к.п.н., доцент
кафедры теории и истории педагогики
ИППО ГБОУ ВПО МГПУ
Экзаменационные вопросы по педагогике
для студентов 2 курса ИКИ заочного отделения (группа колледжа)
I. Вопросы по разделу «История образования и педагогической мысли».
1. Образование как социальный феномен, его общечеловеческий и конкретно-исторический характер.
2. Зарождение воспитания в первобытном обществе.
3. Образование и воспитание в древних государствах: Месопотамия, Египет, Индия, Китай.
4. Воспитание в эпоху античности. Спартанская и афинская системы воспитания.
5. Образование в Древнем Риме. Педагогические взгляды Квинтилиана (42 - 118 гг. н.э.).
6. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в эпоху Средневековья.
7. Педагогическая мысль и школа в Западной Европе в эпоху Возрождения.
8. Педагогические взгляды Я.А. Коменского. «Великая дидактика» Я.А. Коменского и ее значение для педагогики.
9. Школа и педагогика в Европе в Новое Время (ХVII – ХVIII вв.). Педагогические взгляды Дж. Локка.
10. Теория свободного и естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо.
11. Концепция развивающего обучения И.Г. Песталоцци.
12. Педагогическая теория И.Ф.Гербарта.
13. Педагогические идеи и деятельность М. Монтессори.
14. Педагогические взгляды Д. Дьюи.
15. Великий русский педагог К.Д. Ушинский.
16. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н.Толстого (1828 -1910 гг.).
17. Теория и практика воспитания в труде и в коллективе А.С. Макаренко.
18. Педагогическая деятельность и взгляды В.А. Сухомлинского.
19. Сущность и направленность реформы отечественного образования на современном этапе развития.
20. Связь педагогики и психологии в трудах известных ученых прошлого.
|
II. Вопросы по разделу «Общая педагогика».
1. Объект, предмет, задачи и функции педагогики.
2. Структура педагогической науки, ее связь с другими науками и практикой.
3. Основные категории и понятия педагогики (образование, обучение, воспитание, педагогическая ситуация, педагогическая задача).
4. Педагогический процесс как целостное явление, его сущность и движущие силы.
5. Закономерности и принципы педагогического процесса.
6. Процесс обучения: понятие, функции, структура.
7. Виды обучения (традиционное обучение, проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение).
8. Методы обучения и их современная многомерная классификация.
9. Средства обучения, их типология, характеристика. Современные технические средства обучения.
10. Формы организации обучения.
11. Мотивация учебной деятельности. Познавательные интересы и потребности.
12. Сущность и особенности педагогической деятельности.
13. Основы педагогического мастерства. Педагогическая техника как компонент педагогического мастерства.
14. Педагогическое взаимодействие и педагогическое общение. Стили педагогического взаимодействия.
15. Педагогическая этика как базовый элемент профессиональной культуры педагога.
16. Воспитание в педагогическом процессе: сущность, принципы, цели, задачи, содержание, функции.
17. Методы и приемы воспитания, их специфика.
18. Современные подходы к проблемам образования. Гуманизация образования как социально-педагогический принцип, его сущность.
19. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Дифференциация и индивидуализация обучения.
|
20. Конфликты в педагогическом процессе и их преодоление.
! – в билете будет два вопроса, по одному из каждого раздела.
Литература для подготовки:
По первому разделу (один из указанных ниже учебников – они альтернативные):
1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М., 2003 г.
2. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России /Под ред. З.И. Васильевой. – М., 2002 г.
3. История педагогики и образования /Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001 г.
4. Латышина Д.И. История педагогики: история образования и педагогической мысли. – М., 2002 г.
По второму разделу ( также подойдет один из указанных учебников
5. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого.
6. Педагогика/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов.
7. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов:
Год издания не указываю, они переиздавались, и желательны более поздние издания – после 2000 г.
Совет: По истории педагогики (по персонам) хорошо готовиться по Российской педагогической энциклопедии (она в 2-х томах, в наших библиотеках на дом не выдается, но можно взять в читальный зал, или у кого-то будет другой вид доступа к ней – на работе или еще как-то).
Можно использовать материалы из Интернета, но следить за тем, чтобы они были проверенные, из справочников и энциклопедий (Википедия не желательна!)
«Бонус»: По историческим и другим вопросам возможны будут ответы с использованием собственных заготовок, которые могут иметь вид:
- по истории педагогики – таблица, подготовленная самим студентом (должно быть видно авторство и явное отличие от таблицы другого студента – и не только в порядке расположения персон), в которой будут отражены (кратко, но содержательно):
|
ФИО и годы жизни | Основные сведения о персоне (кто такой, чем прославился в истории, основные этапы творчества и др.) | Наиболее значимые педагогические идеи, результаты педагогической деятельности | 1)Основные педагогические труды (книги, трактаты и пр.). 2) 3-5 цитат* из трудов, отражающие наиболее яркие (на ваш взгляд) педагогические идеи и позиции |
* Для выписки цитат рекомендую использовать Краткую хрестоматию по истории зарубежной и отечественной педагогической мысли: Учебное пособие для вузов /Под общ.ред. И.П. Андриади. – М.: МГПУ, 2007.
- по общей педагогике – педагогический словарь: определения основных педагогических понятий, которые встретятся при подготовке.
С использованием таких «заготовок» я смогу согласиться, но при условии,что буду уверена в их оригинальном авторстве (относительно «заготовок» других студентов и просто листочков, вынутых из принтера и читаемых непосредственно в процессе ответа). То есть я могу их разрешить, если буду уверена, что они – результат именно вашей учебной работы и подготовки к экзамену. При этом нужно быть готовыми говорить по вопросу и «за рамками» заготовок, а также отвечать на вопросы. Зверствовать мне совсем не свойственно, но и попустительствами я отнюдь не славлюсь. Стараюсь работать так, чтобы честная подготовка получила честную оценку.
Надеюсь, что такая позиция будет понята и принята, поскольку она отвечает нашим взаимным интересам.
Уверена в возможности благополучно подготовиться и сдать экзамен.
Готова ответить на подготовленные группой вопросы на консультации перед экзаменом.
Желаю непременных успехов!
С уважением, Смирнова Ирина Эдуардовна.