Методика организации и проведения «круглого стола»
Обычно выделяют три этапа в организации и проведении круглого стола: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).
I Подготовительный этап включает:
· выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций;
· подбор модератора (модератор руководит круглым столом, поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации);
· подбор дискутантов. Состав участников круглого стола может быть расширен путём привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других организационных структур;
· подготовка сценария (проведение круглого стола по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе круглого стола).
Сценарий предполагает:
· определение понятийного аппарата (тезауруса);
· краткую содержательную вступительную речь модератора, в которой объявляется тема и спектр затрагиваемых в ее рамках проблем, контекст желаемого обсуждения;
· перечень вопросов дискуссионного характера (до 15 формулировок);
· разработку «домашних заготовок» ответов, подчас противоречивых неординарных с использованием репрезентативной выборки информации;
· заключительную речь модератора.
· оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы;
· консультирование участников (позволяет выработать у большинства участников определенные убеждения, которые в дальнейшем будут ими отстаиваться);
· подготовка необходимых материалов (на бумажном или электронном носителях): это могут быть статистические данные, материалы экспресс-опроса, проведённого анализа имеющейся информации с целью обеспечения участников и слушателей круглого стола.
II Дискуссионный этап состоит из: выступления модератора, в котором даётся определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме круглого стола и информирование об общих правилах коммуникации.
К общим правилам коммуникации относятся рекомендации:
· избегай общих фраз;
· ориентируйся на цель (задачу);
· умей слушать;
· будь активен в беседе;
· будь краток;
· осуществляй конструктивную критику;
· не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.
Ведущий должен действовать директивно, жёстко ограничивая во времени участников круглого стола.
· проведения «информационной атаки»: участники высказываются в определённом порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы.
· выступления дискутантов и выявления существующих мнений на поставленные вопросы, акцентирования внимания на оригинальные идеи. С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулировать дополнительные вопросы;
· ответов на дискуссионные вопросы;
· подведения модератором мини-итогов по выступлениям и дискуссии: формулирование основных выводов о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.
III Завершающий (постдискуссионный) этап включает:
· подведение заключительных итогов ведущим;
· выработку рекомендаций или решений;
· установление общих результатов проводимого мероприятия.
Организация и проведение круглого стола с применением позиционной технологии работы с текстом. Позиционная технология работы с текстом основана на позиционной модели обучения доктора психологических наук, профессор МГППУ, заведующего кафедрой социальной психологии развития факультета социальной психологии Н.Е. Веракса.
I. Подготовительный этап
· Выбор темы, проблемы – «Сквернословие – культурная катастрофа»
· Подбор модератора – это может быть заместитель директора по воспитательной работе.
· Подбор дискутантов: администрация школы, педагогический коллектив, представители Управляющего совета школы, Совета старшеклассников.
· Подготовка сценария.
· Оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы.
· Консультирование участников.
· Подготовка необходимых материалов на бумажном или электронном носителях.
II. Дискуссионный этап
Предлагаемый нами круглый стол по теме «Сквернословие – культурная катастрофа» проходит 5 «тактов»:
· Получение и осмысление информации
· Самоопределение
· Анализ ситуации. Игра на осмысление и эмоциональное проживание позиций – включение позиционной технологии работы с текстом.
· Проектирование
· Рефлексия
Получение и осмысление информации предлагается через игру «Согласен, не согласен, может быть »
Задача этого этапа работы – пробудить интерес участников круглого стола к теме, настроить на размышление и конструктивное групповое взаимодействие. Для этого проводится игра «Согласен, не согласен, может быть». В разных комнатах помещения, в котором проходит круглый стол, прикреплены таблички с надписями: «Да или Согласен», «нет или не согласен», «Не знаю».
Модератор предлагает участникам круглого стола выразить своё отношение к той фразе, которую он сейчас произнесёт, следующим образом: «Если участник согласен с произнесённым утверждением, он встаёт радом с табличкой «Да», если он лично не согласен с данным утверждением, то ему нужно переместиться к табличке «Нет». В случае затруднения с ответом – к табличке «Не знаю».
Далее участникам предлагаются высказывания, пословицы и поговорки, отражающие тематику круглого стола. Каждый раз им необходимо выслушать утверждение и выразить совё отношение вышеуказанным способом. Модератор может задать представителям любой из групп уточняющие вопросы. В зависимости от активности участников круглого стола может быть предложено от 3 до 6 утверждений, например:
· Говорящий плохое – всегда в убытке. (Григорий Богослов)
· Злой язык – признак злого сердца. (Публий Сир)
· Каков человек, такова его и речь. (Сенека)
· Речь – это показатель ума. (Сенека)
· Злоречивый язык выдаёт безрассудство. (Плутарх)
· Берегите чистоту языка, как святыню! (И.С. Тургенев)
Самоопределение
Модератор обращает внимание участников на тему круглого стола. Самой своей формулировкой тема побуждает задуматься о своём отношении к работе по решению данной проблемы в школе и в обществе, как с позиции педагога, так и с позиции члена общества. Далее всем участникам круглого стола предлагается заполнить анкету «Сквернословие в моей жизни» (Приложение 1).