Где родился русский мат, где он пригодился?




Есть книга в 30 страниц епископа Митрофана (Баданина) со звучным названием «Вся правда о русском мате». В ней раскрывается позиция православного человека на происхождение и влияние мата. Одна из самых беспристрастных глав была посвящена древнем корням русского могучего словца.

Если же обратиться к публицистическим и научным статьям, то можно собрать небольшую библиотеку, в которой исключительно о могучей русской брани. Есть сотни теорий происхождения, разные точки зрения на использование мата, но есть и что-то общее.

Русский матерный язык берет начало из языческих верований, как славянских, так и индоевропейских.

Язычники вложили в мат определенную задачу – привлечь на свою сторону энергию «божественных» сил. Так сложилось, что самой мощной энергий обладал базовый инстинкт размножения, и, чтобы этой энергии было много, проводили различные обряды, шествия, ритуалы, как бы отдавая дань «фаллическому культу». Одной из составляющих обряда стал мат. Не спроста корень слова большинства русских матов связан именно с половыми органами. В целом, славяне половые органы связывали не только с продолжением рода, но и богатым урожаем, хорошей погодой, собственным благополучием, жизненным началом, то есть использование матерщины по верованию язычников могло повлиять на разные сферы жизни.

Когда человек получал «божественную» энергию от мата, ему было легче отгонят от себя нечисть (лешего, демона, домового), поэтому мат считался сильней молитвы и применялся в качестве оберега. Например, перед такими праздниками как Иван Купала, Масленица в народе пели матерные песни, чтобы прогнать бесов. Да и было такое поверье, что сама нечисть говорит матерной бранью.

Мат использовался в святочных, земледельческих, свадебных и других обрядах. Например, троекратное ругательство выкрикивали перед посевом зерна; в свадебном ритуале, чтобы пожелать молодоженам плодородия, их ругали всей семье, считалось, что мат отпугнет бесов и даст мужскую силу мужу в первую ночь.

В общеславянской культуре мат мог иметь еще и имущественное значение. Например, глагол *jebati/jebti вошел в ставший уже междометием фразеологизм job tvoju mat'. Это выражение можно отнести к очень древнему периоду; конец эры матриархата и складывание патриархата. Обладающий матерью рода становился хозяином рода. Поэтому древнее значение выражения job tvoju mat' необходимо было понимать как: «я теперь ваш отец» или «я теперь - хозяин всего, что вам принадлежало».

Была и другая у мата миссия, например, его использовали, когда хотели навести порчу на человека. Для проклятия рода очень хорошо подходили энергетически сильные, едкие слова, опять же связанные с детородными органами или процессом размножения. Например, появилось то же выражение «job tvoju..», только с «псом», но оно имело уже вполне определенную цель – оскорбить весь чужой род, отсюда выражения «сукины дети», «сукин сын». Это уже эпоха патриархата, оскорбление, таким образом, наносилось не столько женщине, сколько мужчине.

Со временем язычество сменилось православием, а на всю «сакральную сексуальную лексику» было наложено церковное и государственное табу. Однако искоренить мат, как и язычество, полностью не удалось. Колдуны, ведьмы, знахари продолжали поддерживать языческую духовность, не исключая использования мата. Даже сохранились редкие берестяные грамоты древнего Новгорода ХII-ХIII веков, где написаны матерные слова. Так, например, в грамоте Новгорода №330 написана шутка-дразнилка, а в грамоте №35 шуточное приветствие брату. В этих двух упоминаниях авторы вставляли матерщину, чтобы создать комических эффект и развлечь кого-то или подшутить.

А в тех же грамотах Новгорода есть и пример, где употребленное матерное слово, как бы мы его восприняли сейчас, носило даже в ХIII веке (да здравствуй, православие!) вполне нейтральное значение.

Например, «bliat' — 1) обман, заблуждение; 2) пустословие, пустяки (Остр. ев. Лук.24,11); 3) выдумка; 4) разврат, прелюбодеяние. Мы понимаем, что семантика негативная остаётся, но не относит само слово к матерной брани.

«В древнерусской апокрифической[1] литературе и народных традициях запрет на матерную брань связывается с представлением о том, что матерщина оскорбляет мать – сыру землю, Богородицу (воспринимаемых в качестве «общей матери» людей) и родную мать человека. От матерной брани страдает земля: сотрясается, горит, опускается; матерная брань тревожит родителей, покоящихся в земле».[2]

Чтобы поддержать запрет на мат в народе стали появляться легенды, которые бы вызывали неприязнь к мату. Так, например, есть смоленская легенда о происхождении матерщины: человек, которого попутал дьявол, убил своего отца и женился на матери, с тех пор и повелась матерная брань.

Однако мат обосновался в культуре и языке основательно. Любые попытки искоренить этот недуг хоть и уменьшали использование бранных слов, но не искоренили их. Безусловно старались сдерживать мат и при Рюриковичах, и при Романовых, и в СССР официально считалось запретным использовать мат. Хотя многие помнят анекдот про «Ивана Грозного и рентген» и мнение Никиты Хрущева о художниках-абстракционистах. А если говорить о функциях и практической стороне мата, то со временем матерщина только разрасталась и стала повсеместно использоваться, затмевая собой красноречивость и богатство русского языка. Если в XIII веке можно было встретить мат на редких берестяных грамотах, то в наше время выпускают с многомиллионным тиражом книги, где автор не стесняется использовать мат за матом, при этом имея признания классика современной литературы.

 

 


[1] АПОКРИФ

- (от греч. apokryphos - тайный, сокровенный) - в средневековой христианской литературе признанная неканонической (т. е. не совпадающей с официальным вероучением) и не вошедшая в состав Священного Писания книга, которая развивает и дополняет отдельные его сюжеты: сказания Библии, жития святых, легенды о рае и аде, Страшном суде, вечной жизни праведников и т. д.

[2] Этнолингвистический словарь славянской древности под редакцией Н.И. Толстого в 5 томах, том 1, М. 1995 г. С. 251



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: