Задание по составлению родословной
1. Составление родословного древа
2. Написание рассказа по истории (в электронном и печатном виде)
Этапы работы:
1. Работа с семейным архивом:
Проведите дома ревизию старых документов и фотографий – сначала в своем семейном архиве, затем своих родственников (если они дадут на это разрешение). Интересны любые документы, которые содержат генеалогическую информацию
– Свидетельства о рождении,
- Свидетельства о браке и Свидетельства о расторжении брака,
- Свидетельства о смерти,
- Паспорта,
- Трудовые книжки,
- свидетельства, аттестаты, удостоверения, грамоты, дипломы, орденские книжки
- военные билеты
- фотографии (обращайте внимание на даты и места)
- письма, записки родственников, дневники и т.д.
Обращайте внимание на имена, даты, место жительства, родственные связи. Со всех документов снимите ксерокопии или сделайте сканы. В одну папку складывайте всё касающееся отцовской линии, в другую – материнской. Для каждого человека – отдельный конверт. Получая новые сведения, не забывайте их раскладывать.
Не вклеивайте документы в альбомы - только вкладывайте их в заранее подготовленные конверты, копируйте и сканируйте. Как максимум, можете на обороте фотографий писать карандашом: кто изображен, когда и где сделан снимок. Копии документов и документы храните в развернутом виде (чтобы не терлись сгибы), большие и ценные документы и редкие фотографии размещайте в отдельных конвертах.
2. Также можно обратится к Интернету:
- генеалогические сайты
- сайт Роды Вятки (сайт Старостина про роды, есть в печатном виде в Герценке)
- родная Вятка (про населенные пункты)
- Подвиг народа (о наградах ВОВ)
- ОБД Мемориал (погибшие и пропавшие без вести в ВОВ) www.obd- memorial. ru
- Мемориал жертвы политических репрессий https://lists.memo.ru/
Если вы ищете человека, состоящего на воинском учете, то имеет смысл обращаться в военкомат того города, где он хоть когда-то стоял на учете.
Интервью с родственниками
Расспросите родителей, бабушек и дедушек, иных родственников обо всем, что они помнят. Проживающих в других городах расспрашивайте письмами, а лучше по телефону, скайпу и электронной почте.
Если родственники живут с вами в одном городе, желательно не писать им письма, а общаться лично.
Удобнее всего записывать все на диктофон, поскольку успеть все записать бывает сложно. Если даже пользуйтесь диктофоном, записывайте ключевые моменты в блокнот, одновременно записывайте вопросы, которые возникли у Вас в процессе рассказа, не перебивайте. Понятно, что большинство людей смущается, когда кто-то записывает их слова, поэтому разговор надо вести так, чтобы человек увлекся рассказом. Если у вас есть фотоаппарат, возьмите его с собой – возможно вы сумеете сфотографировать какие-то семейные реликвии, документы, да и самого рассказчика.
Не забудьте объяснить, зачем вы все это делаете, каким будет конечный результат и можно ли будет его посмотреть.
Запомнить все невозможно, все факты необходимо записывать с указанием источника и складывать в конверты и папки. Туда же позже отправятся копии документов, фотографии и архивные справки, но это потом. Если даже информация есть в компьютере, нужно иметь для работы и бумажный архив.
Начиная разговор, поговорите о себе. Вам нужно установить контакт, создать ощущение комфорта и связи между вами и человеком, с которым вы разговариваете. В это время подготовьте блокнот или диктофон с фотоаппаратом.
Для бесед с родственниками вопросник и писать в карточках (или на разных страницах тетрадки):
"В верхней части листа пишем фамилию, имя, отчество. Женщинам указываем также девичью фамилию (урожденная такая-то). Далее следуют данные:
1. Число, месяц, год и место рождения, а для усопших еще и число, месяц, год смерти, место погребения.
2. Фамилии, имена, отчества отца и матери.
3. Фамилии, имена, отчества восприемников (крестных матери и отца).
4. Для рожденных до 1917 года - сословие (крестьяне, мещане, купечество, дворяне, священники, казаки, военные).
5. Место жительства, в какие годы (с указанием волости, уезда – района, области). Наличие недвижимого имущества (поместье, дом, дача и т.п.): где, в какие годы;
6. Вероисповедание (православное, старообрядческое, протестантское, католическое, мусульманское, иудейское).
7. Где воспитывался, какое образование получил.
8. Места работы или службы, звания, должности. (профессиональные достижения, опубликованные труды, имеющиеся изобретения);
9. Участвовал ли в войнах, сражениях, когда, где.
10. Какие имеет награды (знаки отличия, медали, ордена).
11. дата и место вступления в брак: место венчания или гражданской регистрации брака; добрачная фамилия и происхождение супруга; время и место рождения детей; Фамилия, имя, отчество жены (мужа).
12. Имена, даты и места рождения детей, по возможности с указанием фамилий, имен и отчеств крестных отца и матери".
13. контакты (адреса, телефона, электронная почта, скайп)
все выявленные сведения о данном человеке (письменные и устные воспоминания, письма, открытки, дневниковые записи и др.).
Даже самая незначительная на первый взгляд информация может стать ключом к биографическому открытию, а значит, и к следующему шагу в поиске своих корней.
Помимо этих данных, необходимо записать и более подробные рассказы о жизни – например, о работе в колхозах, о жизни в годы войны. Следует записывать и подробности, например описания внешности, привычек и интересные и забавные истории, и обязательно записывать, кто и когда вам это сказал. Были ли в семье какие-то традиции, которые со временем пропали или изменились? В чем они состояли и откуда взялись? Как в семье отмечали праздники? В каких случаях собиралась вся семья? Что при этом делали, о чем говорили? Если это прекратилось, то почему? Кого в семье уважали и выражали ему особое почтение? Известны ли какие-то яркие случаи из жизни родителей, дедушек и бабушек, более ранних предков, любых родственников.
Хорошо сохранять само построение предложений, особые диалектные слова и выражения.
Параллельно с изучением истории родных постарайтесь выяснить:
- историю происхождения своей фамилии (фамилий)
- историю населенного пункта, откуда происходит Ваш род.
- историю переселения Вашего рода
- предания о роде и семье (декабристы)
- семейные реликвии (памятные предметы родных) и связанные с ними истории (м.б. и сейчас сохранились какие-то старые вещи на чердаке или в кладовках) – пр. дневник 1918
- кто изображен на фотографиях в фотоальбомах (подпишите на обороте карандашом – кто изображен, когда и где сделана фотография)
Есть ли какие-то старинные документы?
Есть ли легенды о родственных связях с какими-то колоритными личностями и знаменитостями? Есть ли истории про соседей и знакомых? Как ваши предки встретились и поженились? Есть ли какие-то специальные семейные блюда?
Как на семью повлияли разные исторические события, кто в семье пострадал или совершил героический поступок? Хранятся ли в семье какие-то награды?
Лучше всего начать с какого-то простого вопроса, на который можно отвечать не задумываясь – про время и место рождения, или о какой-то ранее рассказанной вам этим собеседником истории.
Если возникла не предусмотренная вами тема, не прекращайте разговора, пригодится все. Не пытайтесь говорить только о прошлом, а выслушивайте все, что вам хотят и могут сказать. Стимулируйте рассказывать вам истории и анекдоты. Они интересны даже и в том случае, если не соответствуют историческим фактам, они позволяют понять историю вашей семьи во всей полноте, со всеми мечтаниями и предрассудками ваших предков, со смыслом их жизни и со смыслом существования вашей семьи.
Чтобы «разговорить» собеседника, можно использовать старые документы, семейные фотографии, даже какие-то бытовые предметы, если они сохранились – все это помогает вспомнить.
Учтите, что все люди вспоминают одно и то же по-разному, они называют разные годы рождения и имена одних и тех же родственников и предков, путают сословия и населенные пункты, как правило не помнят имена и события жизни чужих детей, но постепенно вырисовывается приблизительная картина, готовая для дальнейшего исследования.
Когда разговор будет подходить к концу, просмотрите свой список вопросов, может быть, в ходе разговора вы какую-то тему не затронули. Если собеседник устал, не настаивайте на продолжении, договоритесь о следующей встрече. Опыт показывает, что нормальная продолжительность беседы – один-два часа.