Формирование профессионально важных качеств.




Профессионально важные качества (ПВК) — это качества чело­века, влияющие на эффективность его труда по основным характе­ристикам (производительность, надежность и др.). ПВК являются основной характеристикой человеческих ресурсов, предпосылкой профессиональной деятельности. Кроме того, ПВК сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, изменяют его. В качестве ПВК могут выступать психические процессы (мыслительные, сенсорные, речевые, мнемические) и состояния, а также мотивы, отно­шения (к труду, к другим людям). Профессионально важные качества можно подразделить на группы: 1) мотивы, цели, интересы; 2) профессиональные способности, профессиональное сознание, профессиональное мышление и т. д. Мотивы, цели, интересы как человеческие ресурсы персонала организации. Управление развитием человеческих ресурсов — уп­равление мотивацией человека, его устремлениями, ценностными ориентациями, смыслом труда. Мотивация вызывает активность человека к профессиональной деятельности, потребность в ней; оп­ределяет характер цели, ценностные ориентации, мотивы профес­сиональной деятельности. Мотивация к профессиональному развитию определяется: • намерениями — осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, включающее знания о пред­назначении профессии, стремление ее избрать и принятие ре­шения в получении соответствующего образования и подго­товки; • потребностью в профессиональном труде (готовность к активности человека, вызванная его нуждой в чем-либо). Наряду с потребностью к труду у человека есть и другие — в обеспечении сво­ей жизни, в поиске смысла жизни, в достижении, в самореализации, в творческой деятельности, в присоединении к определенному со­циальному кругу, в признании, в защищенности, в безопасности, в удовлетворенности и т. д.; • профессиональной склонностью (природными задатками); • ценностными ориентациями (выработанные и принятые общест­вом основания для оценки назначения труда, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правила профес­сиональной этики). Для успешной профессиональной деятельности в сфере развития человеческих ресурсов необходима мотивация успеха, позитивный настрой на результаты своего труда. Цель в профессиональной деятельности — это направленность на конечные результаты труда. Характер цели зависит от притязаний человека, его стремления достичь определенного уровня профессио­нальной деятельности. Профессиональные притязания связаны с ожиданиями человека — мысленными представлениями о своих воз­можных успехах, об отношениях с коллегами и др. Труд эффективен при наличии смысла профессиональной дея­тельности — основания для оценки человеком ее значимости лично для себя, т. е. пристрастное личностно опосредованное индивидуаль­ным опытом отношение человека к труду. Эмоции — субъективные переживания человеком успеха-неуспеха в профессиональной дея­тельности. Только будучи индивидуально эмоционально окрашен­ными, ценностные ориентации, идеалы (значения) превращаются в смыслы для конкретного человека. Совокупность смыслов (смысла жизни, профессии) образует систему личных духовных ценностей Человека, его личный профессиональный менталитет, индивидуально- профессиональное кредо. Соотношение склонностей, мотивов, целей, смыслов создает оп­ределенные профессиональные установки — стремление овладеть Профессией, получить специальную подготовку, добиться в ней ус­пеха, определенного социального статуса и др. Всякий труд начинается при готовности к профессиональной деятельности — психическое состояние, включающее осознание человеком своих целей, оценку условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, Труд человека становится более успешным при наличии профес­сиональных интересов (внешние выражения всего того, что происхо­дит в мотивационной сфере — мотивов, целей, смыслов, эмоций, притязаний), которые возникают на стадии выбора профессии, означая избирательную активность в отношении предполагаемой профессии. Одной из характеристик мотивационной сферы профессиональ­ной деятельности является адаптация. Профессиональная адапта­ция — приспособление человека к новым для него условиям труда. От нее надо отличать социально-психологическую адаптацию как приспособление личности к условиям социальной сферы. В целом человек адаптируется как целостная структура: как организм (физи­ческая адаптация), как индивид (психологическая адаптация), как личность (социальная адаптация), как субъект труда (профессио­нальная адаптация). Профессиональное приспособление, адаптация предполагает овладение человеком ценностными ориентациями в рамках данной профессии, осознание мотивов и целей в ней, сближение ориентиров человека и профессиональной группы, вхождение в ролевую струк­туру этой группы, а также приспособление, принятие для себя всех компонентов профессиональной деятельности (ее задач, предмета, способов, средств, результатов, условий в рамках данной профес­сии). Со временем профессиональная адаптация приобретает актив­ный характер, поскольку человек не только приспосабливается к профессии, но и профессию приспосабливает к себе. Нарушения адаптации или трудности в ней называют дезадапта­цией. Она выражается в уходе из профессии, в производственном браке, в конфликтах, в текучести кадров. Ведущим компонентом и данной сфере является профессиональное самоопределение, которое включает: • принятие роли профессионала; • нахождение источника профессионализма в себе самом; • приспособление индивидуальности к профессии; • следование логике индивидуального, личного саморазвития на благо других людей; • принятие себя как профессионала на основании сравнения с эта­лоном; • установка на самовосполнение в ходе активности; • развитие индивидуальности средствами профессии; • учет зоны субъективной ответственности в труде на основе уровня профессиональных притязаний; • смысл профессии для конкретного человека.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: