Житие прп. Сергия Радонежского




ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительное слово

Память некоторых святых особо отмечена в календаре не одним, а несколькими праздниками. Несколько праздников посвящено Пророку и Предотече Крестителю Господню Иоанну. Мы празднуем рожество, преставление и перенесение мощей святителя Николы Чудотворца. Одним из таких величайших святых является и прп. Сергий Радонежский. 8 октября по н. ст. мы празднуем его преставление, а летом, 18 июля по н. ст. – перенесение мощей. В 2022 году мы исполнилось 600-летие со дня обретения мощей преподобного Сергия Радонежского и основания Троицкого собора Лавры, где эти мощи хранятся по сей день.

 

2. Беседа

- Что вы знаете о прп. Сергии? (дети отвечают)

- Давайте мы еще раз вместе прочтем житие этого святого (Один из вариантов жития – в приложении ниже). Оно исполнено многих чудес. Для того, чтобы лучше запомнить некоторые из них, мы сделаем иллюстрированный конспект.

 

3. Работа с иллюстрированным конспектом часть 1. (см. приложение)

Преподаватель раздает шаблоны для конспекта часть 1.

По ходу чтения дети могут:

- вырезать шаблон по контуру

- прорезать створки до пунктирных линий так, чтобы они смогли открываться-закрываться, закрывая собой образ прп. Сергия в центре шаблона.

4. Работа с иллюстрированным конспектом часть 2. (см. приложение)

Раздать и работать с частью 2 шаблона удобнее после прочтения жития).

- Разрезаем на прямоугольники картинки и тексты.

- Отдельно откладываем картинки, отдельно – тексты (дети постарше могут составить тексты сами).

- Рассматриваем последовательно каждую картинку и вспоминаем моменты из Жития, с которым она связана.

- Приклеиваем картинку к наружной части створки на шаблоне 1

- На внутренней части створки записываем кратко, как картинка связана с Житием. Или берем для этого соответствующий текст.

 

5. Размышление по Житию прп. Сергия Радонежского (по желанию; темы и тезисы – в приложении)


 

Вопросы и тезисы для бесед по Житию прп. Сергия

 

? Бог еще до рождения отметил будущего святого особым чудом – он трижды за службой прокричал в утробе матери. Почему же в детстве Бог не сразу открыл ему возможность читать и понимать книги?

Возможные варианты ответов:

- Для того, чтобы утвердить в вере и потрудить смирение и терпение преподобного отрока.

- То, что сложнее дается нам, больше ценится.

- Это стало уроком терпения и для родителей преподобного, испытанием их веры.

- У каждого христианина, стремящегося к Богу, случается в жизни его личное чудо, которое утверждает его в вере. Воспоминание об этом чуде дает толчок его духовному росту. Для прп. Сергия это могло быть как раз чудесное дарование возможности чтения.

 

? Почему прп. Сергий благословил князя Димитрия на сражение? Ведь война – это плохо.

Возможные варианты ответов:

- Это было сражение во имя освобождения многочисленного православного русского народа от иноверных захватчиков

 

? Мы молимся прп. Сергию о помощи в учении, потому что отрок Варфоломей (будущий прп. Сергий) сам просил у Бога помощи в учёбе и был услышан. Давайте посмотрим, в чем заключалось учение прп. Сергия и в чем - сегодняшняя наша учёба. Как вы думаете, если бы прп. Сергий жил в наши дни и у него не ладилось со школой, молился бы он Богу и о чём?

Сегодняшняя школа очень отличается от той, что была 600 лет назад. Задачей школы во времена прп. Сергия было научить считать, писать и читать, чтоб уметь читать книги. Вся литература тогда была духовной: богослужебные книги, Священное писание, поучения святых отцов.

Сегодняшнее образование нацелено на интеллектуальное развитие человека. Образование на Руси – на его духовное развитие.

Мы не знаем, как бы поступил Варфоломей, попав в нашу современную школу. Но он наверняка помнил бы о том, что главное в жизни – это вера. И нам необходимо уделять внимание не только тому, что преподают нам в школе, но и духовным знаниям. А в школе учиться с непременным настроем принести пользу людям и Церкви, тогда молитвы прп. Сергия помогут нам и в постижении наших сложных современных наук.

Шаблон иллюстрированного конспекта. Часть 1
:

Шаблон иллюстрированного конспекта. Часть 2

Житие прп. Сергия Радонежского

По древнему преданию, имение родителей Сергия Радонежского, бояр Ростовских Кирилла и Марии, находилось в окрестностях Ростова Великого, по дороге в Ярославль. Родители, «бояре знатные», по-видимому, жили просто, были люди тихие, спокойные, жили небогато. Помогали бедным и охотно принимали странников.

В семье бояр рос сын Стефан. Когда в семье ожидали второго малыша, случилось чудо. Когда родители молились в храме на литургии младенец в утробе матери трижды прокричал так, как будто уже родившийся. Все поняли, что это будет необычное дитя, от рождения призванное послужить Богу.

Когда у Марии родился сын, священник дал ему имя Варфоломей, по дню празднования этого святого. С семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась. Маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Учитель иногда его наказывает. Товарищи смеются и родители усовещивают. Варфоломей плачет одиноко, но вперед не двигается.

Однажды отец послал Варфоломея разыскивать заблудившихся жеребят. Мальчик долго ходил, но нашел не то, чего искал. Под дубом встретил «старца черноризца, саном пресвитера». Очевидно, старец его понял. — Что тебе надо, мальчик? Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей. Окончив, незнакомец вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть. — Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей.Варфоломей пригласил старца домой. Родители приняли его хорошо, как и обычно странников. Старец позвал мальчика в моленную и велел читать псалмы. Ребенок отговаривался неумением. Но посетитель сам дал книгу, повторивши приказание. Тогда Варфоломей начал читать, и все были поражены, как он читает хорошо. А гостя накормили, за обедом рассказали и о знамениях над сыном. Старец снова подтвердил, что теперь Варфоломей хорошо станет понимать Св. Писание и одолеет чтение.

После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было 23 года.

Совершив обряд пострижения, Митрофан приобщил Сергия Радонежского св. Тайн. Сергий же семь дней не выходя провел в «церквице» своей, молился, ничего не «вкушал», кроме просфоры, которую давал Митрофан. А когда пришло время Митрофану уходить, просил его благословения на жизнь пустынную. Игумен поддержал его и успокоил, сколько мог. И молодой монах один остался среди сумрачных своих лесов. Возникали пред ним образы зверей и мерзких гадов. Бросались на него со свистом, скрежетом зубов. Однажды ночью, по рассказу преподобного, когда в «церквице» своей он «пел утреню», чрез стену вдруг вошел сам сатана, с ним целый «полк бесовский». Они гнали его прочь, грозили, наступали. Он молился. Бесы исчезли. Выдержит ли в грозном лесу, в убогой келии? Страшны, наверно, были осени и зимние метели на его Маковице! Ведь Стефан не выдержал же. Но не таков Сергий. Он упорен, терпелив, и он «боголюбив». Так прожил он, в полном одиночестве, некоторое время. Сергий Радонежский.

Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода и пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал — с детских ведь лет был, как родители, «странноприимен». Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным.

Но сколь ни одинок был преподобный в это время, слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Сергий отговаривал. Указывал на трудность жизни, на лишения, с ней связанные. Жив еще был для него пример Стефана. Все-таки — уступил. Построили двенадцать келий. Обнесли тыном для защиты от зверей. Келии стояли под огромными соснами, елями. Торчали пни только что срубленных деревьев. Между ними разводила братия свой скромный огород. Жили тихо и сурово. Сергий Радонежский подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду. И наверно, плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок. Был первым и на службах.

Так шли годы. Община жила неоспоримо под началом Сергия. Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом. А он отказывался. — Желание игуменства,— говорил,— есть начало и корень властолюбия. Но братия настаивала. Несколько раз «приступали» к нему старцы, уговаривали, убеждали. Сергий сам ведь основал пустынь, сам построил церковь; кому же и быть игуменом, совершать литургию. Настояния переходили чуть не в угрозы: братия заявляла, что, если не будет игумена, все разойдутся. Тогда Сергий, проводя обычное свое чувство меры, уступил, но тоже относительно. — Желаю,— сказал, — лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет! И он решил не прекословить — перенести дело на усмотрение церковной власти. Митрополита Алексия в то время не было в Москве. Сергий с двумя старейшими из братии пешком отправился к его заместителю, епископу Афанасию, в Переславль-Залесский. Сергий возвратился, с ясным поручением от Церкви — воспитывать, вести пустынную свою семью. Он этим занялся. Но собственную жизнь, в игуменстве, не изменил нисколько: сам свечи скатывал, варил кутью, готовил просфоры, размалывал для них пшеницу. Несмотря на постройку новой церкви, на увеличение числа монахов, монастырь все строг и беден. Часто не хватало и необходимого: вина для совершения литургии, воска для свечей, масла лампадного… Литургию иногда откладывали. Вместо свечей — лучины. Нередко не было ни горсти муки, ни хлеба, ни соли, не говоря уже о приправах — масле и т. п.

В один из приступов нужды в обители нашлись недовольные. Поголодали два дня — зароптали. — Вот, — сказал преподобному инок от лица всех, — мы смотрели на тебя и слушались, а теперь приходится умирать с голоду, потому что ты запрещаешь нам выходить в мир просить милостыни. Потерпим еще сутки, а завтра все уйдем отсюда и больше не возвратимся: мы не в силах выносить такую скудость, столь гнилые хлебы. Сергий обратился к братии с увещанием. Но не успел он его кончить, как послышался стук в монастырские ворота; привратник увидел в окошечко, что привезли много хлеба. Он сам был очень голоден, но все же побежал к Сергию.

— Отче, привезли много хлебов, благослови принять. Вот, по твоим святым молитвам, они у ворот. Сергий благословил, и в монастырские ворота въехало несколько повозок, нагруженных испеченным хлебом, рыбою и разной снедью. Сергий порадовался, сказал:

— Ну вот, вы алчущие, накормите кормильцев наших, позовите их разделить с нами общую трапезу.

Приказал ударить в било, всем идти в церковь, отслужить благодарственный молебен. И лишь после молебна благословил сесть за трапезу. Хлебы оказались теплы, мягки, точно только что из печки.

Однажды преподобный Сергий совершал свое келейное правило перед образом Богородицы, присел, чтобы немного отдохнуть, но вдруг он сказал своему ученику Михею: «Чадо! Трезвись и бодрствуй, потому что сейчас мы будем иметь чудесное и неизреченное посещение». Еще он говорил это, как вдруг раздался голос: «Пречистая грядет», и святой поспешно вышел из келлии в сени. Вдруг его осиял яркий свет, сильнее солнечного, и блаженный увидел Богородицу с двумя апостолами, Петром и Иоанном, от которых также исходило неизреченное сияние. Увидев чудесных посетителей, святой пал ниц, не в силах вынести нестерпимо яркого блистания.

Пречистая Дева прикоснулась Своими руками к святому и сказала: «Не бойся, избранник Мой. Я пришла посетить тебя. Не скорби, ибо твоя молитва об учениках и об обители услышана; отныне твоя обитель будет иметь изобилие во всем; не только при твоей жизни, но и по отшествии твоем к Богу Я не покину это место и буду неоскудно подавать все необходимое, сохранять и покрывать его». Сказала так и стала невидима.

Монастырь не нуждался уже теперь, как прежде. Он рос. Нужно было строить новые здания — трапезную, хлебопекарню, кладовые, амбары, вести хозяйство и т. п. А Сергий был все так же прост — беден, нищ и равнодушен к благам. Голос его был негромким, движения тихими, лицо покойным.

В те годы Русь страдала от набегов татар. 200 лет разрозненные русские земли находились под властью татаро-монгольского ига и вот,наконец,объединились. 18 августа князь Димитрий Донской с князем Серпуховским Владимиром, князьями других областей и воеводами приехал в Лавру взять благословение на битву. Начался молебен. Во время службы прибывали вестники — война и в Лавру шла,— докладывали о движении врага, предупреждали торопиться. Сергий упросил Димитрия остаться к трапезе:

— Еще не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном; но многим, без числа, сотрудникам твоим плетутся венки мученические. После трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил св. водой. — Иди, не бойся. Бог тебе поможет. Ты победишь. Помощниками князю Сергий дал двух монахов-схимников: Александра Пересвета и Родиона Ослябю. Воинами были они в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей — в образе схимы, с крестами на монашеской одежде. 6-го сентября русские воины достигли Дона и заколебались: ждать ли татар, переправляться ли? Димитрий, вопреки советам, перешел через Дон. Назад путь был отрезан, значит, все вперед, победа или смерть. Сергий в эти дни был в молитве. 8-е сентября 1380 года началась на Куликовом поле битва. Первым на зов татарского богатыря Челубея выскакал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал. Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст. Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы. А в конце сказал: «Мы победили».

Сергий Радонежский скончался 25 сентября 1392 г. До преподобного на Маковице был лес, вблизи — источник, да медведи жили в дебрях по соседству. А когда он умер, место резко выделялось из лесов и из России. На Маковице стоял монастырь — Троице-Сергиева лавра. Множество обителейбыло основано по его благословениюего учениками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: