Особенности PR-технологий периферийного города




 

В настоящее время явление public relations (или связи с общественностью) приобретает все большую популярность. В то же время сохраняется искаженное восприятие public relations как инструмента предвыборной борьбы или манипулирования массовым сознанием. Как следствие, существенно сужается понятие PR-технологии. Все это приводит к тому, что PR-деятельность воспринимается как некоторая совокупность плохо формализованных процессов, направленных на достижение неочевидных результатов.

Настоящее исследование исходит из определения "связи с общественностью" А. Чумикова. Автор опирается на диалогическую методологию, которая предполагает рассмотрение public relations в качестве опосредования взаимодействий различных социальных групп, социально ориентированного диалога. По нашему мнению, сущностная сторона связей с общественностью может быть так же адекватно описана в терминах концепции симулякров Жана Бодрийяра.

С практической точки зрения PR можно рассматривать как совокупность определенных технологий. В наиболее общем виде технология представляет собой последовательность трудовых операций, необходимых для превращения предметов труда в конечный продукт.

С одной стороны, PR-технологии направлены на изменение поведения и установок людей, с другой стороны, способствуют установлению взаимопонимания субъектов за счет активного использования диалогической коммуникации. Поэтому уместно утверждать, что PR-технологии представляют собой синтез коммуникативных и социальных технологий.

Таким образом, PR-технологию можно определить как наиболее эффективную совокупность конкретных техник, приемов и методов, направленных на установление и поддержание диалогического взаимодействия субъектов коммуникации.

Согласно данным анализа PR-рынка в России за 2006-2007 гг., можно говорить о трех лидирующих технологиях:

1) паблисити;

2) специальное событие;

3) promo-технологии. Причем в рамках каждой из технологий предпочтение также отдается стандартизированным сценариям.

Проиллюстрируем данное утверждение, опираясь на местную практику: promo-кампании, проводимые в г. Магнитогорске в 2007-2008 гг.

Promo-технологии выбраны неслучайно, так как именно эта форма проведения PR-акций является наиболее популярной в г. Магнитогорске. Из всех promo-кампаний, проведенных за указанный период времени, 20% представляют собой дегустации, в то время как 80% - распространение печатной продукции (листовок, информационных буклетов, флаеров), причем из них только 30% предлагают потенциальному потребителю специальные условия (подарок при покупке, дополнительная скидка и т.п.), оставшиеся 70% содержат только общую информацию о компании.

При выборе такой стратегии успех promo-кампании в большей степени зависит от качества работы промоутера. Так, в ходе одной акции при неизменных внешних условиях (время суток, день недели, целевая аудитория, условия акции) со сменой промоутеров объем продаж снизился в среднем на 17%.

Ещё одним условием, обеспечивающим успех кампании, является адекватный выбор целевой аудитории. Данная проблема тесно связана со спецификой самих promo-акций, проводимых в г. Магнитогорске. Большинство компаний являются региональными представительствами, полностью зависящими от головных офисов. Отсюда условия акций, печатная продукция, целевая аудитория и т.п. определяются маркетинговыми отделами компаний с опорой на данные, полученные в центрах. Следует отметить, что показатели уровня доходов, качества жизни, а соответственно и потребления в крупных городах-центрах, таких как Москва или Екатеринбург, превышают те же показатели в г. Магнитогорске. Именно поэтому возрастает роль социологических исследований при подготовке и проведении promo-кампаний. Большинство успешных компаний, работающих в сфере связей с общественностью, активно проводят социологические исследования. Наиболее эффективным, на наш взгляд, представляется сочетание количественных и качественных методов.

Например, если в ходе акции планируется увеличить объем продаж конкретной компании, на первом этапе, используя методы наблюдения и экспресс-опроса, необходимо составить социологический портрет среднего потребителя данного товара или услуги. Второй этап предполагает отбор нескольких средних потребителей и установление их отношения к продукту. Важно также определить, что ожидает потребитель от взаимодействия с компанией, от приобретения товара. Причем, чем выше ценовая группа товара, тем большее внимание в ходе исследования стоит уделять эмоциональному аспекту приобретения товара (престиж, чувство избранности). В этом случае, в качестве методов могут быть использованы глубинное интервью, фокус-группа. Эти же методы могут быть успешно использованы для оценки эффективности проведенной акции.

В большинстве случаев эффективность promo-кампаний определяется только изменением объема продаж, что является, с нашей точки зрения, существенным недочетом. Вследствие игнорирования мнения потребителей нарушается диалогичность коммуникации, отсюда теряется возможность эффективной корректировки недочетов при планировании последующих кампаний.

Если целью акции является вывод на рынок нового продукта, на первом этапе необходимо определить потенциального потребителя. Для этого можно использовать метод экспертных оценок, привлекая опытных маркетологов и социологов, а также опрос с использованием метода проективных ситуаций. На втором этапе необходимо определить мнение и потребности потенциального покупателя.

Однако, региональные представительства не проводят эмпирические исследования в связи с отсутствием полномочий, необходимых для принятия подобных решений. А местные компании сознательно отказываются от проведения социологических и маркетинговых исследований, не видя в них непосредственной экономической выгоды.

Итак, уровень развития PR-технологий в г. Магнитогорске остается довольно низким, что может быть следствием как отсутствия квалифицированных специалистов, так и низким уровнем экономической культуры руководителей.

Кроме того, эффективность применяемых PR-технологий снижается в связи с отсутствием креативного компонента при разработке кампаний, а также в связи с пренебрежением обратной связью.

Таким образом, очевидна необходимость социологических исследований как при выборе конкретных PR-технологий, так и при оценке их эффективности.


Заключение

 

Реклама, за последние два десятилетия став неотъемлемой частью нашей жизни, является одной из интереснейших структур в рамках функционирования институтов массовой коммуникации.

Таким образом, современная реклама - это машина человеческих желаний и потребностей, которые формируются под воздействием создания новых рекламных образов, которые так различны по своему содержанию и оформлению. Применение фотографии в рекламных образах - это дополнительная возможность стимуляции интереса у потребителей к определённому рекламируемому товару, это эффективный способ его продвижения, это возможность формирования новых потребностей и желаний.


Список литературы

 

1. Власенкс О. (2005). Машина желаний // Эксперт № 11

2. Бодрийяр Ж. (2005) Система вещей. М.

3. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / Отв. Ред. Рябов А.В., Курбангалеева Е.Ш. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2008.

4. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1999.

5. Дрю Ж-М. Ломая стереотипы: реклама, разрушающая общепринятое. СПб.: Питер, 2007.

6. Коханов, Е.Ф. Теоретические и методологические основы PR-деятельности / Е.Ф. Коханов. - М.: "РИП-Холдинг", 2008.

7. Трунов, А.А. Технологии "паблик рилейшнз" в трансформирующейся цивилизации модерна / А.А. Трунов, Е.И. Черникова. - СПб.: Алетея, 2007.

8. Чумиков, А.Н. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пособие / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. - М., 2008.

9. Астахова Т.В. Связи с общественностью для третьего сектора. М., 2006.

10. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 2007.

11. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 2007.

12. Мелиховский В.М. Социальный маркетинг. Ярославль, 2007.

13. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. СПб.: Издательство "Питер", 2006.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: