СД 17-3 Бородинова Радмила
Тема 1.
Организация и структура системы первичной медико-санитарной помощи
1. Организация и структура учреждения первичной медико-санитарной помощи
Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи
Организация оказания ПМСП осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность. В основе организации ее оказания лежит территориально-участковый принцип, предусматривающий формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом права пациента на выбор врача и медицинской организации.
Структура учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь:
· Больничные учреждения: больницы районные, городские, областные, республикаские; госпитали для инвалидов ВОВ; БСМП; Специализированные больницы (инфекционные, офтальмологические).
· Учреждения особого типа – лепрозории.
· Диспансеры.
· Амбулаторно-поликлинические учреждения.
· Учреждения скорой неотложной медицинской помощи, станции переливания крови.
· Учреждение по охране материнства и детства (РОДДОМ, дом ребенка, ДДУ, детская молочная кухня).
· Санаторно-курортное учреждение
· Учреждения профилактической медицины (центры Здоровья).
· Аптечные учреждения.
· Диагностические центры, дневные стационары, стационары на дому.
2. Структурные подразделения городской поликлиники и их задачи: регистратура поликлиники, формирование потоков пациентов. Кабинет доврачебного контроля и осмотров. Отделение профилактики, его задачи. Терапевтические отделения, их задачи.
Регистратура обеспечивает оформление записи больных на прием к врачу и регистрацию вызовов врача на дом, своевременный подбор и доставку документации в кабинеты врачей, информацию населения о времени приема врачей и о правилах вызова врача на дом, оформление листков и справок о временной нетрудоспособности.
Кабинет доврачебного контроля и осмотров, который размещается в непосредственной близости от регистратуры.
Основными задачами кабинета доврачебного приёма являются:
- приём больных для решения вопроса о срочности направления к врачу;
- направление на лабораторные и другие исследования больных, которые в день обращения не нуждаются во врачебном приёме;
- проведение антропометрии, измерение артериального и внутриглазного давления, температуры тела и др.
- осуществление выписки рецептов льготным категориям граждан по заключению врача.
Отделение профилактики включает в себя следующие функциональные подразделения:
- анамнестический кабинет;
- кабинет функциональных (инструментальных) исследований;
- смотровой женский кабинет;
- кабинет пропаганды здорового образа жизни;
- кабинет централизованного учета ежегодной диспансеризации всего населения.
Основными задачами отделения профилактики являются:
- организационное обеспечение диспансеризации здоровых и больных;
- подготовка и передача врачам медицинской документации на выявленных больных и лиц с повышенным риском заболеваний для дообследования, диспансерного наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий;
- санитарно-гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни среди населения.
Задачи терапевтического отделения:
· Оказание высококвалифицированной медицинской помощи при заболеваниях терапевтического профиля
· Всестороннее обследование и плановое лечение больных
· Оказание неотложной помощи на дому
· Выполнение диагностических манипуляций
· Проведение диспансеризации, активного выявления и динамического наблюдения пациентов с факторами риска заболеваний
· Своевременная госпитализация больных, нуждающихся в стационарном лечении с проведением обследования в полном объеме
3. Кабинеты специалистов. Подростковый кабинет, его задачи.
Подростковый кабинет - структурное подразделение поликлиники по оказанию квалифицированной медицинской помощи, прикрепленному подростковому населению, с учетом физиологических особенностей пубертатного возраста; осуществление преемственности в работе с детской поликлиникой, при передаче лиц, достигших 15- летнего возраста, во взрослую поликлинику; проведение ежегодных профилактических медицинских (скрининговых) осмотров целевых групп прикрепленного населения и учащихся общеобразовательных школ и студентов среднего профессионального образования, направленных на ранее выявление и снижение заболеваемости; проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни у подростков, санитарно – гигиеническому воспитанию подростков; работа с юношамидопризывного и призывного возраста, проведение мероприятий направленных на повышение уровня психофизической подготовленности юношей допризывного и призывного возраста, оздоровление юношей допризывного и призывного возраста; работа с девушками фертильного возраста, направленная на улучшение репродуктивного здоровья молодежи.
Основными задачами подростковых кабинетов являются:
· обеспечение первичной медико-санитарной помощью прикрепленных контингентов, то есть организация и проведение комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и снижение общей и инфекционной заболеваемости, инвалидности, смертности;
· оказание квалифицированной и организация специализированной лечебной помощи прикрепленным контингентам;
· организация и проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни, санитарно-гигиеническому воспитанию прикрепленных контингентов, а также по повышению уровня психо-физической подготовленности юношей допризывного и призывного возрастов, репродуктивного здоровья молодежи.
4. Подразделения диагностические, восстановительного лечения и реабилитации. Кабинет медицинской статистики, его задачи.
В отделении реабилитации и восстановительного лечения проводится медицинская реабилитация пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, нейрохирургические операции, черепно-мозговую травму, травмы и операции на опорно-двигательной системе, а также при других соматических заболеваниях.
Целью реабилитации выступает эффективное возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество; восстановление личностных свойств человека.
Отделения медицинской реабилитации являются современными специализированными центрами, обслуживающими различных пациентов в стационарных и амбулаторных условиях. Такие отделения в рамках своей структуры включают в себя физиотерапевтические кабинеты наряду с залами лечебной физкультуры, тренажерными блоками, кабинетами механотерапии, водолечения, массажа, фитобары и тому подобное.
Кабинет медицинской статистики поликлиники осуществляет работу по сбору, обработке первичной учетной документации и составлению соответствующих отчетных форм по работе поликлиники.
Основными задачами кабинета медицинской статистики являются:
· Учет и обработка первичной медицинской документации, характеризующей деятельность поликлиники;
· Группировка статистической информации, расчет показателей, составление таблиц, сигнальных сводок, кодирование заболеваний;
· Анализ показателей здоровья обслуживаемого населения;
· Своевременное предоставление необходимой информации заведующим отделениями, врачам для анализа;
· Составление квартальных, годовых отчетов, своевременное представление их в вышестоящие организации;
· Расчет и анализ показателей работы поликлиники, функций врачебной деятельности, моделей конечных результатов деятельности поликлиники;
· Оперативная статистическая обработка показателей работы поликлиники и состояния здоровья обсуживаемого населения;
· Осуществление контроля за оперативностью и полнотой учета, за качеством ведения медицинской документации в поликлинике;
· Проведение инструктажей как первичных, вводных так и внеплановых;
· Своевременное представление всех показателей работы служб поликлиники главному врачу, заместителю главного врача поликлиники по медицинской части, заведующим отделений;
· Проведение организационно-методической работы с медработниками по улучшению качества учета работы, достоверности подаваемой информации учета рабочего времени.
5. Структура сестринской службы учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь.
Организационный вид деятельности участковой медицинской сестры включает:
· подготовку амбулаторного приема врача-терапевта участкового (подготовка рабочего места, приборов, инструментария, индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков рецептов и др., своевременное получение результатов лабораторных и других исследований и расклейка их по картам и др.);
· заполнение под контролем врача статистических талонов, карт экстренного извещения, бланков направлений на лечебно-диагностические исследования, внесение в индивидуальную карту амбулаторного больного данные флюорографического и других исследований;
· помощь в заполнении посыльных листов на МСЭК, санаторно-курортных карт, выписок из индивидуальных карт амбулаторного больного;
· при соответствующих условиях под диктовку врача выписывание рецептов и заполнение граф листков нетрудоспособности, индивидуальной карты амбулаторного больного и др.;
· выдачу очередных талонов для повторных посещений;
· комплектование необходимыми инструментами и медикаментами сумки врача-терапевта участкового для оказания медицинской помощи на дому;
· заполнение под контролем и руководством врача контрольной карты диспансерного наблюдения на вновь выявленных больных, приглашение диспансерных больных на прием к врачу;
· подготовку предварительных материалов для составления отчета по диспансеризации населения участка.
· проводит персональный учет обслуживаемого населения, выявление его демографической исоциальной структуры, учет граждан, нуждающихся в надомном медико-социальном обслуживании.
· проводит санитарно-просветительную работу на участке.
Лечебно-диагностический вид деятельности участковой медицинской сестры включает:
§ по указанию врача-терапевта участкового измерение пациентам артериального давления, проведение термометрии и других медицинских манипуляций;
§ объяснение пациентам способов и порядка подготовки к лабораторным, инструментальным и аппаратным исследованиям;
§ выполнение медицинских манипуляций и забор материала для бактериологических исследований в соответствии с назначением врача и с последующим информированием его о выполнении диагностических и лечебных процедур, а также обо всех случаях нарушения режима пациентами, невыполнения противоэпидемических требований инфекционными больными, оставляемыми для лечения на дому;
§ оказание неотложной доврачебной помощи.
Следующим видом деятельности участковой медицинской сестры является обеспечение инфекционной безопасности, который включает:
ü контроль над проведением младшим медицинским персоналом профилактической дезинфекции помещений, оборудования;
ü проведение профилактической дезинфекции медицинского инструментария;
ü соблюдение принципов личной гигиены;
ü организация противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.
6. Охрана труда и техника безопасности медицинской сестры, осуществляющей первичную медицинскую помощь.
Охрана труда и техника безопасности медицинской сестры:
v Работник, принятый на работу в школу медицинской сестрой, должен обязательно пройти медицинский осмотр, специальное обучение, вводный инструктаж по технике безопасности, первичный инструктаж для медсестры - на рабочем месте, повторный инструктаж - не реже одного раза в 6 месяцев, внеплановый (при изменении условий труда медицинской сестры, нарушениях техники безопасности, произошедших несчастных случаях). Результаты инструктажа оформляются в соответствующем журнале, проверяется знание даннойинструкции по охране труда для медицинской сестры учреждения.
v К самостоятельному выполнению работ допускаются работники, имеющие законченное среднее медицинское образование, которые владеют основными видами сестринских манипуляций, изучившиеинструкцию по охране труда для медсестры.
v Работник имеет право отказаться от порученной ему работы, если создалась ситуация опасная для лично его здоровья, или для людей, которые его окружают, и окружающей среды.
v Работник обязан неукоснительно соблюдать требования и правила внутреннего распорядка образовательного учреждения: соблюдать дисциплину; бережно относиться к оборудованию, инструментам, приборам, медикаментам, материалам и спецодежде; содержать в чистоте свое рабочее место и территорию; периодически проходить медосмотры.
v На рабочем месте запрещено курить, употреблять алкоголь.
v Необходимо соблюдать правила пожарной безопасности.
v Необходимо также соблюдать правила личной гигиены: употреблять пищу только в столовой; работу выполнять в идеально чистой спецодежде; при выполнении инъекций пользуйтесь резиновыми перчатками;
v Медицинская сестра обязана соблюдать инструкцию по охране труда в медицинском кабинете.
v Медицинский кабинет учреждения должен быть оборудован и оснащен инструментарием согласно утвержденному перечню оборудования и инструментария для медицинского кабинета.
v За нарушение требований настоящей инструкции по охране труда для медицинской сестры медицинский работник, работающий в школе (доу), привлекается к ответственности согласно с законодательством.
7. Центр (отделение) профилактики. Центр здоровья
Отделение медицинской профилактики возглавляет врач или фельдшер, имеющий соответствующую подготовку по проблемам профилактики заболеваний и укреплению здоровья населения.
Структура отделения профилактики включает:
• кабинет доврачебного приема. Обеспечивает сбор анамнеза, анкетирование лиц на выявление ФР и рекомендации по их коррекции;
• кабинет функциональных (инструментальных) исследований. Проводятся антропометрия, измерение АД, определение остроты зрения, слуха, запись ЭКГ;
• смотровой кабинет. Профилактические осмотры женщин с целью раннего выявления гинекологических заболеваний и опухоли молочных желез. Пальцевое исследование прямой кишки;
• кабинет пропаганды здорового ОЖ. Проводятся санитарно-гигиеническое просвещение, формирование навыков здорового ОЖ, организация и проведение занятий в «Школах здоровья».
Задачами отделения медицинской профилактики являются:
• организация, коррекция и оценка эффективности деятельности по оказанию профилактической помощи населению;
• организация, проведение и анализ медико-социальных опросов прикрепленного населения для определения уровня информированности о здоровом ОЖ, потребности и удовлетворенности профилактической помощью;
• участие в разработке и реализации целевых профилактических программ;
• санитарно-гигиеническое воспитание населения и пропаганда ЗОЖ;
• организация деятельности «Школ больных» и «Школ здоровья». Показателями качества деятельности «Школ больных» являются динамика числа плановых и экстренных госпитализаций, динамика показателей временной и стойкой утраты трудоспособности, динамика обращаемости за скорой медицинской помощью по обучаемому заболеванию. Показателями качества деятельности «Школ здоровья» являются нивелирование и отсутствие ФР у обучаемых лиц.
• организация и проведение совместно с территориальным центром медицинской профилактики обучения медицинских работников ЛПУ методам оказания медицинских профилактических услуг населению;
• анализ, оценка качества и эффективности профилактической работы ЛПУ и профилактической помощи населению;
• ведение журнала учета работы ЛПУ по медицинской профилактике (ф. № 038/у-02).
Основная цель деятельности Центров здоровья - сохранение здоровья, повышение уровня знаний, информированности и практических навыков по ведению ЗОЖ у населения.
Задачей центров является формирование здорового образа жизни у населения, которое будет способствовать воспитанию личной ответственности за своё здоровье и здоровье своих детей.
Структура центра здоровья:
· кабинеты врачей-специалистов;
· кабинет гигиениста стоматологического;
· офтальмологический кабинет;
· кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе;
· кабинеты инструментального и лабораторного обследования;
· кабинет (зал) лечебной физкультуры;
· учебные классы (аудитории) школ здоровья.
Основными задачами Центра здоровья являются:
v комплексное медицинское обследование;
v медицинская помощь в отказе от потребления алкоголя, табака, в снижении избыточной массы тела, организации рационального питания;
v динамическое наблюдение за пациентами группы высокого риска развития неинфекционных заболеваний;
v групповое обучение в школах здоровья, проведение лекций, бесед и индивидуального консультирования по вопросам ведения здорового образа жизни;
v информирование о вредных и опасных для здоровья человека факторах внешней среды, факторах риска развития заболеваний;
v разработка планов мероприятий по формированию здорового образа жизни у населения;
v оказание методической и практической помощи врачам и специалистам со средним медицинским образованием медицинских организаций и их подразделений в реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни, проведению школ здоровья;
v обучение медицинских работников медицинских организаций методам проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни, проведения школ здоровья;
v анализ динамики заболеваемости и смертности населения от хронических неинфекционных заболеваний;
v ведение медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности;
8. Особенности организации работы детской поликлиники
Детская поликлиника — лечебно-профилактическое учреждение по оказанию внебольничной медицинской помощи детям от рождения до 15 лет и учащимся образовательных учреждений независимо от возраста
Её деятельность:
1. Организация и проведение комплекса профилактических мероприятий среди детского населения путем:
- антенатальную охрану плода (патронаж беременных педиатром);
- наблюдения за новорожденными, проведения профилактических осмотров и диспансеризации детей;
- проведения профилактических прививок в установленные Министерством здравоохранения сроки;
- проведения лекций, бесед, конференций для родителей, занятий в школе матерей и тд.
2.Лечебно-консультативную помощь детям на дому и в поликлинике, в том числе квалифицированную специализированную медицинскую помощь; направление детей на лечение в стационары, на восстановительное лечение в санатории; проводит отбор детей в оздоровительные учреждения.
3.Противоэпидемические мероприятия (совместно с центром санитарно-эпидемиологического надзора).
4. Лечебно-профилактическую работу в детских организованных коллективах
9. Составление планов гигиенического воспитания (первичная профилактика).
Медико-гигиеническое воспитание – часть государственной системы здравоохранения, включающая распространение медицинских и гигиенических знаний, формирование ЗОЖ и привитие населению гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и активного долголетия.
Лекция проводится врачами ЛПУ или фельдшерами на объектах (вне ЛПУ).
Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры).
Доска вопросов и ответов - это форма заочных консультаций.
Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.
Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) - это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию.
Тематический санитарный альбом - иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.
Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья - массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний.
10. Составление планов противоэпидемических мероприятий.
Противоэпидемические мероприятия- комплекс мер по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний и быстрейшей ликвидации в случае их появления.
Каждое лечебно-профилактическое учреждение в целях рациональной организации работы в эпидемический сезон должна разработать План противоэпидемических мероприятий
Он может быть оформлен как отдельный локальный акт либо как раздел Комплексного плана противоэпидемических мероприятий по профилактике заноса и распространения заболеваний в ЛПУ.
Разработкой плана, как правило, занимается врач-эпидемиолог или главная медсестра. Основные нормативные акты, которыми необходимо руководствоваться при составлении данного плана – это:
· санитарно-эпидемиологические правила;
· методические рекомендации «Критерий расчета запаса профилактических и лечебных препаратов, оборудования, имущества, индивидуальных средств защиты и дезинфекционных средств»
План противоэпидемических мероприятий должен ежегодно корректироваться.Противоэпидемические мероприятия делят на две группы:
• мероприятия по профилактике возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
• мероприятия, направленные на ликвидацию эпидемических очагов среди населения в районе ЧС.
Основные противоэпидемические мероприятия таковы:
• санитарно-эпидемиологическая разведка предполагаемых районов рассредоточения и размещения эвакуируемых жителей в загородной зоне;
• эпидемиологическое наблюдение, включающее изучение санитарно-эпидемиологического состояния населённых пунктов;
• своевременное выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;
• учёт и санация носителей возбудителей болезней и лиц, страдающих хроническими формами инфекционных болезней;
• профилактика инфекционных заболеваний путём применения вакцин, сывороток, антибиотиков и различных химических препаратов;
• борьба с переносчиками трансмиссивных заболеваний и грызунами.
• регистрация и оповещение;
• режимно-ограничительные мероприятия;
• общая и специальная экстренная профилактика;
• обеззараживание эпидемического очага (дезинфекция, дезинсекция, дератизация);
• санитарно-разъяснительная работа.
11. Обучение осуществлению сестринской деятельности в школах здоровья
Медицинская сестра изучает потребности обслуживаемого населения оздоровительных мероприятиях и разрабатывает программу этих мероприятий. Она проводит первичную и вторичную профилактики:
а) формирование здорового образа жизни:
· повышение знаний населения о влиянии эндогенных и экзогенных факторов на здоровье;
· санитарно-гигиеническое воспитание, куда входит обучение навыкам личной гигиены, рационального питания (режим питания, набор продуктов, методы приготовления пищи), ухода за жилищем привлечение к занятиям оздоровительной физкультурой, спортом, туризмом, борьбе свредными привычками (курением, злоупотреблением алкоголем, наркоманией);
б) проведение мероприятий по предупреждению травматизма (специфическая профилактика ДТП, бытового травматизма);
в) проведение программ профилактики: предупреждение развития заболеваний социального характера, инфекционных и других заболеваний;
г) общеоздоровительные мероприятия: реабилитация пациентов перенесших острые заболевания; медицинская сестра проводит вторичную профилактику:
д) целевое санитарно-гигиеническое воспитание:
· создание тематических школ здоровья (для пациентов и их родственников):
· повышение информированности пациентов о заболевании и факторах риска его развития, возникновения обострений и осложнений;
· повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;
· формирование рационального отношения пациента к заболеванию мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;
· формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений;