Урок литературы в 5 классе
Методическое обоснование урока
Вид урока: изучение нового материала.
Тип урока: комбинированный (словесно-наглядно-практический)
Метод по типу познавательной деятельности частично-поисковый, исследовательский.
Цели урока:
1.Образовательные:
- формировать читательские интересы учащихся; обогатить представления школьников о художественном мире ранней прозы Н. В. Гоголя,
- прививать интерес к чтению,
- объяснить особенности сюжета: два параллельно развивающихся плана, реальный и фантастический,
- повторить теоретические сведения (эпитет, сказка, рассказ), познакомить с новыми (легенда, предание),
- обогащать словарный запас учащихся.
2.Развивающие:
- развитие речи через монологические полные ответы, через умение объяснять свою позицию,
- развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей,
- развитие умения ориентироваться в прочитанном, внимания и наблюдательности,
- развитие универсальных учебных действий(сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) при частичном анализе текста.
3. Воспитательные:
- воспитание любви к предмету, к чтению,
- воспитание уважительного отношения к одноклассникам через прослушивание монологических ответов учеников, совместную работу в парах.
Оборудование: иллюстрации к повести «Заколдованное место», выставка книг Гоголя в детских и школьных изданиях, карточки с заданиями, компьютерная презентация.
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие учителя.
- Подготовка к восприятию.
- Учитель рассказывает народную легенду о кладе:
Барашек из-под пола
Жила одна семья спокойно, тихо. Большая была семья. Уходят родители в поле, детей оставляют дома. В одно прекрасное время приходят родители домой, дети жалуются, что с ними барашек играет.
|
— Какой барашек? — спрашивают.
— Да с-под пола, — отвечают дети.
Просят дети достать барашка. Но кто поверит? И пошла легенда по селу. Под страхом деревня стала жить. Дети припухли, играть не стали. А барашек все вылезал и играл с детьми. Золотой шарик вылезал... то золотым человеком, то барашком вновь прикидывался.
Так шли годы. Из бань стали выходить ведьмы. В пустых домах музыка играла, черти плясали. Молодежь отсиживалась по вечерам дома.
И дошла эта весть до станичного атамана. Взял он добрых казаков и пришел в деревню проверить, насколько это правда. Пришли в эту семью и начали делать раскопки. И обнаружили на глубине трех метров саблю дамасской стали и корзину с золотом. И оказалось, что тот, кто закопал клад, сделал заклинание и что клад так должен обнаружиться. И так в этом доме хозяин стал богатым купцом. Все это было завещано предками потомству.
- Беседа:
- О чем эта легенда? (О заговоренном кладе)
- Как вы думаете, почему люди считали, что клад охраняет нечистая сила?
- Где еще нам встречается информация о заговоренном кладе? (Ответ: у Н.В. Гоголя «Заколдованное место»)
- Чему же будет посвящен наш урок?
- Формулировка темы урока учащимися.
Запись в тетрадях: Н.В.Гоголь «Заколдованное место»
- Повторение.
1.Блиц-опрос.
- В состав какой книги Н.В.Гоголя входит это произведение? (“Вечера на хуторе близ Диканьки”).
- Что вам известно про сборник?(Сборник повестей Н.В. Гоголя, созданный в 1851 году на основе писем, которые он получал от родной сестры и матери, живших в селе Сорочинцы)
- Как встретили его читатели? (Когда эта книга вышла в свет она очень хорошо была встречена современниками Н.В.Гоголя. А.С.Пушкин прочитав её, сказал: “Сейчас прочёл “Вечера…”. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов». В типографии по выходе в свет «Вечеров…» Гоголю сказали, что присланные им «штучки до чрезвычайности забавны и наборщикам принесли большую забаву»)
|
2.Дополнение учителя:
Сам Гоголь о другом своем произведении говорил так: «И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!»
3. Вопросы для обсуждения:
- Я не случайно обращаю ваше внимание на эти слова. Найдите в этом высказывании Гоголя эпитет, которым писатель характеризует своих героев.
- Как вы понимаете значение этого слова? (Необычный, непохожий на другие, особенный)
- Согласны ли вы с таким определением? Кто главный герой нашего произведения? Можно ли его отнести к главному герою эпитет «странный»?
- Можно ли сказать, что описанные события – странные?
- А сама повесть?
- Постановка проблемы урока. В чем состоит главная особенность этого произведения? Чем оно отличается от всех прочитанных нами ранее?
- Новый материал.
1.Проверка домашнего задания. Наблюдение над языком повести.
- Легко ли было читать и понимать прочитанное?
- Обратили ли вы внимание на главную особенность этого произведения – язык?
- Работа в парах:
Задание: соотнеси слово и лексическое значение | ||
Люлька – | арбуз | |
Кавун – | место, засеянное арбузами и дынями | |
Хутор – | трубка | |
Баштан – | обозники, едущие в Крым за солью и рыбой | |
Свитка – | соломенный шалаш | |
Курень – | небольшой крестьянский посёлок на Украине | |
Чумаки – | род полукафтанья | |
Жупан – | специально огороженное помещение для складывания и молотьбы сжатого хлеба | |
Гетьман (гетман) – | старинная верхняя одежда | |
Гумно – | в старину начальник казачьего войска и правитель Украины |
Вывод: какова же главная особенность повести? (язык, в котором много украинских слов)
|
2.Работа с иллюстрациями. План.
А сейчас по вопросам и иллюстрациям восстановим содержание произведения. Составим картинный план, используя предложенные к данному произведению иллюстрации, и прикрепим их на доску.
- Какое любимое занятие было у деда? (Послушать разные байки от проезжих.)
- Чем решил развлечь дед знакомых чумаков? (танцами внуков)
- А что неожиданно случилось с самим дедом во время танца внуков? (ноги неожиданно задергались, сами пустились в пляс)
- Что необычного случилось с дедом во время его танца? (На одном месте руки-ноги слушаться отказывались, а потом очутился с гладком поле)
- Где горела свечка? (На кладбище, это верный знак, что припрятан клад)
- Что задумал дед сделать наутро? (вернуться и выкопать клад, но не нашел это место в поле)
- Как дед попал в нужное место во второй раз? (Ударил в сердцах по «заколдованному месту», где не плясалось)
- Какой клад откопал дед? (Котел с мусором)
- Что росло на заколдованном месте? (Ничего доброго там не росло: «Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, черт знает что такое!»)
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре –
Руки вверх, руки шире!
Повернулись, улыбнулись!
Все присели, потянулись!
И готовы мы опять
Все задания выполнять!
3.Повторение теории: определим жанр произведения.
- На что похожа эта повесть (на рассказ, сказку, легенду, предание)?
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
Рассказ – небольшое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Легенда – произведение созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.
Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.
- Работа со справочными материалами учебника или с материалами слайда.
- Вывод учащихся и обоснование своего выбора.
- Работа с понятиями «реальность» и «фантастика»:
Реальность – то, что действительно существует не в воображении.
Фантастика – то, что основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное.
4.Проблемный вопрос урока: Что в повести фантастическое, что реальное?
Запись в тетрадях: Фантастическое и реальное в повести.
Составление таблица и заполнение ее примерами в ходе беседы.
5.Анализ содержания.
- Где происходит действие повести? В некотором царстве? Место действия реальное или фантастическое ?(Украина, Кры,)
- О какое время происходят события? В незапамятные времена? Подтвердите это цитатами из текста. (в детстве рассказчика, весна)
- От чьего имени ведется рассказ? Кто является рассказчиком повести? Назовите других действующих лиц. Они реальные или фантастические?
- А предметы обихода, окружающие их, реальны или нет? Приведите пример из домашнего задания?
- А одежда героев? Посмотрите нашу табличку?
- Какие события описываются?
- О каком месте рассказывает дьячок в этой повести?
Составление таблицы
Материал для сравнения | Реальность | Фантастика |
Место действия | + Украина, Крым | |
Время | + весна | |
Герои | +дьячок, дед, чумаки, внуки, | |
Быт и жизнь людей | +баштан, гумно, курень | |
Одежда | + жупан, свитка | |
События |
Дьячок – сельский писец
6.Разделите иллюстрации на 2 части: описание реальных и фантастических событий.
7. Решение проблемной ситуации.
- Посмотрите в таблицу и на иллюстрации.
- Реальности или фантастике уделяет писатель главное внимание? Почему? (Повесть «Заколдованное место» имеет подзаголовок быль. Все события изображены реалистично и правдиво. Подробно даны описания одежды, быта и жизни людей.)
- Почему он пишет в слякотном чужом Петербурге о событиях украинской жизни, показывает образы своих земляков? (Это выражение любви.. Это рассказ о родной Украине, она дорога ему. Тоскует вдали)
- Подумаем, случайно ли в описание реальных событий жизни обычных людей вводит он элементы фантастики? Ведь фантастика, то есть сказочность в первую очередь привлекают внимание читателей. Литературовед Н. Л. Степанов считает, что у Гоголя «фантастика переплетается с жизненными, бытовыми подробностями»
- Так для чего же писателю нужно было соединять в одном произведении быль и сказку? Подумаем.
- Закончите слова Пушкина: «Сказка – ложь…»
- Возможно, Гоголь хочет нас чему-то важному научить, предупредить о чем-то.
- Как же понять его замысел читателям? (Читать внимательно!)
7. Работа с текстом.
Выразительное чтение учеником фрагмента повести“Третья ночь поиска клада” от слов «Стал копать — земля мягкая...» до слов «...тогда только перевел дух»(стр.181 - 183).
Анализ прочитанного:
- Почему дед Максим решил, что в заколдованном месте есть клад?
- Когда он отправился на поиски? (поздно вечером, на месте оказался уже ночью)
- Как думаете, что чувствует человек в темноте, один в малознакомом месте? Как вы можете объяснить страхи деда?
- Найти строчки, которые помогли бы нам озвучить эту картинку?
- Что это могло быть в действительности? Слышали ли вы когда-нибудь отзвуки собственного голоса в лесу, в большом помещении? (Эхо)
- Что ему чудилось (виделось и слышалось)?
- Что он в итоге выкопал?(Котел тяжелый)
- Каким вам видится дед? Смешно наблюдать за ним или страшно? Прочитайте примеры?
- Какое качество подвело его? (жадность)
- Смешно или страшно было читать этот фрагмент?
- Над кем смеется Гоголь? Почему?
Внутрипредметные связи: В какой русской народной сказке золото и драгоценности обращаются в ледышки?
- Подведение итогов.
- Какой же урок дает нам Гоголь?
Запись под диктовку:
«Заколдованное место» — повесть, где автор говорит с читателями о призрачности нечистым путем добытого богатства. Гоголь разоблачает жажду обогащения, губительную страсть к деньгам, приводящую в конце концов к катастрофе.
Чего будете ждать от будущих встреч с Гоголем?
- Рефлексия.
Чем запомнится вам сегодняшний урок?
Закончите предложения:
Сегодня на уроке я понял…
- Мне было трудно …
- Мне понравилось…
- Я доволен
- Чью работу на уроке вы хотите похвалить?
Моё настроение похоже на: солнышко,
солнышко с тучкой,
тучку,