Профессионально важные качества (ПВК) — это качества человека, влияющие на эффективность его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.). ПВК являются основной характеристикой человеческих ресурсов, предпосылкой профессиональной деятельности. Кроме того, ПВК сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, изменяют его. В качестве ПВК могут выступать психические процессы (мыслительные, сенсорные, речевые, мнемические) и состояния, а также мотивы, отношения (к труду, к другим людям). Профессионально важные качества можно подразделить на группы: 1) мотивы, цели, интересы; 2) профессиональные способности, профессиональное сознание, профессиональное мышление и т. д. Мотивы, цели, интересы как человеческие ресурсы персонала организации. Управление развитием человеческих ресурсов — управление мотивацией человека, его устремлениями, ценностными ориентациями, смыслом труда. Мотивация вызывает активность человека к профессиональной деятельности, потребность в ней; определяет характер цели, ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности. Мотивация к профессиональному развитию определяется: • намерениями — осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, включающее знания о предназначении профессии, стремление ее избрать и принятие решения в получении соответствующего образования и подготовки; • потребностью в профессиональном труде (готовность к активности человека, вызванная его нуждой в чем-либо). Наряду с потребностью к труду у человека есть и другие — в обеспечении своей жизни, в поиске смысла жизни, в достижении, в самореализации, в творческой деятельности, в присоединении к определенному социальному кругу, в признании, в защищенности, в безопасности, в удовлетворенности и т. д.; • профессиональной склонностью (природными задатками); • ценностными ориентациями (выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правила профессиональной этики). Для успешной профессиональной деятельности в сфере развития человеческих ресурсов необходима мотивация успеха, позитивный настрой на результаты своего труда. Цель в профессиональной деятельности — это направленность на конечные результаты труда. Характер цели зависит от притязаний человека, его стремления достичь определенного уровня профессиональной деятельности. Профессиональные притязания связаны с ожиданиями человека — мысленными представлениями о своих возможных успехах, об отношениях с коллегами и др. Труд эффективен при наличии смысла профессиональной деятельности — основания для оценки человеком ее значимости лично для себя, т. е. пристрастное личностно опосредованное индивидуальным опытом отношение человека к труду. Эмоции — субъективные переживания человеком успеха-неуспеха в профессиональной деятельности. Только будучи индивидуально эмоционально окрашенными, ценностные ориентации, идеалы (значения) превращаются в смыслы для конкретного человека. Совокупность смыслов (смысла жизни, профессии) образует систему личных духовных ценностей Человека, его личный профессиональный менталитет, индивидуально- профессиональное кредо. Соотношение склонностей, мотивов, целей, смыслов создает определенные профессиональные установки — стремление овладеть Профессией, получить специальную подготовку, добиться в ней успеха, определенного социального статуса и др. Всякий труд начинается при готовности к профессиональной деятельности — психическое состояние, включающее осознание человеком своих целей, оценку условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, Труд человека становится более успешным при наличии профессиональных интересов (внешние выражения всего того, что происходит в мотивационной сфере — мотивов, целей, смыслов, эмоций, притязаний), которые возникают на стадии выбора профессии, означая избирательную активность в отношении предполагаемой профессии. Одной из характеристик мотивационной сферы профессиональной деятельности является адаптация. Профессиональная адаптация — приспособление человека к новым для него условиям труда. От нее надо отличать социально-психологическую адаптацию как приспособление личности к условиям социальной сферы. В целом человек адаптируется как целостная структура: как организм (физическая адаптация), как индивид (психологическая адаптация), как личность (социальная адаптация), как субъект труда (профессиональная адаптация). Профессиональное приспособление, адаптация предполагает овладение человеком ценностными ориентациями в рамках данной профессии, осознание мотивов и целей в ней, сближение ориентиров человека и профессиональной группы, вхождение в ролевую структуру этой группы, а также приспособление, принятие для себя всех компонентов профессиональной деятельности (ее задач, предмета, способов, средств, результатов, условий в рамках данной профессии). Со временем профессиональная адаптация приобретает активный характер, поскольку человек не только приспосабливается к профессии, но и профессию приспосабливает к себе. Нарушения адаптации или трудности в ней называют дезадаптацией. Она выражается в уходе из профессии, в производственном браке, в конфликтах, в текучести кадров. Ведущим компонентом и данной сфере является профессиональное самоопределение, которое включает: • принятие роли профессионала; • нахождение источника профессионализма в себе самом; • приспособление индивидуальности к профессии; • следование логике индивидуального, личного саморазвития на благо других людей; • принятие себя как профессионала на основании сравнения с эталоном; • установка на самовосполнение в ходе активности; • развитие индивидуальности средствами профессии; • учет зоны субъективной ответственности в труде на основе уровня профессиональных притязаний; • смысл профессии для конкретного человека. |