Сестринское дело в первичной медико-санитарной помощи




СД 17-3 Бородинова Радмила

Тема 1.

Организация и структура системы первичной медико-санитарной помощи

1. Организация и структура учреждения первичной медико-санитарной помощи

 

Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи

Организация оказания ПМСП осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность. В основе организации ее оказания лежит территориально-участковый принцип, предусматривающий формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом права пациента на выбор врача и медицинской организации.

Структура учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь:

· Больничные учреждения: больницы районные, городские, областные, республикаские; госпитали для инвалидов ВОВ; БСМП; Специализированные больницы (инфекционные, офтальмологические).

· Учреждения особого типа – лепрозории.

· Диспансеры.

· Амбулаторно-поликлинические учреждения.

· Учреждения скорой неотложной медицинской помощи, станции переливания крови.

· Учреждение по охране материнства и детства (РОДДОМ, дом ребенка, ДДУ, детская молочная кухня).

· Санаторно-курортное учреждение

· Учреждения профилактической медицины (центры Здоровья).

· Аптечные учреждения.

· Диагностические центры, дневные стационары, стационары на дому.

2. Структурные подразделения городской поликлиники и их задачи: регистратура поликлиники, формирование потоков пациентов. Кабинет доврачебного контроля и осмотров. Отделение профилактики, его задачи. Терапевтические отделения, их задачи.

Регистратура обеспечивает оформление записи больных на прием к врачу и регистрацию вызовов врача на дом, своевременный подбор и доставку документации в кабинеты врачей, информацию населения о времени приема врачей и о правилах вызова врача на дом, оформление листков и справок о временной нетрудоспособности.

Кабинет доврачебного контроля и осмотров, который размещается в непосредственной близости от регистратуры.

Основными задачами кабинета доврачебного приёма являются:

- приём больных для решения вопроса о срочности направления к врачу;

- направление на лабораторные и другие исследования больных, которые в день обращения не нуждаются во врачебном приёме;

- проведение антропометрии, измерение артериального и внутриглазного давления, температуры тела и др.

- осуществление выписки рецептов льготным категориям граждан по заключению врача.

Отделение профилактики включает в себя следующие функциональные подразделения:

- анамнестический кабинет;

- кабинет функциональных (инструментальных) исследований;

- смотровой женский кабинет;

- кабинет пропаганды здорового образа жизни;

- кабинет централизованного учета ежегодной диспансеризации всего населения.

Основными задачами отделения профилактики являются:

- организационное обеспечение диспансеризации здоровых и больных;

- подготовка и передача врачам медицинской документации на выявленных больных и лиц с повышенным риском заболеваний для дообследования, диспансерного наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий;

- санитарно-гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни среди населения.

Задачи терапевтического отделения:

· Оказание высококвалифицированной медицинской помощи при заболеваниях терапевтического профиля

· Всестороннее обследование и плановое лечение больных

· Оказание неотложной помощи на дому

· Выполнение диагностических манипуляций

· Проведение диспансеризации, активного выявления и динамического наблюдения пациентов с факторами риска заболеваний

· Своевременная госпитализация больных, нуждающихся в стационарном лечении с проведением обследования в полном объеме

 

3. Кабинеты специалистов. Подростковый кабинет, его задачи.

Подростковый кабинет - структурное подразделение поликлиники по оказанию квалифицированной медицинской помощи, прикрепленному подростковому населению, с учетом физиологических особенностей пубертатного возраста; осуществление преемственности в работе с детской поликлиникой, при передаче лиц, достигших 15- летнего возраста, во взрослую поликлинику; проведение ежегодных профилактических медицинских (скрининговых) осмотров целевых групп прикрепленного населения и учащихся общеобразовательных школ и студентов среднего профессионального образования, направленных на ранее выявление и снижение заболеваемости; проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни у подростков, санитарно – гигиеническому воспитанию подростков; работа с юношамидопризывного и призывного возраста, проведение мероприятий направленных на повышение уровня психофизической подготовленности юношей допризывного и призывного возраста, оздоровление юношей допризывного и призывного возраста; работа с девушками фертильного возраста, направленная на улучшение репродуктивного здоровья молодежи.

Основными задачами подростковых кабинетов являются:

· обеспечение первичной медико-санитарной помощью прикрепленных контингентов, то есть организация и проведение комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и снижение общей и инфекционной заболеваемости, инвалидности, смертности;

· оказание квалифицированной и организация специализированной лечебной помощи прикрепленным контингентам;

· организация и проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни, санитарно-гигиеническому воспитанию прикрепленных контингентов, а также по повышению уровня психо-физической подготовленности юношей допризывного и призывного возрастов, репродуктивного здоровья молодежи.

4. Подразделения диагностические, восстановительного лечения и реабилитации. Кабинет медицинской статистики, его задачи.

В отделении реабилитации и восстановительного лечения проводится медицинская реабилитация пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, нейрохирургические операции, черепно-мозговую травму, травмы и операции на опорно-двигательной системе, а также при других соматических заболеваниях.

Целью реабилитации выступает эффективное возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество; восстановление личностных свойств человека.

Отделения медицинской реабилитации являются современными специализированными центрами, обслуживающими различных пациентов в стационарных и амбулаторных условиях. Такие отделения в рамках своей структуры включают в себя физиотерапевтические кабинеты наряду с залами лечебной физкультуры, тренажерными блоками, кабинетами механотерапии, водолечения, массажа, фитобары и тому подобное.

Кабинет медицинской статистики поликлиники осуществляет работу по сбору, обработке первичной учетной документации и составлению соответствующих отчетных форм по работе поликлиники.

Основными задачами кабинета медицинской статистики являются:

· Учет и обработка первичной медицинской документации, характеризующей деятельность поликлиники;

· Группировка статистической информации, расчет показателей, составление таблиц, сигнальных сводок, кодирование заболеваний;

· Анализ показателей здоровья обслуживаемого населения;

· Своевременное предоставление необходимой информации заведующим отделениями, врачам для анализа;

· Составление квартальных, годовых отчетов, своевременное представление их в вышестоящие организации;

· Расчет и анализ показателей работы поликлиники, функций врачебной деятельности, моделей конечных результатов деятельности поликлиники;

· Оперативная статистическая обработка показателей работы поликлиники и состояния здоровья обсуживаемого населения;

· Осуществление контроля за оперативностью и полнотой учета, за качеством ведения медицинской документации в поликлинике;

· Проведение инструктажей как первичных, вводных так и внеплановых;

· Своевременное представление всех показателей работы служб поликлиники главному врачу, заместителю главного врача поликлиники по медицинской части, заведующим отделений;

· Проведение организационно-методической работы с медработниками по улучшению качества учета работы, достоверности подаваемой информации учета рабочего времени.

 

5. Структура сестринской службы учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь.

Организационный вид деятельности участковой медицинской сестры включает:

· подготовку амбулаторного приема врача-терапевта участкового (подготовка рабочего места, приборов, инструментария, индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков рецептов и др., своевременное получение результатов лабораторных и других исследований и расклейка их по картам и др.);

· заполнение под контролем врача статистических талонов, карт экстренного извещения, бланков направлений на лечебно-диагностические исследования, внесение в индивидуальную карту амбулаторного больного данные флюорографического и других исследований;

· помощь в заполнении посыльных листов на МСЭК, санаторно-курортных карт, выписок из индивидуальных карт амбулаторного больного;

· при соответствующих условиях под диктовку врача выписывание рецептов и заполнение граф листков нетрудоспособности, индивидуальной карты амбулаторного больного и др.;

· выдачу очередных талонов для повторных посещений;

· комплектование необходимыми инструментами и медикаментами сумки врача-терапевта участкового для оказания медицинской помощи на дому;

· заполнение под контролем и руководством врача контрольной карты диспансерного наблюдения на вновь выявленных больных, приглашение диспансерных больных на прием к врачу;

· подготовку предварительных материалов для составления отчета по диспансеризации населения участка.

· проводит персональный учет обслуживаемого населения, выявление его демографической исоциальной структуры, учет граждан, нуждающихся в надомном медико-социальном обслуживании.

· проводит санитарно-просветительную работу на участке.

Лечебно-диагностический вид деятельности участковой медицинской сестры включает:

§ по указанию врача-терапевта участкового измерение пациентам артериального давления, проведение термометрии и других медицинских манипуляций;

§ объяснение пациентам способов и порядка подготовки к лабораторным, инструментальным и аппаратным исследованиям;

§ выполнение медицинских манипуляций и забор материала для бактериологических исследований в соответствии с назначением врача и с последующим информированием его о выполнении диагностических и лечебных процедур, а также обо всех случаях нарушения режима пациентами, невыполнения противоэпидемических требований инфекционными больными, оставляемыми для лечения на дому;

§ оказание неотложной доврачебной помощи.

Следующим видом деятельности участковой медицинской сестры является обеспечение инфекционной безопасности, который включает:

ü контроль над проведением младшим медицинским персоналом профилактической дезинфекции помещений, оборудования;

ü проведение профилактической дезинфекции медицинского инструментария;

ü соблюдение принципов личной гигиены;

ü организация противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.

 

6. Охрана труда и техника безопасности медицинской сестры, осуществляющей первичную медицинскую помощь.

Охрана труда и техника безопасности медицинской сестры:

v Работник, принятый на работу в школу медицинской сестрой, должен обязательно пройти медицинский осмотр, специальное обучение, вводный инструктаж по технике безопасности, первичный инструктаж для медсестры - на рабочем месте, повторный инструктаж - не реже одного раза в 6 месяцев, внеплановый (при изменении условий труда медицинской сестры, нарушениях техники безопасности, произошедших несчастных случаях). Результаты инструктажа оформляются в соответствующем журнале, проверяется знание даннойинструкции по охране труда для медицинской сестры учреждения.

v К самостоятельному выполнению работ допускаются работники, имеющие законченное среднее медицинское образование, которые владеют основными видами сестринских манипуляций, изучившиеинструкцию по охране труда для медсестры.

v Работник имеет право отказаться от порученной ему работы, если создалась ситуация опасная для лично его здоровья, или для людей, которые его окружают, и окружающей среды.

v Работник обязан неукоснительно соблюдать требования и правила внутреннего распорядка образовательного учреждения: соблюдать дисциплину; бережно относиться к оборудованию, инструментам, приборам, медикаментам, материалам и спецодежде; содержать в чистоте свое рабочее место и территорию; периодически проходить медосмотры.

v На рабочем месте запрещено курить, употреблять алкоголь.

v Необходимо соблюдать правила пожарной безопасности.

v Необходимо также соблюдать правила личной гигиены: употреблять пищу только в столовой; работу выполнять в идеально чистой спецодежде; при выполнении инъекций пользуйтесь резиновыми перчатками;

v Медицинская сестра обязана соблюдать инструкцию по охране труда в медицинском кабинете.

v Медицинский кабинет учреждения должен быть оборудован и оснащен инструментарием согласно утвержденному перечню оборудования и инструментария для медицинского кабинета.

v За нарушение требований настоящей инструкции по охране труда для медицинской сестры медицинский работник, работающий в школе (доу), привлекается к ответственности согласно с законодательством.

7. Центр (отделение) профилактики. Центр здоровья

Отделение медицинской профилактики возглавляет врач или фельдшер, имеющий соответствующую подготовку по проблемам профилактики заболеваний и укреплению здоровья населения.

Структура отделения профилактики включает:

• кабинет доврачебного приема. Обеспечивает сбор анамнеза, анкетирование лиц на выявление ФР и рекомендации по их коррекции;

• кабинет функциональных (инструментальных) исследований. Проводятся антропометрия, измерение АД, определение остроты зрения, слуха, запись ЭКГ;

• смотровой кабинет. Профилактические осмотры женщин с целью раннего выявления гинекологических заболеваний и опухоли молочных желез. Пальцевое исследование прямой кишки;

• кабинет пропаганды здорового ОЖ. Проводятся санитарно-гигиеническое просвещение, формирование навыков здорового ОЖ, организация и проведение занятий в «Школах здоровья».

Задачами отделения медицинской профилактики являются:

• организация, коррекция и оценка эффективности деятельности по оказанию профилактической помощи населению;

• организация, проведение и анализ медико-социальных опросов прикрепленного населения для определения уровня информированности о здоровом ОЖ, потребности и удовлетворенности профилактической помощью;

• участие в разработке и реализации целевых профилактических программ;

• санитарно-гигиеническое воспитание населения и пропаганда ЗОЖ;

• организация деятельности «Школ больных» и «Школ здоровья». Показателями качества деятельности «Школ больных» являются динамика числа плановых и экстренных госпитализаций, динамика показателей временной и стойкой утраты трудоспособности, динамика обращаемости за скорой медицинской помощью по обучаемому заболеванию. Показателями качества деятельности «Школ здоровья» являются нивелирование и отсутствие ФР у обучаемых лиц.

• организация и проведение совместно с территориальным центром медицинской профилактики обучения медицинских работников ЛПУ методам оказания медицинских профилактических услуг населению;

• анализ, оценка качества и эффективности профилактической работы ЛПУ и профилактической помощи населению;

• ведение журнала учета работы ЛПУ по медицинской профилактике (ф. № 038/у-02).

Основная цель деятельности Центров здоровья - сохранение здоровья, повышение уровня знаний, информированности и практических навыков по ведению ЗОЖ у населения.

Задачей центров является формирование здорового образа жизни у населения, которое будет способствовать воспитанию личной ответственности за своё здоровье и здоровье своих детей.

Структура центра здоровья:

· кабинеты врачей-специалистов;

· кабинет гигиениста стоматологического;

· офтальмологический кабинет;

· кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе;

· кабинеты инструментального и лабораторного обследования;

· кабинет (зал) лечебной физкультуры;

· учебные классы (аудитории) школ здоровья.

Основными задачами Центра здоровья являются:

v комплексное медицинское обследование;

v медицинская помощь в отказе от потребления алкоголя, табака, в снижении избыточной массы тела, организации рационального питания;

v динамическое наблюдение за пациентами группы высокого риска развития неинфекционных заболеваний;

v групповое обучение в школах здоровья, проведение лекций, бесед и индивидуального консультирования по вопросам ведения здорового образа жизни;

v информирование о вредных и опасных для здоровья человека факторах внешней среды, факторах риска развития заболеваний;

v разработка планов мероприятий по формированию здорового образа жизни у населения;

v оказание методической и практической помощи врачам и специалистам со средним медицинским образованием медицинских организаций и их подразделений в реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни, проведению школ здоровья;

v обучение медицинских работников медицинских организаций методам проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни, проведения школ здоровья;

v анализ динамики заболеваемости и смертности населения от хронических неинфекционных заболеваний;

v ведение медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности;

 

8. Особенности организации работы детской поликлиники

Детская поликлиника — лечебно-профилактическое учреждение по оказанию внебольничной медицинской помощи детям от рождения до 15 лет и учащимся образовательных учреждений независимо от возраста

Её деятельность:

1. Организация и проведение комплекса профилактических мероприятий среди детского населения путем:

- антенатальную охрану плода (патронаж беременных педиатром);

- наблюдения за новорожденными, проведения профилактических осмотров и диспансеризации детей;

- проведения профилактических прививок в установленные Министерством здравоохранения сроки;

- проведения лекций, бесед, конференций для родителей, занятий в школе матерей и тд.

 

2.Лечебно-консультативную помощь детям на дому и в поликлинике, в том числе квалифицированную специализированную медицинскую помощь; направление детей на лечение в стационары, на восстановительное лечение в санатории; проводит отбор детей в оздоровительные учреждения.

3.Противоэпидемические мероприятия (совместно с центром санитарно-эпидемиологического надзора).

4. Лечебно-профилактическую работу в детских организованных коллективах

9. Составление планов гигиенического воспитания (первичная профилактика).

Медико-гигиеническое воспитание – часть государственной системы здравоохранения, включающая распространение медицинских и гигиенических знаний, формирование ЗОЖ и привитие населению гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и активного долголетия.

Лекция проводится врачами ЛПУ или фельдшерами на объектах (вне ЛПУ).

Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры).

Доска вопросов и ответов - это форма заочных консультаций.

Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.

Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) - это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию.

Тематический санитарный альбом - иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.

Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья - массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний.

 

10. Составление планов противоэпидемических мероприятий.

Противоэпидемические мероприятия- комплекс мер по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний и быстрейшей ликвидации в случае их появления.

Каждое лечебно-профилактическое учреждение в целях рациональной организации работы в эпидемический сезон должна разработать План противоэпидемических мероприятий

Он может быть оформлен как отдельный локальный акт либо как раздел Комплексного плана противоэпидемических мероприятий по профилактике заноса и распространения заболеваний в ЛПУ.

Разработкой плана, как правило, занимается врач-эпидемиолог или главная медсестра. Основные нормативные акты, которыми необходимо руководствоваться при составлении данного плана – это:

· санитарно-эпидемиологические правила;

· методические рекомендации «Критерий расчета запаса профилактических и лечебных препаратов, оборудования, имущества, индивидуальных средств защиты и дезинфекционных средств»

План противоэпидемических мероприятий должен ежегодно корректироваться.Противоэпидемические мероприятия делят на две группы:

• мероприятия по профилактике возникновения и распространения инфекционных заболеваний;

• мероприятия, направленные на ликвидацию эпидемических очагов среди населения в районе ЧС.

Основные противоэпидемические мероприятия таковы:

• санитарно-эпидемиологическая разведка предполагаемых районов рассредоточения и размещения эвакуируемых жителей в загородной зоне;

• эпидемиологическое наблюдение, включающее изучение санитарно-эпидемиологического состояния населённых пунктов;

• своевременное выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;

• учёт и санация носителей возбудителей болезней и лиц, страдающих хроническими формами инфекционных болезней;

• профилактика инфекционных заболеваний путём применения вакцин, сывороток, антибиотиков и различных химических препаратов;

• борьба с переносчиками трансмиссивных заболеваний и грызунами.

• регистрация и оповещение;

• режимно-ограничительные мероприятия;

• общая и специальная экстренная профилактика;

• обеззараживание эпидемического очага (дезинфекция, дезинсекция, дератизация);

• санитарно-разъяснительная работа.

11. Обучение осуществлению сестринской деятельности в школах здоровья

Медицинская сестра изучает потребности обслуживаемого населения оздоровительных мероприятиях и разрабатывает программу этих мероприятий. Она проводит первичную и вторичную профилактики:

а) формирование здорового образа жизни:

· повышение знаний населения о влиянии эндогенных и экзогенных факторов на здоровье;

· санитарно-гигиеническое воспитание, куда входит обучение навыкам личной гигиены, рационального питания (режим питания, набор продуктов, методы приготовления пищи), ухода за жилищем привлечение к занятиям оздоровительной физкультурой, спортом, туризмом, борьбе свредными привычками (курением, злоупотреблением алкоголем, наркоманией);

б) проведение мероприятий по предупреждению травматизма (специфическая профилактика ДТП, бытового травматизма);

в) проведение программ профилактики: предупреждение развития заболеваний социального характера, инфекционных и других заболеваний;

г) общеоздоровительные мероприятия: реабилитация пациентов перенесших острые заболевания; медицинская сестра проводит вторичную профилактику:

д) целевое санитарно-гигиеническое воспитание:

· создание тематических школ здоровья (для пациентов и их родственников):

· повышение информированности пациентов о заболевании и факторах риска его развития, возникновения обострений и осложнений;

· повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;

· формирование рационального отношения пациента к заболеванию мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;

· формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: