмите его с собой – возможно вы сумеете сфотографировать какие-то семейные реликвии, документы, да и самого рассказчика.

Не забудьте объяснить, зачем вы все это делаете, каким будет конечный результат и можно ли будет его посмотреть.

Запомнить все невозможно, все факты необходимо записывать с указанием источника и складывать в конверты и папки. Туда же позже отправятся копии документов, фотографии и архивные справки, но это потом. Если даже информация есть в компьютере, нужно иметь для работы и бумажный архив.

Начиная разговор, поговорите о себе. Вам нужно установить контакт, создать ощущение комфорта и связи между вами и человеком, с которым вы разговариваете. В это время подготовьте блокнот или диктофон с фотоаппаратом.

 

Для бесед с родственниками вопросник и писать в карточках (или на разных страницах тетрадки):

"В верхней части листа пишем фамилию, имя, отчество. Женщинам указываем также девичью фамилию (урожденная такая-то). Далее следуют данные:

 1. Число, месяц, год и место рождения, а для усопших еще и число, месяц, год смерти, место погребения.

 2. Фамилии, имена, отчества отца и матери.

 3. Фамилии, имена, отчества восприемников (крестных матери и отца).

 4. Для рожденных до 1917 года - сословие (крестьяне, мещане, купечество, дворяне, священники, казаки, военные).

 5. Место жительства, в какие годы (с указанием волости, уезда – района, области). Наличие недвижимого имущества (поместье, дом, дача и т.п.): где, в какие годы;

 6. Вероисповедание (православное, старообрядческое, протестантское, католическое, мусульманское, иудейское).

 7. Где воспитывался, какое образование получил.

 8. Места работы или службы, звания, должности. (профессиональные достижения, опубликованные труды, имеющиеся изобретения);

 9. Участвовал ли в войнах, сражениях, когда, где.

 10. Какие имеет награды (знаки отличия, медали, ордена).

 11. дата и место вступления в брак: место венчания или гражданской регистрации брака; добрачная фамилия и происхождение супруга; время и место рождения детей; Фамилия, имя, отчество жены (мужа).

 12. Имена, даты и места рождения детей, по возможности с указанием фамилий, имен и отчеств крестных отца и матери".

13. контакты (адреса, телефона, электронная почта, скайп)

все выявленные сведения о данном человеке (письменные и устные воспоминания, письма, открытки, дневниковые записи и др.).

 

Даже самая незначительная на первый взгляд информация может стать ключом к биографическому открытию, а значит, и к следующему шагу в поиске своих корней.

 

Помимо этих данных, необходимо записать и более подробные рассказы о жизни – например, о работе в колхозах, о жизни в годы войны. Следует записывать и подробности, например описания внешности, привычек и интересные и забавные истории, и обязательно записывать, кто и когда вам это сказал. Были ли в семье какие-то традиции, которые со временем пропали или изменились? В чем они состояли и откуда взялись? Как в семье отмечали праздники? В каких случаях собиралась вся семья? Что при этом делали, о чем говорили? Если это прекратилось, то почему? Кого в семье уважали и выражали ему особое почтение? Известны ли какие-то яркие случаи из жизни родителей, дедушек и бабушек, более ранних предков, любых родственников.

Хорошо сохранять само построение предложений, особые диалектные слова и выражения.

 

Параллельно с изучением истории родных постарайтесь выяснить:

- историю происхождения своей фамилии (фамилий)

- историю населенного пункта, откуда происходит Ваш род.

- историю переселения Вашего рода

- предания о роде и семье (декабристы)

- семейные реликвии (памятные предметы родных) и связанные с ними истории (м.б. и сейчас сохранились какие-то старые вещи на чердаке или в кладовках) – пр. дневник 1918

- кто изображен на фотографиях в фотоальбомах (подпишите на обороте карандашом – кто изображен, когда и где сделана фотография)

 

Есть ли какие-то старинные документы?

Есть ли легенды о родственных связях с какими-то колоритными личностями и знаменитостями? Есть ли истории про соседей и знакомых? Как ваши предки встретились и поженились? Есть ли какие-то специальные семейные блюда?

Как на семью повлияли разные исторические события, кто в семье пострадал или совершил героический поступок? Хранятся ли в семье какие-то награды?

Лучше всего начать с какого-то простого вопроса, на который можно отвечать не задумываясь – про время и место рождения, или о какой-то ранее рассказанной вам этим собеседником истории.

Если возникла не предусмотренная вами тема, не прекращайте разговора, пригодится все. Не пытайтесь говорить только о прошлом, а выслушивайте все, что вам хотят и могут сказать. Стимулируйте рассказывать вам истории и анекдоты. Они интересны даже и в том случае, если не соответствуют историческим фактам, они позволяют понять историю вашей семьи во всей полноте, со всеми мечтаниями и предрассудками ваших предков, со смыслом их жизни и со смыслом существования вашей семьи.

Чтобы «разговорить» собеседника, можно использовать старые документы, семейные фотографии, даже какие-то бытовые предметы, если они сохранились – все это помогает вспомнить.

Учтите, что все люди вспоминают одно и то же по-разному, они называют разные годы рождения и имена одних и тех же родственников и предков, путают сословия и населенные пункты, как правило не помнят имена и события жизни чужих детей, но постепенно вырисовывается приблизительная картина, готовая для дальнейшего исследования.

Когда разговор будет подходить к концу, просмотрите свой список вопросов, может быть, в ходе разговора вы какую-то тему не затронули. Если собеседник устал, не настаивайте на продолжении, договоритесь о следующей встрече. Опыт показывает, что нормальная продолжительность беседы – один-два часа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: