Понятие, признаки и задачи правоохранительной деятельности
ПОД – установленная Конституцией РФ и ФЗ деятельность уполномоченных органов (прежде всего государственных) с целью охраны права путем применения юридических мер воздействия, в соответствии с законом и при соблюдении установленного законом порядка.
Признаки ПОД:
1) ПОД осуществляется путем применения юридических мер воздействия
2) Эти меры устанавливаются специальными НПА и должны применяться в соответствии с этими актами
3) Устанавливают особый порядок,
4) ПОД осуществляется специальными уполономоченными органами
Задачи ПОД:
1) Охрана законности и правопорядка
2) Защита прав и свобод человека и гражданина
3) Борьба с преступностью и другими ПН
4) Предупреждение и пресечение ПН
Основные направления правоохранительной деятельности
К числу таких направлений относится:
— конституционный контроль;
— правосудие;
— организационное обеспечение деятельности судов;
— прокурорский надзор;
— выявление и расследование преступлений;
— оказание юридической помощи.
Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах
Общая характеристика законодательства и иных правовых актов о правоохранительных органах и их деятельности. Классификацияэтих актов: по содержанию и поих юридическому значению.
Классификация актов по содержанию. Характеристика основных групп актов: общего характера; о судебной власти, правосудии и судах; об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих; о прокурорском надзоре и органах прокуратуры; об организации выявления и расследования преступлений; об организации юридической помощи.
|
Классификация актов по юридическому значению. Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, конституции республик и уставы иных субъектов Федерации, законы субъектов Федерации, акты Президента РФ и Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств. Основные решаемые в этих актах вопросы организации и деятельности правоохранительных органов.
Постановления Конституционного Суда РФ; разъяснения по вопросам судебной практики Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Их значение для правоохранительных органов.
Основные международные документы, касающиеся организации и деятельности правоохранительных органов. Юридическое значениеэтих документов.
Источники официального опубликования правовых актов о правоохранительных органах.
Понятие, полномочия и признаки судебной власти
Судебная власть – одна из ветвей государственной власти которая осуществляется специальным субъектом судом, обладающая возможностями и способами воздействия на поведение людей и социальные процессы.
Судебную власть можно охарактеризовать по ряду признаков.
Первый признак вытекает из Конституции, согласно которой судебная власть – это вид государственной власти. Сам термин «власть» обозначает наличие полномочий и возможностей их реализации. Прилагательное «судебная» конкретизирует, кому принадлежат полномочия. Отсюда следует второй признак.
Второй признак – судебная власть принадлежит только судам. О судах как специальных органах будет сказано ниже.
|
Третий признак судебной власти – исключительность. Полномочия, предоставленные судебной власти, предоставляются только ей. Никакие другие органы не могут дублировать судебную власть ни при каких обстоятельствах.
К исключительным полномочиям судебной власти относятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.
Четвертый признак судебной власти представляет собой триединство таких свойств, как независимость, самостоятельность, обособленность.
Независимость означает, что суд при принятии решений по делу не связан чьей-либо волей. Решение суд принимает самостоятельно. Судья зависит только от закона, правосознания и совести. Независимость – это не только право суда, но и его обязанность. Судьи обязаны противостоять любым попыткам посягнуть на свою независимость, опираясь на закон, который предусматривает целый набор гарантий независимости судей – материальных, социальных, гарантий безопасности и т. д.
Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом. Суд не обязан (да и не вправе) советоваться с кем-либо по поводу принятия промежуточных и тем более итоговых решений по делу. Решения суда не нуждаются ни в чьем санкционировании и утверждении.