А теперь собственно методика.




Предисловие

В силу своей профессии (преподаватель вуза) и сферой научных интересов (эффективные образовательные технологии) я владею можно так сказать советской Супер-технологией обучения. Наткнулся на них когда писал диссертацию.

В СССР такие были. Педагогики-новаторы разработали ряд технологий обучения сильно увеличивающих эффектность занятий. Одна из таких - технология "Опорных сигналов" Шаталова В.Ф. Была придумана ещё в 60-е, на неё были переведены сотни (а может и тысячи) экспериментальных школ. Ученики этой системы в 4-ом классе соревновались со студентами на олимпиадах и выигрывали! Обучение всё школьной программы завершалось к 8, 9 классу. Любой школьник, обучавшийся по системе был просто вундеркиндом по сравнению с обычным учеником советской школы.

В 90-е широкое использование системы постепенно на сошло на нет. Однажды в качестве эксперимента было проведено занятие в колонии для несовершеннолетних. По этой методике за 4 дня был дан годовой курс геометрии. Потом был сдан экзамен. Экзамен принимала комиссия министерства образования СССР из Москвы. Когда экзамен закончился пятерками, учителя из комиссии залились слезами, потому что ничего подобного они не слышали от своих благополучных учеников. Такими грамотными и точными были ответы малолетних преступников, подготовленными по этой методике.


Я сам освоил эту методику и уже 2 года веду по ней занятия в вузе. Личный опыт внедрения данной методики преподавания в ПГФА на предметах «Правовоедение», «Управление и экономика фармации» на 3,4,5 курсах показал, что опорные сигналы позволяют обучаемому, практически не напрягаясь, досконально за 35-40 минут выучить большой объём материала (10-15 страниц текста). Выученные с помощью метода знания остаются в памяти обучаемого на очень длительное время (многие годы по опыту Шаталова В.Ф. и др. преподавателей). Для восстановления в памяти знаний достаточного простого упражнения в течение максимум одной минуты – проговорить теорию по опорному сигналу.

Чрезвычайно, в кратчайшие сроки развиваются ораторские способности - можно практически как Кургинян часами рассказывать материал - ярко, эмоционально, ничего не забывая из фактов, которые нужно привести.
Если перевести нужные нам материалы на опорные сигналы, то их можно преподавать в кратчайшие сроки (можно и без преподавателя - есть и компьютерный дистанционный способ) - очень быстро готовить участников клуба к агитационной, популяризаторской деятельности, аналитическим дискуссиям - т.к. они наиболее плодотворны, когда участники на очень хорошем уровне владеют необходимым материалом. Помнят, что откуда берётся.

А теперь собственно методика.

Опорные сигналы. Методика создания
Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.

Опорный конспект – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки.
Т.е. есть если нарисовать графический знак и объяснить почему он должен ассоциативно связываться с определённым материалом, то автоматическим запомнится как знак, так и сам материала. Задача объяснения и запоминания теоретического материала таким образом сводится созданию для каждого фрагмента теоретического материала своего значка - опорного сигнала. Вместе, увязанные и обозначенные на рисунке причинноследственными связями, они образуют единую систему объяснения теоретического материала. Далее необходимо объяснить суть ассоциаций сигналов c теорией - и материал будет усвоен.
Красочные, многообразные, необычные, опорные сигналы притягивают, создают игровую, непринуждённую обстановку при обучении, побуждают к активному познанию, обеспечивает целостность, системность, осмысленность представлений об основных закономерностях и понятиях в их взаимосвязях.

Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы:

1. Лаконичность. В опорном сигнале должно быть лишь несколько слов. Чем меньше печатных знаков, тем более притягательны опорные сигналы для обучаемого, тем меньше времени он тратит на самоподготовку, тем быстрее выполняются письменные работы по контрольному воспроизведению сигналов, тем больше высокие оценки за эти работы получают обучаемые, тем охотнее исправляют свои нежелательные оценки. В дальнейшем опорные сигналы надо несколько раз пересматривать, предоставлять другим преподавателям на согласование и анализ по сокращению.

2. Структурность. В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделать обще и главное, выделять причинно следственные связи. Всё эти навыки развиваются у обучаемого незаметно для него – просто в ходе изучения материала.

3. Наличие смысловых акцентов. Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.

4. Автономность. Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.

5. Ассоциативность и образность. Должны возникать и запоминаться четки ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы.

6. Доступность воспроизведения от руки. Обучаемые должны будут по памяти на оценку воспроизводить разобранные на занятии опорные сигналы. Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой воспроизводимой от руки на бумаге, не высокохудожественной манере.

7. Цветовая наглядность. Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета.


Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно-читаемых аббревиатур.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: