Автор: Лянгузова Ольга Жановна
Должность: учитель – логопед
Место работы: МКДОУ №18, г. Миасс, Челябинская область
Описание: Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру, которая используется при интеграции различных образовательных областей.
Назначение материала: игра может быть использована педагогами, родителями в работе с детьми от 5 до 9 лет, в группе - при наличии необходимого количества карт, а так же на индивидуальных занятиях.
Оборудование: тематические карты – для определения гласного звука в начале слова, для дифференциации звуков и//ы в конце слова, для дифференциации у//о в середине слова, для выделение гласного звука в середине слова; необходимое количество символов гласных звуков для каждой карты.
Цель: развитие фонематического слуха, расширение словарного запаса, закрепление гласных звуков и их символов, развитие внимания и памяти.
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные: Развивать фонематический слух.
2. Коррекционно – развивающие задачи: Развитие внимание, восприятия, памяти.
3. Коррекционно- воспитательные задачи: Воспитывать умение подчинятся правилам игры, играть в коллективе.
Ход игры:
Для решения необходимой задачи используется 1 вариант карты с картинками, 1 вариант с необходимыми гласными звуками (символами). Символы гласных звуков приближены к артикуляции. При этом один вариант должен быть разрезан, а второй нет (ниже описаны особенности каждого варианта). Для использования на подгрупповых занятиях – необходимо иметь комплект карт и необходимое количество символов звуков для каждого ребенка.
Предварительная работа – знакомство с символами звуков.
Если неразрезанной остается карта с картинками, то ребенку предлагается определить звук (в начале, середине или конце слова) и обозначить его определенным символом звука (т.е закрыть картинку символом нужного звука). Для этого звуки предлагаются ребенку в виде стопок, т.е все одинаковые звуки лежат в одной стопке.
Если неразрезанными остаются символы, то в этом случае ребенку необходимо заполнять карту (по порядку или нет) картинками. Естественно данный вариант игры используется в работе с более сильными детьми, поскольку представляет определенные трудности (Ребенку приходится выбирать среди большой массы картинок нужную, а это значит, что он должен обладать определенной скоростью мышления и хорошо развитым зрительным восприятием. Поэтому для детей с ЗПР предпочтителен первый вариант игры.)
1 вариант (определение гласных звуков в начале слов)
Лексический материал: апельсин, обруч, утенок, ирис, улитка, акула, облако, эскимо, экскаватор, игрушки, арбуз, иголка.
|
2 вариант (дифференциация и//ы в конце слов)
Лексический материал: шарфы, ботинки, шляпы, носки, шорты, варежки, джинсы (штаны), шубы, кепки, шапки, трусы, сапоги.
3 вариант (дифференциация у//о в середине односложных слов)
Лексический материал: сок, куст, кот, дуб, гном, зонт, стул, лук, стол, жук, дом, суп.
4 вариант (определение гласного звука в середине односложных слов)
Лексический материал: дом, бык, суп, рак, лист, сок, сыр, Шрек, кит, гусь, лак, мышь.